"Математический калейдоскоп"
методическая разработка по математике (1 класс)

"Математический калейдоскоп" - пособие для учителя и учащихся 1 класса для организации внеурочной деятельности. Пособие содержит календарно-тематическое планирование для учителя  и рабочую тетрадь для ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Математический калейдоскоп»

Пособие  по  математике 1 класс.

Мисщенчук Вера Николаевна

                                                         

2020 год

Составитель: Мисщенчук Вера Николаевна

« Математический калейдоскоп»  пособие по математике. 1 класс

МБОУ СОШ № 134 города Новосибирска

2020 год

        Данное  пособие  представляет тематическое  планирование  и логические задания по темам для  внеурочной работы по  математике, которые позволяют учителю поддерживать интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же успешно развивать у младших школьников внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать и  обобщать.

         Пособие «Математический калейдоскоп» предназначен для учителей начальных классов, как дополнительный материал для проведения внеклассных занятий, подготовки к олимпиаде.

Приложение можно использовать, как рабочую тетрадь для учеников.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………3                                                                                  

Календарно-тематическое планирование………………………………..5

     Рабочая тетрадь

Занятие 1.    Геометрические фигуры. Многоугольники……………….11                                    

Занятие 2.    Занимательная геометрия. Закономерность………………13

Занятие 3.    Закономерность……………………………………………..14

Занятие 4.    Загадки геометрии. Свойства геометрических фигур……15

Занятие 5.    Свойства геометрических фигур…………………………..16

Занятие 6.    Весёлый счёт. Нумерация в пределах 10………………….17

Занятие 7.    Нумерация в пределах 10…………………………………...18  

Занятие 8.    Сравнение …………………………………………………...19

Занятие 9.    Сравнение ……………………………………………...........20

Занятие 10.   Классификация ……………………………………………..21

Занятие 11.  Весёлые задачи. Задачи в стихах ………………………….22

Занятие 12.   Логические задачи …………………………………………24

Занятие 13.    Логические задачи ……………………...............................25

Занятие 14.   Арифметические ребусы …………………………………..26

Занятие 15.   Арифметические ребусы ………………………………......27

Занятие 16.  Математические загадки …………………………………...28

Занятие 17.  « Решай, смекай, отгадывай». КВН ………………………

Занятие 18.  Комбинаторные задачи …………………………………….29

Занятие 19 Логические задачи …………………………………………...30

Занятие 20.  Математические игры ………………………………………31

     Занятие 21.  Математические эстафеты. Состав числа ………………....33

      Занятие 22.  Задачи на расстановки и промежутки ……………………..34

     Занятие 23.  Задачи на расстановки и промежутки ……………………..35

      Занятие 24.  Математический турнир …………………………………...36

     Занятие 25.  Математический марафон………………………………......37

     Занятие 26.  Задачи-шутки ……………………………………………….38

     Занятие 27.  Игра-соревнование «Кто самый внимательный»…………39

     Занятие 28.  Задачи с геометрическим содержанием …………………..40

     Занятие 29.  Задачи с геометрическим содержанием ………………......41

     Занятие 30.  Головоломки ………………………………………………..42

     Занятие 31.  Головоломки …………………………………………..........43

     Занятие 32.  Косвенные задачи …………….…………………………….44

     Занятие 33. Косвенные задачи …………………………………………...45

     Занятие 34. Олимпиада «Умники и умницы»……………………………46

                         Диплом………………………………………………………..47

Литература……………………………………………………………….......48

Пояснительная  записка

        Опыт современной школы показывает, что среди учеников выделяются дети с более развитым интеллектом. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, они любознательны, активны, самостоятельны. Успешное овладение знаниями в начальной школе невозможно без интереса детей к учёбе.

        Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников.

Спецкурс «Математический калейдоскоп» составлен как дополнение к учебной программе по математике в начальной школе. Занятия направлены на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Тренировочные упражнения, направленные на развитие математических умений и навыков, преобразованы в творческие. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, воспитывают внимание, способствуют познавательной активности учащихся. Спецкурсом предполагается уже в первом классе формировать умение решать нестандартные задачи разных типов: комбинаторные, задачи на расстановки, задачи на промежутки, задачи с геометрическим содержанием, логические задачи. Занимательный  материал в виде ребусов, головоломок, занимательных квадратов и др. помогает  активизировать  мыслительный  процесс, развивает  познавательную  активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает  интерес  к  изучаемому.

         Задания спецкурса предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума.

        Спецкурс рассчитан на 1 час в неделю, 34 занятия в год. Занятия проводятся в активном режиме, предполагают индивидуальную, групповую, парную работу. Включают следующие формы проведения: занимательные задания, интеллектуальные марафоны, конкурсы, путешествия, КВНы, олимпиады.

                                 Главные  цели  обучения:

  • способствовать  становлению  личности  ребёнка, развитию   математического  стиля  мышления;
  • содействовать  формированию  эмоциональной  сферы  учащихся, творческих  способностей;
  • создать  соответствующую  образовательную  среду  для  организации  совместной  деятельности  учащихся  в  освоении  коммуникативных  компетентностей;
  • развивать  творческие  и  организаторские  способности, активность  и  самостоятельность  детей  в  процессе  коммуникативной  деятельности.

В процессе  занятий  учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями.

Учащиеся  должны  знать:

  • названия  и  свойства  геометрических  фигур;
  • названия  и  последовательность  чисел  от 1 до 100;
  • таблицу  сложения  и  вычитания  в  пределах 10;
  • состав  чисел  первого  десятка.

Учащиеся  должны  уметь:

  • сравнивать  геометрические  фигуры, числа, выражения, группы  предметов;
  • находить, устанавливать и  соблюдать  закономерность;
  • устанавливать  соответствие;
  • классифицировать  и  определять  признак  классификации;
  • составлять  выражения  и  находить  их  значения;
  • находить  способ  решения  нестандартных  задач  и  выражений;
  • правильно  и  быстро  выполнять  сложение  и  вычитание  чисел  первого  десятка  и круглых  десятков  в  пределах 100.
  • решать  задачи  с  геометрическим  содержанием.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Цель

Формы

1.

Геометрические фигуры. Многоугольники.

1

Знакомство с геомет

рическими фигура-ми. Развитие пространственных понятий.

Путешествие в страну Геометрию.

Индивидуальная

Фронтальная

2-3

Занимательная геометрия.

Закономерность.

2

Развитие умения находить общее и исключать лишнее.

Занятие-путешествие.

Индивидуальная

Фронтальная

4-5

Загадки геометрии.

Свойства геометрических фигур.

2

Развитие умения описывать и распознавать

свойства фигуры:

форма, цвет, размер.

Конкурс загадок.

Индивидуальная

Фронтальная

6-7

Весёлый счёт.

Нумерация в пределах 10.

2

Развитие вычислительных навыков.

Математический турнир

« Лучший счётчик»

Индивидуальная

Групповая

8-9

Сравнение.

2

Развитие умения сравнивать.

Игра « Кто быстрее?»

Фронтальная

Индивидуальная

10.

Классификация.

1

Развитие умения классифицировать.

Игра «Умники и умницы»

Групповая

Индивидуальная

11.

Весёлые задачи. Задачи в стихах.

1

Развитие умения решать задачи.

Брейн-ринг

Групповая

12-13.

Логические задачи.

2

Способствовать нахождению путей решения  логичес-ких задач.

Игра « Не зевай»

Работа в парах

Индивидуальная

14-15.

Арифметические ребусы.

2

Развитие логичес-кого мышления и вычислительных навыков.

Конкурс эрудитов.

Фронтальная

Индивидуальная

16.

Математические загадки.

1

Развитие умения решать логические задачи, задания на смекалку и внимание.

Математический аукцион загадок.

(Соревнование)

Работа в парах

17.

КВН

«Решай, смекай, отгадывай».

1

Развитие математи- ческих способнос-тей, эрудиции.

 Групповое соревнование.

18.

Комбинаторные задачи.

1

Формировать умение решать комбинаторные задачи. Развивать внимание.

В парах

Индивидуальная

19.

Логические задачи.

1

Развитие умения решать логические задачи и нестандарт-ные выражения, находить закономерность.

 Игра-путешествие в страну «Математика»

Коллективная

Индивидуальная

20.

Математические

игры.

1

Развитие вычисли-тельных навыков  и смекалки.

Игровой час.

Групповая

Индивидуальная

Коллективная

21.

Состав числа.

1

Развитие  смекалки  и  вычислительных навыков.

Математические эстафеты.

 Работа в парах.

Индивидуальная.

22-23.

 Задачи на расстановки и

промежутки.

2

Развитие умения находить способы решения задач на расстановки и промежутки. Развитие пространственных отношений, воображения.

Игра «Подумай  и ответь»

Индивидуальная

Работа в парах

24.

Математический

турнир.

1

Развитие логического мышления, внимания и вычислительных навыков.

Соревнование.

Индивидуальная

25

Математический

марафон.

Тестовые задания.

1

Проверить вычислительные навыки, знание теоретического материала, математические способности.

Математический

марафон.

Индивидуальная

26

Задачи-шутки.

1

Развитие логического мышления, смекалки, внимания.

Коллективная

Работа в парах

27

«Кто самый внимательный?»

1

Развитие внимания, мышления, вычислительных навыков.

Игра-соревнование

Индивидуальная

28-

29

Задачи с геометрическим содержанием.

2

Закрепить понятия: прямая, луч, отрезок. Развивать внимание, логич. мышление, воображение.

Работа в парах

Индивидуальная

30-

31

Головоломки.

2

Развитие умения находить способы решения головоломок разного вида.

Групповая

Индивидуальная

32-

33

Косвенные задачи.

2

Формировать умение решать косвенные задачи.

Развивать внимание, логическое мышление.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

34

Олимпиада

«Умники и умницы»

1

Проверить интеллектуальный уровень учащихся

Индивидуальная

Составитель: Мисщенчук В.Н.

2020 год

Юный друг!

                       

Если   ты  первоклассник ,то  эта  книжка - тетрадка  – твоя.

В  ней  ты  найдёшь  интересные   задания   по   математике.

В  этой  тетради  можно  подчёркивать  правильные  ответы  и  вычёркивать  неверные, обводить  ответы, чертить, рисовать  и  раскрашивать. Всё  это  ты  сможешь  сделать  сам  или  вместе  со  взрослыми. На  страницах  тетради  тебя  ждут  загадочные  задания о  числах, фигурах, предметах. Эта  волшебная  тетрадь  поможет  тебе  стать  внимательным, умным  и  сообразительным. Играй, думай, выбирай, отгадывай!

                                                Я – волшебная  тетрадь,

                                   Помогу  умнее  стать,

                                  Если  будешь  ты  с  желаньем

                                  Все  задания  выполнять.

Геометрические фигуры. Многоугольники.

  1. Соедини линией название фигуры с фигурой.

                             

  круг                      квадрат                         овал

         треугольник               прямоугольник

                 

* Эти фигуры более сложные. 

                       многоугольники

  1. Посчитай маленькие и большие фигуры.

Каких фигур больше, каких меньше?

       Раскрась фигуры, которые не являются многоугольниками.

  1. Посчитай, сколько всего треугольников.
  2. Расположи фигуры так:
  1. В центре нарисуй красный круг;
  2. В правом верхнем углу – жёлтый треугольник;
  3. В левом нижнем – зелёный овал;
  4. Над зелёным овалом – синий квадрат
  5. Под жёлтым треугольником – фиолетовый квадрат.

  1. Определи лишнюю фигуру.

  1. Напиши, сколько геометрических фигур в нарисованной лодке.

Закономерность

  1. Нарисуй недостающую фигуру, используя существующую  

закономерность.

           

  1. Данные фигуры перенеси в клеточки так, чтобы в каждой строке

и в каждом столбце не было одинаковых фигур.

  1. Не нарушая закономерности, дорисуй пятый квадрат. Сколькими

способами это можно сделать? Раскрась большие и маленькие

квадраты разными цветами.

                                                 

  1. Продолжи « цепочку».

  1. Нарисуй  недостающую  фигуру, используя  существующую  

закономерность.

 

  1. Нарисуй  недостающую  фигуру, не  нарушая  закономерности.

                                       

                                               

       7.  Игра «Четвёртый  лишний».

Свойства  геометрических фигур   

1. Определи, что изменилось. ( форма – Ф, цвет – Ц, размер – Р)

                                   

     2.  Создай цепочку, меняя цвет, форму, размер.

3. Нарисуй четвёртую геометрическую фигуру, используя

   соответствующую закономерность.         

                                                                 

    4.   Раздели   четвёртый   круг, используя   соответствующую    

          закономерность.

                 

 5. Закрась лишний кубик.

6. Дорисуй в пустых квадратах недостающую геометрическую фигуру.

7. Геометрическая  загадка.

     Сколько прямоугольников спряталось в треугольнике?

8. На двух противоположных сторонах прямоугольника нарисуй по  

    одному грибочку, а на двух других противоположных сторонах –

по одному листочку.

Весёлый  счёт

  1. Какая  цифра  соответствует  количеству  сторон  фигуры?

Соедини  линией.

  1. Вставь  пропущенные  числа.                                                                                            

  1. Запиши  выражение  и  найди  значение.

                                     

                                                    

 

                                                                

  4. Вычисли и найди ответ.

                       

5. Подумай и ответь:

    В  большой  корзинке    , а  в  маленькой

 . Из  большой  корзинки  переложили  в  маленькую  

 

. Поровну ли грибов  стало  в  корзинках?

 Да  или  нет?

  1. Запиши  соседей  чисел.

  1. Впиши  нужные  цифры.

Сравнение

1. Сравни группы предметов. Поставь знаки  <  =  >.

                     

      2. Поставь  знаки  <  =  >.

         

          3 … 5                8 … 4 + 3                  2 + 3 … 3 + 2          

          7 … 4                6 … 5 + 3                  4 + 1 … 5 – 1

          6 … 6                7 – 3 … 5                   6 – 2 … 8 – 3

3. Известно, что  < ▲. Сравни. 

                                                                                                     

                                                                                                   

  1. Известно, что  ▲< . Сравни.

                                                           

    5. Найди  ошибки:

8 = 8          4 + 3 = 8                2 + 7 = 9             8 – 2 > 8 – 3  

7 > 4          3 + 1 < 6                6 – 4 > 3             5 + 1 < 5 + 4

3 < 1          7 + 1 = 1 + 7          5 < 5 + 4             9 – 7 = 9 – 6

   

6. Ира нарисовала    , а Маша

нарисовала. Кто  из  них  нарисовал  больше  

листиков? На  сколько?

  

  1. Вова  и  Миша  нашли  .

Миша  нашёл  больше  грибов, чем Вова. Сколько  грибов  нашёл  

каждый  из  ребят? Запиши  все  варианты.

М.

-

;

;

;

В.

-

;

;

;

 

Классификация

1. Большие  и  маленькие, чёрные  и  белые  кружки  разделены на  две  группы. По  какому  признаку  разделены  кружки? Выбери  верный  ответ:

  1. по  цвету;
  2. по  размеру;
  3. по  цвету  и  размеру.

2. В  прямоугольнике  находятся  два  пересекающихся  круга  и  треугольники – красные  и  жёлтые, большие  и  маленькие.

Определите:

  1. где  расположены  большие  красные треугольники;
  2. где  расположены  маленькие  красные  треугольники;
  3. где  расположены  большие  жёлтые  треугольники;
  4. где  расположены  маленькие  жёлтые  треугольники.

3. Даны  числа: 1;  2;  3;  4;  5;  6;  7;  8;  9;  10.

Разделите  их  на  2  группы:

  1. чётные: ______________________
  2. нечётные:____________________

4. Числа 1;  5;  10;  12;  6;  15;  7;  18;  8;  17  разделите  на  2  группы.

1)__________________________

2)__________________________

  По  какому  признаку  разделили?

Весёлые  задачи. Задачи  в  стихах

  1.  10 ребят  играли  в  футбол

После  занятий  в  школе.

Один  ушёл  и  второй  ушёл.

Сколько  осталось  в  поле?

     

     Ответ: …  ребят.

  1. К  серой  цапле  на  урок

Прилетели  7  сорок,

А  из  них  лишь  3  сороки

Приготовили  уроки.

Сколько  лодырей-сорок

Прилетело  на  урок?

Ответ: … лодырей-сорок.

  1. -Цып –цып –цып,-

По  зову  Гали

Все  цыплята  прибежали.

  1. жёлтеньких  цыплёнка

Получают  пшёнку,

  1. цыплёнка –у  воды.

Сколько  всех?  Ответь  мне  ты.

Ответ: … цыплят.

  1. В  двух  коробочках  у  Нади

Три  и  семь  карандашей.

Сосчитать  их  Наде  надо.

Помогите, дети, ей!

     

     Ответ: …  карандашей.

5.  Повезло  опять  Егорке.

    У  реки  стоит  не  зря –

    Пять  карасиков  в  ведёрке

    И  четыре  пескаря.

    Сколько  всего  рыб  у  Егорки  в  ведёрке?

   

   Ответ: … рыб.

6. На  столе  стояло  3  стакана  с  ягодами. Вова  съел  1  стакан  ягод  и

    поставил  его  на  стол. Сколько  стаканов  стоит  на  столе?

   

    Ответ: ____________________

7. В  комнате  зажгли  3  свечи. Потом  1 из  них  погасили.

    Сколько  свечей  осталось?

    Ответ: ____________________

8. Когда  хозяин  вышел  в  сад  с  ружьём, с  одной  яблони  упало  4 соседа, а  с  другой  на  2  соседа  больше. Сколько   соседей  упало  со  второй  яблони?

   Ответ: ____________________

9. На  берёзе  росли  яблоки. На  одной  ветке  3  яблока, на  другой  5 яблок. Сколько  яблок  росло  на  берёзе?

   Ответ: ____________________

10. Саша  и  Коля  увидели  в  небе  два  летящих  вертолёта. Сколько  вертолётов увидел  каждый  мальчик?

    Ответ: ____________________

11. Стоит  в  поле  дуб. На  дубе  3  ветки. На  каждой  ветке  по  1 яблоку.        

     Сколько  всего  яблок?

    Ответ: ___________________

Логические  задачи

В  каждой  тройке  числа  расположены  в  определённой  последовательности. Найди  закономерность.

3     7     5;   6     10    …;   1     …      …  

2     7     3;  4     9     …;   5     …      …  

2. Установи   соответствие.

 

  1) Если  карандаш  длиннее  ручки,  то   ручка  __________  

     карандаша.

 

  2) Если  арбуз  легче  дыни, то  дыня  _____________ арбуза.

  3) Если  дом  выше  дерева, то  дерево __________ дома.

  4) Если  стол  шире  скамейки, то   скамейка ____________

      стола.

  5) Если  а < б , то   б *  а.

3. Разложи  на  полке  фигуры  разными  способами.

     

4. Подумай  и  ответь.

   

а) Петя  и  Миша  имеют  фамилии  Белов  и  Чернов. Какую   фамилию  имеет  каждый  из  ребят, если  Петя  на  2  года  старше  Белова?  

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 б) Три  подружки – Вера, Оля  и  Таня –пошли  в  лес  по  ягоды. Для  сбора  ягод  у  них  были  корзинка, лукошко  и  ведёрко. Известно, что  Оля  была  не  с  корзинкой  и  не  с  лукошком, Вера – не  с  лукошком. Что  с  собой  взяла  каждая  из  девочек  для  сбора  грибов?

Ответ: Оля - ___________, Вера - ____________, Таня - ____________.

5. Реши  задачу.

 

Ребята  кидали  мяч. Володя  кинул  дальше  Игоря, а  Олег –ближе    Игоря. Кто  кинул  мяч  дальше –Володя  или  Олег?

6. Реши  задачу.

Винни –Пух  такого  же   роста, как  Крокодил  Гена, а  Крокодил  Гена  выше  Чебурашки.

Кто  ниже:  Винни –Пух  или  Чебурашка?

            _________________________________________

Ответ:__________________________________________

7. Под  тремя  символами  « спрятались»  3   разных  числа.

    Найди  их.

   А + А = 10                  А – Д = 4                    

   Д + К = 4                     А + Д + К = 9

     

   Ответ: А =…,   К = …,   Д = …

8. Задача.

С   Винни –Пухом,  Пятачком  и  Кроликом  произошла  невероятная  история. Раньше  Винни –Пух  любил  мёд, Кролик –капусту, а  Пятачок –жёлуди. Но  попав  в  зачарованный  лес  и  проголодавшись,  они  обнаружили, что  их  вкусы  изменились, но  по-прежнему  каждый  предпочитает  что-то  одно. Кролик  заявил: « Я  не  ем  капусту  и  жёлуди». Пятачок  промолчал, а  Винни –Пух  заметил: « А  я  не  люблю   капусту».

Кто  что  стал  любить?

Ответ: Кролик -                       , Винни –Пух -                                  ,

Пятачок-                              .

                           

Арифметические   ребусы

  1. Как  найти  число  в  средней  клетке?

  1. Вычисли.

  1. Вычисли.

  1. Найди  ошибки:

3 – 3 = 0           7 > 0             4 < 3               5 – 0 > 5 + 0   

5 + 2 = 6           5 < 9             9 < 2               8 – 4 < 8  3

  1. Найди, что  неправильно:

а) У  белочки  было  10  золотых  орешков, а  серебряных –

на  5  меньше. Сколько  золотых  орешков  было  у  белочки?

б) Золушка  перебрала  за  день  3  мешка  с  рисом  и  7  мешков  с  гречкой. Сколько  раз  танцевала  на  балу  Золушка  с  Принцем?

6. У  Павлика  и  Даши  было  поровну  конфет. Павлик  отдал

Даше  2  конфеты. На  сколько  конфет  у  Даши  стало  больше?

7.  Вставь  пропущенное  число:

 

8. Вставь  вместо  точек  знаки «+»  или «-»:

9…5…2 = 2                 4…1…3 = 8               7…2…8 = 1

10 …5…2 = 7              3…6…4 = 5               8…4…5 = 9

9. Расшифруй  слово. Что  оно  означает?

0

7

8

2

9

6

10. Определи, какое  количество  букв М уравновесит  букву А.

Если  АА=ММММ, то А = ________

Математические  загадки

1.Задача.

Купили   4  шара  красного  и  голубого  цвета. Красных  было  больше, чем  голубых. Сколько  шаров  каждого  цвета  купили?

Красных -….., а  голубых -….  .

2. Задача.

Лягушка  встречала  гостей. Лиса  пришла  раньше  Медведя, Волк  позже  Зайца, Медведь  раньше  Зайца, Сорока  позже  Волка.

Кто  пришёл  раньше  всех?  Кто  пришёл  позже  всех? В  каком  порядке  приходили  гости?

         

3. Вставь  пропущенные  числа, чтобы  сумма  по  горизонтали  и  вертикали  равнялась  числу  в  центре.

4. Сколько  всего  квадратов?

 

  1. Найди  значение  символов, которые  заменяют собой  цифру от 0 до 9.

А + В = CD          S + S = CD              … + … = ……       … + … = ……    

К– В = C              E + F = N                 … - … = …            … + … = …

В – S  = E             E + E = L                 … - … = …            … + … = …

     A – C  = C                                             … - … = …

Ответ: D - …, C - …, A - …, E - …, F - …,S - …, L - …, N - …, B - ..., K - …

Комбинаторные  задачи

  1. Пирамидка  состоит  из  трёх  колец  разного  цвета: жёлтого, красного  и  синего. Раскрась  пирамидки  разными  способами. Сколько  разных  пирамидок  у  тебя  получилось?

                                 

  1. Для  праздника  дети  приготовили  стих, танец  и  песню. Сколькими  способами  можно  составить  программу  выступления?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Сколькими  способами  могут  сесть  на  скамейку  в  один

    ряд  три  подруги: Аня, Маша  и  Света?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Сколько  можно  составить  двузначных  чисел  из  цифр  1,2,3,

при  условии, что  цифры  в  числе  не  повторяются?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

  1. Найди  признак  разбиения.

______________            _______________             _______________

______________            _______________             _______________

Логические  задачи

1. Три  подружки –Вера, Оля  и  Таня –пошли  в  лес  по  ягоды.

    Для  сбора  ягод  у  них  были  корзинка, лукошко  и  ведёрко.

    Известно, что  Оля  была  не  с  корзинкой  и  не  с  лукошком,

    Вера –не  с  лукошком. Что  с  собой  взяла  каждая  из  девочек  

    для  сбора  грибов? ( Обозначь буквами К. Л. В. )

    Ответ: Оля - ____, Вера - _____, Таня - _____.

 2. Нина  живёт  к  школе  ближе, чем  Аня, а  Аня  ближе, чем  Зоя.

     Кто  живёт  ближе  к  школе – Нина  или  Зоя?

     Ответ: _________

 3. В  клетке  находились  3 попугая. Трое  ребят  купили  по  одному  из

     этих  попугаев, и  один  попугай  остался  в  клетке. Как  это  могло    

     случиться?

 4. Найди  закономерность  и  продолжи  ряд.

    3       6      5;   5     8    … ;   1    …     …    

 

    6       4      8;    3     1    …;   5   …    …

 

 5. Заполни  пропуски.

     5 + 3 > …          8 -… < 3                …+ 7 > 6      

     … -2 > 6            10 – 4< …             9 -… < 10

 

 6. Каждый  символ  в  этих  выражениях  заменяет  собой  определённую    

     цифру  от  0  до  9. Найди  цифровое  значение  каждого  символа.

    М + М = З                З + З = Д            … + … = …            … + … = …

    Д + Д = Е                 К + К = С           … + … = …            … + … = …

    Ц – Ф = Д                Ц – Н = З            … - … = …            … - … = …    

    Ответ: М-…, З-…, К-…, Д-…, Ф-…, С-…, Н-…, Е-…, Ц-… .      

7. У  мальчика  в  коробке  было  7  мух. На  две  мухи  он  поймал  двух    

    рыбок. Сколько  рыбок  он  поймает  на  остальных  мух?

Математические  игры.

1. «Волшебный  квадрат».

 

 (Суммы чисел по строкам и столбцам равны)

Смешные  человечки  

Плясали  на  крылечке.

И  вдруг  примчались  новые –

Совсем  пустоголовые.

        А  вам  задание, друзья,

        Быстрее  разгадать

        Какую  надо  цифру  вставить

        Там, где  пустая  голова.

3. Переложи  2  палочки  так, чтобы  получился  домик.

4. Переложи 1  палочку  так, чтобы  домик  повернулся  в  другую    

    сторону.

5. Угадай  задуманное  число.

    Катя  задумала  двузначное  число, вычла  из  него  1  и  получила  

    однозначное  число. Какое  число  задумала  Катя?

   

   Ответ: Катя  задумала  число  … .

   ( Придумай  подобную  задачу.)

  1. Игра « Математический  футбол»

Забей  гол  в  числовые  ворота.

Математическая  эстафета

1. Заполни     нужными   числами  « окошки»  в   рисунке.

2. Определи, какое  задание  надо  выполнить, и выполни  его.

  3. Логическая  задача.

       

        У  Мити, Серёжи  и  Толи  флажки  трёх  цветов: синего, красного  и

        жёлтого. У  Толи  не  жёлтый  и  не  синий, а  у  Мити  не  жёлтый.

        У  кого  какой  флажок? Раскрась  и  подпиши  чей  флажок.

  4. Сколько  всего  треугольников?

Расстановки. Задачи  на  промежутки

  1. Сравните  числа. Чем  они  похожи? Чем  отличаются?

 

3 и 13;  84 и 14.

2.Найдите  закономерность  и  вставьте  пропущенное  число.

 

                                                           

3. Задача.

Как  в  комнате  можно  поставить  2  стула, чтобы  у  каждой  из  четырёх  стен  стояло  по  одному  стулу?

  1. Задача.

Как  поставить  4  стула  у  стен  комнаты  так, чтобы  у  каждой  из  четырёх  стен  стояло  по  2  стула?

  1. Задача.

Как  расставить  5  кубиков  в  2  ряда  так, чтобы  в  каждом  ряду  было  по  3  кубика? Нарисуй.

  1. Задача.

Боря  распилил  длинную  тоненькую  палочку  на  10  одинаковых  палочек. Сколько  распилов  он  сделал?

  1. В  колесе  10  спиц. Сколько  между  ними  промежутков?

  1. Вставь  нужные  числа.

9. Найди  значение « цепочек».

Математический турнир    

                                                                                                                 

1. Найди быстро сумму.

 

 0+1+2+3+4+5+6+7+8+9+10=

 2+5+8+11+14+17+20=

2. Реши быстро.

6+4+8+2=                         7+8+3=

7+5+3=                             4+7+6=            

                                                 

30+20+15+35=                              20+25+30+25=  

3. Составь пример с ответом 20, используя числа от 1 до 9.

4. Саша, Коля  и  Женя  участвовали  в  соревнованиях по  стрельбе.

   Кто  из  них  набрал  больше  всего  очков? Кто  занял  второе  и  

   третье  места?

        Саша                                     Коля                                        Женя

Математический  марафон      

1. Сколько углов у квадрата?

  А) 5        Б) 3        В) 4       Г) 6                                          

 2. Какое число стоит в ряду чисел между 7 и 9?

    А) 6       Б) 8        В) 10       Г) 7

3. Найди верное неравенство:

   А) 2 < 1       Б) 6 = 5        В)7 < 8        Г) 5 = 5

4. Чему равно второе слагаемое в выражении: 4 + 2 = 6 ?

   А) 4       Б) 6         В) 3        Г) 2

5. Чему равно значение разности в выражении: 8 – 3 = 5 ?

   А) 8       Б) 3         В) 5        Г) 4

6. На сколько 7 больше 6?

   А) на 1         Б) на 2        В) на 3       Г) на 4

7. Какое число пропущено 1+   = 5 ?

   А) 3       Б) 4         В) 5         Г) 6

8. Какое число на 2 меньше, чем 8 ?

   А) 5       Б) 6        В)10        Г) 9

9. Какое число больше  6 на 3?

   А) 9       Б) 3         В) 8        Г) 4

10. 7 состоит из 3 и   ?

   А) 3      Б) 5        В) 6         Г) 4

11. Первое слагаемое  5, второе – 2. Найди сумму.

    А) 3       Б) 6       В) 7         Г) 4

12. Найди разность чисел 10 и 1.

    А) 11       Б) 8      В) 7        Г) 9

13. На сколько 8 больше 5?

   А) на 3        Б) на 13      В) на 5       Г) на 4

14. На  тарелке  лежало  6  пирожков. Два  из  них  разрезали  пополам.

