Программа "Математика в играх и задачах"
рабочая программа по математике (3 класс)
Программа "Математика в играх и задачах", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_igrah_i_zadachah_3_klass_23-24.docx | 49.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Комитет образования Голышмановского городского округа
МАОУ "Голышмановская СОШ № 2"
РАССМОТРЕНО ШМО учителей нач.кл. _______Л.А.Майер Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________С.А. Кравченко Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ "Голышмановская СОШ №2" ________Н.И. Казанцева Приказ №___ от «31» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика в играх и задачах»
для обучающихся 3 классов
Составитель: Шааф Елена Александровна,
учитель первой категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Математика в числах и задачах» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Математика в числах и задачах» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основное содержание обучения в программе по математике представлено разделами: «Числа. Арифметические действия. Величины», «Мир занимательных задач», «Геометрическая мозаика».
Числа. Арифметические действия. Величины. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Мир занимательных задач. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Геометрическая мозаика. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по математике на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения математики на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;
пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
-сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
-объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
-выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
Базовые исследовательские действия:
-определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
-с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
-сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией:
-выбирать источник получения информации;
-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
-соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
-анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
Совместная деятельность:
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
-выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль (рефлексия):
-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
-выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
-находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;
-предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
-оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
-участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
-осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
-пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||||
Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины | |||||||
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | 15 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||||
Раздел 2. Мир занимательных задач. | |||||||
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. | 11 | http://school-collection.edu.ru | |||||
Раздел 3. Геометрическая мозаика | |||||||
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | 8 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||||
Всего часов: | 34 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Интеллектуальная разминка. | 1 | 08.09.2023 | http://konkurs-kenguru.ru | ||
2 | «Числовой» конструктор». | 1 | 15.09.2023 | |||
3 | Геометрия вокруг нас. | 1 | 22.09.2023 | |||
4 | Волшебные «переливания». | 1 | 29.09.2023 | http://school-collection.edu.ru http://konkurs-kenguru.ru | ||
5 | В царстве смекалки. | 1 | 06.10.2023 | http://uchi.ru/http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 | ||
6 | «Шаг в будущее» | 1 | 13.10.2023 | http://konkurs-kenguru.ru | ||
7-8 | «Спичечный» конструктор. | 2 | 20.10.2023 27.10.2023 | http://school-collection.edu.ru | ||
9 | Числовые головоломки. | 1 |
| 10.11.2023 | http://school-collection.edu.ru | |
10 | Интеллектуальная разминка. | 1 | 17.11.2023 | |||
11 | Математические фокусы. | 1 | 24.11.2023 | |||
12 | Математические игры. | 1 | 01.12.2023 | |||
13 | Секреты чисел. | 1 | 08.12.2023 | http://konkurs-kenguru.ru | ||
14 | Математическая копилка. | 1 | 15.12.2023 | |||
15 | Математическое путешествие. | 1 | 22.12.2023 | http://school-collection.edu.ru | ||
16 | Контрольная работа | 1 | 29.12.2023 | http://konkurs-kenguru.ru http://konkurs-kenguru.ru | ||
17 | Выбери маршрут. | 1 | 12.01.2024 | |||
18 | Числовые головоломки. | 1 | 19.01.2024 | |||
19 | В царстве смекалки. | 1 | 26.01.2024 | |||
20 | Мир занимательных задач. | 1 | 02.02.2024 | |||
21 | Геометрический калейдоскоп . | 1 | 09.02.2024 | |||
22 | Интеллектуальная разминка . | 1 | 16.02.2024 | |||
23 | Разверни листок . | 1 | 28.02.2024 | http://konkurs-kenguru.ru | ||
24-25 | От секунды до столетия . | 2 | 06.03.2024 15.03.2024 | http://konkurs-kenguru.ru | ||
26 | Числовые головоломки | 1 | 22.03.2024 | |||
27 | Конкурс смекалки . | 1 | 05.04.2024 | |||
28-29 | Это было в старину. | 2 | 12.04.2024 19.04.2024 | http://school-collection.edu.ru | ||
30 | Математические фокусы | 1 | 26.04.2024 | http://school-collection.edu.ru http://konkurs-kenguru.ru | ||
31-32 | Энциклопедия математических развлечений | 2 |
| 08.05.2024 17.05.2024 | http://puzzle-ru.blogspot.com/ | |
33 | Контрольная работа | 1 | 24.05.2024 | http://konkurs-kenguru.ru | ||
34 | Математический лабиринт. | 1 | http://school-collection.edu.ru http://konkurs-kenguru.ru |
Учебно-методические средства обучения
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-
тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-
ности. — М., 2006.
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для
детей. — М. : АСТ, 2006.
15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"
Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах" по программе Горячева А.В.В ресурсе представлены презентации к 13 урокам с типовыми упражнениями из 4-х разделов курса....
Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...
Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс
Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....
Рабочая программа 2 класс по предмету "Информатика в играх и задачах". Автор А.В.Горячев.
Предмет "Информатика в играх и задачах" автор А.В.Горячев...
Внеурочное занятие по курсу "Информатика в играх и задачах", 1 класс
Занятие разработано для внеурочной деятельности по программе А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах", 1 классВ ходе всего занятия используется интерактивная доска....
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ СРЕДСТВАМИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ»
Статья раскрывает особенности интеграции ИКТ в учебный процесс в начальной школе...
Урок информатики в играх и задачах
Конспект по внеурочной деятельности 1 класс "Информатика в играх и задачах"...