Математика. Тема:Задачи на увеличение числа в несколько раз.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Харина Екатерина Сергеевна

Данный урок позволяет расширить знания учащихся, как правильно решать задачи на увеличение числа в несколько раз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Математика

Класс: 3

Образовательная система: Школа России

Тема: Задачи на увеличение числа в несколько раз

Тип урока: урок отработки умения и рефлексии

Цели:

Содержательная: формирование умения решать задачи на увеличение числа в несколько раз.  

Деятельностная: повторение правила для решения задач на увеличение числа в несколько раз.

Задачи:

Дидактические:

1. Выполнять арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 100 — устно и письменно.

2. Устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления;

3. Решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись); планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ.

4. Проверять правильность вычислений.

Развивающие:

1. Устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие);

2. Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

3. Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

4. Комментировать процесс вычисления, построения, решения;

5. Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

6. Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

7. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

8. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

Воспитательные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Выполняет арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 100 — устно и письменно.

2. Устанавливает и соблюдает порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления.

3. Решает текстовые задачи в одно-два действия: представляет задачу (краткая запись); планирует ход решения текстовой задачи в два действия, оформляет его в виде арифметического действия/действий, записывает ответ.

4. Проверяет правильность вычислений.

Личностные:

1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Устанавливает связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие);

2. Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

3. Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различает, характеризует, использует для решения учебных и практических задач;

Коммуникативные:

1. Комментирует процесс вычисления, построения, решения;

2. Объясняет полученный ответ с использованием изученной терминологии;

Регулятивные:

1. Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий;

2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивает их;

3. Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведёт поиск путей преодоления ошибок;

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

Образовательные ресурсы: Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С.37: ил. – (Школа России).

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня урок математики проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должны лежать тетрадь, учебник, письменные принадлежности и мой раздаточный материал.

1.3. Эмоциональный настрой

Урок математики мы начинаем

Еще одну тайну сегодня узнаем

Не отвлекайся, внимателен будь

За новыми знаниями отправимся в путь!

1.4. Работа с пословицей

- Дети, на слайде представлено какое – то выражение

- Что это такое?

(слайд)  Незнайка на печке лежит, а знайка по дорожке бежит

- …пожалуйста прочти ее классу

- Как вы понимаете ее?  (Незнайка лежит на печи, ему неохото делать что-либо, он не хочет узнавать новое и развиваться. Он стоит на месте, не двигается в развитии. А знайка по дорожке бежит — Знайка спешит узнать новое, развивается и совершенствуется)

- Правильно, сегодня к нам в гости пришел Знайка. Он хочет узнать, как вы работаете на уроках математики., как вы будите выполнять задания. Поэтому будьте внимательными, активными и ведите себя как прилежные ученики 3 класса. Я вам желаю на этом уроке многому научиться и многое познать.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Объясняют смысл пословицы

Фронтальная

Фронтальная

Л.1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Работа на сравнение выражений по вариантам

- Знайка вам уже подготовил первое задание. У вас на столах лежит карточка №1. Задание мы будем выполнять по вариантам. Возьмите ее.

- Ваша задача посчитать, сравнить и поставить знак больше, меньше или равно

На эту работу я вам даю 2 минуты.

Вариант 1                       Вариант 2

3*4 и 2*6                        36:4 и 24:3

18:6 и 32:8                      6 * 4 и 3*9

5*4 и 7*3                         9+9+9 и 3*4

- Сравните свою работу с эталоном на доске

Если у вас допущена ошибка, исправьте ее.

- Поднимите руку те, кто допустил ошибку

- Какие затруднения у вас возникали при выполнении данного задания?

- Что мы повторяли?

- Дети, вы отлично справились с первым заданием от Знайки

- Молодцы, Знайка очень доволен вашей работой и надеется, что мы также продолжим работать

Выполняют задание по вариантам

 

Индивидуальная

Индивидуальная

3.Локализация индивидуальных затруднений.

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Решение задачи

- Дети, к нам неожиданно в гости решил забежать Незнайка. У него возникла проблема в решении задачи, и он просит вашей помощи

- Поднимите руку те, кто хочет помочь Незнайке

- В школе Незнайке дали задание решить эту задачу

Оле 8 лет, а её папе в 4 раза больше. Сколько лет Олиному папе?

