Конспект урока тема: "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Конспект урока по тематическому планированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_3-1_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3-1 классе

Предмет: математика.

Учитель: Петрашкевич Ирина Валерьевна

Тема: Решение задач на уменьшение числа в несколько раз

Тип урока: закрепление изученного материала

Цели:

   1. Закрепить умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз;        

   2. Сравнить решение задач данного вида с задачами на уменьшение числа на несколько единиц;  сделать соответствующие выводы;

   3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки умножения и деления, основываясь на их  взаимосвязи; проверить степень усвоения предыдущего материала в виде математического диктанта;

  4. Формировать абстрактное мышление, умение делать логические выводы;

          развивать зрительную и слуховую память;

    5. Пробуждать интерес к предмету через использование на уроках  интерактивной доски;  через  задания при работе по разноуровневым карточкам;

    6. Воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу в  коллективной деятельности и работе в парах.

Оборудование: интерактивная доска; схема решения задач на уменьшение числа в несколько раз; разноуровневые карточки.

 Использование образовательных технологий на уроке: информационно – коммуникативная технология; развивающего обучения; элементы здоровьесберегающей технологии;  обучение в сотрудничестве.  

Ход урока.

Организационный момент.

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к уроку.

  1. Приветствие.

         Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей.

  1. Проверка готовности к уроку.

   Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник математики, рабочая тетрадь, карандаши и линейка.

  1. Организация внимания.

Наш урок проходит в нашем классе. Мои помощники – это:

 интерактивная доска и  мои самые главные и любимые помощники – вы, ребята!

Слайд № 1.

Сообщение целей и задач урока.

 Задачи этапа: мотивировать и мобилизовать силы и способности учащихся, стимулировать их к успеху, формировать настойчивость в достижении цели.

Тема нашего урока: Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

Слайд № 2.

Цели урока.

Слайд № 3.

План урока.

Слайд № 4.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи на уменьшение числа в несколько раз. Сравним этот вид задач с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и

сделаем соответствующие выводы.

Проверка знаний предыдущих тем пройдет в виде математического диктанта. Проверять результат вы будете у своего товарища по парте самостоятельно, а мы  с мудрой совой вам в этом поможем.

Всесторонняя проверка знаний.

Задачи этапа: проверить объём и качество усвоения предыдущего материала, выявив причины появления обнаруженных недостатков в ЗУН.

Откройте свои тетради. Запишите число.

Сейчас у нас по плану математический диктант.

Для того, чтобы успешно справляться с различными заданиями, скажите:

-Какие психологические процессы мы будем использовать?

 Вспомните тему по предмету «Окружающий мир», которая называлась «Ступеньки познания человека».

Слайд № 5.                

Ступеньки познания:                   Восприятие

                                         Память

                                         Мышление

                                         Воображение

Правильно! Именно эти психологические процессы помогут нам справиться с заданиями.

Работа по разноуровневым карточкам.

Задачи этапа: проверка объёма и качества усвоения материала отдельными учащимися (теми, кто по причине болезни  мог не совсем полно усвоить материал).

Прежде, чем приступить к работе над математическим диктантом, я хочу раздать карточки с заданиями тем ребятам, которые недавно пришли в школу после болезни.

 Ребята, вы работаете по карточкам  (называю фамилии учащихся.)

Мотивация и стимулирование к успеху.

Математический диктант, так же как и любое задание, проводится с определённой целью. Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Слайд № 6.

Моя цель - проверить как вы усвоили предыдущие темы уроков, а именно:      

  1. названия компонентов действий.

              2. знание таблицы умножения и взаимосвязь умножения с делением.

              3. решение простых задач.

Желаю удачи.

Слайды  № 7, 8    текст математического диктанта.

Работа в парах.

Поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями. Начнём проверку математического диктанта.

Слайд № 9.

Каким действием решали первое задание? Почему? Докажи.

Каким действием решали следующее задание? Почему  ты выбрал именно это действие?  Докажи  и т. д.

Слайд № 10. Критерии оценок.

Внимательно посмотрите на ответы своего товарища и карандашом поставьте оценку. Посмотрите на доску.

Слайд № 11 физминутка.

Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём. Молодцы!

Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

Задачи этапа: организовать и целенаправить деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала.

Напомню вам задачу, которую вы решали сегодня на математическом  диктанте.

Пете 12 лет, а Славе 8 лет. На сколько лет Слава моложе Пети?

-Каким действием решали задачу? (Действием вычитанием)

-Почему вычитанием?  Какое правило мы знаем ещё с 1 класса?

(Дети отвечают хором: для того, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

Значит, 12 – 8 = 4 (г.)

Ответ: на 4 года Слава моложе Пети.

