Урок математики 1 класс «Приёмы вычитания с переходом через десяток».
план-конспект урока по математике (1 класс)
Урок математики 1 класс «Приёмы вычитания с переходом через десяток».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ.
ТЕМА УРОКА: «Приёмы вычитания с переходом через десяток».
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с общим приёмом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закрепления умений решать задачи и выражения изученных видов; развития навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): знать приём вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; уметь решать задачи и выражения изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку с доски или контрольного листа; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; представлять цепочки объектов и явлений; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство.
Личностные: имеют познавательный интерес.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к работе. | Цель: Включение учащихся в деятельность. Долгожданный дан……. Начинается ……… - Какой урок начинается? - Зачем нужно знать математику? Знают взрослые и дети – Без умения считать Плохо жить на свете! - А сейчас улыбнулись друг другу. Пожелайте удачи себе на сегодняшнем уроке; пожелайте удачи на уроке друг другу. - А теперь скажите, что пригодится для успешной работы на уроке? (внимание, умение слушать друг друга, не перебивать друг друга, умение работать вместе, помогать друг другу). - А сейчас прочитайте пословицу, записанную на доске, и объясните, как вы её понимаете. Пословица « Век живи – век учись». | Сообщают о готовности к уроку. Договаривают строчки стихотворения. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют пожелания учителя. Читает хорошо читающий ученик пословицу с доски. | Положительное отношение к учению, предмету математика, познавательной деятельности. ( Л.) |
2. Актуализация полученных ранее знаний. | Организация математической разминки. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания и выявления затруднений».
Здесь два числа, А между ними знак, Но не прочту никак. Ребята, вы мне помогите И выражение прочтите. 5 + 6 - Спасибо за старание. Вот вам ещё испытание. Прочитайте следующее выражение. 11 – 6 - Замечательно. Что интересного между этими двумя выражениями вы заметили? (связаны между собой). -Вспомните математическое правило и проговорите его сначала себе, а затем соседу по парте. -Используя это правило, составьте ещё одно выражение. (11 – 5) 2. Я предлагаю вам игру И три числа вам задаю. А вы на числа посмотрите, Что с ними делать предложите. 5, 7, 12 6, 8, 14 9, 6, 15 Игра проводится по рядам. - Какие два математических правила вы использовали при составлении данных выражений? 3.Задачки порешайте. Но они в стихах. Отвечать нужно быстро. ( На доске появляются картинки - сюрпризики; на каждой картинке задачка). Картинка – мышка. Мышки в норке не шумели, К кошке в лапки не хотели, 5 тихонько грызли корку, 6 затеяли уборку. Сколько мышек посчитай И ответ скорее дай. ( 11) - Как вы сосчитали? Картинка – тучка. Ветер ночью сладко спал, Ветер утром спать устал, Развернулся, потянулся, Тучки по небу погнал: 7 корабликов летучих, 8 ёжиков колючих. Сосчитайте, сколько тучек?(15) - Как вы узнали? Картинка – грибок. Тучки хмурились, сердились, Тучки дождиком пролились. Улыбнулось солнце рыжее- Показались 8 рыжиков, Рядом с ними 3 волнушки, Неразлучные подружки. У кого ответ готов, Сколько выросло грибов? (11) - Расскажите, как вы считали? Картинка – зонтик. В магазине на витрине 17 зонтиков лежало синих, Покупатели 9 зонтиков купили. Вы, наверное, догадались, Там зонты ещё остались? - А сколько там осталось зонтов? -Какие задачки вам было решать легко? Какую из предложенных задач оказалось решить сложнее? А почему вам оказалось последнюю задачку решить сложнее? | Учащиеся по - разному читают выражение (5 плюс 6; сумма чисел 5 и 6; первое слагаемое 5, второе слагаемое 6; 5 увеличить на 6). Учащиеся читают (разность чисел 11 и 6; уменьшаемое 11, вычитаемое 6; 11 уменьшить на 6). Стараются найти взаимосвязь. Проговаривают сначала себе, затем работают в паре, проговаривая это правило друг другу. Дети составляют устно ещё одно выражение. Работают в группах. Выходят к доске и записывают выражения, используя данные числа. 5+7=12 6+8=14 7+5=12 8+6=14 12 – 5=7 14-6=8 12 – 7=5 14 – 8=6 9 + 6=15 6 + 9=15 15 – 9=6 15 – 6=9 Дети отвечают на поставленный вопрос. Учащиеся решают задачки в стихах, объясняют свой выбор решения задачи. Ответы учащихся (таблицу сложения мы уже знаем, а вот таблицу вычитания мы ещё не проходили). | Обобщение, классификация, сравнение, способность выполнять логические операции (П.) Умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль, вступать в учебное сотрудничество. ( К.) Умение слушать собеседника, подчиняться законам коллектива, помогать друг другу. ( К.) Обобщение, классификация, способность выполнять логические операции , умение применять полученные знания ( П.) |
3.Постановка учебной задачи. Формулирование учащимися целей урока. Цель: обсуждение затруднений. | - Почему же, ребята, у нас возникли затруднения при решении последней задачи? - Чего мы с вами не знаем? - Чему нам предстоит сегодня научиться? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Какие задачи нам предстоит выполнить сегодня на уроке, чтобы успешно усвоить изучаемый материал? - Как вы думаете, сможем ли мы сегодня на уроке узнать общие приёмы вычитания чисел с переходом через десяток? - Какими качествами мы должны обладать, чтобы добиться каких – либо успехов в достижении поставленных задач? | Ответы учащихся. ( Мы не знаем таблицу вычитания; нам предстоит этому сегодня научиться.) Пытаются сформулировать тему урока; проверяют свои предположения с учебником. Дети пытаются сформулировать задачи урока. | Умение сформулировать свои затруднения; умение обосновывать свои суждения. ( П.) Умение определять тему урока, цели урока, задачи урока. ( Р.) В сотрудничестве с учителем умение ставить задачи ( Р.). |
4. Планирование. | - Давайте попробуем составить план, по которому мы будем работать, чтобы узнать общие приёмы вычитания чисел с переходом через десяток. - Что будет самое главное на сегодняшнем нашем уроке? | Учащиеся рассуждают и приходят к выводу: надо вспомнить таблицу сложения чисел в пределах 20; хорошо знать состав чисел второго десятка. | Умение применять полученные знания на практике. ( П.) |
5. Практическая деятельность. | 1. На интерактивной доске карточки с примерами. 5+7 11 -7 18 – 9 7 +6 8+3 16 – 8 15 – 7 9 +2 - На какие две группы можно распределить данные карточки? - Почему нам легко найти значение выражений на сложение? - Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?
Цель: Обсуждение проекта выхода из затруднения. - Ребята, ваши предложения по выходу из сложившегося затруднения - Нам предстоит выполнить сложение на оставшихся карточках. - А может быть кто – то знает ещё один приём вычитания? - Какое может возникнуть затруднение при выполнении вычитания вторым способом? | Распределение примеров по группам. Рассуждения учащихся: сложение и вычитание; умеем находить значение и не умеем находить значение. Учили таблицу сложения. Научиться вычитать с переходом через десяток. Предлагают варианты выхода из сложившегося затруднения. Решают с проговариванием, вычитают по частям, т.е убавляют до десятка. Надо вспомнить таблицу сложения в пределах 20. Плохо знаем таблицу сложения в пределах 20. | Умение применять полученные знания. ( П.) Работа в сотрудничестве с учителем. ( Р.) Способность планировать свои действия выхода из сложившейся ситуации. ( Р.) Способность действовать по намеченному плану для достижения результата. ( Р.) |
6. Физкультминутка. | Раз, два, три, четыре, пять, Мы умеем отдыхать. Приподнялись, чуть присели И соседа не задели. А теперь тихонько встали. На носочки поднялись, Руки опустили, А теперь присели, Коленки обхватили. Снова встали – ноги вместе И уже сидим на месте. | Выполняют физкультминутку. | |
7. Первичное закрепление. Работа с учебником. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | - А сейчас мы постараемся закрепить умение выполнять вычитание чисел с переходом через десяток. - Работать мы будем с учебником, нашим помощником. Работать будем коллективно и самостоятельно. - Кто уже научился выполнять вычитание хорошо? - У кого из вас возникли затруднения? - Что нужно знать, чтобы затруднений не возникало? | Комментированное проговаривание. (1, 2 столбики). Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой по эталону. Высказывания учащихся. | Умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателя. ( К.) Умение работать самостоятельно, умение контролировать свои действия; умение сравнивать и исправлять ошибки. ( Р.) Умение оценивать свою деятельность, находить свои затруднения и причины их возникновения. ( Р.) |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | - Сейчас вы будете работа в парах. Давайте вспомним с вами правила работы в парах. - Решите только те примеры, в которых необходимо применение знаний, полученных сегодня на уроке. А затем решите примеры, которые мы изучили ранее. | Работать дружно, не мешать остальным, помогать друг другу. Работают в парах. | Умение договариваться; слушать друг друга. ( К.) Осуществление действий по заданному плану. ( Р.) |
9. Решение задач. | Работа с интерактивной доской. (Электронное приложение к учебнику). | Решают задачи. Проверяю по эталону. | Применение полученных знаний. ( П.). Умение контролировать свои действия, проверять , находить ошибки. ( Р.) |
10. Рефлексия. 11. Итоги урока. | - Какие задания вам особенно понравились на сегодняшнем уроке? - Что было легко выполнять? -Что было трудно? - Почему у нас с вами возникли затруднения? - Оцените свою работу с помощью фишек, которые у вас лежат на парте. - Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце нашего урока. - Я рада, что у вас хорошее настроение, несмотря на наши затруднения. - Дополните предложения на доске: Сегодня на уроке я узнал (а) ……….. Сегодня на уроке я научился (научилась)…… Я теперь знаю……. | Оценивают свою работу с помощью фишек. Оценивают своё настроение с помощью смайлика. Высказывания детей. | Строить собственное высказывание на тему возникших затруднений. ( П.) Умение оценивать свою работу на уроке. (Р.) Умение выделять нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности. ( Л.) Умение выражать свои мысли. ( К.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе «Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»
«Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»...
Урок математики "Сложение и вычитание с переходом через десяток"
Разработка урока по теме "Сложение и вычитание в пределах 100"...
конспект урока математики по теме: Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток /1 класс/ УМК "Школа России"
на уроке дети знакомятся с приёмом вычитания в пределах 20 с переходом через 10...
Конспект урока математики " Сложение и вычитание без перехода через десяток" 3 класс АООП "(вариант1, 8.3)
Данный урок разработан для обучающихся с нарушением в интеллектуальной сфере( вариант 1 и 8.3)...
Технологическая карта урока математики «Общие приемы вычитания с переходом через десяток» ( УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений выполнять вычитание с переходом через десяток в пределах двадцатиЗадачи урокаДидактические:Научить выполнять вычитание с ...
Конспект урока по математике.Тема:"Общие приёмы вычитания с переходом через десяток".(УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с приёмом табличного вычитания по частям и приёмом, основанном на взаимосвязи суммы и слагаемых. Познакомить с общими приемами табличного вычитани...
Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание с переходом через десяток" 3 класс, АООП 1
Материал предназначен для учителей, работающих по адаптированным основным образовательным программам в начальной школе....