рабочая программа по математике 4 кл
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено _________ на заседании МО Руководитель МО Сундуева М.Ц. Протокол №_2 от «02 » ноября 2023 г. | Согласовано _________ Заместитель директора по УВР Гатапова О.Б. Протокол №_2 от «02 »ноября 2023 г. | Утверждаю __________ директор школы Дондупова Е.Р. Приказ № 80 от «03» ноября 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Математика
Класс: 4
Учитель: Гомбоева Оюна Баторовна, учитель начальных классов,
первая категория
Срок действия программы : 2023 - 2024 учебный год
с.Баянгол
2023г
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана в соответствии со следующими документами:
- статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
- приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
- приказ Минобрнауки России от 31 апреля 2014 года № 253 (ред. от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях, изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81)
- основная общеобразовательная программа начального общего образования (ФГОС НОО) МБОУ «Баянгольская СОШ»;
- Устав МБОУ «Баянгольская СОШ».
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программой начального общего образования, учебного плана МБОУ «Баянгольская СОШ», образовательная система «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение»).
Рабочая программа адресована обучающимся 4 класса МБОУ «Баянгольская СОШ». В соответствии с учебным планом МБОУ «Баянгольская СОШ» математика в 4 классе изучается в образовательной области «Математика и информатика» в объеме 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Математика» авторов М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.Степанова
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственной: воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (11 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (12 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислении; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729-х = 217 + 163,
х- 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (77 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 - 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
- отношения больше, меньше, равно;
- взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2-4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
- разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 - 3 ее частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (10 ч)
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 14 |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 12 |
3 | Величины | 11 |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 12 |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 77 |
6 | Итоговое повторение | 10 |
Итого | 136 |
№ | Название разделов и тем | К-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Повторение Нумерация чисел. | 1 | ||
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 | ||
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | ||
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | ||
5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. | 1 | ||
6 | Свойства умножения. | 1 | ||
7 | Алгоритм письменного деления. | 1 | ||
8 | Приёмы письменного деления. | 1 | ||
9 | Приёмы письменного деления. | 1 | ||
10 | Приёмы письменного деления. | 1 | ||
11 | Диаграммы. | 1 | ||
12 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
13 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000» | 1 | ||
14 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Странички для любознательных. | 1 | ||
15 | Класс единиц и класс тысяч. | 1 | ||
16 | Чтение многозначных чисел. | 1 | ||
17 | Запись многозначных чисел. | 1 | ||
18 | Разрядные слагаемые. | 1 | ||
19 | Сравнение чисел. | 1 | ||
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | ||
21 | Закрепление изученного материала | 1 | ||
22 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 | ||
23 | Странички для любознательных. | 1 | ||
24 | Наши проекты. Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
25 | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1 | ||
26 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала | 1 | ||
27 | Единицы длины. Километр. | 1 | ||
28 | Единицы длины. Закрепление изученного материала | 1 | ||
29 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 | ||
30 | Таблица единиц площади. | 1 | ||
31 | Измерение площади с помощью палетки. | 1 | ||
32 | Единицы массы. Тонна, центнер. | 1 | ||
33 | Единицы времени. Определение времени по часам. | 1 | ||
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | 1 | ||
35 | Век. Таблица единиц времени. | 1 | ||
36 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
37 | Контрольная работа по теме «Величины». | 1 | ||
38 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | ||
39 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | ||
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | ||
41 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | ||
42 | Решение задач. | 1 | ||
43 | Решение задач. | 1 | ||
44 | Сложение и вычитание величин. | 1 | ||
45 | Решение задач. | 1 | ||
46 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
47 | Странички для любознательных. Задачи-расчёты. | 1 | ||
48 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
49 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | ||
50 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Свойства умножения. | 1 | ||
51 | Письменные приёмы умножения. | 1 | ||
52 | Письменные приёмы умножения. | 1 | ||
53 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 | ||
54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | ||
55 | Деление с числами 1 и 0. | 1 | ||
56 | Письменные приёмы деления. | 1 | ||
57 | Письменные приёмы деления. | 1 | ||
58 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | 1 | ||
59 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1 | ||
60 | Письменные приёмы деления. Решение задач. | 1 | ||
61 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||
62 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
63 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | ||
64 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала. | 1 | ||
65 | Умножение и деление на однозначное число. | 1 | ||
66 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | ||
67 | Письменные приёмы деления. | 1 | ||
68 | Письменные приёмы деления. | 1 | ||
69 | Письменные приёмы деления. | 1 | ||
70 | Странички для любознательных. Проверочная работа. | 1 | ||
71 | Умножение числа на произведение. | 1 | ||
72 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
74 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | ||
75 | Решение задач. | 1 | ||
76 | Перестановка и группировка множителей. | 1 | ||
77 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
78 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 | ||
79 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала. | 1 | ||
80 | Деление числа на произведение. | 1 | ||
81 | Деление числа на произведение | 1 | ||
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | ||
83 | Решение задач. | 1 | ||
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
88 | Решение задач. | 1 | ||
89 | Закрепление изученного материала | 1 | ||
90 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
91 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | ||
92 | Наши проекты. | 1 | ||
93 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение числа на сумму. | 1 | ||
94 | Умножение числа на сумму. | 1 | ||
95 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ||
96 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ||
97 | Решение задач. | 1 | ||
98 | Решение задач. | 1 | ||
99 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | ||
100 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | ||
101 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||
102 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||
103 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
104 | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число» | 1 | ||
105 | Анализ Ошибок, допущенных в контрольной работе. Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 | ||
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | 1 | ||
108 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||
109 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||
110 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||
111 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1 | ||
112 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||
113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | 1 | ||
114 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1 | ||
115 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1 | ||
116 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». | 1 | ||
117 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | ||
118 | Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | ||
119 | Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | ||
120 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||
121 | Деление с остатком. | 1 | ||
122 | Деление на трёхзначное число. Закрепление изученного материала | 1 | ||
123 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
124 | Что узнали. Чему научились. | 1 | ||
125 | Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число». | 1 | ||
126 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Подготовка к олимпиаде. | 1 | ||
127 | Нумерация | 1 | ||
128 | Выражения и уравнения. | 1 | ||
129 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | 1 | ||
130 | Арифметические действия: умножение и деление. | 1 | ||
131 | Правила о порядке выполнения действий. | 1 | ||
132 | Величины. | 1 | ||
133 | Геометрические фигуры. | 1 | ||
134 | Задачи. | 1 | ||
135 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
136 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада» | 1 |
V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
осуществляемого по курсу «Математика»
Для реализации цели и задач обучения математике по данной программе используется УМК по математике издательства «Просвещение»:
- Моро М.И., Бантова М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 частях с приложением на электронном носителе;
- Моро М.И., Бантова М. А. Рабочая тетрадь по математике для 4 класса: в 2 частях;
- Моро М.И., Бельтюкова Г. В., Бантова М. А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 3 кл.»;
- Моро М.И., Бельтюкова Г. В., Бантова М. А. «Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту;
- Волкова С. И,. Математика. Контрольные работы.1- 4 кл.: к учебнику М.И. Моро и др.;
- Волкова С. И., Математика. Проверочные работы. 4класс.;
- Волкова С. И., Математика. Устные упражнения. 4 класс.;
- Волкова С. И., Моро М. И., Для тех, кто любит математику. 4 класс.;
- Интерактивный курс «Домашний тренажер. 4 класс. Математика»;
- Рудницкая В. Н. Тесты по математике: 4 класс: к учебнику М.И.Моро и др.
Демонстрационные пособия.
- Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100
- Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
- Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
- Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.
Учебно-практическое оборудование
- Объекты (предметы для счёта).
- Пособия для изучения состава чисел.
- Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютерные колонки.
Работы при использовании интерактивной доски:
- тренинг;
- редактирование (взаиморедактирование);
- создание самостоятельной работы, его коллективное обсуждение;
- создание мультимедийных презентаций, в том числе для представления результатов проектной деятельности.
Электронные образовательные ресурсы:
- http://moodle.org/
- http://nachalka.seminfo.ru
- http://school-collection.edu.ru
- http://www.fcior.edu.ru/
- http://www.openclass.ru
- «Математика в начальной школе»
- «Учим правила по алгоритму»
- «Математика и конструирование»
- http://viki.rdf.ru/
- http://nachalka.school-club.ru/about/193/http://nachalka.school-club.ru/about/193/
- http://www.nachalka.com/igrovaja
- http://www.proshkolu.ru/http://www.proshkolu.ru/
- http://www.nachalka.com/uchitel
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...