- О ком идет речь в задаче? (Об Оле и ее папе)

- Что наи известно? (Оле 8 лет)

- Что не известно? (возраст папы, но сказано, что в 4 раза больше)

- Что нам нужно найти? (Сколько лет Олиному папе)

-выйди и составь краткую запись

- Как находим возраст папы?

- Что мы должны сделать с возрастом дочери? (увеличить)

- Какие слова в задаче нам помогут выбрать действие? (в .. раз больше)

- Как мы найдем? Каким действием?

8*4= 32 (г) – Олиному папе

- Запиши. Ответ.

- Дети, Незнайка вам очень благодарен. Молодцы!

3.2. Формулирование проблемы

- Дети, как правильно называется такой вид задач? (увеличение числа в несколько раз)

- Напомните пожалуйста, чем вы занимались на прошлом уроке?

- Так как вы думаете, сегодня мы с вами будем изучать что-то новое, или закреплять уже изученное?

Устно анализируют и решают задачу

Фронтальная

Фронтальная

К.2

Л.1

П.1

Л.1

П.1

Р.3

4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Самостоятельное формулирование темы урока

--Так как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- Кажется Знайка хочет нам помочь и принес нам тему нашего урока, но кажется с ней что-то не то, слова перепутались между собой.

- Как будет звучать тема урока? (Задачи на увеличение числа в несколько раз)

4.2 Формулирование цели и задач урока

- А какую цель вы можете поставить перед собой?

(закреплять умение решать задачи на увеличение числа в несколько раз)

- На слайде представлены незаконченные предложения. Продолжите их.

Задачи.

  1. Повторить правило, что означает в.. раз больше
  2. Учиться решать задачи на .. больше
  3. Учиться выполнять вычисления устно и письменно

4.3. Планирование деятельности

- Что мы будет делать для достижения данной цели?

Формулируют тему, цель урока

Планируют свою деятельность

Фронтальная

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

П.1

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Решение задач стр. 37

- Дети, Знайка для вас приготовил задачу.

… Прочти ее вслух

У Васи 2 машинки, а у Коли в 3 раза больше, чем у Васи. Сколько машинок у Коли?

- О ком идет речь в задаче? (О Васи и Коле)

- Что у них было? (машинки)

- Сколько было машинок у Васи? (две)

- Известно ли нам кол-во машинок у Коли? (нет, но сказано, что у Коли в 3 раза машинок больше, чем у Васи)

- Что значит «на 3 машинки больше» (столько же, да еще 2 пары по 3)

- Что нам нужно найти? (сколько машинок было у Коли)

- Решать данную задачу мы будем в тетрадях.

- Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. Отступите вниз 2 клетки, запишите задача 1

- Давайте сделаем схематический рисунок к этой задачи, с помощью квадратиков

… будет выполнять у доски

- Как зовут мальчиков? (Вася и Коля)

- Значит, пишем У Васи и ниже У Коли

- Сколько было машинок у Васи? (2)

- Сколько квадратиков рисуем? (2)

- Сколько квадратиков мы нарисуем у Коли? (столько же, сколько и у Васи и еще 4)

- С помощью какого действия мы решим эту задачу? (умножения)

- Почему? Какие слова нам помогают определится с действием ( в 3 раза больше)

- Если в задаче спрашивается в 3 раза больше, то каким действием будет решать.

- Запишите. 2*3=6 (м) –  было у Коли

Ответ: 6 машинок

- Знайка очень доволен вашей работой. Молодцы! Теперь он хочет вам дать задачу посложнее, чтобы узнать справитесь вы также на отлично как с прошлой.

У Вити 2 машинки, а у Миши на три машинки больше, чем у Вити. Сколько машинок у Миши?

-О чем идет речь в задаче? (О Вите и Миши)

- Что у них было? (машинки)

- Сколько было машинок у Вити? (2)

- А у Миши? (неизвестно, но сказано, что на три машинки больше, чем у Вити)

- Что значит «на 3 машинки больше»? (столько же, сколько У Вити, да еще 3)

- Что нам нужно найти? (сколько машинок у Миши)

-Решение этой задачи мы тоже будем записывать в тетрадь. Отступите вниз 2 клетки

- Давайте также сделаем схематический рисунок к данной задаче

.. выйди к доске

- Как звали мальчиков? (Витя и Миша)

- Значит пишем у Вити и у Миши

- Сколько было машинок у Вити? (2)

- Сколько квадратиков рисуем? (2)

- А как изобразить сколько было машинок у Миши? (нарисовать два квадратика да еще 3)

С помощью какого действия мы решим эту задачу? (сложения)

- Запишите. 2+3=5 (м) – было у Миши

Ответ: 5 машинок

- Сравните, чем похожи эти задачи. А чем отличаются?

