Программа "Математика в играх и задачах"
рабочая программа по математике (3 класс)

Шааф Елена Александровна

Программа "Математика в играх и задачах", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_igrah_i_zadachah_3_klass_23-24.docx49.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Тюменской области‌‌

Комитет образования Голышмановского городского округа‌

МАОУ "Голышмановская СОШ № 2"

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей нач.кл.

_______Л.А.Майер

Протокол №1 от «30» 08   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

________С.А. Кравченко

Протокол №1 от «30» 08   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ "Голышмановская СОШ №2"

________Н.И. Казанцева

Приказ №___ от «31» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


     учебного предмета «Математика в играх  и задачах»

для обучающихся 3  классов

                                                                                                                                                                       Составитель:  Шааф Елена Александровна,

учитель первой  категории

                                                                                                    р.п. Голышманово,‌ 2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

   Содержание курса «Математика в числах и задачах» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

        Курс «Математика в числах и задачах»  учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основное содержание обучения в программе по математике представлено разделами: «Числа. Арифметические действия. Величины», «Мир занимательных задач», «Геометрическая мозаика».

Числа. Арифметические действия. Величины. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Мир занимательных задач. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора.
«Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Геометрическая мозаика. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по математике на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения математики на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;

применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;

работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;

оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;

пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

-сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

-объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

-выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

        Базовые исследовательские действия:

-определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

-с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

-сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

-выбирать источник получения информации;

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
       -соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

-анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:
      -
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в    знакомой среде;

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

-признавать возможность существования разных точек зрения;

-корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
      - готовить небольшие публичные выступления;

-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

Совместная деятельность:

-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-ответственно выполнять свою часть работы;

-оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

-планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

-выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

Самоконтроль (рефлексия):

-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

-выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

-находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

-предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);

-оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Совместная деятельность:

-участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;

-осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- различать имена и высказывания великих математиков;

-  работать с числами – великанами;

-пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;

-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

15

1

http://www.int-edu.ru/

http://school-collection.edu.ru

http://uchi.ru/

Раздел 2. Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора.
«Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

11

http://www.int-edu.ru/

http://school-collection.edu.ru

http://uchi.ru/

Раздел 3. Геометрическая мозаика

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

8

1

http://www.int-edu.ru/

http://school-collection.edu.ru

http://uchi.ru/

Всего часов:

34

2

        

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Интеллектуальная разминка.  

 1

08.09.2023

http://uchi.ru/

http://konkurs-kenguru.ru 

2

«Числовой» конструктор».  

 1

15.09.2023

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

3

Геометрия вокруг нас.  

 1

22.09.2023

http://www.int-edu.ru/

4

Волшебные «переливания».  

 1

29.09.2023

http://school-collection.edu.ru

http://konkurs-kenguru.ru 

5

В царстве смекалки.  

 1

06.10.2023

http://uchi.ru/http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

6

«Шаг в будущее»

 1

13.10.2023

http://www.int-edu.ru/

http://konkurs-kenguru.ru 

7-8

«Спичечный» конструктор.

 2

20.10.2023

27.10.2023

http://school-collection.edu.ru

9

Числовые головоломки.  

 1

 

10.11.2023

http://school-collection.edu.ru

10

Интеллектуальная разминка.  

 1

17.11.2023

http://uchi.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

11

Математические фокусы.  

 1

24.11.2023

http://www.int-edu.ru/

12

Математические игры.  

 1

01.12.2023

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

13

Секреты чисел.  

 1

08.12.2023

http://uchi.ru/

http://konkurs-kenguru.ru 

14

Математическая копилка.  

 1

15.12.2023

http://uchi.ru/

http://puzzle-ru.blogspot.com/ 

15

Математическое путешествие.

 1

22.12.2023

http://school-collection.edu.ru

16

Контрольная работа

1

29.12.2023

http://konkurs-kenguru.ru 

http://konkurs-kenguru.ru 

17

Выбери маршрут.

 1

12.01.2024

http://www.int-edu.ru/

18

Числовые головоломки.  

 1

19.01.2024

http://www.int-edu.ru/

http://puzzle-ru.blogspot.com/ 

19

В царстве смекалки.  

 1

26.01.2024

http://uchi.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

20

Мир занимательных задач.  

 1

02.02.2024

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

21

Геометрический калейдоскоп .

 1

09.02.2024

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

22

Интеллектуальная разминка .

 1

16.02.2024

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

23

Разверни листок .

 1

28.02.2024

http://uchi.ru/

http://konkurs-kenguru.ru 

24-25

От секунды до столетия .  

 2

06.03.2024

15.03.2024

http://uchi.ru/

http://konkurs-kenguru.ru 

26

Числовые головоломки

 1

22.03.2024

http://school-collection.edu.ru

http://puzzle-ru.blogspot.com/ 

27

 Конкурс смекалки .

 1

05.04.2024

http://uchi.ru/

28-29

Это было в старину.

 2

12.04.2024

19.04.2024

http://school-collection.edu.ru

30

Математические фокусы

 1

26.04.2024

http://school-collection.edu.ru

http://konkurs-kenguru.ru 

31-32

Энциклопедия математических развлечений

 2

 

08.05.2024

17.05.2024

http://uchi.ru/

http://puzzle-ru.blogspot.com/ 

33

Контрольная работа

1

24.05.2024

http://konkurs-kenguru.ru 

34

Математический лабиринт.  

 1

http://school-collection.edu.ru

http://konkurs-kenguru.ru 

Учебно-методические средства обучения

 

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-

тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-

ности. — М., 2006.

11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для

детей. — М. : АСТ, 2006.

15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"

Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"  по программе Горячева А.В.В ресурсе представлены презентации к 13 урокам с типовыми упражнениями из 4-х разделов курса....

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование  для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....

Внеурочное занятие по курсу "Информатика в играх и задачах", 1 класс

Занятие разработано для внеурочной деятельности по программе А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах", 1 классВ ходе всего занятия используется интерактивная доска....

Урок информатики в играх и задачах

Конспект по внеурочной деятельности 1 класс "Информатика в играх и задачах"...