      Сколько  пирожков  стало  на  тарелке?

   А) 7            Б) 8            В) 6             Г) 9

Задачи-шутки

1. Два  товарища  шли  в  школу  во  вторую  смену. Они  встретили  трёх

    товарищей – учеников  первой  смены. Сколько  всего  товарищей  шли  

    в  школу?

   

     Ответ: ________________________________________________

  1. Пассажир  такси  ехал  в  село. По  дороге  он  встретил 5 грузовиков  и    
  1. автомашины. Сколько  всего  машин  ехало  в  село?

     

     Ответ: ________________________________________________  

  1. Петух, стоя на  одной  ноге, весит  3 кг. Сколько  будет  весить  петух,

стоя  на  двух  ногах?

Ответ: ________________________________________________

  1. Семь  воробьишек  спустились  на  грядки,

Скачут  и  что-то  клюют  без  оглядки.

Котик-хитрюга  внезапно  подкрался,

Мигом  схватил  одного  и  умчался.

Вот  как  опасно  клевать  без  оглядки.

Сколько  теперь  их  осталось  на  грядке?

Ответ: ________________________________________________

  1. Горело  5 свечей, 2 погасли. Сколько  свечей  осталось?

Ответ: ________________________________________________

  1. Что  легче, килограмм  железа  или  килограмм  ваты?

Ответ: ________________________________________________

7. На  дереве  сидели  10 птиц. Охотник  выстрелил  и  подстрелил

    одну  птицу. Сколько  птиц  осталось  на  дереве?

    Ответ: _________________________________________________

8. Коля  написал  число 6 и  сказал  Вите: « Не  вычисляя, увеличь это  

    число  на  3  и  покажи  ответ». Витя недолго  думая, показал  ответ.

    Как  это  у  него  получилось?

   

Игра-соревнование « Кто  самый  внимательный?»

1. Выясни, являются ли  эти  квадраты  «магическими»?

    Если  суммы  чисел  по  строкам, по  столбцам  и  по  диагоналям –

    равны, значит квадраты « магические».

      да    нет                     да     нет                      да     нет

2. Вставь  знаки « + » или « - ».

   

    8…0…3…4 = 9              9…5…2 = 2                7…2…8 = 1

    9…9…7…3 = 4              4…1…3.= 8                6…4…3 = 7

3. Катя  написала  число  17  и  зачеркнула цифру  1. На  сколько  

    уменьшилось  число?

    Ответ: _______________

4. Определи  маршрут  самолёта.      

                                                                                                   

   60   70   50                                                                      

                 70   80    90                                                  

                               50   60   70  

                                          60   70   80

Задачи  с  геометрическим  содержанием

1. Сколько  прямых, лучей, отрезков  на  каждом  чертеже?

 

  а)                                б)                                 в)                                

прямых ___                   прямых ____                  прямых____    

лучей    ___                   лучей     ____                  лучей   ____

отрезков ___                 отрезков ___                   отрезков ___      

 

2. Сколько  на  чертеже  треугольников?    

 

     а) _____                 б) _____                  в) _____               г) _____

3. Из  скольких  разных  четырёхугольников  состоит  окно?

                                      Ответ: _______

4. Убери  3  палочки  так, чтобы  остался: а) один треугольник

    б) два  треугольника.

5. Убери  две  палочки  так, чтобы: а) осталось 2 квадрата;

    б) не  осталось  ни  одного  квадрата.

                                 

6.  Убери  5  палочек  так, чтобы  осталось 3  квадрата.

  1. В  треугольнике  проведите  2  отрезка  так, чтобы  треугольник  делился  на: а) два  треугольника  и  один  четырёхугольник;

б) три  треугольника; в) три  треугольника  и  один  четырёхугольник.

  1. Расставь  на  сторонах  квадрата  8  точек  так, чтобы  на  каждой  

стороне было  3  точки.

  1. Начерти  два  отрезка. Длина  первого  6 см, он  короче  второго

     на  1 см. 

Головоломки.

  1. Найди  закономерность.

6      12     9;    9    15     …;  11    …     …   .

  1. Заполни  квадраты.

Какие  числа  следует  вписать  в  пустые  клетки, чтобы

получить  нужную  сумму  каждого  ряда  и  каждого

столбца?

        40                              50                             70

        80                          70                          80

         

       30     90                  60     60                   90       60

 

                             

                             90                             40                             60

                             80                              90                             60

          70       100                 30       100                 50      70

     3. Мать  положила  конфеты  на  6  тарелочек: на  первую –

1 конфету, на  каждую  следующую – на 2 конфеты больше,

чем  на  предыдущую. «Все  эти  конфеты,- сказала   она  

трём  своим  дочерям, - я  отдам  той  из  вас, которая  догадается, как  можно  раздать  их  троим  поровну, не  снимая  с тарелочек». Одна  из  девочек  подумав, сделала  так, как сказала  мать. Как  она  это  сделала?  

         Решение:

   4. Логические  задачи. 

       1) В  магазине  за  день  купили  8 холодильников.

        Сколько  потребуется  сделать  рейсов, чтобы  доставить  все

        купленные  холодильники, если  на  машину  можно  погрузить

        только  3 холодильника?

 

        Ответ:__________________

        2) По  рецепту  врача  для  больного  купили  в  аптеке  10 табле-

        ток. Врач  прописал  принимать  лекарство  по  3  таблетки  в

        день. На  сколько  дней  хватит  этого  лекарства?

   

        Решение:__________________________  

        Ответ:_________________

   5. Как  число 10 можно  записать  пятью  одинаковыми  числами,

  соединив  их  знаками  действий?

   

 

  6. Как  записать  число 10 четырьмя  различными  числами,

      соединив  их  знаками  действий?

7. Квадрат  разделён  на  9 клеток. В  двух  из  них  расставлены

    числа 1 и 2. Расположи  в  каждой  из  остальных  клеток  

    квадрата  числа 1, 2 и 3  так, чтобы  при  сложении  чисел  по

    строчкам, по  столбикам  и  с  угла  на  угол  получалось

    число 6.

Косвенные задачи

1. Осенью  в  саду  посадили  15 кустов  красной  смородины, что  на  

    5  кустов  меньше, чем  чёрной  смородины.

    Сколько  кустов  чёрной  смородины  посадили?

    Сколько  всего  кустов  чёрной  и  красной  смородины  посадили?

2. На  одной  грядке  посадили  30  кустиков  клубники. Это  на  10

    кустиков  больше, чем  на  второй  грядке.

    Поставь  вопрос  так, чтобы  задача  решалась  в  два  действия.

    Реши  задачу.

   

3. Данные  числа  20, 30, 40, 50 вставь  вместо  точек  в  выражения,

    используя  в  каждом  три  разных  числа из  заданных  четырёх.

    Примеры  имеют  более  одного  решения.

   … - … + … = 40               … - … + … = 70

   … - … + … = 40               … - … + … = 70

   

 4. Реши  задачу.

        Катя  собрала  20 стаканов  земляники. Она  собрала  на 30  стаканов

        меньше, чем  её  мама.

        Сколько  стаканов  земляники  собрала  мама?

        Измени  вопрос  задачи  так, чтобы  задача  решалась  в два  действия.

       

       

   5. Составь  по  рисунку  косвенную  задачу  и  реши  её.

     , на ___ больше, чем

        -?

 6. Найди  значения  символов.

     

    Р + Р + Р = 15             … + … + … = 15

    Р + L = 8                     … + … = 8

    L + R = 9                     … + … = 9

    Р + L + R = 14            … + … + … = 14

  Ответ: R - …, Р - …, L - … .

Олимпиада

1. Витя  поднимался  по  лестнице. Он  прошёл  3  ступеньки, а  затем

    стал  шагать  через  одну. Запиши  все  номера  ступенек, на  которые

    он  наступал, если  на  лестнице  было  всего  12  ступенек. ( 2 балла)

2. Дима  выше  Егора, но  ниже  Жени. Кто  выше, Дима  или  Егор?

   Ответ: _______________                                                           ( 1 балл)

3. Мама  дала  двум  сыновьям  Толе  и  Коле  по  одинаковому  числу

    конфет. Вечером  оказалось, что  у  Толи  осталось 4 конфеты, а у

    Коли  только 2. Кто  из  братьев  съел  больше  конфет и  на  сколько?

   Ответ: _____________________________                                (1 балл)

4. Закрась  круги  так, чтобы  зелёный  был  справа, а жёлтый  между

    зелёным  и  красным.

                                                                                                          ( 1 балл)

 5. Сколько  треугольников  содержит  данная  фигура?           (2 балла)

                                                               

                                                       

Ответ: ____________________

6. В  двух  корзинах  лежало  по  одинаковому  количеству  яблок. Из

    первой  корзины  переложили  во  вторую 10 яблок. На  сколько  больше

    стало  яблок  во  второй  корзине, чем  в  первой?                   (5 баллов)

   

   Ответ: _______________________________________________________

 

Награждается

__________________________________________________________

Ф.И. ребёнка

за проявленную сообразительность, внимательность

присуждается звание

ПОЧЁТНОГО УМНИКА

        

Литература

Керова Г.В., Нестандартные  задачи  по  математике, Москва: 2006.

Гордеев Э.В., 1200 задач  и  примеров  по  математике 1-4 класс.- М.: 2000.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А., Уникальный  рабочий  материал  по  математике  1-2 класс. – М.: 2005.

Петерсон Л.Г., Математика 1 класс. – М.: 2002.

Волкова С.И., Математика: Сложение  и  вычитание до 20. М.: 2002.

Богуславская Л.А., Математика: Сборник  задач. М.: 1998.

Рудницкая В.Н., Математика./ Рабочая  тетрадь. М.: 2000.

Труднев В.П., Считай, смекай, отгадывай. Москва: 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие по математике для 3 класса...

Устный математический журнал "Математический калейдоскоп"

Внеклассное занятие по математике в 4 классе в форме устного журнала. Включены творческие задания по математике, игры, логические задачи....

Занятие кружка "Математический калейдоскоп" для обучающихся 4 класса по теме " Математическое путешествие по легендам о Байкале"

Тема:       Математическое путешествие по легендам о БайкалеЦель:  обозначить экологическую проблему Байкала посредствоминтеграции фольклорного и математического материа...

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....