- Дети, так как вы отлично справились с решением такой сложной задачи. Знайка очень доволен вашей работой

- Дети, а что мы повторяли, решая данные задачи?

- Поднимите руку те, у кого возникали трудности при решении

5.2. Физминутка

Мы с вами хорошо потрудились, давайте отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Решают задачу, комментируют, записывают в тетрадь

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Выполнение задания №2

- Знайка предлагает вам новое задание

- Запишите в своей тетради №2. Отступив 2 клетки от предыдущей работы

- Посмотрите на задание. Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (сравнить выражения)

- Правильно. Данное задание мы будем выполнять по рядам.

- Первый ряд выполняет первый столбик, второй ряд выполняет второй и третий выполняет третий столбик. На эту работу я вам даю 2 минуты

- Сравните свою работу с эталоном на доске

- Поднимите руку те, кто допустил ошибку

- Возникали ли у вас какие – то затруднения?

- Что мы повторяли, решая данное задание

- Знайка очень доволен вашей работой. Молодцы

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

Выполнение задания № 3

- Найдите в учебнике задание №3

- Прочтите, что нам нужно сделать (записать числа от 4 до 30, которые делятся без остатка на 3, 4.

- Это задание вы будете выполнять по вариантам

- Первый вариант записывает числа, которые делятся на 3 без остатка

- Второй вариант записывает числа, которые делятся на 4 без остатка

- Сравните свою работу, с работой по слайду

- Поднимите руку, кто допустил ошибку

- Знайка очень доволен вашей работой. Молодцы!

Выполняют задание по вариантам в учебнике

Индивидуальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Выполнение задания № 4

- Найдите в учебнике задание №4.

- Прочтите, что нам нужно сделать

… прочти вслух. Фигуры у вас расположены справа на полях

- Что вам нужно сделать? (назвать из каких трех фигур можно составить квадрат)

- Запишите у себя в тетради №4. Отступив от предыдущей работы 2 клетки

- Знайка предлагает вам поработать в парах. Обсудите с соседом по парте, какие это фигуры.

1, 2, 4 или 1, 3, 4

- Запишите в тетрадь только числа данных фигур

 - Как вы выполняли это задание?

- Поставьте руки домиком, если ваша пара выполнила все верно

- Дети, вы очень хорошо работали в парах. Обсуждали активно, поэтому вы правильно выполнили это задание. Знайка очень доволен вашей работой.

Выполняют задание в учебнике, обсуждают в парах

Парная

Фронтальная

ПР.4

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

- Какая была тема урока?

- Какую цель и мы ставили перед собой?

- Поднимите руку те, кто считает, что он достиг цели урока

9.2. Оценка и самооценка

- Дети, чтобы Знайке узнать, что нового вы узнали, усвоили ли вы тему. На слайде представлены незаконченные предложения, продолжите их

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне было трудно…

- Поднимите правую руку, если вы считаете, что работали хорошо на уроке, узнали много нового. И поднимите левую руку, если вы что-то не усвоили на уроке, возникали затруднения

- Дети, Знайка благодарит вас за хорошую, активную работу на уроке. Молодцы!

9.3. Домашнее задание

- Посмотрите на слайд, на нем представлено ваше домашнее задание. Откройте дневники и запишите его. Также, я запишу его на доске.

Д/З. Учебник стр. 37 № 5.

Формулируют тему, цель урока

Оценивают работу на уроке

Записывают домашнее задание

Самооценка

Оценка

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц"

ЦЕЛЬ:  - Создание условий для развития представлений о сложении и               вычитании  в пределах 10. ЗАДАЧИ: -...

Конспект урока по математике в 1 классе. "Увеличение числа на несколько единиц"

Конспект урока по математике в 1 классе. "Увеличение числа на несколько единиц" по системе учебников "Начальная школа XXI века"  В.Н.Рудницкая "Математика"...

Открытый урок по математике «Решение задач на увеличение числа в несколько единиц».

Открытый урок по математике. 3 класс. УМК «Школа России»Тема: «Решение задач на увеличение числа в несколько единиц»....

Презентация к уроку математики в 1 классе "Увеличение числа на несколько единиц"

Презентация является сопровождением урока математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз...