ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Студент: Коваленко Екатерина Максимовна
Дата: 19.10.2023
Предмет: Математика
ОС: Школа России
Класс: 2
Тема: Порядок выполнения действий. Скобки.
Цели:
Содержательная: формирование условия для знакомства с порядком выполнения действий при вычислениях.
Деятельностная: формирование умения находить значения выражений со скобками.
Задачи:
Дидактические:
1. Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100
2. Находить число большее или меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100), большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20)
3. Устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100
4. Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно, умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения
5. Находить неизвестный компонент сложения, вычитания
6. Использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины
(сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час), стоимости
(рубль, копейка);
Развивающие:
1. Устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие);
2. Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
3. Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
4. Комментировать процесс вычисления, построения, решения
5. Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии
6. Ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять
7. Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
8. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
9. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;
Воспитательные:
1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Выполняет арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 100 — устно и письменно.
2. Находит неизвестный компонент сложения, вычитания, умножения и деления.
3. Устанавливает и соблюдает порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления.
4. Решает текстовые задачи в одно-два действия: представляет задачу (краткая запись); планирует ход решения текстовой задачи в два действия, оформляет его в виде арифметического действия/действий, записывает ответ.
5. Находит периметр прямоугольника.
6. Проверяет правильность вычислений.
Личностные:
1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Устанавливает связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие);
2. Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
3. Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различает, характеризует, использует для решения учебных и практических задач;
Регулятивные:
1. Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий;
2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивает их;
3. Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведёт поиск путей преодоления ошибок;
Коммуникативные:
1. Комментирует процесс вычисления, построения, решения;
2. Объясняет полученный ответ с использованием изученной терминологии;
3. Ориентируется в алгоритмах: воспроизводит, дополняет.
Оборудование: учебник; презентация; карточки: задания, листы самооценки.
Образовательные ресурсы: Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С.38-39: ил. – (Школа России).
План урока:
1.Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Работа с пословицей. Этический заряд
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Устный счёт
2.2. Работа с карточками
3. Этап выявления места и причины затруднение
3.1. Проблемная ситуация
3.2. Формулирование проблемы урока
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Знакомство с правилом. Самостоятельное формулирование правила.
5.2. Работа с правилами в парах
5.3. Коллективное выполнение №1 стр. 38. с комментированием.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Выполнение №2 стр. 38. с комментированием.
6.2. Работа в парах с взаимопроверкой.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Самостоятельная работа с тестом
8. Этап включения в систему знаний и повторения
8.1. Решение задачи №4 стр.38.
8.2. Решение задачи №5 стр.39.
9. Этап рефлексии учебной деятельности
9.1. Подведение итогов
9.2. Самооценка
9.3. Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Пл. рез. |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Максимовна, и сегодня урок математики у вас проведу я, присаживайтесь пожалуйста. 1.2. Проверка готовности к уроку - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должна лежать пенал, учебник, рабочая тетрадь и раздаточный материал. 1.3. Работа с пословицей - Дети, на слайде представлена пословица - … прочти вслух классу «Без терпенья нет ученья.» - Как вы думаете, что хотел сказать народ этой пословицей (учение требует времени и терпения.) - Ребята, я желаю вам быть сегодня быть внимательными и терпеливыми чтобы узнать новое. |
Дети настраиваются на работу.
| Фронтальная | Л1, Л2, Пр3, Пр6, К1, К2
|
2. Этап актуализации пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений индивидуальной деятельности каждого учащегося
| 2.1. Устный счет. -Чтобы открыть что-то новое, нам необходимо повторить, что мы уже с вами знаем. 1). Назовите число, которое следует при счёте за числом 60, 88, 30 2) Назовите число, которое предшествует числу 48, 60, 28 3) Назовите число, которое равно произведению чисел 21 и 3 Проверка: 61, 89, 31; 47, 59, 27; 61. Какие числа получились? Что вы можете о них сказать? (Получились двузначные числа) 2.2. Работа с карточками. -Дети, у вас на парте лежит карточка №1. Возьмите ее -Итак, настроение у нас замечательное и я предлагаю вам приступить к работе. Задание 1. Сравни, поставь знаки >, < или =. 12 - 6 ○ 14 - 5 12 + 10 ○ 10 + 12 15 - 9 ○ 13 - 9 16 - 8 ○ 11 - 3 Задание 2. Вычисли удобным способом. 7 + 8 + 3 + 2 18 + 11 + 2 + 9 6 + 2 + 8 + 4 17 + 5 + 5 + 3 Задание 3. Составь по краткой записи задачу и реши ее. Было — ?, 6 кг и 9 кг. Продали — 8 кг. Осталось — ? Составь задачу, обратную данной, и запиши ее кратко. |
Пример задачи: В магазине было 6 кг гречки и 9 кг риса. До обеда 8 кг. крупы продали. Сколько всего крупы осталось в магазине. 1) 6+9=15 (кг) крупы было всего 2) 15-8=7 (кг) осталось Обратная: В магазине было 6 кг гречки и 9 кг риса. После того как часть крупы продали, осталось всего 7 кг. крупы. Сколько крупы продали в магазине. Было 6 и9 Продали ? Осталось 7 -Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. | Выполняют математические вычисления (устные приемы) 1) 61, 89, 31. 2) 47, 59, 27. 3) 61.
1) < 2) > 3)= 4)=
(7 + 3) + (8 + 2) = 20 (18 + 2) + (11 + 9) = 40 (6 + 4) + (8 + 2) = 20 (17 + 3)+ (5+ 5) = 30
| Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная | Пр2, Пр3, П1, П2, К1, К 2, Л1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Проблемная ситуация - Дети, а мы продолжаем выполнять задание. (На доске записаны примеры) 20 - 9 + 8 = 19 20 - 9 + 8 = 3 -Рассмотрите примеры. Сравните. Чем они похожи? Чем отличаются? -Почему в этих примерах разные ответы? -Какой из этих примеров решен верно? (Первый) -А кто уже знает, что нужно сделать со вторым выражением, чтобы оно стало верным? (Поставить скобки) (Если дети затрудняются, это говорит учитель) 3.2. Формулирование проблемы урока. - Чего мы не знаем? (Как показать, в каком порядке нужно выполнять действия в некоторых примерах) - О чём сейчас говорили? (О порядке выполнения действий) | Первое Сначала выполнили вычитание, а потом сложение Сначала сложить 9 и 3, а затем из 20 вычесть их сумму
Формулируют проблему урока. | Фронтальная
Фронтальная | Пр4, П2, К2, Л1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1 Формулирование темы урока -Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (Порядок выполнения действий) 4.2. Формулирование цели урока -Какую цель мы поставим перед собой на урок? (Научиться обозначать в записи порядок действий) 4.3. Формулирование задач урока - Какие задачи мы поставим перед собой? ( получить знания по данной теме и применить их) 4.4. Планирование своей деятельности - Что мы будем делать? Чем будем пользоваться для достижения поставленных целей и задач? | Формулируют тему урока.
Формулируют цель урока.
Формулирование задач урока. Планируют деятельность урока. | Фронтальная | П2, Р1, К1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися ново-го способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Знакомство с правилом. Самостоятельное формулирование правила. - Ребята, посмотрите на слайд. 10- - –Прочитайте запись.
- – Какое действие нужно выполнить первым?
- – Почему?
- – Как называется то, что записано в скобках?
- Из числа 10 мы вычитаем сумму. Для того чтобы выделить сумму и показать, что первым действием в данном примере будет сложение, в математике используют скобки. По-другому наш пример можно записать 10-(5+2). (Учитель записывает пример на доске) - Что показывают скобки? - Давайте вычислим ответ.
10-(5+2)=3 1) 5+2=7 2) 10-7=3 - Можно не указывать порядок действий и укоротить запись, надписав результат, полученный в скобках, карандашом. -Какие действия выполняются первыми, если есть скобки? 5.2. Работа с правилами в парах. -Откройте учебник на стр. 38. -Прочтите задачу урока. -Кто уже сам может рассказать правило о порядке действий при вычислениях? -Прочитайте правило ещё раз. -Расскажите правила в парах друг другу. Если ваш товарищ затрудняется при ответе, задайте ему вопросы. - Ребята, кто желает рассказать, правило для всего класса? 5.3. Коллективное выполнение №1 стр. 38. с комментированием. -Ребята, как вы думаете, что нам теперь предстоит сделать? (выполнить упражнения) - Совершенно верно. Обратите внимание на упр. 1. На стр. 38. -Что изображено на рисунках? - Пожалуйста, прочитайте задание. Вслух прочитает… 6+(3+1)= 8-(2+3)= (4+6)-3= (6+3)+1= (8-2)+3= 4+(6-3)= -Какой вывод вы сделали при решении этих примеров? ФИЗМИНУТКА Все ребята дружно встали Встать. Выпрямиться. И на месте зашагали. Ходьба на месте. На носочках потянулись, Руки поднять вверх. А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки на пояс. Как пружинки мы присели Присесть. И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть. |
Сложение. Оно выделено. Сумма.
Что данное действие нужно выполнять первым.
Действия в скобках.
Работают в парах с правилом.
Отвечают на вопросы учителя
1)4,10 3)5,3 5)10,7 2)9,10 4)6,9 6)3,7 Даже если пример одинаковый, но скобки стоят в разных местах, ответ может получится разный.
| Фронтальная
Фронтальная
Парная
| Л1, Пр1, П 3
Пр1, Пр2, Пр 3, П2, К1, К2, Р3, Р4, Л 2
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Выполнение №2 стр. 38. с комментированием. -Решите первый пример. Проверьте, получим ли мы нужный результат, если вычисление будем выполнять по порядку. -Измените порядок действий. Какое действие выполним первое? -Вычислите. Получился ли у вас нужный результат? -Поставьте скобки. (Остальные примеры разбираются аналогично. Следует обратить внимание учащихся на то, что, если скобки не меняют порядок действий, их можно не писать.) 6.2. Работа в парах с взаимопроверкой. -Работать будем в парах, разделимся на пары, если кто-то сидит один пересядь те к тем кто тоже сидит один. - Для начала вспомним правила работы в парах.
-Приступайте к заданию. а). - №3 (с. 38). - Взаимопроверка. б). Прочитайте выражения, записанные на слайде. Обсудите порядок выполнения действий с соседом по парте. Запишите выражение, в котором правильно расставлен порядок выполнения действий: 2 1 2 1 1 2 12-3+1 12-(3+1) 12-(3+1) - Итак, чему сейчас учились? Как решают выражения со скобками? -А без скобок? |
Не получится. Сложение. Да
А) 1. 6+(14-5)=15 2. 18-(2+6)=10 Б)12-(3+1)=8 | Индивидуальная, фронтальная
| Пр1, Пр2, Пр4, Пр3, П 3.
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнитель-ская рефлексия (коллективная и индивидуаль-ная) достижения цели пробного учебного дейст-вия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельная работа с тестом. - У вас на партах, лежит тест каждый решает его самостоятельно. В тесте – каждому ответу соответствует буква. У каждого ряда должно получиться своё слово, если правильно выполнить задания. Для 1 ряда. 1)15+1= 2)10+(15-5)= 3)17-(8-4)= 4)12+(9-6)= 5)19-(3+4)= 6)11+3= 7)18-7=
| Для 2 ряда. 1)15+(5-4)= 2)11+(8-4) = 3)17-(8-4) = 4)19-(3+4)= 5)11+3= 6)18-7=
|
Для 3 ряда. 1)15+(5-4)= 2)11+(8-4) = 3)17-(12-9) = 4)11+2= 5)19-7= 6)17-(3+3) =
|
| Выполняют тест: 1 ряд 1. 16 м 2. 15 о 3. 13 л 4. 15 о 5.12 д 6. 14 ц 7. 11 ы | 2ряд 1. 16 у 2. 15 м 3. 13 н 4. 12 и 5. 14 ц 6. 11ы | Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная, взаимопроверка
| Пр1, Пр3, П3, Р4, К1, К2
Пр 2, Л1, Р4 |
3 ряд 1. 16 л 2. 15 у 3. 14 ч 4. 13 ш 5. 12 и 6. 11 е |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Решение задачи №4 стр.38. - Ребята, обратите внимание на ленту букв на №4 стр. 38 -Рассмотрите рисунок. ( Составьте задачу по первому решению. (В лодке плыли 5 детей и 1 взрослый. Сколько всего человек плыло в лодке ?) ( Составьте задачу по второму решению. (В лодке было 6 человек. На берег вышли 2 человека. Сколько человек осталось и лодке?) Можно ли задачи назвать обратными? - Почему? - Решите задачи. (Ученик, решает задачу на доске (так чтобы не было видно тем кто сидит за партами). Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить составить ко второй задаче обратные задачи.) 8.2. Решение задачи №5 стр.39. -Ребята решите задачу под №5 на стр. 39. Самостоятельно, а потом мы проверим по эталону. - Прочитайте. ( Дети читают задачу сначала про себя, а затем один ученик читает её вслух). - О ком говорится в задаче? - Чем занимался Коля? - Какую пользу приносит людям посещение бассейна? ( Укрепляет здоровье человека.) - Вы тоже должны укреплять своё здоровье, заниматься спортом. - Что известно в задаче? - Что нужно найти в задаче? - Давайте обратимся к чертежу задачи. - Что обозначают числа 100? 60? - Как ответить на вопрос задачи? - Запишите решение и ответ. (Один ученик работает у доски). - Молодцы, справились с заданием. |
Нет. …. Решают №4
Решают№5 Проверяют по эталону | Фронтальная
Фронтальная
Индивидуальная | Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, К2, П2. |
9. Этап рефлек-сии учебной деятельности Задача:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - Ребята, наш урок подходит к концу. - Вспомните, пожалуйста, какая была тема урока? (Порядок выполнения действий) - Какие действия всегда выполняются первыми? (В скобках) - Как выполняются действия в выражении без скобок, если в нём есть только сложение и вычитание? (По порядку.) - Как выполняются действия в выражении без скобок, если в нём есть только умножение и деление? (По порядку.) - В каком порядке будут выполняться действия, если в выражении без скобок есть умножение, сложение, деление и вычитание? (Сначала умножение и деление по порядку, а потом слева направо) 9.2. Самооценка - Я очень рада, что вы хорошо усвоили материал. Молодцы! - У вас на партах есть карточки-таблички. Закрасьте в каждом столбце строчку, которую вы выберете, оценивая урок и свою работу. Спасибо. На уроке было | Я на уроке | Итог урока | Интересно | Работал | Понял материал | Скучно | Отдыхал | Узнал больше, чем знал | Безразлично | Помогал другим | Не понял |
9.3. Домашнее задание. - Домашнее задание: Учебник: №6 стр. 39 - Спасибо за работу! До свидания. |
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают свою работу
Записывают д/з. | Взаимооценка Самооценка | Р2, Р4, К1. |