ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Современный мир становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, так как именно здесь происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_u_uchashchihsya_nachalnyh_klassov.docx | 56.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Амагзаева Т.И.
Учитель начальных классов
МОУ Хабаровская ООШ
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Словосочетание «функциональная грамотность» в настоящее время звучит всё чаще и чаще. Современный мир становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, так как именно здесь происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Доктор психологических и филологических наук Алексей Алексеевич Леонтьев дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность - это способность человек использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Основные направления функциональной грамотности:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности. Поэтому считаю актуальной тему формирования читательской грамотности у учащихся.
Хочется привести в пример высказывание А.С. Пушкина «Чтение-вот лучшее учение!». Действительно, ни для кого не секрет, что хорошо учится тот ребёнок, кто хорошо читает. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - вот важная задача. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООПНОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, применять на собственном опыте. Такой навык формируется на каждом из предметов, а не только на уроках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие учащиеся уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Мы должны стремиться к такому результату. Результаты мониторинга читательской грамотности показывают, что наиболее успешно учащиеся справляются с группой заданий на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде, но часто испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; неточно интерпретируют художественные тексты, трудно выделяют авторскую позицию, связывают намерения автора с выбранными им языковыми средствами. Не всегда понимают текст.
Сейчас, когда уже обойтись без телевидения, компьютеров и гаджетов, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей работе я сталкиваюсь со следующими проблемами:
- у обучающихся низкая скорость чтения;
- очень часто они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не всегда могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Поэтому нам необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся начальных классов овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста:
1. Умением находить и извлекать информацию из текста.
2. Умением интегрировать и интерпретировать информацию.
3. Умением осмыслить и оценить содержание текста.
4. Умением ориентироваться в различных источниках информации.
5. Увеличить темп чтения
На практике я использую наиболее эффективные, на мой взгляд, приёмы работы в рамках современных педагогических технологий по формированию читательской грамотности.
Технология критического мышления (РКМЧП).
Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы, которыми постоянно пользуюсь: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Кластер», «Работа с вопросником», «Знаю, узнал, хочу узнать», «Мозговой штурм» , «Уголки», «Логическая цепочка».
Технология проблемного обучения.
Она основана на создании проблемных ситуаций. Для создания проблемных ситуаций часто использую кроссворды.
Проектная технология.
Это совместная деятельность, развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление, познавательные навыки, навыки презентации и рефлексии деятельности.
Игровая технология.
С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока использую загадки, ребусы, кроссворды.
Информационно-коммуникационная технология.
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации.
Здоровьесберегающая технология является неотъемлемой частью работы учителя. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.
Личностно-ориентированная технология
На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Для оценки уровня сформированности читательской грамотности в своей работе использую: КИМы, ВПР, «Работа с текстом» (О.Н.Крылова), «Тест на оценку сформированности навыков чтения» из МК «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» (Л.А. Ясюкова).
В заключение хочется сказать, что использование на уроках различных методов и приемов по формированию «читательской грамотности школьников», позволяет научить учащихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
Список литературы
- Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004.
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – 368 с.
- Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской культуры у учащихся начальных классов.
Методы и приемы формирования читательской культуры у учащхся младщих классов....
Формирование читательской компетентности для учащихся начальных классов
Способы работы над формированием читательской компетентности на уроках в начальной школе....
Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...
Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.
Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ...