Внеклассное мероприятие по математике "Математические заморочки". 3 класс
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Снигирёва Ирина Викторовна

Это мероприятие проводится для детей 3 класса. Интересные задания на логическое мышление, сообразительность, есть материал геометрического характера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по математике для 3 классов

«Математические заморочки»

Цели: способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся. Развивать у детей память, внимание, логическое  мышление. Воспитывать чувство смекалки, интерес к предмету математики через занимательный материал.

Ход мероприятия

Всех, кто учит математике,
Всех, кто изучает математику,
Всех, кто любит математику,
Всех, кто не знает, что может любить математику,
С радостью приветствую на нашем мероприятии «Математические заморочки»!

- Ребята, а как вы понимаете слово «заморочки»? (проблемы, трудности)

- Значит, мы сегодня столкнёмся с математическими трудностями. Но пусть вас эти слова не пугают. Ведь вы сегодня пришли решать трудности не поодиночке, а целыми командами. В математических заморочках участвуют команды 3 «А», 3 «Б» и 3 «В» классов. В каждой команде назначен капитан. Представьтесь, капитаны.

И пусть сегодня девизом нашего мероприятия станут слова «Один за всех, и все за одного!»

- Представляю жюри:                                           .

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки всё для вас.

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

- У меня в коробке находятся предметы, связанные с математикой. Отгадав предмет, вы будете получать задания. Кто вперёд выполнит задание, поднимает флажок. За правильные ответы будут вручаться  «заморочки» (показать). Чья команда наберёт наибольшее количество «заморочек», та и победит.

- Угадайте, о каком предмете говорится.

1 предмет

  • История их изобретения насчитывает тысячи лет. В древности их называли клепсидрами.
  • Эта вещь не имеет единственного числа
  • В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
  • Этой вещи свойственны слова: солнечные, водяные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
  • Этому предмету посвящена загадка:   Весь день усами шевелят                                

                                                                 И время узнавать велят.    

- Что это? (ЧАСЫ)

ЗАДАНИЕ

- У меня в пакетике находятся «заморочки» (15 карточек с вопросами). Каждый участник  команды вытягивает по 1 заморочке и читает вопрос  сопернику. И так по цепочке.

- Если команда даёт правильный ответ, то получает эту «заморочку». Ответ надо дать одним словом.

Вопросы у детей.

  1. Сколько дней в году? (365 или 366)
  2. Как называется результат сложения? (Сумма)
  3. Если длину умножить на ширину, что найдём? (Площадь)
  4. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, что надо сделать? (большее число разделить на меньшее)
  5. Продолжите фразу: «Цена, количество, …» (Стоимость)
  6. Как называется линия, состоящая из нескольких звеньев? (Ломаная)
  7. Назовите инструмент для построения отрезков. (Линейка)
  8. Назовите часть суток от утра до вечера. (День)
  9. В математике их четыре. Что это? (Действия)
  10. Назовите числа на букву «д». (Два, девять, десять, двенадцать, двадцать, двести)
  11. Назовите результат вычитания. (Разность)
  12. Действие, противоположное умножению. (Деление)
  13. Продолжите: «Делимое, делитель  и  ... ». (Частное)
  14. Сумма длин всех сторон. (Периметр)
  15. Как называется прямая, ограниченная с двух сторон? (Отрезок)

2 предмет.

  • Эта игра – наглядное пособие по математике, информатике.
  • Эту игру называют «игрой столетия».
  • Она - полезный спутник в дальней дороге.
  • Если играть, не зная схемы сборки, то для достижения цели понадобится очень много лет.
  • Внешний вид – большой  куб, состоящий из одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
  • Игра носит имя автора.

- Что это? (Кубик Рубика)

- Эту игру придумал Эрно Рубик – венгерский изобретатель, скульптор и профессор архитектуры. Всемирно известен благодаря своим объёмным головоломкам и игрушкам, к числу которых принадлежит кубик Рубика.

ЗАДАНИЕ

Каждой команде положить по 1 кубику Рубика.

- Вам нужно как можно быстро сосчитать, из скольких маленьких кубиков состоит эта игра. (из 27)  

Поднять флажок. За правильный и быстрый ответ вручается одна «заморочка».

-Кто сможет объяснить, как быстро произвести математический расчёт? (Одна грань состоит из 9 кубиков, а таких граней 3. Значит, по 9 взять 3 раза, будет 27)  

За правильный и быстрый ответ вручается одна «заморочка».

ЗАДАНИЕ "Кубик фортуны"
Кубик, на котором записаны числа от 1 до 6.

По 1 игроку из каждой команды. Эти игроки кидают 3 раза по очереди кубики, называют число, которое выпало. А участники команды записывают выпавшие числа, умножают каждое на 3.

- А теперь сложите полученные произведения и запишите ответ.

За правильный и быстрый ответ вручается одна «заморочка».

ЗАДАНИЕ

- Капитаны получают по три кубика (красный, синий, зелёный) и выполняют задания одновременно. Задание буду говорить один раз. Слушайте внимательно.

Постройте башню так, чтобы:

 - Красный кубик был выше синего, а зелёный – между ними;

К

З

С

- Зелёный кубик был не нижний и не верхний, а синий выше красного.

С

З

К

- Синий кубик был в середине, а красный – ниже зелёного.

З

С

К

За каждый правильный и быстрый ответ вручается одна «заморочка».

3 предмет.

- Угадайте, о каком предмете говорится.

  • В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
  • Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
  • Необходим для перенесения размеров одного чертежа на другой,  для построения равных углов.
  • Об этом предмете придумана загадка: Сговорились две ноги делать дуги и круги.  

- Что это?  (Циркуль)

- Какие геометрические фигуры мы можем начертить с помощью циркуля? (круг, окружность)http://www.slavruss.narod.ru/osnown/Zj/Im_Zwet/fig_2-21.gif

ЗАДАНИЕ

- Обведите все окружности на рисунках и сосчитайте, сколько окружностей на них.                https://openclipart.org/image/800px/svg_to_png/4791/carlotheman_Flower_of_Life_Symbol.png

(8 окружностей). Не забывайте поднимать флажок, как только всё сделаете.

ДАТЬ ФЛОМАСТЕРЫ

За правильный и быстрый ответ вручается одна «заморочка». 

ЗАДАНИЕ

- У каждой команды лежат на парте круги (на каждого участника). Попробуйте превратить  круг в квадрат, ничего не отрезая и не отрывая от него. Вы можете каждый потренироваться. А потом показать, как это сделать на большом круге.

- Если у вас будет готов ответ, поднимите флажок. 

- Давайте проверим с помощью циркуля, получился ли квадрат. Что вы знаете о сторонах квадрата? (Все стороны равны)

За правильный и быстрый ответ вручается одна «заморочка».

4 предмет

  • Она достойна уважения.
  • Многие учёные считают, что её изобрёл Пифагор, в честь которого она названа  в различных языках.
  • От прочного её усвоения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных предметов.
  • В отличие от нашей школьной программы, в Индии её зубрят не до 9, а до 20.

- О чём идёт речь? (Таблица умножения.)

ЗАДАНИЕ

- У каждого из вас есть карточки с написанными на них цифрами. Сейчас я буду проверять у вас знание таблицы умножения, а вы должны дать ответ не вслух, а показать с помощью этих карточек. Будьте внимательны. Ведь некоторые ответы состоят из двузначного числа. Встать  и выйти к доске должны только те ребята, у кого есть карточки с такими цифрами.

- «Заморочку» получит та команда, которая быстро и правильно будет отвечать на вопросы.

Карточки с цифрами: 2, 4, 5, 7, 3.

8 · 4 = 32

5 · 5 = 25

6 · 4 = 24

7 · 6 = 42

8 · 9 = 72

5 · 7 = 35

3 · 8 = 24

9 · 5 = 45

3 · 9 = 27

Физминутка  с числами.

Дети под музыку показывают движения.

5 предмет.

- Если вы разгадаете головоломку, то узнаете, что ещё лежит в математической коробке.

https://arhivurokov.ru/multiurok/c/5/8/c586c1fb592d1341efefc2ec353e7c70897acd66/konspiekt-vnieurochnogho-zaniatiia-po-matiematikie-3-klass-ighra-putieshiestviie-po-stantsiiam-zanimatiel-naia-matiematika_1.png

- Какая фраза у вас получилось? (МИРОМ УПРАВЛЯЮТ ЧИСЛА.)  Это высказывание величайшего греческого математика Пифагора о числах.

- А числа с помощью чего записываются? (с помощью цифр)

- Так что находится в коробке? (Цифры)

- Это цифры.

- Сколько цифр в математике? (9) Перечислите их. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

- А чисел? (бесконечно много)

ЗАДАНИЕ

- За одну минуту вместо пропусков вставьте числа в пословицы.  

