Формирование математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий.
материал по математике (3 класс)
В данном разделе представленны методические разработки по теме "Формирование математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержательный компонент мероприятия:
Тема: «Решение «жизненных» задач»
Класс: 3 «В»
Цель: организация деятельности обучающихся для формирования математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Задачи:
Образовательные: уметь осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к уроку математики, окружающего мира; формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся.
Развивающие: развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: формируют внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивают навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: определяют и ставят цели с помощью учителя, проговаривают последовательность действий при решении задач и выполнении заданий; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывают свое предложение.
Познавательные УУД: формируют умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач, умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики.
Коммуникативные УУД: доносят свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформляют свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушают других, пытаться принимать другую точку зрения; взаимодействовать с учителем в процессе творческой деятельности.
Предметные: повышают интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности.
Оборудование: Smart- доска, образовательные платформы, конструктор LEGO.
Ход классного часа:
I. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята!
-Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках?
-Как взаимосвязаны данные изображения? (Математика, магазин, калькулятор, продукты).
Без математики не возможно в жизни
Без математики, друзья,
Прожить на свете нам нельзя
Без нее ты пропадешь.
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что сколько стоит - не узнаешь,
А, узнав, не разберешь!
II.Постановка цели и задач.
-Определите тему урока (Решение «жизненных» задач)
-Как вы понимаете термин «жизненные» задачи?
-Поставьте цель классного часа
- Да, сегодня мы будем учиться применять полученные знания и умения, для решения «жизненных задач».
-Желаю вам удачи
Ш.Закрепление знаний в знакомых ситуациях.
-Вместе с нами выполнять задания будут ученик 3 класса Миша, его сестра Таня, мама, папа.
-На мобильный телефон мамы поступило СМС сообщение от бабушки и дедушки:
Дорогие мои! Мы очень соскучились, едем в гости. Выезжаем в субботу, отправление автобуса в 10.00. До встречи!
-Представьте ситуацию и составьте план действий.
1.Встретить бабушку.
2.Приготовить праздничный обед.
Работаем по плану.
1. Встреча бабушки и дедушки. Задача №1.
-Прочитайте задачу
Каких данных бабушка не сообщила, но мы их можем узнать?
Определите время прибытия 10ч+3ч=13ч
-Сегодня четверг. Время на подготовку к встрече у нас есть? Да.
2. Составляем меню для праздничного обеда
- Меню должно быть вкусным, полезным, легким в приготовлении.
Предположения детей.
1.Салат.
2. Горячее блюдо.
3.Десерт.
4.Напиток.
IV.Творческое применение и добывание знаний в новых ситуациях. (Использование образовательной платформы)
1.Поход в магазин за продуктами.
Мама отправляет Мишу с сестрой в магазин за продуктами. Дает 500 рублей. Дает карты для скидок и оплаты, если денег не хватит
Задача №2.
Прочитайте список продуктов, которые необходимо купить.
(Мама просит купить: буханку черного хлеба, батон, пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара).
-Какой возникает вопрос? (Хватит ли денег? Сколько средств потратят на покупку?)
-С какими величинами будем работать? Прием «Корзина понятий» по теме «Цена. Количество. Стоимость»
-Составляем план действий по данной проблеме.
Ваши действия? Предложения детей.
1.Изучить прейскурант цен по таблице.
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?
Выполните данную работу в парах.
Работа по таблице
Сделайте вывод: выгоднее сделать покупку в магазине «Пятерочка».
Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Виктория» | «SPAR» |
1 | Батон | 30 | 32 | 33 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 | 34 |
3 | Молоко (1 пакет) | 55 | 60 | 58 |
4 | Пряники (1 упаковка) | 75 | 70 | 70 |
5 | Чай (1 пачка) | 46 | 43 | 45 |
6 | Сосиски ( 1 упаковка) | 210 | 230 | 220 |
7 | Сахар (1 пакет) | 55 | 58 | 56 |
8 | Кефир (1 пакет) | 45 | 48 | 45 |
| ВСЕГО: | 431 | 463 | 446 |
Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод.
Ответ: 431 рублей.
Вывод: денег хватит, можно идти.
Задание «Карты» (использование конструктора LEGO)
У детей есть карты разных магазинов
-Какой картой воспользуемся для получения скидки?
Выберите номер карты на слайде. (Карта «Пятерочка»).
-Ситуация: Наличных денег не хватает. Ваши предложения?
Воспользуемся картой «Мир» Сбербанка России
Для нее нужен Пин-код.
Расшифруйте Пин-код по таблице. Решите примеры.
Проверка
Оцените свои действия.
1 цифра | Частное чисел 42 и 7 | 6 |
2 цифра | Произведение чисел 45 и 0 | 0 |
3 цифра | Во сколько раз 24 больше 8? | 3 |
4 цифра | На сколько 75 меньше 80? | 5 |
V. Физминутка.
1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. 2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперёд, 3-4 – наклон назад, 5-6 – наклон в правую сторону, 7-8 – наклон в левую сторону. Повторить 5-6 раз.
2.Приготовление праздничного угощения.
а) Приготовление салата «Оливье».
-Приступаем к приготовлению праздничного угощения.
Миша и Таня решили сами приготовить салат для гостей. Это будет салат «Оливье»
В библиотеке Миша нашел интересную статью о происхождении этого блюда.
Возьмите карточку с текстом. Прочитайте.
Салат «Оливье».
Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж". В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож.
Прошло много лет, но салат «Оливье» остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.
Решение задачи №3
Для салата «Оливье» очень важны пропорции.
-Рассчитайте стоимость 6 порций салата по таблице
Пропорции для салата «Оливье»
Продукты | Количество на 3 порции | Количество на 6 порций | Цена | Стоимость |
Курица отварная | 100 г | 200 г | 18р. 100 г | 36 |
Морковь | 1 штука | 2 штуки | 6р. 1шт. | 12 |
Лук репчатый | 1 штука | 2 штуки | 3 р . 1шт. | 6 |
Огурцы маринованные | 1 штука | 2 штуки | 5 р. 1шт. | 10 |
Яблоки | ½ штуки | 1 штука | 6 р. 1шт. | 6 |
Яйца | 2 штуки | 4 штуки | 7 р. 1шт. | 28 |
Зелёный горошек | 50 г | 100 грамм | 60 р. 100 г | 60 |
Картофель | 3 штуки | 6 штук | 30 р. 1кг | 30 |
Майонез | 50 г | 100 грамм | 40 р.100 г | 40 |
Всего: | 228 |
-Посмотрите стоимость салата по слайду (раньше и сейчас).
Сделайте вывод.
Задача №4. Готовим горячее блюдо.
Это будет картофельное пюре. Работа по слайду.
-Сколько нужно было всего купить картофеля, чтобы приготовить из него пюре на 6 порций и салата «Оливье»? (6 + 6 = 12 штук )
- Что добавляли к картофелю при дворе царя Петра Первого?
Когда русский царь Петр Первый был в Голландии, он заинтересовался необычными «земляными яблоками» и отправил их целый мешок для посадки в Россию. С той поры картофель стали подавать на банкетах при царском дворе. Вместо соли на блюдо с картофелем клали сахар, а сами клубни считали редким лакомством- вроде заморского пирожного.
в) Готовим десерт.
Решение задачи №5. Самостоятельная работа
--Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим.
Пирожное в магазине «Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей.
- Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Решите задачу самостоятельно.
- 500:10=50 (р.) – стоит 1 домашнее пирожное.
- 80-50= 30 (р.) – дешевле 1 домашнее пирожное.
Ответ: выгоднее испечь пирожные дома.
Задача №6 Готовим витаминный напиток из ягод и фруктов.
- Узнайте стоимость каждого фрукта по картинке.
Проверка. Оцените свои успехи.
VI. Итог. Рефлексия.
Опрос учащихся.
- Справились мы с решением «жизненных задач»?
- Что нам помогало решать «жизненные задачи»?
- Какой вывод сделаем?
Вывод: Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни.
- Продолжите ту фразу, которой вы бы хотели закончить наш классный час.
Было интересно…………..
Было трудно……………
Могу похвалить себя за то, что…………
Могу похвалить одноклассников за то, что…….
Мне показалось важным……
Учитель оценивает учеников.
Спасибо!
Рабочий лист «Решаем жизненные задачи».
Задача №1. 1)_____________________________________________
Ответ: ___________________________________________________
Задача №2.
Список продуктов: 1 буханку черного хлеба, 1 батон,1 пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара.
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Виктория» | «SPAR» |
1 | Батон | 30 | 32 | 33 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 | 34 |
3 | Молоко (1 пакет) | 55 | 60 | 58 |
4 | Пряники(1 упаковка) | 75 | 70 | 70 |
5 | Чай( 1 пачка) | 46 | 43 | 45 |
6 | Сосиски( 1 упаковка) | 210 | 230 | 220 |
7 | Сахар (1 пакет) | 54 | 55 | 56 |
8 | Кефир (1 пакет) | 45 | 48 | 45 |
Решение:1. «Пятерочка»________________________________________________________
2. «Виктория» _______________________________________________________________
3. «SPAR» _________________________________________________________________
Ответ: ___________________________________________________________
Вывод: денег хватит, денег не хватит.
Расшифруйте Пин-код по таблице.
1 цифра | Частное чисел 42 и 7 | |
2 цифра | Произведение чисел 45 и 0 | |
3 цифра | Во сколько раз 24 больше 8? | |
4 цифра | На сколько 75 меньше 80? |
Задача №3.Салат «Оливье» Рассчитайте стоимость 6 порций салата по таблице.
Пропорции для салата «Оливье»
Продукты | Количество на 3 порции | Количество на 6 порций | Цена | Стоимость 6 порций |
Курица отварная | 100 г |
| 18р. 100 г | |
Морковь | 1 штука | 6р. 1шт. | ||
Лук репчатый | 1 штука | 3 р . 1шт. | ||
Огурцы маринованные | 1 штука | 5 р. 1шт. | ||
Яблоки | ½ штуки | 6 р. 1шт. | ||
Яйца | 2 штуки | 7 р. 1шт. | ||
Зелёный горошек | 50 г | 60 р. 100 г | ||
Картофель | 3 штуки | 30 р. 1кг | ||
Майонез | 50 г | 40 р. 100 г | ||
Всего: |
Задача 4. Горячее блюдо.
Решение: ________________________________________________________
Ответ: __________________________________________________________
Задача №5.
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
1)_________________________________________________________
2)___________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________________
Задача 6. Узнайте стоимость каждого фрукта по картинке.
Решение:1)_______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________
Ответ:___________________________________________________________________
Подведем итоги:
-Было интересно
-Было трудно
-Я узнал много полезного
Это интересно. Салат «Оливье»
Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж". В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий язык, 227 грамм свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, 5 яиц вкрутую.
Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.
Предварительный просмотр:
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 11.05.2023г.
Место: МАОУ «Лицей №5» г. Советск
Класс: 3 «В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Знакомство с калькулятором»
Цель: организация деятельности обучающихся для знакомства с калькулятором, его условными знаками арифметических действий.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать вычислительные навыки и знакомство с различными способами задания алгоритма; выполнять письменные вычисления, проводить проверку правильности вычислений; способствовать развитию умений пользоваться калькулятором.
Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; развитию познавательной активности; развитию вычислительных навыков, умения решать задачи.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к уроку математики; формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся; содействовать воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работ в тетрадях.
Планируемые результаты:
Личностные: готовы целенаправленно использовать математические ЗУН в учебной деятельности и повседневной жизни; оценивают и осознают свои мысли, действия и выражают их в речь; проявляют интерес, уважительность к математике.
Метапредметные:
Познавательные УУД: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные УУД: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: умение выполнять проверку арифметических действий умножение и деление; умение вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон.
Оборудование: Smart- доска, карточки с зданиями.
Содержательный компонент урока:
- Организационный этап
Ребята, как вы понимаете значение пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Устный счет.
- Какие числа нужно вставить в окошки?
- Винни-Пух за месяц съел 75 баночек меда, а Пятачок 15 баночек. Во сколько раз меньше съел за неделю Пятачок, чем Вини–Пух?
- Когда Винни-Пух лез за медом, пчелы ужалили его 80, а когда летел вниз — на 35 раз больше. Сколько раз ужа пчелы Винни-Пуха, пока он летел вниз? (80 + 35.)
- Винни-Пух съел за обедом у Кролика 32 бутерброда co сгущёнкой, а с мёдом в 2 раза больше. Сколько бутербродов не позволили Вини–Пуху вылезти из дома Кролика?
- У Кролика на полке стояли 6 больших баночек меда и 78 мал-их баночек. На сколько больше маленьких банок меда на полке у Кролика? (78— 6.)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
Наш «компьютер» числовой,
Поработай головой!
