Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд вида 300-156
план-конспект урока по математике

Зимакова Марина Лазаревна

 Урок математики по теме "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд вида 300-156".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет          математика               Класс    2

Тема урока  Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд вида  300-156

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить с вычитанием  трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом встречаются нули.

Цели:

Образовательные:

-закрепить знание правил сложения и вычитания трехзначных чисел и нумерации многозначных чисел,

- учить - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;

- учить представлять трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

Развивающие:

- развивать умения выполнять письменные вычисления трехзначных чисел.

- развивать навык устного счёта;

- совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;

- развитие умения аргументировать своё мнение;

- развивать интерес детей к математике, их математические способности;

- развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления,  наблюдательности, внимания, памяти;

- развитие умения давать самооценку своей деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к  математике

- оценивать взаимопонимание, взаимопомощь

- воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность.

Методы обучения: проблемно - поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная

Средства обучения: Учебник «Математика», 2 класс, Часть 1- изд.4-е. (Л.Г.Петерсон) -М,Ювента 2012 г.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Вычитание многозначных чисел», карточки - помощники, ( для работы в паре), смайлики для самооценки, учебник, тетрадь, цветные карандаши.

                                             

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.

Мотивационный момент 

Задачи учителя: Подготовить  учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке.

Цель учителя: включить уч-ся в учебную деятельность, мотивировать уч-ся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Задача учащихся: проверить готовность к уроку

Метод: беседа

«Затруднение в ученье

К новым знаниям ведет,

Кто дорогу сам осилит,

Непременно их найдет!»

- Ребята, вы готовы преодолеть трудности и «открыть» для себя новые знания?  (Да)

-Тогда я желаю вам успеха!

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране «Математика».  Будем открывать для себя новые знания. Мы узнаем много нового и интересного, если будем работать внимательно и дружно. Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

2.

Актуализация знаний.

  1. Устный счет

Метод : индивидуальная работа, фронтальная беседа

 Цель учителя: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для нового материала, актуализировать мыслительные операции для восприятия нового материала

Цель учащихся: закрепить знания нумерации многозначных чисел, уметь осуществлять самопроверку правильности выполнения задания, оценивать себя

-Посмотрите на экран, определите, чем будем заниматься на уроке математики. Что является объектом? (трёхзначные числа)

-Какие цели можем поставить в начале урока? (продолжить работу над нумерацией многозначных чисел, их записью и вычислительными действиями с многозначными числами)

-Прочитайте эти числа.

-Почему они называются трехзначными? (в записи используются 3 цифры)

- Начнём с разминки.

Устный счёт

- Посчитай: от 378 до 386, от 702 до 693

- Назови соседей числа: 549, 320

-Сколько сотен, десятков, единиц?

-Приготовьте числовые  листочки.

-  Напишите  числа,:

           Двести семьдесят                          270

           шестьсот                                        600

           девятьсот восемьдесят                 980

          четыреста двадцать шесть           426

          триста семьдесят восемь              678

-Прочитайте данные числа

-Что объединяет эти числа?

- Из каких разрядов они состоят?  (Единицы, десятки, сотни).     Назовите числа, в которых отсутствуют единицы, десятки.

- Назовите наименьшее из этих чисел.  (270)

- Назовите наибольшее из этих чисел.   (980)

Проверка

-Рассмотрите числовой ряд. Какое задание мы можем еще выполнить?

-Расположите в порядке возрастания и запишите в тетрадь.

3.

4.

5.

Выявление места затруднения

 1)Введение в тему 

Метод: проблемный

Цель учителя: помочь определить  учащимся тему урока, сформулировать задачи на урок

Цель учащихся: уметь определять тему урока, формулировать задачи на урок.

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта

2) Метод: наблюдение, анализ

Цель учителя:  познакомить детей с новым  вычислительным приемом многозначных чисел, с алгоритмом вычисления

Цель уч-ся: научиться решать примеры на вычитание из круглых чисел

Проблемный вопрос

Цель учителя:  подвести детей к выводу,

как производить вычитание из трехзначного числа

Цель уч-ся: уметь делать самостоятельно выводы

Проблемный вопрос

Цель учителя: научить сформулировать задачи на урок,

Цель учащихся: познакомиться с алгоритмом вычисления

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа по учебнику:  с.64 № 3

Метод: наблюдение, анализ

Цель учителя: учить поэтапному решению примеров данного вида

Цель уч-ся: уметь раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые, рассуждать и правильно выполнять решение, самостоятельно делать вывод

-Работаем в парах. Рассмотрите задание. Что необходимо здесь выполнить? - Правильно, мы будем складывать и вычитать трехзначные числа. Что для этого надо знать? (алгоритм сложения и вычитания)

-Решите совместно с соседом по парте.

-Проверка. Были ли затруднения?

   345         847            600

- 144       - 429          - 237

 

-Какой пример был самым легким?

-Какой пример был самый трудный? Почему? (нужно вычитать из единиц, а их нет. И из десятков вычесть не можем, т.к.  десятков тоже нет)

- С какой проблемой столкнулись?

- Мы не умеем вычитать столбиком из  трехзначных чисел, в записи которого есть нули.

-Подумайте, как можно это сделать. Выслушаем ваши предложения.

Итак, обратимся к графической записи данного числа

                                     -                   …….    =

                             

                                   

                                     

                                           

- Что отсутствует в уменьшаемом?

- Как произвести вычитание? Ведь вычитать мы должны  единицы из единиц, десятки из десятков.

-Где же их взять?

-Для этого мы 1 сотню представим в виде десятков, и 1 десяток в виде единиц. Теперь производим вычитание согласно правилу.

Обратите внимание на числовую запись, что мы видим в уменьшаемом? (отсутствуют разряды  единиц и десятков, вместо них нули)

-Объясните как выполнить вычисления, записав числа в столбик?

    . 9 10

    200

-     37

Вычитаю единицы: из нуля нельзя вычесть 7.Занимаю единицы у десятков. Десятков нет. Занимаю у сотен и ставлю точку. Сотню дроблю на 9 десятков и 10 единиц.

1. Вычитаем единицы- 10 минус 7 равно3, пишем в единицы;

2.Вычитаем десятки – 9десятков минус 3 десятка равно 6 десятков. Пишу под десятками

3.Вычитаю сотни.

4. Читаю ответ. 163

В чем была трудность?

-Как мы решили эту проблему?

-Какие знания пригодились? правило счета- согласно алгоритма, умение раскладывать на разрядные слагаемые, знание состава числа в пределах десятка)

-Определите тему нашего урока (вычитание из трехзначных чисел в записи которого есть нули)

-Прочитайте, как называется тема нашего урока.

Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд вида 300-156

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Посмотрите на экран, чему же мы должны научиться сегодня на уроке:

Мы должны  научиться:

  1. Вычитать  трехзначные числа с переходом через разряд, когда в уменьшаемом встречаются нули.
  2. Отработать алгоритм вычитания

-Рассмотрите задание № 1 , с.64. са4

-Решаем пример 300-156

-Какие разряды отсутствуют ? (единицы и десятки).

-Рассмотрим графическую модель. (объясняет ученик с комментированием)

Занимаем у сотен  1 сотню, раскладываем ее -10 десятков, теперь занимаем у десятков, там остается уже 9 десятков, а в единицах 10.

  -Производим вычитание. Читаю ответ 144.

-Объясните выполнение вычитания числа в столбик.

-В чем различие 1 примера  от второго? На что опирались при решении?

-Объясните выполнение вычитания числа в столбик.

-Рассмотрите следующий пример:

  205

-146

- В чём особенность данного примера? (в единицах присутствуют единицы, десятки отсутствуют)

-Решим с комментированием пример ( 1 ученик у доски).какие знания пригодились при решении?

-Какой вывод нужно сделать?

Вывод: при вычитании из  трехзначного числа в записи которого есть нули  другого числа, нужно раскладывать сотни на десятки, десятки на единицы. Производить вычитание согласно  алгоритма вычитания.  

Физминутка

- Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась

Раз- росой она умылась

Два-изящно покружилась,

Наклонилась и присела

На четыре полетела

Покружились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно сотнями считаем.

100,200,300….1000

Открываем, поморгаем, и работать начинаем

6

С. Р. С самопроверкой по эталону

1) Работа по учебнику №2 с.64

Метод: индивидуальная работа

Цель учителя: развитие умения выполнять вычисления трехзначных чисел и делать проверку.

 Цель учащихся: уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд

2)Решение задачи

Цель учителя: развитие умений и навыков в решении задачи

Цель ученика: уметь  решать задачи в два действия, отрабатывать вычислительные навыки.

3.Самостоятельная работа в Р/Т

Метод: самостоятельная работа

Цель учителя:  развивать умение выполнять самостоятельно задание, отрабатывать умения выполнять арифметические действия с единицами длины.

Цель учащихся: уметь работать с единицами измерения длины.

Включение в систему знаний и повторений.

4.Работа в тетради № 7 с.65

Метод: индивидуальная работа

Цель учителя: учить преобразовывать изученные величины и производить вычислительные операции

Цель учащихся: уметь преобразовывать величины и выполнять действия сложения и вычитания, анализировать , рассуждать.

Проблемный вопрос

Цель учителя: научить работать с единицами длины

Цель учащихся: отрабатывать навык преобразования единиц измерения

Рефлексия.

Метод: самооценка

Цель учителя:  подвести итог урока, определить как понята тема.

Цель учащихся: оценить свою работу на уроке, понимание нового материала.

-Продолжим отрабатывать  умение  производить  вычитание трехзначных чисел, когда в уменьшаемом встречаются нули.

-Выполним №2 с. 64. Рассмотрите задание, что нужно сделать?

-Каким действием проверяем действие сложения? вычитания?

-Объяснение с комментированием ( 1 ученик у доски)

- Теперь поработаем в парах. Самостоятельно решите последние 2 примера.

-Сделайте вывод.

Алгоритм вычитания:

  1. Занимаю  1 сотню, раскладываю ее на десятки.
  2. Занимаю 1 десяток, раскладываю его на единицы
  3. Вычитаю согласно правила вычитания трехзначных чисел.

- Возьмите карточки, рассмотрите схемы к задачам.

 -Составьте задачу  к 1 схеме.

- Что известно в задаче?

- Что неизвестно?

-Как найдем целое? (сложением)

-Рассмотрите 2 схему. Составьте задачу.

-Что известно?

-Что неизвестно?

-Как найти неизвестную часть?

- Какая из задач соответствует теме нашего урока?

-Работаем в паре. Выполните решение на карточке.

-Проверка. (ученик объясняет выполнение задания, читает ответ)

-Рассмотрите задание №7 стр.65

-Что необходимо выполнить? (перевести в другую единицу измерения)

 Выполним работу самостоятельно. Проверка.

- Какие разряды отсутствуют? Что общего в  этих выражениях? Правильно в записи получается трехзначное число.

2м =200 см              3м4дм5см=345см

48 дм=480см           1м9дм=190см

-Где используются данные единицы измерения?

-Что мы можем делать с такими единицами измерения?(производить вычисления)

Выполним задание №7.

-Рассмотрите. Что необходимо сделать?

-Что нужно знать прежде чем начать выполнять это задание?

Вывод: Действия выполняются только с одинаковыми величинами, (поэтому нужно перевести в одну единицу измерения-см)

-Запись решения в столбик в рабочей тетради.

90дм 5см -76 см = 8 м 2 дм 5 см

  905

-  76

 829 см = 8м2дм 9см

-Какой разряд отсутствует в вычитаемом? Какое правило используем в записи столбиком?

-Какой из выше написанных примеров соответствует нашей теме?

-В чем сложность решения? (есть переход)

-Какой сделаем вывод?

Вывод: чтобы выполнить вычисления в единицах измерения их нужно перевести в одну единицу измерения.

-Чему  научились сегодня на уроке?

- Что показалось более сложным?

-Кто легко справился со всеми заданиями самостоятельной работы?

-У кого вызвала затруднения? Если вы испытали затруднения, оставьте пустым кружок для оценивания.

-Как вы думаете,  для чего мы изучали эту тему?

-Над чем надо еще поработать дома?

-С помощью смайликов оценим свою работу.

-Молодцы, вы очень хорошо поработали.

5.

Задание на дом

Цель учителя:  развивать умение производить вычисления с трехзначными числами

Цель уч-ся: упражняться в решение примеров на сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик.

-Домашнее задание: выполнить задание №3,с 64, №8 с.65 в рабочей тетради, запись решения в столбик

- Повторить алгоритм решения примеров данного вида.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Затруднение в ученье К новым знаниям ведет, Кто дорогу сам осилит, Непременно их найдет!

Слайд 2

358 715 920 656 207 124 397

Слайд 3

378 - 386 702 - 693 549, 320

Слайд 4

270, 600, 980, 426, 678

Слайд 5

Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд вида 300-156 Вычитать трехзначные числа с переходом через разряд, когда в уменьшаемом встречаются нули. Отработать алгоритм вычитания

Слайд 6

Затруднение в ученье К новым знаниям ведет, Кто дорогу сам осилит, Непременно их найдет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс. Конспект урока+презентация. Урок проведен в МБОУ СОШ № 2 учителем начальных классов Муста...

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс.  Конспект урока+презентация. Урок проведен в МБОУ СОШ № 2 учителем  начальных к...

Карточки по математике 2 класс по теме: "Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд". УМК Л.Г. Петерсон, Школа 2100

Карточки содержат зашифрованные названия зимних видов спорта, входящих в олимпийские игры....

Конспект урока математики. Тема " Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике во 2 классе, на тему: "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"  УМК "Школа 2100"...

Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд

Цель данного урока: познакомить детей с  приемами письменного сложения и вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд...

Сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд. Решение задач на нахождение суммы.

Конспект урока тесно переплетен со здоровьесберегающими технологиями....