  1. У него … пятниц на неделе.   (У него 7  пятниц на неделе.)                                                                                                                                                          
  2. … раз отмерь, … раз отрежь. (7раз отмерь, 1раз отрежь.)
  3. За … зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (За 2 зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)
  4. … сапога – пара. (2 сапога – пара.)
  5. … одного не ждут. (7 одного не ждут.)
  6. … дерево срубишь – … посади. (1 дерево срубишь – 10 посади)

  1. … голова хорошо, а … лучше. (1 голова хорошо, а 2 лучше)

  1. Лучше … раз увидеть, чем  …  раз услышать. (Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.)
  2. Без …  углов изба не рубится. (Без четырех углов изба не рубится.)
  3. Обещанного … года ждут. (Обещанного 3 года ждут.)

Если все 10 пословиц правильны, то дать 3 «заморочки». За малое число правильных пословиц – 1 «заморочка». Среднее – 2 «заморочки».

ЗАДАНИЕ

- Ребята, а что можно делать с числами? (складывать, вычитать, делить, умножать, сравнивать)

- Сейчас я вам предлагаю решить необычные примеры. Вы должны внимательно слушать, правильно записать и решить примеры. Читать примеры буду один раз. Приготовились!

1. Какое число получится, если перемножить количество горбов у двугорбого верблюда, крыльев у воробья, глаз у зайца, лап у медведя, копыт у лошади и рогов у осла? (2 · 2 · 2 · 4 · 4 · 0 = 0)

2. Какое число получится, если сложить ноги паука, лапки комара, хвостов у жабы, щупалец у осьминога? (8 + 6 + 0 + 8 = 22)

3. Какое число получится, если  сумму лап крокодила, ног сороконожки, крыльев стрекозы и ног у змеи разделить на количество лапок у пчелы? ( (4 + 40 + 4 + 0) : 6 = 8 )

За каждый правильный ответ вручается одна «заморочка».

6 предмет

  • Эта игра пришла к нам из Китая. Называют её «китайской головоломкой».
  • Зародилась в древности, около 4000 лет назад.
  • Она старше, чем шахматы.
  • Эта игра использовалась для обучения детей и взрослых геометрии.

- О чём идёт речь? (Игра ТАНГРАМ)

Учитель достаёт из математической коробки набор игры «Танграм».

ЗАДАНИЕ

- Из каких геометрических фигур состоит эта игра? (1квадрата, 5 треугольников, 1 четырёхугольника)

- Сколько всего фигур? (7)

- Оказывается, используя только эти 7 фигур, можно изобразить животных, цифры, людей, различные предметы)

Нужно не только фигуры знать,

Но и в картинки их собирать.

А.С. Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».

- Я буду показывать изображение какого-либо предмета (прикрепить на доску), а вы должны будете составить его из танграма. Сначала потренируемся. (Учитель показывает картинку, дети собирают её)

- А теперь попробуйте составить фигуру(ы)  без подсказки и приклеить её(их) на лист бумаги. (работают на местах)

За каждый правильный ответ вручается одна «заморочка».

7 предмет

  • Такой обыкновенный предмет имеется в каждом доме, даже если в семье нет школьников или инженеров-чертёжников.
  • В начале 19 века школьники начали активно использовать её на уроках.
  • Про неё говорят, что она всегда прямая.
  • Про неё есть загадка: Длину, ширину,

                                     Подскажу без труда,

                                     Ты только к фигуре,

                                     Приложи́ меня!

- О чём идёт речь? (о ЛИНЕЙКЕ)

ЗАДАНИЕ

- В трёх квадратах находятся одинаковые фигуры. Проследите за тем, как меняется их расположение, и начертите  в  пустые клетки четвёртого квадрата эти фигуры.



https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/08/11/s_598d6307b8278/670989_1.jpeg

РЕФЛЕКСИЯ.

- За работу на уроке учитель вам всегда ставит оценки. Какие оценки вы любите получать? Сегодня у нас прошёл необычный урок математики. И вы активно работали на нём. На этом уроке я вам разрешаю поставить в необычный дневник – дневник вашего класса – себе оценки за работу.

- Какую бы вы оценку поставили себе за работу? Выберите нужную и поставьте её в дневник. (Ребята приклеивают оценки в дневник).

- Слово предоставляется жюри.

Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие."Выпускной в 4 классе"

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА В 4 КЛАССЕ....

Внеклассное мероприятие "До свидания 2 класс!"

Праздник проводится в конце 2 класса....

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 классов "День рождения класса".

Разработка содержит материал (стихи, песни, загадки, игры, конкурсы)  для проведения праздника "День рождения класса"....

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «До свидания, 1 класс!» 2013-2014 уч.год

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «До свидания, 1 класс!»...

Сценарий внеклассного мероприятия Новогодний вечер в классе для 4 класса

Внеклассное мероприятие новогоднего вечера для детей и родителей. В сценарии представлены разнообразные игры и задания, которые понравятся не только детям, но и родителям...