Усвоение новых знаний.

Задачи этапа: дать учащимся конкретное представление о выборе действия при решении задач на уменьшение числа в несколько раз; научить сравнивать с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и делать соответствующие выводы.

Слайд № 12.

Решите задачу.

В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

( Одного учащегося вызываю к доске.)

-О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о гусях и утках.)

-Что говорится о гусях? ( Гусей 9 птиц.)

-Что говорится об утках? ( Мы не знаем, сколько уток, но знаем, что их в 3 раза меньше.)

-Какой вопрос в задаче? (Сколько уток плавало в пруду?)

-Что значит «в 3 раза меньше»? ( 9 гусей разделить на 3 равные части, и уток будет столько, сколько в 1 части гусей)

-Какие слова нам помогают выбрать действие деление?  ( предлог «в», слова «раза меньше»)

Запишите решение и ответ.

Посмотрите на схему решения таких задач:

 в (несколько) раз меньше – (:)

Прочитайте задачу № 1 (2).

В зоопарке 5 белых лебедей, а чёрных на 3 меньше. Сколько чёрных лебедей?

- Что значит «на 3 лебедя меньше»? ( Значит, чёрных лебедей столько же, сколько белых, но без 3)

Решите задачу самостоятельно.

-Каким действием решали задачу?

-Какие слова нам помогли выбрать действие вычитание? ( предлог «на», слово «меньше»)

Посмотрите на схему решения таких задач:

 на (несколько) меньше - (-)

-Какой результат получили? Запишите ответ.

Закрепление знаний.

Задачи этапа: закрепить в памяти учащихся знания, умения, навыки,  необходимые им для самостоятельной работы по новому материалу, добиться глубины его понимания.

-Чем похожи эти задачи? ( В задачах говорится о птицах. В обеих задачах уменьшаем на 3.)

-В чём их главное отличие?

В 1 задаче уменьшаем в 3 раза, а значит, что выполняем действие деление, 

А во 2 задаче уменьшаем на 3 лебедя, а значит выполняем действие вычитание. 

Сделайте вывод.

Слайд № 13.

Если в задаче говорится об уменьшении числа в несколько раз, то решаем действием…..     (делением)

Если в задаче говорится об уменьшении числа на несколько единиц, то решаем действием…..     (вычитанием)

Работа с интерактивной доской

Повторяем правило.

Слайд № 14.

Решим задачу № 2 (1). Начерти два отрезка. Длина первого отрезка 10 см, а длина второго в 5 раз меньше.

 

-Какой это вид задачи? (Она геометрическая.)

- Какие правила мы знаем? ( Чертим простым карандашом по линейке аккуратно. Чертить начинаем от 0, а не от края линейки.)

-Как найти длину второго отрезка?

 

Слайд № 15.

Чтобы найти длину второго отрезка, нужно длину первого …… на 5 равных частей и взять одну часть.

-Какого слова нам не хватает?   Слова «разделить».

(Отрезок надо разделить на 5 равных частей и взять длину одной  части. Это и будет длина второго отрезка.)

10 : 5  =  2 (см)

-Какие слова нам помогли правильно выбрать решение геометрической задачи?

Слайд №16. Итог урока.

Назовите тему нашего урока.

Вспомним цели урока. Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

-Каким действием решаем задачи на уменьшение числа в несколько раз?

(Задачи на уменьшение числа в несколько раз решаем действием делением.)

Домашнее задание. (Даёт возможность гармонично связать несколько уроков по данной теме в единую систему)

Слайд №17.

Молодцы, ребята!

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Задачи на уменьшение числа в несколько раз"

В данном материале предлагается презентация к уроку по математике "Задачи на уменьшение числа в несколько раз" (3 класс "Школа России"). Конспект данного урока вы можете найти в материалах моего блока...

Конспект урока на тему: "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц"

Конспектурока по математика рассчитан на  учащихся 1 класса. Урок разработан на основе УМК "Начальная школа 21 века", так же в разработку добавлены интерактивные игры....

Конспект урока по математике 2 класс. Тема "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз".

Этот материал может быть полезен учителям при написании конспекта урока по теме "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз".На уроке реализуются следующие цели:Личностные:-развивать ...

Конспект урока математики, проведенного в 3 г классе на тему: «Задачи на уменьшение числа в несколько раз»

Конспект урока математики , тема : "Задачи на уменьшение числа в несколько раз"....

Технологическая карта урока по математике "Задачи на уменьшение числа в несколько раз"

Цель урокаСоздать условия для ознакомления обучающихся с новым понятием “периметр многоугольника”.Задачи1.Образовательные: помочь учащимся усвоить представления о периметре многоугольника ...