Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов.
учебно-методический материал

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Волчанка

муниципального района Красноармейский Самарской области

Формирование читательской грамотности

у обучающихся начальных классов.

учитель начальных классов Арсентьевского филиала

ГБОУ СОШ с. Волчанка

Салмина Наталья Николаевна

«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать».

                               Д. Дидро

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. В настоящее время уже общепризнанным является факт снижения у детей интереса к чтению. Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать, а следовательно, это непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы.

Таким образом, у обучающихся необходимо сформировать навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом.

        Я хочу поделиться опытом своей работы над этой проблемой, рассказать о том, какие технологии и приёмы для развития навыка смыслового чтения, использую на уроках.

Технология критического мышления (РКМЧП).

Цель работы: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Использую следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками».  Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Работа с вопросником». Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Мозговой штурм». Позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Стараюсь на урока давать возможность высказать своё мнение каждому учащемуся.

Приём «Уголки».  Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Логическая цепочка».  После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Хорошо здесь использовать картинный план.

Приём «Тонкие и толстые вопросы».  Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов:

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Кто…?        Что…?

Почему Вы считаете (думаете) …?

Когда…?        Может…?

В чем различие…?

Будет…?        Мог ли …?

Предположите, что будет, если…?

Верно ли …?        Было ли …?

Что, если…?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства   эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

Учащимся нравиться хоровое чтение небольших стихотворений с разными темпами и интонациями, а затем индивидуальное выразительное чтение вслух.

Информационно-коммуникационная технология.

В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. Использование на уроках словарей: орфографического, орфоэпического, толкового, словаря антонимов, словаря синонимов, словаря омонимов.  Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).

Личностно-ориентированная технология

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

- продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы;

-организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;

-стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого;

- побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

А также использую рабочие тетради О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Здесь представлены интересные и полезные виды работ, которые способствуют обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

Для проверки техники чтения, использую пособие О.Б. Панковой «Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности».  Данное пособие способствует формированию навыков самоконтроля и самооценивания, снижению детской тревожности, связанной с боязнью ошибки.

         Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений (читательской грамотности).

На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду

с чтением, одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словом».

В.А. Сухомлинский

Март,  2021год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирования читательской грамотности у обучающихся 1 класса».

В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: вед...

"Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы"

В данной статье подобраны материалы и упражнения для формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы....

Формирование читательской грамотности у обучающихся 1 класса

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты. И очень важно на самом раннем этапе  познания навыка чтения научить учиться правильно читать и поним...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный мир становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, так как именно здесь происходит и...

Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы

Читательская грамотность как составная часть функциональной грамотности школьника. Этапы формирования читательской грамотности и читательской самостоятельности. Игровые формы, направленные на развитие...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ...