Вычитание с переходом через разряд
план-конспект урока по математике

Демидова Ольга Борисовна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_matematike.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  математике

Класс : 5

Тема: «Вычитание с переходом через разряд»

Раздел: Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

Тип урока: комбинированный.

Цель:. формирование умений и навыков в  вычитании в пределах 1 000 с переходом через разряд в единицах

Задачи: 
1) Образовательные: научить вычитать числа в пределах 1000 с переходом через десяток. 

2) Коррекционно-развивающие: коррекция мышления на основе заданий на анализ и синтез, сравнение чисел.
3)  Воспитательные: способствовать развитию слухового восприятия и внимания путем выполнения математического диктанта; коррекция и развитие связной устной речи через полные, развернутые ответы;
 Оборудование: плакаты "Правило письменного вычитания однозначного числа из трехзначного", "Правило письменного сложения трехзначных чисел с однозначным числом"; учебник для 5 классов для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Математика. 5 класс: учебник для для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с./

Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.

- Посмотрите на доску, и скажите, какое сегодня число?

 15ноября 2021

-Скажите, на какой урок, вы пришли?

 на математику

- Что мы делаем на уроках географии?

 Решаем примеры, задачи, уравнения, изучаем геометрические фигуры, измеряем  

II. Проверка домашнего задания. задание 304 (1, 2 ) с. 90.
– Какие действия выполняли?
304 (1)- На сколько больше - вычитание.
304 (2)- Во сколько больше - деление.

– Назовите компоненты вычитания, деления. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность; делимое, делитель, частное.)
Дети по цепочке зачитывают пример, называют ответы.
60-12=48
81-3=78
37-14=23
63:7=9
40:5=8
72:9=8
3.Устный счет.

Математический диктант.
– Записать числа под диктовку:
• число, состоящее из 2 сот. 4 дес. 9 ед.; (249.)
• число, которое следует за 358; (359.)
• число, предшествующее числу 141; (140.)
• чему равна сумма чисел 600 и 3; (603.)
• чему равна сумма чисел 500 и 40. (540)
– Какие числа по количеству знаков записали? (Трехзначные.)
– Почему? (Все числа состоят из трех разрядных единиц: единиц, десятков, сотен.)
III. Повторения пройденного.

Беседа.

– Рассмотрите решение примеров.


– Какое арифметическое действие выполняли? (Сложение.)
– Какие числа складывали? (Двузначные с однозначными.)
– Как называются компоненты сложения. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)
– Как проверить правильность решения? (Выполнить вычитание.  От суммы отнять слагаемое.)
– Выполните проверку.
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Работа в тетрадях.
Учитель демонстрирует примеры, записанные на доске.
– Рассмотрите примеры на доске. Что нужно знать их для решения. (Правило.)

– Прочитайте правило письменного сложения трехзначных чисел с однозначным числом?

Ученики рассказывают  правило, решают примеры в тетради. Один ученик работает у доски.
Правило:
Чтобы сложить трехзначное число с однозначным, надо числа записать в столбик так, чтобы единицы были под единицами. Складывать начинают с разряда единиц.
IV. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы будем учиться вычитание с переходом через разряд.

 V. Сообщение нового материала.

   Рассказ учителя. Объяснение.

– Какое арифметическое действие следует выполнить для проверки сложения? (Вычитание.)
Учитель демонстрирует правило.
- Познакомьтесь с правилом письменного вычитания однозначного числа из трехзначного.
Правило:
Записываем числа в столбик: единицы под единицами.
Начинаем вычитать с разряда единиц.

– Сделайте проверку вычитанием. (Работают в тетради, один ученик работает у доски.)


VI. Первичное закрепление

Работа по учебнику:   выполнение заданий 351 (1, 2 ст.),  на с. 97.

– Напишите примеры столбиком и решите их.

344 – 216         745 – 127

756 – 539          634 – 18

273 – 154          452 – 38

– Назовите правило письменного вычитания чисел в пределах 1 000. ( Вычитаем в столбик, поразрядно, начиная с низшего разряда.)

– Каким арифметическим действием выполним проверку? (Сложением.)

VII.Физминутка

VIII. Закрепление

Мы справились с примерами, теперь попробуем решить задачу с этими числами.

1.Решение задачи.

Задача. В киоске «Мороженое» продали 453 пачки шоколадного мороженого, а сливочного – на 125 пачек меньше. Сколько всего пачек мороженого продали в киоске?

– Какие слова возьмем для краткого условия? (Шоколадное, сливочное.)

– Сколько шоколадного мороженого продали? (453 пачки.)

– Сколько сливочного мороженого продали? (На 125 пачек меньше.)

– Как обозначим главный вопрос задачи? (Фигурной скобкой.)

– Запишите краткое условие задачи.

– Как звучит главный вопрос задачи? (Сколько всего пачек мороженого продали в киоске?)

– Сможем ли мы на него ответить? Почему? (Нет, потому что нам неизвестно, сколько пачек сливочного мороженого продали.)

– Как узнаем, сколько пачек сливочного мороженого продали? (Вычитанием; от 453 отнимем 125.)

– Сможем ли ответить на главный вопрос задачи после того, как узнаем, сколько сливочного мороженого продали? (Да.)

– Во сколько действий задача? (В два.)

– Какое первое арифметическое действие? Почему? (Вычитание, потому что сливочного мороженого продали меньше.)

– Какое второе арифметическое действие? Почему? (Сложение, потому что находим сумму.)

– Решите задачу самостоятельно.

1) 453 п.

– 125 п.

328 п. сливочного мороженого продали.

2) 453 п.

+ 328 п.

781 п.

– Какой ответ запишем? (Ответ: 781 пачку мороженого продали в киоске всего.)

– Ребята, а если бы в задаче говорилось, что сливочного мороженого продали на 125 пачек больше, какое арифметическое действие выполняли бы? (Сложение.)

2.Решение примеров

Решите примеры: с 97 № 351 (4 столбика)

1-ый и 2-ой пример у доски ( 2 ученика), 3-ий пример самостоятельно.

IX. Подведение итогов урока.

 Итак, ребята, с какими числами мы сегодня работали?

- Как вычесть числа с переходом через десяток?

XI.Домашнее задание.

Стр. 97 № 351: 1 группа (1, 2 столбик), 2 группа (2 столбик)

- Открыли учебники, посмотрели на упражнение.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

XII.Выставление оценок. (с комментариями)

XIII. Рефлексия

– На партах у вас находятся карточки зеленого и желтого цвета. Если вам все понравилось на уроке и вам было все понятно, то поднимите карточку зеленого цвета. Если вы поняли не все, то поднимите карточку желтого цвета.

(Комментарии к выбранным цветам карточек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы вычитания с переходом через разряд вида 35 - 7. 2 класс. УМК "Школа России"

Методическая разработка урока по математике для 2 класса по новым ФГОС...

«Табличные случаи сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20 »

Конспект урока в 1 классе «Табличные случаи сложения и  вычитания с переходом через разряд в пределах 20 »...

Урок математики 3 класс "Вычитание с переходом через разряд"

«Вычитание трехзначных чисел  с переходом через разряд»Цель: Умение находить значение выражения, используя алгоритмом  вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд.Задачи:1)закрепить...

Урок математики на тему: "Вычитание с переходом через разряд".

Урок математики на тему: Вычитание с переходом через разряд" был проведён в классе с детьми с РАС. Здесь применяются формы работы с этими детьми - это иллюстрирование задачи с маленькими цифрами, устн...

Карточки по математике. 1 класс. Сложение и вычитание с переходом через разряд.

Карточки по математике. 1 класс. Сложение и вычитание с переходом через разряд....

Тренажер "Сложение и вычитание с переходом через разряд" 2 класс

Тренажер поможет учителю организовать на уроке индивидуальную, парную работу по данной теме. Данный тренажер можно использовать для устного счета, самостоятельной работы....

Презентация к уроку математики (2 класс) "Приемы вычитания с переходом через разряд вида 35 – 7"

Данная презентация в игровой форме поможет учителю провести урок математики во 2 классе по теме "Приемы вычитания с переходом через разряд вида 35-7"...