Вычитание с переходом через разряд
план-конспект урока по математике
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
Класс : 5
Тема: «Вычитание с переходом через разряд»
Раздел: Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.
Тип урока: комбинированный.
Цель:. формирование умений и навыков в вычитании в пределах 1 000 с переходом через разряд в единицах
Задачи:
1) Образовательные: научить вычитать числа в пределах 1000 с переходом через десяток.
2) Коррекционно-развивающие: коррекция мышления на основе заданий на анализ и синтез, сравнение чисел.
3) Воспитательные: способствовать развитию слухового восприятия и внимания путем выполнения математического диктанта; коррекция и развитие связной устной речи через полные, развернутые ответы;
Оборудование: плакаты "Правило письменного вычитания однозначного числа из трехзначного", "Правило письменного сложения трехзначных чисел с однозначным числом"; учебник для 5 классов для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Математика. 5 класс: учебник для для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с./
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
- Посмотрите на доску, и скажите, какое сегодня число?
15ноября 2021
-Скажите, на какой урок, вы пришли?
на математику
- Что мы делаем на уроках географии?
Решаем примеры, задачи, уравнения, изучаем геометрические фигуры, измеряем
II. Проверка домашнего задания. задание 304 (1, 2 ) с. 90.
– Какие действия выполняли?
304 (1)- На сколько больше - вычитание.
304 (2)- Во сколько больше - деление.
– Назовите компоненты вычитания, деления. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность; делимое, делитель, частное.)
Дети по цепочке зачитывают пример, называют ответы.
60-12=48
81-3=78
37-14=23
63:7=9
40:5=8
72:9=8
3.Устный счет.
Математический диктант.
– Записать числа под диктовку:
• число, состоящее из 2 сот. 4 дес. 9 ед.; (249.)
• число, которое следует за 358; (359.)
• число, предшествующее числу 141; (140.)
• чему равна сумма чисел 600 и 3; (603.)
• чему равна сумма чисел 500 и 40. (540)
– Какие числа по количеству знаков записали? (Трехзначные.)
– Почему? (Все числа состоят из трех разрядных единиц: единиц, десятков, сотен.)
III. Повторения пройденного.
Беседа.
– Рассмотрите решение примеров.
– Какое арифметическое действие выполняли? (Сложение.)
– Какие числа складывали? (Двузначные с однозначными.)
– Как называются компоненты сложения. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)
– Как проверить правильность решения? (Выполнить вычитание. От суммы отнять слагаемое.)
– Выполните проверку.
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.
Работа в тетрадях.
Учитель демонстрирует примеры, записанные на доске.
– Рассмотрите примеры на доске. Что нужно знать их для решения. (Правило.)
– Прочитайте правило письменного сложения трехзначных чисел с однозначным числом?
Ученики рассказывают правило, решают примеры в тетради. Один ученик работает у доски.
Правило:
Чтобы сложить трехзначное число с однозначным, надо числа записать в столбик так, чтобы единицы были под единицами. Складывать начинают с разряда единиц.
IV. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы будем учиться вычитание с переходом через разряд.
V. Сообщение нового материала.
Рассказ учителя. Объяснение.
– Какое арифметическое действие следует выполнить для проверки сложения? (Вычитание.)
Учитель демонстрирует правило.
- Познакомьтесь с правилом письменного вычитания однозначного числа из трехзначного.
Правило:
Записываем числа в столбик: единицы под единицами.
Начинаем вычитать с разряда единиц.
– Сделайте проверку вычитанием. (Работают в тетради, один ученик работает у доски.)
VI. Первичное закрепление
Работа по учебнику: выполнение заданий 351 (1, 2 ст.), на с. 97.
– Напишите примеры столбиком и решите их.
344 – 216 745 – 127
756 – 539 634 – 18
273 – 154 452 – 38
– Назовите правило письменного вычитания чисел в пределах 1 000. ( Вычитаем в столбик, поразрядно, начиная с низшего разряда.)
– Каким арифметическим действием выполним проверку? (Сложением.)
VII.Физминутка
VIII. Закрепление
- Мы справились с примерами, теперь попробуем решить задачу с этими числами.
1.Решение задачи.
Задача. В киоске «Мороженое» продали 453 пачки шоколадного мороженого, а сливочного – на 125 пачек меньше. Сколько всего пачек мороженого продали в киоске?
– Какие слова возьмем для краткого условия? (Шоколадное, сливочное.)
– Сколько шоколадного мороженого продали? (453 пачки.)
– Сколько сливочного мороженого продали? (На 125 пачек меньше.)
– Как обозначим главный вопрос задачи? (Фигурной скобкой.)
– Запишите краткое условие задачи.
– Как звучит главный вопрос задачи? (Сколько всего пачек мороженого продали в киоске?)
– Сможем ли мы на него ответить? Почему? (Нет, потому что нам неизвестно, сколько пачек сливочного мороженого продали.)
– Как узнаем, сколько пачек сливочного мороженого продали? (Вычитанием; от 453 отнимем 125.)
– Сможем ли ответить на главный вопрос задачи после того, как узнаем, сколько сливочного мороженого продали? (Да.)
– Во сколько действий задача? (В два.)
– Какое первое арифметическое действие? Почему? (Вычитание, потому что сливочного мороженого продали меньше.)
– Какое второе арифметическое действие? Почему? (Сложение, потому что находим сумму.)
– Решите задачу самостоятельно.
1) 453 п.
– 125 п.
328 п. сливочного мороженого продали.
2) 453 п.
+ 328 п.
781 п.
– Какой ответ запишем? (Ответ: 781 пачку мороженого продали в киоске всего.)
– Ребята, а если бы в задаче говорилось, что сливочного мороженого продали на 125 пачек больше, какое арифметическое действие выполняли бы? (Сложение.)
2.Решение примеров
Решите примеры: с 97 № 351 (4 столбика)
1-ый и 2-ой пример у доски ( 2 ученика), 3-ий пример самостоятельно.
IX. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, с какими числами мы сегодня работали?
- Как вычесть числа с переходом через десяток?
XI.Домашнее задание.
Стр. 97 № 351: 1 группа (1, 2 столбик), 2 группа (2 столбик)
- Открыли учебники, посмотрели на упражнение.
- Что нужно сделать в этом упражнении?
XII.Выставление оценок. (с комментариями)
XIII. Рефлексия
– На партах у вас находятся карточки зеленого и желтого цвета. Если вам все понравилось на уроке и вам было все понятно, то поднимите карточку зеленого цвета. Если вы поняли не все, то поднимите карточку желтого цвета.
(Комментарии к выбранным цветам карточек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-120790-1349977159.jpg)
Приемы вычитания с переходом через разряд вида 35 - 7. 2 класс. УМК "Школа России"
Методическая разработка урока по математике для 2 класса по новым ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/25/picture-273510-1374756944.jpg)
«Табличные случаи сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20 »
Конспект урока в 1 классе «Табличные случаи сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20 »...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-364415-1390325983.jpg)
Урок математики 3 класс "Вычитание с переходом через разряд"
«Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд»Цель: Умение находить значение выражения, используя алгоритмом вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд.Задачи:1)закрепить...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-337478-1426071454.jpg)
Урок математики на тему: "Вычитание с переходом через разряд".
Урок математики на тему: Вычитание с переходом через разряд" был проведён в классе с детьми с РАС. Здесь применяются формы работы с этими детьми - это иллюстрирование задачи с маленькими цифрами, устн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-493348-1413702319.jpg)
Карточки по математике. 1 класс. Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Карточки по математике. 1 класс. Сложение и вычитание с переходом через разряд....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-22514-1509690013.jpg)
Тренажер "Сложение и вычитание с переходом через разряд" 2 класс
Тренажер поможет учителю организовать на уроке индивидуальную, парную работу по данной теме. Данный тренажер можно использовать для устного счета, самостоятельной работы....
Презентация к уроку математики (2 класс) "Приемы вычитания с переходом через разряд вида 35 – 7"
Данная презентация в игровой форме поможет учителю провести урок математики во 2 классе по теме "Приемы вычитания с переходом через разряд вида 35-7"...