-Расположите полученные числа, начиная с наименьшего и расшифруйте!
(Калькулятор)
- Сегодня мы узнаем о калькуляторе, но для этого нам нужно повторить знания об алгоритмах, полученные на уроках информатики, а умение складывать и вычитать в пределах 100 поможет нам исполнять алгоритмы и составлять их самостоятельно при решении задач и примеров.
- Актуализация знаний.
Индивидуальная работа у доски.
1 ученик:
Восстанови цепочку
- 3 + 2
- 20 +10
+ 6 - 4
+ 3 - 20
2 ученик:
Реши с использованием «графа»
5 + (26 + 7) – 7 = 31
+
33
+
38
-
31
1) Фронтальный опрос (2 ученика в это время работают у доски).
- Что называют таким красивым словом алгоритм? (Алгоритм - порядок действий или программа).
- Ежедневно мы выполняем различные действия, которые идут в строгом порядке, т.е. по определённому плану. Это и есть алгоритм. Алгоритм имеет название.
- С какими алгоритмами мы встречались на уроках информатики?
(«Информатика в играх и задачах», «Съешь яблоко», «Съешь конфету», «Проводи гостя», «Сделай бутерброд», «Вскипяти чайник», «Напиши слово», «Нарисуй», «Приготовь яичницу» и др.).
- Какие бывают алгоритмы?
• Линейный (Действия в программе выполняются друг за другом)
• Разветвленный (Алгоритм, в котором мы используем вопрос, на который можно ответить «да» или «нет).
• Циклический (Некоторые действия в алгоритме могут повторяться много раз).
- Первичное усвоение новых знаний.
- 58396:2=?
- Ребята, легко нам решить этот пример? Нет
- А что для этого мы можем использовать? Калькулятор
-Ребята, кто может объяснить, что такое калькулятор.
(слайд с изображением калькулятора)
-Перед тем как мы проверим ваши предположения, я хочу вам немного рассказать о том, как появились калькуляторы.
-Первый калькулятор был представлен в Гарвардском университете в июле 1944 года. Этот калькулятор (а может быть, уже компьютер) был построен IBM, и это было огромное устройство — 16 метров в длину и 2,5 метра в высоту, его нужно было взвешивать. Вес этого устройства тоже был немалый — 5 тонн! Для его строительства было использовано 765 000 деталей. Изобретение было использовано при выполнении секретной американской исследовательской программы под кодовым названием «Манхэттен».
-Постепенно калькуляторы становились все меньше и меньше, пока они не стали тонкими, как пластина, и стали работать от солнечных батарей.
-Откройте учебники на стр. 97-ой, давайте проверим ваши предположения, прочитайте вслух, что такое калькулятор.
-А теперь давайте познакомимся с правилами работы на калькуляторе.
-Молодцы
-Давайте проверим, как вы запомнили правила, кто может пересказать?
-Назовите тему урока.
- Какую поставим цель перед собой? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
-Сформулируйте задачи урока, с помощью чего мы добьемся нашей цели?
- Первичная проверка понимания.
-Найдите задание 1, прочитайте вслух.
-Что нужно сделать?
-Приготовьте калькуляторы.
-Мы будем называть примеры из таблицы сложения или умножения, а результаты проверять на калькуляторе.
-вам нужно назвать 3 примера на сложения в пределах 20 и 3 примера на умножение в пределах 30.
-А теперь давайте усложним, задание 2, прочитайте вслух.
741+239=980
853-465=388
138*6=828
756:4=189
- Физминутка.
1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. 2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперёд, 3-4 – наклон назад, 5-6 – наклон в правую сторону, 7-8 – наклон в левую сторону. Повторить 5-6 раз. Открытие новых знаний, умений. Продолжение.
- Первичное закрепление.
-Найдём задание 3, прочитайте вслух.
-Первое, второе… выражение (к доске)
-Найдите задание 4, прочитайте в слух, как решим?
-Запишите решение в тетрадь, а потом проверим.
-А теперь давайте проверим, как вы научились работать на калькуляторе.
-Найдите задание 6, прочитайте вслух.
-Что нужно сделать?
-Выполним вместе задание под номером 1.
-Являются ли рамки 1 и 3 занимательными? Чтобы ответить на этот вопрос пользуйтесь калькулятором.
-А в каком случае они являлись бы занимательными?
-Чему равна сумма чисел в 1 рамке по вертикали и горизонтали? А во второй?
-Так какой вывод сделаем, эти рамки…
-А теперь задание под номером 2 выполните самостоятельно- это 2 и 4 рамки.
-Запишите в тетради полученные выражения, для расчётов используйте калькулятор.
-Сделайте вывод, устно.
-Проверим.
-Сейчас попробуем решить задачу, найдите задание 5. Прочитайте вслух.
-О чём говориться в задаче?
-Чему равны 1 сторона прямоугольника?
-Чему равна 2 сторона прямоугольника?
-Что нужно сделать, чтобы ответить на первый вопрос задачи?
-Что для этого нужно сделать?
-Можем мы это сделать сразу?
-А, что сначала нужно сделать?
-В 1 дм2…
-Теперь найдём площадь прямоугольника.
-Как звучит 2 вопрос?
-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
-Но для начала также переведём величины.
-Как звучит вопрос 3, прочитайте.
-Как найдём ответ на этот вопрос?
- Итог урока. Рефлексия.
-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но, к сожалению, наш урок подошел к концу.
- Какая была тема урока?
-Какая была цель?
-Достигли мы цели? Научились?
-Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
-Д/з. Спасибо за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 28.04.2023г.
Место: МАОУ «Лицей №5» г. Советск
Класс: 3 «В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Приключение в мир треугольников»
Цель: организация деятельности обучающихся для расширения и углубления знаний о видах треугольников с помощью конструктора ЛЕГО (равносторонний, равнобедренный и разносторонний).
Задачи:
Образовательные: вспомнить с обучающимися разные видами треугольников в зависимости от их сторон; учить находить на чертежах треугольники и их виды; закреплять основные геометрические понятия и их свойства.
Развивающие: обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, умения работать с полученной информацией; способствовать развитию самостоятельности.
Воспитательные: содействовать формированию взаимопомощи, воспитанию трудолюбия, доброты, активности на уроке; прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: способность понимания причин своего успеха или неуспеха в работе, понимание необходимости расширения знаний;
Метапредметные:
Познавательные УУД: ориентируются в системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: понимают, что такое «треугольник»; различают виды треугольников; вспоминают произведения про приключения.
Оборудование: Smart- доска, образовательные платформы, конструктор LEGO.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организационный момент
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очень интересное приключение, в которое мы отправимся на загадочном корабле.
У: Ребята, а в каком уроке у нас встречаются приключения?
О: На уроке литературы.
У: Правильно, а какие приключения с урока литературы вы знаете?
О: «Лягушка-путешественница», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Приключение Робинзона Крузо».
У: Молодцы! Сегодня мы тоже отправимся с вами в приключение на корабле. Для того, чтобы вступить на борт вам нужно выбрать капитана команды. Сохраняем тишину. Капитаны встаньте. Спасибо, садитесь.
II. Актуализация знаний
У вас на столах лежат карточки зелёного и красного цвета. Наш первый остров: разминка. Я буду задавать вам вопросы, на раздумье даётся 30 секунд, потом вы поднимаете карточку: 1) Игра «Верно-неверно!» (сигнальные карточки: красный (неверно)– зелёный (верно)
В прямоугольнике все углы прямые? (з.)
В любом прямоугольнике все стороны равны? (к)
У квадрата все углы прямые? (з)
Число 40 не делится на 8? (к)
100 – самое маленькое трёхзначное число? (з)
При умножении на 1 любого числа, получится 1? (к)
При умножении 0 на любое число получится 0? (з)
При умножении любого числа на 1 получается то же самое число? (з)
При делении числа на само себя получается 1? (з)
III.Самоопределение к деятельности
У: Хорошо, с первым островом мы справились и наш корабль отправляется в главное место нашего сегодняшнего занятия, но в какой вам нужно самостоятельно определить. Капитаны, подойдите ко мне и возьмите конверты.
2) Угадай слово и узнайте тему нашего занятия. Реши примеры и расставь буквы в порядке убывания.
290+10=300-Ь
710+90=800-Е
50+450=500-О
860+40=900-Р
170+30=200-Н
340+60=400-Л
80+520=600-Г
70+630=700-У
43+57=100-И
980+20=1000-Т
Т | Р | Е | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К |
1000 | 900 | 800 | 700 | 600 | 500 | 400 | 300 | 200 | 100 | 90 |
64+26=90 -К
У: В огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием. Геометрия. Эту страну населяют не числа, а различные линии и фигуры, плоские и объёмные. Путешествуя по стране Геометрии, мы посетим остров Треугольников.
У: Но перед тем, как нам откроется остров Треугольников. Мы переплывём, через остров углов. Для начала вспомним, какие углы у нас есть? Капитаны выйдите и на доске отметьте углы, которые есть.
О: Острые , тупые и прямые.
У: Молодцы, мы наконец-то может поплыть на остров Треугольников.
IV. Физминутка.
1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. 2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперёд, 3-4 – наклон назад, 5-6 – наклон в правую сторону, 7-8 – наклон в левую сторону. Повторить 5-6 раз.
V. Работа по теме урока
У: У вас на столах конверты с полосками ЛЕГО. Возьмите первый конверт, сравните длину полосок. Что можете сказать о размере? (одинаковой длины) Докажите. Как вы определили, что они одинаковые? (Способом наложения)
Как их назвать по-другому? (Равные)
Сложите из них треугольник. Каждая полоска – сторона треугольника. Полоски равные. Подумайте, как называют данный треугольник?
РАВНОСТОРОННИЙ, повторите и запомните.
У: Посмотрите на слайд, у нас получился такой треугольник. Возьмите в руки полоски, из второго конверта, сравните их длины, Одинаковой длины полоски? Сложите из них треугольник. Полоски какой длины вы использовали? (две длинные, одну короткую).
Найдите нижнюю сторону – это основание. Две другие - боковые стороны, которые равны. Какое имя носит этот треугольник, как вы думаете? В геометрии этот треугольник называют РАВНОБЕДРЕННЫЙ
У: Посмотрите на слайд, у нас получился такой треугольник. Возьмите третий конверт, сравните полоски, сложите из него треугольник.
- Одинаковые по длине полоски? (разной)
Как называется этот треугольник? РАЗНОСТОРОННИЙ
Давайте назовём виды треугольников, которые у нас получились.
О: Равносторонний, равнобедренный и разносторонний.
У: Мы с вами правильно прошли остров Треугольников и можем поплыть дальше. Ребята, у нас проблема, мы попали в водоворот, чтобы выбраться из него вам в командах нужно выполнить задание. Капитаны, подойдите ко мне и возьмите новые конверты.
На них изображены таблица и треугольники. Ваша задача измерить стороны треугольников и заполнить таблицу. На выполнение задания у вас 5 минут.
Треугольник | |||
Название треугольника | |||
Объяснение названия. |
У: Капитаны, расскажите, что получилось у вашей команды. (ответы капитанов).
Ребята, мы почти выплыли из водоворота. Но нужно открыть второй конверт.
Ваша задача: распознать треугольники по видам и заполнить таблицу. Треугольники вы можете увидеть на слайде.
РАВНОСТОРОННИЙ | РАВНОБЕДРЕННЫЙ | РАЗНОСТОРОННИЙ |
147 | 358 | 269 |
У: Капитаны расскажите, как ваша команда разделила треугольники.
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Давайте подведём итоги.
У: Что нового узнали? Что было трудным? Что особенно понравилось? Смогли ли мы найти ответы на поставленные вопросы?
У: Спасибо за урок. До свидания!
Предварительный просмотр:
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 26.04.2023г.
Место: МАОУ «Лицей №5» г.Советск
Класс: 3 «В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Приёмы устных вычислений»
Цель: организация деятельности обучающихся для совершенствования вычислительных навыков; систематизировать знания о задаче и её решении; выделить межпредметную связь на уроке математики.
Задачи:
Образовательная: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний о приемах устных вычислений в пределах 100 и возможностях их применения при выполнении вычислений.
Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; развитию познавательной активности; развитию вычислительных навыков, умения решать задачи.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к уроку математики, литературы, окружающего мира; формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся; содействовать воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работ в тетрадях.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: готовы целенаправленно использовать математические ЗУН в учебной деятельности и повседневной жизни; оценивают и осознают свои мысли, действия и выражают их в речь; проявляют интерес, уважительность к математике.
Метапредметные:
Познавательные УУД: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные УУД: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: выполняют устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решают текстовые задачи, умеют анализировать задачи, оценивают правильность хода решения; развивают пространственное воображение.
Оборудование: Smart- доска, карточки с примерами, геометрические фигуры.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организационный момент.
У: Ребята, давайте поприветствуем гостей.
В природе есть солнце.
Оно светит и всех нас любит и греет.
Так пусть же каждый его лучик
заглянет к нам в класс
и не только обогреет нас,
но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
II. Актуализация знаний.
У: Запишите в тетрадях дату и укажите вид работы.
У: Сегодня мы проведём необычный урок, на котором попробуем установить взаимосвязь между школьными предметами. Но сначала мне хотелось бы узнать, как вы считаете, какую науку считают царицей всех наук?
У: Может ли математика быть связана с другими предметами?
У: С какими?
О: Да, математика - это царица всех наук, математика любит точность и терпение. На протяжении всего урока мы попытаемся проследить взаимосвязь математики с другими предметами. И начнём с небольшой разминки. Вам нужно быстро ответить на вопрос «сколько?». Полученные результаты в каждом столбике соответствуют слогу слова.
- Сколько сантиметров в дециметре?
- Сколько раз надо посчитать, чтобы зайчик вышел погулять?
- Сколько часов пробило, когда Золушка из принцессы превратилась в бедную девушку?
- Сколько друзей не надо менять на 100 рублей?
- Сколько гномов было у Белоснежки?
У: Запишите результаты в порядке убывания и узнайте тему сегодняшнего урока.
100 12 10 7 5
Пов то ре ни е
После объявления темы урока ученикам предлагается самостоятельно сформулировать образовательную цель урока. В результате чего у них создается внутренняя установка на ее достижение и психологическая готовность к усвоению знаний.
III.Самоопределение к деятельности.
У: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Формировать умение правильно выполнять арифметические действия в пределах 100.) Отрабатывать вычислительные навыки.
У: Молодцы! А сейчас давайте вспомним одну забавную героиню из произведения, которое вы недавно прочитали.
Сейчас мы поработаем в группах.
Для каждой группы задание.
1 группа. Отгадайте загадку.
Над водой водицей
Царевна круглолица.
Поёт царевна
Да так напевно,
Что все на суше
Затыкают уши.
2 группа. Сложи картинку (картинка лягушка).
3 группа. Сложи название.
Ля, ка, пу, шест, ни, гуш, те, вен, ца
У: Правильно! А из какого произведения эта героиня? («Лягушка-путешественница»).
У: Кто автор? (Всеволод Гаршин).
У: А сейчас мы попробуем очень точно охарактеризовать эту героиню «стихотворением, которое состоит из пяти строк» т. е. составим синквейн.
У: Тема, одно существительное (кто? что?) ЛЯГУШКА
У: Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) УМНАЯ, ХВАСТЛИВАЯ
У: Описание действия в рамках темы, 3 глагола. (что делает?) ДУМАЛА, ЛЕТЕЛА, ХВАСТАЛАСЬ
У: Предложение по теме. СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…
У: Синоним из одного слова по теме ХВАСТОВСТВО
- Лягушка.
- Лупоглазая, толстая.
- Соображает, болтает, хвастает.
- Изобретает необыкновенный способ летать.
- Путешественница.
У: Сегодня на уроке мы покажем нашей гостье, как умеем решать разные примеры и задачи.
У: На парте у каждого из вас лежат листочки. Это болото, где живёт наша героиня. Какую форму имеет листок, на котором расположено болото? (прямоугольник).
У: Но попасть на это болото лягушка сможет, когда мы узнаем его периметр.
А что называется периметром?
О: ПЕРИМЕТРОМ называется сумма длин всех сторон многоугольника.
(Дети выполняют задания в парах, записывая решения на заготовленных листах)
У: Но лягушка всё ещё не может попасть к себе домой. Послушайте её жалобу:
Я зелёная лягушка
Ничего я не боюсь.
Но вчера упала с кочки
Разлетелась на кусочки.
Собирал меня енот –
Получился пароход.
Помогите, помогите,
Из кусков меня сложите!
У: Из каких геометрических фигур мы сложим нашу лягушку? (дети составляют лягушку, приклеивают на листок - болото).
У: Покажите, что у вас получилось? Замечательно! Из ваших работ можно составить замечательную коллекцию лягушек. Кстати, а как пишется слово коллекция? Правильно. Запишите это слово на своих листах, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
У: Сосчитайте сколько в этом слове букв и звуков (дети отвечают 9 букв и 9 звуков)
У: Почему получилось одинаковое количество букв и звуков? (две буквы «л» обозначают 1 звук [л], а буква «я» - два звука [йа])
IV. Физминутка.
1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. 2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперёд, 3-4 – наклон назад, 5-6 – наклон в правую сторону, 7-8 – наклон в левую сторону. Повторить 5-6 раз.
V. Работа по теме урока.
У: Сегодня мы с вами составляли коллекцию из лягушек. Как вы думаете, а могут ли лягушки приносить какую-то пользу? (ответы детей - польза лягушек в том, что они поедают большое количество насекомых)
У: Нужно сказать, что человечество сильно обязано лягушке. Именно на этом животном ученые ставят свои опыты, на нем учатся студенты. На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания в медицинских исследованиях.
(сообщение обучающегося)
В Японии в городе Токио сооружен памятник лягушке на деньги студентов местного университета, в честь миллионной лягушки, использованной для изучения медицины.
Даже в столице нашей страны, городе Москве в аэропорту Домодедово есть такой памятник российской лягушке-путешественнице, который был поставлен там весной 2011 года. У пассажиров и сотрудников аэропорта уже существует примета — чтобы полет был удачным, надо непременно дотронуться до ее лапки.
(сообщение обучающегося)
Лягушкины рекорды
Лягушка Голиаф – самая большая лягушка
Пумилио – самая ядовитая
(сообщение обучающегося)
Бесхвостые земноводные Волгоградской области
Интересные факты:
Краснобрюхая жерлянка. Немногочисленна. Предпочитает мелководные, стоячие, хорошо прогреваемые водоемы.
Обыкновенная чесночница. Немногочисленна. Ведет ночной образ жизни.
Остромордая лягушка. В одном месте могут зимовать до 60 лягушек.
Озёрная лягушка. Всю жизнь проводит в воде и у воды.
Прудовая лягушка. Известен случай поедания прудовой лягушкой молодого ужа.
У: И вы, ребята, правильно отметили пользу лягушек в том, что они поедают большое количество насекомых. И как раз об этом наша следующая задача:
Взрослая лягушка съедает 55насекомых, а маленький лягушонок - 36.
Сколько всего насекомых съедят эти лягушки?
У: Молодцы, быстро вы выловили всех насекомых. И теперь настало время поучить нашу гостью сложению и вычитанию.
Откройте учебник. Решим примеры по вариантам. Взаимопроверка.
У: Молодцы! Пока мы с вами решали сложные примеры, наша подружка-лягушка решила опять отправиться в полёт:
У: На территории Усть – Хопёрского поселения очень много водоемов. Посмотрите на Топографическую карту. Лягушка решила из родника «Подгорный» нашей станицы перелететь в Избушенский родник. Она поспорила с утками, что они слетают туда и обратно за одно и тоже время. И вот, что вышло, послушайте:
Из родника «Подгорный» до Избушенский родника утки с лягушкой долетели за 80 минут со скоростью 5 м/мин., а обратно, с такой же скоростью, – за 1 час 20 минут. Как вы думаете, права была лягушка?
У: Почему такая разница?
У: Интересная была задача?
У: Я предлагаю вам дома тоже придумать интересную задачу.
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
У: Ребята, как вы думаете, чему могла научиться лягушка на нашем уроке?
У: А что нового узнали вы?
У: Как вы думаете, смогли мы с вами сегодня на уроке проследить взаимосвязь между школьными предметами?
У: И правда, ведь не зря в народе говорят: «Без букв и грамматики не выучишь математики».
Рефлексия
У: На парте у каждого из вас лежат лучики и капельки. Какая же погода будет на болоте у лягушки после нашего урока: солнечная или дождливая? Если вам понравился урок возьмите лучик, а если не очень – капельку.
Д/з
1. Придумать задачу, связанную с литературой.
У: Вы сегодня потрудились на славу. Молодцы ребята, спасибо Вам за активную работу на уроке. Оценки за урок….
У: Спасибо вам за работу!
Предварительный просмотр:
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 05.05.2023г.
Место: МАОУ «Лицей №5» г. Советск
Класс: 3 «В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Решение задач изученных видов. Планета заболела!»
Цель: организация деятельности обучающихся для закрепления знаний и умений решать задачи изученных видов.
Задачи:
Образовательные: закрепить умение решать задачи изученных видов; продолжить формирование навыков устного счета; закреплять умения решать уравнения, составлять обратные задачи, работать над расширением математического кругозора; сформировать представление о понятии «экология», экологических проблемах, вспомнить правила поведения в лесу.
Развивающие: развивать вычислительные навыки, логическое мышление; развивать навык оценивания; обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, умения работать с полученной информацией; способствовать развитию самостоятельности.
Воспитательные: совершенствовать навыки самоконтроля; прививать интерес к изучаемому предмету; воспитывать самостоятельность у учащихся; воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе, экологическую культуру школьников, учить бережному отношению к родной Земле.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения
Метапредметные:
Познавательные УУД: сравнивать, анализировать; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; осуществлять поиск нужной информации, выполнять операцию сравнения, делать выводы и чётко излагать их; выполнять задания поискового характера.
Регулятивные УУД: понимать, принимать, сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Коммуникативные УУД: договариваться о правилах поведения и общения при работе; формулировать собственное мнение, отстаивать его, принимать совместное решение.
Предметные: решают задачи изученных видов; выполняют письменные и устные приемы вычисления.
Оборудование: задачи на тему «Экологические проблемы», карточки с текстами.
Содержательный компонент урока:
I. Организационный этап.
У: Тема нашего урока математики «Планета заболела». Сегодня мы узнаем, чем же больна наша планета и отчего появляются эти болезни.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Устный счет.
1) Чему равно произведение 120 и 4? 480 И
2) Чему равно частное чисел 360 и 60? 6 Э
3) Чему равна сумма чисел 360 и 80? 440 Г
4) Сколько минут в 4 часах? 240 О
5) Чему равно произведение чисел 150 и 5? 750 Я
6) Во сколько раз 100 больше 5? 20 К
7) На сколько 70 меньше 150? 80 О
8) Сколько копеек в 1 рубле? 100 Л
У: Расположите ответы в порядке возрастания и прочитайте слово. ЭКОЛОГИЯ
У: Что такое экология?
У: В переводе с греческого «экос» - дом, «логос» - наука, учение. Какой дом изучает эта наука?
У: Экология- наука о нашем общем доме Земля, о том, как сохранить нашу планету.
У: Кто такой эколог?
Природа – наш огромный дом,
И всем найдется место в нем.
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу губит человек.
У: А как человек губит природу? (Вырубает леса, убивает животных, загрязняет воду, воздух и почву)
III. Актуализация знаний.
У: С нашей планетой произошла беда. Ее здоровью угрожает опасность. SOS! Природа посылает нам сигнал о помощи. И есть на планете люди, которые услышали этот сигнал.
Математическая цепочка.
У: Узнаем, в каком году была основана первая в мире организация, которая занимается проблемами сохранения планеты.
17 * 3 – 36 : 12 + 1000 + 900 = (1948)
Расскажите все, что знаем о числе 1948.
- четырехзначное
- сумма разрядных слагаемых 1000 + 900 + 40 + 8
- последующее 1949
- предыдущее 1947
- четное
- в этом числе 1948 единиц, 194 десятков, 19 сотен, 1 тысяча
- сумма цифр 22
У: Если увеличить сумму цифр этого числа на 60, то мы узнаем, сколько стран объединяет этот союз. (82 страны, в том числе и Российскую Федерацию)
У: Именно эта организация впервые в мире составила список животных и растений, нуждающихся в охране. Как он называется?
IV. Обобщение и систематизация знаний.
4. Блиц – турнир.
У: В Красную книгу России внесено 95 видов насекомых, 120 видов птиц и 74 вида млекопитающих. Сколько всего видов животных оказалось на грани исчезновения?
289 видов
У: В мире вырубается 2 гектара леса в минуту. Сколько леса уничтожает человечество за 1 час? 120 га (гектар – квадрат со стороной 100 м)
У: За год промышленные предприятия выбрасывают в воздух 58 млн. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт – 36 млн. тонн. Сколько всего выбросов вредных веществ попадает в воздух за год? 94 млн. тонн (тонна - тысяча килограммов)
У: Каждый год в мире образуется 57 млн. тонн бытового мусора. Сколько мусора накопится за 2 года? 114 млн. тонн
У: В городах деревья страдают из-за грязного воздуха. Вяз в городе живет 50 лет, а в лесу 300 лет. Во сколько раз вяз в лесу живет дольше, чем в городе? В 6 раз
5. История одной речки.
У: Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная со студеной водой. К речке спешили животные, чтобы напиться; дети - чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной. Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Выступают заранее подготовленные ученики.
Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?
Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша речка. А ты почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне груз лежал. Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела. … Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.
Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка: Что же нам делать?
У: Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, от чего река стала цветной?
Источники загрязнения:
1. Сточные воды заводов.
2. Разлив нефти.
3. Мусор с кораблей.
У: Пусть на Земле не исчезают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
У: А как вы думаете, много ли воды надо человеку?
Решение задачи приведением к единице
У: В нашем городе на ежедневные нужды одной семьи, состоящей из 3 человек, требуется 660 литров воды. Сколько литров воды в сутки будет расходовать семья, состоящая из 4 человек?
Проверка:
1) 660 : 6 = 220 (л) – на одного человека
2) 220 * 4 = 880 (л) – на 4 человек
660 : 6 * 4 = 880 (л)
Ответ: 880 литров воды требуется семье из 4 человек.
Составление задач, обратных данной.
IV. Физминутка.
1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. 2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперёд, 3-4 – наклон назад, 5-6 – наклон в правую сторону, 7-8 – наклон в левую сторону. Повторить 5-6 раз.
V. Применение знаний и умений.
Решение задачи на деление по содержанию.
У: Школьники пошли гулять на поляну. Мальчики сорвали 28 цветов, а девочки – 35 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка, чтобы стать сытой, должна попробовать нектар 7 цветов?
У: Узнайте первым действием, сколько всего цветов сорвали дети?
1) 28 + 35 = 63 (цв.) – всего цветов.
У: Узнайте вторым действием, на сколько бабочек хватило бы этих цветов?
2) 63 : 7 = 9 (б.)
Ответ: 9 бабочек останутся без обеда.
У: Имеет ли эта задача еще один способ решения?
У: О чем вы задумались, решив эту задачу?
Решение уравнений.
У: Серьезной экологической проблемой остается проблема загрязнения почвы. Почва загрязняется и разрушается из-за ведения строительных работ, функционирования жилых домов, промышленных предприятий. Каждый год увеличивается количество бытового мусора. На каждого жителя Земли сегодня приходится 2, 5 кг мусора в сутки.
У: Вот такую картину можно все чаще и чаще увидеть в лесу.
У: Выберите и решите любое уравнение.
Сколько лет разлагается на земле бумага?
Х* 48 = 100 -4
Сколько лет сохраняется в земле консервная банка?
Х : 25 = 60 : 15
Сколько лет будет перерабатывать природа полиэтиленовый пакет?
300 – Х = 25 * 4
Проверка.
Решение задач на нахождение площади.
У: Есть на территории нашей страны места, где природа находится под особой защитой. Как они называются? (заповедники)
У: На территории России 103 заповедника. В нашей Ленинградской области есть Нижесвирский заповедник, который был создан для охраны редких представителей уникального водоема Ладоги, его побережий, мест стоянок перелетных птиц, мест нереста рыб.
У: Узнайте, чему равна площадь территории этого заповедника, если известно, что 17 тысяч гектаров занимают болота, 20 тысяч – леса, а четвертую часть от площади лесов занимает акватория Ладожского озера. Проверка.
VI. Рефлексия.
У: Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и красотой цветов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения.
У: Какой вклад мы с вами можем внести в охрану природы?
У: Что нового для себя вы узнали на уроке?
У: Берегите свою планету! Болезнь планеты угрожает и жизни самого человека!
Предварительный просмотр:
Сообщение на родительском собрании в 3 классе на тему: «Формирование математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий».
Цель: познакомить родителей 3 «В» класса с функциональной грамотностью и STEAM-технологиями.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Сергеева Дарья Владимировна, я являюсь практикантом из ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» г. Черняховска. Я рада встрече с вами. Сегодня мне хотелось бы хотелось поговорить об очень актуальной теме в современном обучении. Это формирование функциональной грамотности.
- Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В исследовании PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть видов. Так как PISA лежит в основе функциональной грамотности, мы пользуемся её характеристикой видов: читательская грамотность; математическая грамотность; естественно-научная грамотность; глобальные компетентности; финансовая грамотность; креативное мышление.
Читательская грамотность формируется на всех уроках, естественно-научная на уроках окружающего мира, математическая на уроках математики, финансовая на уроках математики, креативное мышление и глобальные компетенции формируются на всех уроках.
- Сегодня мы с вами поговорим о математической функциональной грамотности. Она подразумевает формирование математической компетенции учащихся посредством специально разработанной системы задач, разбитых на три группы:
- в первую группу входят задачи, требующие для своего решения воспроизведения математических фактов и методов, выполнения вычислений;
- во вторую группу входят задачи, направленные на установление связей и интеграцию материала из разных областей математики;
- задачи третьей группы требуют выделения проблемы в жизненных ситуациях, решаемой с помощью средств математики с дальнейшим созданием модели решения.
- Чтобы узнать, как STEAM-технологии формируют функциональную математическую грамотность на уроках математики, нужно дать определение и рассмотреть особенности использования STEAM.
В самом общем виде под аббревиатурой STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) понимается комплекс академических и профессиональных дисциплин в естественных, технологических, инженерных науках и математике, направленных на подготовку специалистов с новым типом мышления, без которых невозможно развитие инновационной экономики. Иногда в этот набор добавляется «А», соответствующая компоненту Art — «искусство» (STEAM).
- Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
К примеру: при изучении темы «Объемная фигура. Цилиндр» учащиеся знакомятся с новой объемной фигурой, выясняют, где мы можем увидеть предметы цилиндрической формы. С помощью втулки от туалетной бумаги и пластилина создают сказочные домики. На уроках они разрабатывают, строят и развивают продукты современной индустрии. Они изучают конкретный проект, в результате чего своими руками создают прототип реального продукта.
- Для тогда чтобы лучше разобраться в этой теме, я подготовила для вас фрагмент классного часа, который мы проводили с обучающимися.
Проведение фрагмента классного часа.
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач.
-Определите тему урока (Решение «жизненных» задач).
-Как вы понимаете термин «жизненные» задачи?
-Поставьте цель классного часа.
- Да, сегодня мы будем учиться применять полученные знания и умения на уроках, для решения «жизненных задач».
-Желаю вам удачи.
III. Закрепление знаний в знакомых ситуациях.
Задача №1. Прочитайте задачу. Каких данных бабушка не сообщила, но мы их можем узнать?
Определите время прибытия 10ч+3ч=13ч (соберите время с помощью конструктора LEGO).
-Сегодня четверг. Время на подготовку к встрече у нас есть? Да.
2. Составляем меню для праздничного обеда.
- Меню должно быть вкусным, полезным, легким в приготовлении.
IV. Творческое применение и добывание знаний в новых ситуациях.
Задача №2. Прочитайте список продуктов, которые необходимо купить. (Мама просит купить: буханку черного хлеба, батон, пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара).
-Какой возникает вопрос? (Хватит ли денег? Сколько средств потратят на покупку?)
-С какими величинами будем работать? Прием «Корзина понятий» по теме «Цена. Количество. Стоимость».
-Составляем план действий по данной проблеме.
1.Изучить цены по таблице.
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?
Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод.
V. Итог. Рефлексия.
- Вот вы и побывали на месте своих детей. Вам было интересно решать задачи с применением конструирования? (ответ родителей)
- Для того чтобы посмотреть, как вы поняли тему выступления, я приготовила анкетирование.
Поредение анкетирования.
- Моё сообщение подходит к концу, и я хочу раздать вам буклеты на тему «Формирование математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий». Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Анкета для определения профессиональных затруднений педагогов при формировании математической функциональной грамотности обучающихся средствами STEAM-технологий
Уважаемые педагоги! Данный опрос проводится в целях выявления Ваших профессиональных затруднений при формировании функциональной грамотности обучающихся. Просим отметить утверждения, с которыми Вы согласны. Благодарим за сотрудничество!
Понимаете ли вы, что такое функциональная грамотность и зачем её формировать?
- Да, очень хорошо понимаю. Функциональная грамотность — это
- Имею некоторое представление, но затрудняюсь дать определение
- Нет
- Понимаете ли, Вы, что такое математическая функциональная грамотность и зачем её формировать?
- Да, очень хорошо понимаю. Математическая функциональная грамотность- это_____________________________________________________
- Имею некоторые представления, но затрудняюсь дать определение.
- Нет
- Понимаете ли, Вы, что такое STEAM-технологии и зачем они применяются?
- Да, очень хорошо понимаю. STEAM-технологии - это ____________________________________________________
- Имею некоторые представления, но затрудняюсь дать определение.
- Нет
- Знаете ли Вы, какие задания с использованием STEAM-технологий формируют математическую функциональную грамотность?
- Да. Приведите пример: ____________________________________
________________________________________________________
- Затрудняюсь ответить
- Нет
Способствует ли содержание и методический аппарат учебника по математике формированию математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий?
- Да, учебник содержит много заданий практико-ориентированного, проблемного характера, позволяет формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, в том числе в сферах общения и социальных отношений.
- Содержание и методический аппарат учебника не позволяют вести эффективную работу по формированию функциональной грамотности. Учебник практически не содержит заданий практико-ориентированного, проблемного характера, не позволяет формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, в том числе в сферах общения и социальных отношений.
- Затрудняюсь ответить
Понимаете ли, Вы, какие приёмы и способы работы, современные педагогические технологии позволяют осуществлять работу по формированию математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий?
- Да, я очень хорошо понимаю, как организовать работу по формированию математической грамотности, владею необходимым арсеналом приёмов, способов, технологий.
- Имею представление лишь о некоторых приёмах, способах и технологиях по формированию математической грамотности, но этого недостаточно для эффективной работы, нуждаюсь в методической помощи.
- На данный момент не понимаю, как осуществлять работу по формированию математической функциональной грамотности обучающихся.
Испытываете ли Вы затруднения в вопросах формирования математической функциональной грамотности обучающихся средствами STEAM-технологий?
- Нет, я справлюсь с этим самостоятельно
- Имею небольшие затруднения, не откажусь от помощи
- Имею серьёзные затруднения в этом вопросе, нуждаюсь в помощи.
Укажите, какие формы методического сопровождения Вы бы предпочли (семинары, КПК, мастер-классы и др.)
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей «Формирование математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий»
Уважаемые родители! Данный опрос проводится в целях выявления Вашей осведомлённости о формировании функциональной грамотности детей средствами STEAM-технологий.
Просим отметить утверждения, с которыми вы согласны. Благодарим за сотрудничество!
- Понимаете ли, Вы, что такое математическая функциональная грамотность и зачем её формировать?
- Да, очень хорошо понимаю. Математическая функциональная грамотность- это_____________________________________________________
- Имею некоторые представления, но затрудняюсь дать определение.
- Нет
- Понимаете ли, Вы, что такое STEAM-технологии и зачем они применяются?
- Да, очень хорошо понимаю. STEAM-технологии - это ____________________________________________________
- Имею некоторые представления, но затрудняюсь дать определение.
- Нет
- Проводились ли родительские собрания по теме «Формирование математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий»?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Знаете ли Вы, виды функциональной грамотности
- Да (запишите)
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- На каких предметах формируются следующие виды функциональной грамотности?
- Читательская
- Естественно – научная
- Математическая
- Финансовая
- Креативное мышление
- Глобальные компетенции
- Знаете ли Вы, какие задания с использованием STEAM-технологий формируют математическую функциональную грамотность?
- Да. Приведите пример: ____________________________________
________________________________________________________
- Затрудняюсь ответить
- Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в региональной НПК «Математическая функциональная грамотность младшего школьника: формирование и оценка»
Роль Яндекс.Учебника в формировании математической функциональной грамотности младших школьников...
Задания по математической функциональной грамотности.
Задания по математической функциональной грамотности. 1 класс...
"Становление математической функциональной грамотности младшего школьника"
В данной статье доклада хочу поделиться с собственным педагогическим опытом применения заданий для развития математической функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах....
Групповая работа как средство формирования элементов функциональной грамотности
В данной презентации делюсь своим педагогическим опытом по данной теме....
Теоретические основы формирования математической функциональной грамотности в начальной школе.
В данной статье рассматриваются теоретические аспекты формирования математической функциональной грамотности в начальной школе....
Примеры задач для 1-го класса, направленных на формирование математической функциональной грамотности на основе сказки.
Задачи для 1-го класса по хантыйской сказке "Проделки лисы"....
Развитие математической функциональной грамотности во внеурочное время.
Развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостояте...