Формирование читательской грамотности у учащихся начальной школы.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Мустафина Т. В.

учитель начальных классов

МБОУ « Лицей им. В. Г. Сизова»

Выступление на тему:

Формирование читательской грамотности

            у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

                                             в условиях   ФГОС.

В  Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве  приоритетной цели выдвигается «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников начальной  школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

  1. Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основе  простейшие суждения:

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– находить  в тексте информацию, представленную в явном виде;

– опираясь  на текст, делать простые выводы;

2. Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя:

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Для формирования читательской грамотности я использую разные технологии и приёмы.

Технология критического мышления 

Цель: развитие мыслительных навыков  у учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?).

3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «Что узнал?» ребенок на уроке по данной проблеме.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии  работы над новым материалом , так и на стадии завершения работы  над текстом. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина в 3-ем классе дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Технология проблемного обучения  

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:

Тип

противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями

-  Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

-  «Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

1) Проблемный вопрос перед чтением стихотворения А. С. Пушкина «Опрятней модного паркета»:

- Как вы думаете, о чём это стихотворение?

2) Проблемное задание после работы над стихотворением А. Пушкина «Зимний вечер»:

- Прочитайте стихотворение с грустью (1 вариант) и с радостью (2 вариант).

- Какое чтение правильно отражает настроение автора? Почему?

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

- Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". А затем предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

К Г. Паустовский

Какие бывают дожди ?

Л. Н. Толстой

Куда девается вода из моря?

        Для  создания проблемных ситуаций можно использовать также кроссворды,  которые помогают определить тему урока .

Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

                                       

 Проект по литературному чтению «Поэзия Пушкина»

                             уч-ся 3 класса _______________________________________

Задание 1.

        Отметь, какие поэтические приёмы использует Пушкин в своих стихах:

           олицетворение                                                  метафора

           сравнение                                                           эпитет

           

Задание 2.

        Работая со стихами, заполни таблицу.

Какие стихи прочитал

Тема осени

Тема зимы

        Знаком «+» отметь те стихи, которые тебе особенно понравились.

Задание 3.

        Напиши сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю стихи Пушкина?»

Задание 4.

        Выполни творческую работу: иллюстрация к стихотворению, викторина или кроссворд по прочитанным стихам, сочини своё стихотворение.

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства  эмоционального и рационального в обучении.  Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок  игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся  хорошее настроение, облегчает процесс преодоления  трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

 «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.

Информационно-коммуникационная технология

В рамках работы по формированию читательской грамотности  эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и  энциклопедический словари. Дети работают в группах. Получают лист со словами, с помощью словарей дают объяснение, проверяют фронтально.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так  как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается  с помощью зрительной  памяти,  и воздействие на неё  очень важно в  обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации . Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).

Личностно-ориентированная технология

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

        Особенностями этой технологии являются:

  • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
  • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику  проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Использую следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части сказки « Про Ленивую и Радивую», в которой автор знакомит с главными героями Радивой  и Ленивой ,   делаю остановку и предлагаю детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой приём можно использовать после прочтения сказки «О царе Салтане…»

        Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому сочинить  сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня подготовки .                                                    

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Например, «Сказка о царе Салтане…»

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Провожу дифференцированную работу  с разными группами учащихся в зависимости от их уровня чтения и работы с информацией. Внеурочные мероприятия по чтению (совместно с ЦДБ). В рамках междисциплинарной программы « Читающие дети- умнее всех на свете» - читательские часы.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения в условиях ФГОС

Слайд 2

1. Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на её основе простейшие суждения. 2.Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Слайд 3

1этап- « Вызов» 2 этап- « Осмысление» Технология критического мышления Я знаю Хочу узнать

Слайд 4

Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Слайд 5

Проект « Поэзия А. С. Пушкина» Проектная технология Какие стихи прочитал Тема осени Тема зимы Сочинение – рассуждение « За что я люблю стихи А. С. Пушкина Сочини стихотворение

Слайд 6

Игровая технология « Мим- театр» « Древо мудрости»

Слайд 7

Информационно- коммуникационная технология Работа с разными источниками информации

Слайд 8

Личностно- ориентированная технология Приёмы: « Чтение с остановками» « Работа с вопросником» « Мозговой штурм» « Уголки» « Создание викторины» « Логическая цепочка» « Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....

"Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы"

В данной статье подобраны материалы и упражнения для формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный мир становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, так как именно здесь происходит и...

Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы

Читательская грамотность как составная часть функциональной грамотности школьника. Этапы формирования читательской грамотности и читательской самостоятельности. Игровые формы, направленные на развитие...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ...