Урок математики «Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные».
план-конспект урока по математике (4 класс)

Горбунова Вилена Александровна

Урок-путешествие «В поисках 7 чудес света»

Интеграция предметов: математика и окружающий мир.

Цель: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_4_klass.docx59.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике 4 класс

Тема урока: «Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные».

Урок-путешествие «В поисках 7 чудес света»

Интеграция предметов: математика и окружающий мир.

Цель: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом.

Задачи:  

1.На примере 7 чудес света рассказать о творении рук человеческих, доказать, что их сооружение не под силу одному человеку, раскрыть всё великолепие этих творений, создать условия для формирования у учащихся практических навыков деления многозначных чисел на однозначные письменным способом; упражняться в решении составных задач.

2. Развивать память, внимание, воображение, мыслительные операции: классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение; способность адекватного оценивания, организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.

3. Воспитывать нравственные  и эстетические качества, расширять кругозор.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода (исследовательская технология), ИКТ

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: проектор, презентация к уроку,  раздаточный материал (карточки - задания разного цвета, незаконченный алгоритм деления на карточках), схемы к задачам, карточки для рефлексии.

Учебник: М. И. Моро «Математика» 4 класс, часть 1, видеосюжеты.

Прогнозируемые результаты:

   Предметные:          В конце урока ученики

знают алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначные.

умеют делить многозначные числа  на однозначные письменным       способом.

Метапредметные:

умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:  умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока:

Этап;  время;

цель этапа; УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение

   к    деятельности   (2 мин.)

Цель: Включение в    учебную деятельность на   личностно-

значимом   уровне.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение.

Создаёт условия для возникновения внутренней  потребности включения в деятельность. Слайд 1.

- Добрый день. Я рада всех вас видеть. Наш урок я хочу начать с восточной мудрости. Просмотр видеосюжета.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

- Как понимаете это выражение?

- Ребята, пожмите друг другу  руки, улыбнитесь. Передайте этим рукопожатием друг другу тепло уверенность, что у нас всё получится. Все в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке.

Включаются в учебную деятельность.

Просмотр видеосюжета.

Обсуждение

Участвуют в диалоге.

2.Актуализация знаний

   7 мин.

 Цель: Готовность   мышления и    

 осознания  потребности к

 построению нового способа действий, познания мира.

 Формируемые УУД:

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Личностные: самоопределение.

1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Сегодня мы постараемся на одном уроке охватить материал сразу двух предметов:  математики и окружающего мира. Слайд 2.

Посмотрите на выражения.

76:2, 48:2, 62:2, 90:2, 34:2

- Что вы видите? Какие делители?  Что ещё заметили? Что можете сказать про делимое? Что можем предположить? Каким будет значение частного?

- Какие задания вы можете предложить. Вспомним название компонентов деления.

- А я предлагаю вам найти значение выражений и записать  результат в порядке увеличения.

17 24 31 38 45 …..52,59

- Что заметили? Какая закономерность? Продолжите ещё на 2 числа.

Вспомните, что связано с числом 7? Где встречается число 7?

2. Ведёт побуждающий диалог.

- С числом 7 связаны и наиболее знаменитые и грандиозные памятники архитектуры и искусства античности – Семь чудес света. Конечно же, чудес на свете больше. Слайд 3.

– Назовите, какие архитектурные сооружения можно отнести к чудесам света?

- Итак, мы отправляемся изучать чудеса света.

Слайд 4.

- Нам необходимо попасть на корабль, а для этого вы должны купить билет.

- Ни одно путешествие не обходится без точных математических расчётов

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

- Наш корабль успешно отправляется.

Участвуют в диалоге:

- Можно назвать компоненты действий.

- Можно выявить закономерность.

Выявляют закономерность.

-Нужно назвать частное.

- Записывают частное в порядке увеличения.

Вспоминают уроки окружающего мира.

Участвуют в диалоге.

 

Работа индивидуально

Обмениваются тетрадями, взаимопроверка, оценивают друг друга

3. Постановка      учебной задачи  (Создание   проблемной

 ситуации) 5 мин

  Цель: Выявление  места и причины  затруднения,   постановка цели   урока.

Формируемые УУД:

 Познавательные:

 постановка и  формулирование  

 проблемы; поиск и  выделение

 необходимой  информации

 Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Личностные:

умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

1.Ведёт побуждающий диалог.

Прежде, чем мы с вами увидим первое чудо света, мы выполним задание:

 Работа в группах Слайд 5.

- Выполните задание : 8571:3,7528:4, 9386:2.

-Какую закономерность вы установили?

2. Побуждает к осознанию темы и цели урока.

- Можете ли вы сформулировать тему и цели   урока?

- Какая формулировка темы точнее? Слайд 6.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

 Слайд 7.  Итак, первое чудо света – Пирамида Хеопса.

- Что вы знаете о пирамидах?

Пирамида – это огромная гробница, построенная в качестве усыпальницы египетских фараонов. Египтяне считали, что умерший человек продолжает свой жизненный путь в царстве бессмертия. Фараон-олицетворение бога на земле-после своей кончины должен отправиться к божествам. Пирамида-это лестница, по которой он должен был взойти на небо Пирамиды - единственное творение, которое не разрушило время. Они существуют и в наши дни.   

Работа в группах.

Объясняют приём деления.

Участвуют в диалоге.

Выдвигают гипотезы.

Варианты:

- Деление многозначных чисел на однозначные столбиком

- Вторая

-Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные.

- Письменное деление многозначных чисел на однозначные.

4. «Открытие»  детьми нового

     знания.  7  мин

 Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование   способности к его  выполнению

Формируемые УУД:

 Познавательные:

 Построение   логической цепи

 рассуждений;  

самостоятельное создание способов  решения проблем  

 поискового характера;

 Коммуникативные:

 Инициативное сотрудничество в  поиске и сборе  информации со  сверстниками и с  учителем

Личностные:

умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

  1. Стимулирует к деятельности.

Работа в парах Слайд 8.

Решите такой пример: 6524:7.

- Чем отличается этот пример от предыдущего?

- В чем трудность?

-Почему вы затруднились?

- Как предлагаете решить?

- Предлагаю  два варианта: первый – сама покажу вам приём деления. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.

Какой вариант выберете вы и почему?

Минутка отдыха для глаз. Слайд 9.

2. Организует   деятельность

- Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

- Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и пытаясь решить самостоятельно.

- Назовите число, которое получили в частном.

- Где мы можем посмотреть и проверить решение?

- Откройте учебники на странице 79, внимательно прочитайте параграф и сравните со своим решением.

- Я прошу поднять руку тех ребят, которые разделили так, как показано в учебнике.

Молодцы. Значит, вы  умеете применять ранее

  полученные знания.

 Слайд  10. Висячие сады  Семирамиды

Висячие сады Семирамиды существовали в Вавилоне, ныне государство Ирак. Правитель Навуходоносор II создал эти сады в качестве доказательства чувств к жене (Амитис),– мидийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зелёным холмам Мидии.

Каждая терраса представляла собой самостоятельный сад, отсюда и название во множественном числе – “висячие сады”. И, тем не менее, все семь террас образовывали единое целое.

Висячие сады были уничтожены наводнениями Ефрата, вода в котором, во время паводка, поднимается на 3-4 м. И теперь, представить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощью собственной фантазии.

4. Организует работу в парах по составлению алгоритма деления Слайд 11.

- Узнать третье чудо света вы сможете, работая в парах по составлению алгоритма деления многозначных чисел на однозначные.

- Что такое алгоритм?

У вас на партах карточки, на которых действия алгоритма напечатаны не до конца. Работая и обсуждая в парах, вы допишите действия алгоритма. (Приложение)

5.Организует анализ  составленных алгоритмов

- О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного? Слайд 12.

Третье чудо света Колосс Родосский. Остров Родос лежит в бескрайнем море. Статую изготовил один человек – ХаресЛиндс, потратив 12 лет. Статуя изображала фигуру мужчины с факелом в вытянутой руке. Простояла она 66 лет. Во время землетрясения статуя упала, а завоеватели острова продали остатки как «лом».

Предпочитают «открывать» новое знание сами

Пытаются решить пример самостоятельно.

Называют ответы.

- В учебнике.

Работают с информацией в учебнике и корректируют ошибки.

- Пошаговое выполнение действий

 Работают в парах, дополняя алгоритм

  1. Выделяем первое (неполное делимое)
  2. Определить число (цифр в частном)
  3. Делением находим (цифру частного)
  4. Умножаем, узнаём сколько (разделили)
  5. Вычитаем, находим (остаток)
  6. Остаток сравниваем с (делителем)

- Остаток должен быть меньше делителя

5. Первичное   закрепление

 7 мин.

 Цель: Усвоение нового способа действий

Формируемые УУД:

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение алгоритмом деления

1.Организует работу по закреплению нового знания

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное деление с объяснением на доске

(№393 – 2 примера)

2 примера – самостоятельно.

Слайд  13. Четвёртое чудо света статуя Зевса в Олимпии

– Что вы знаете о Зевсе?

В греческой мифологии это верховный бог. Город Олимпия был одним из наиболее почитаемых священных мест Древней Эллады. Здесь ни один грек не мог поднять меч на другого грека. Каждые четыре года в Олимпии устраивалось большое празднество, и всё время, пока оно продолжалось, в окрестностях священной рощи прекращались всякие войны и царил мир. Все участники празднества могли беспрепятственно совершать свой путь в Олимпию и обратно, не опасаясь за свою жизнь, тогда как в более отдалённых районах войны могли продолжаться. Так было угодно Зевсу.

2. Решите задачу. Слайд 14.

В соревнованиях  участвовало 1392 атлета, борцов в 3 раза меньше, чем атлетов. Сколько всего участников?

- Прочитайте. Что известно? Выберите схему?

- Докажите почему?

Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

А что можно узнать?

 3. Проводит физкультминутку.

Два ученика работают у доски, остальные -  в тетради.

Разбирают задачу, решают её.

Анализируют и делают вывод, что лишняя  запись А.

Один ученик у доски записывает решение.

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 10 мин.

Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха

Формируемые УУД:

Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

учебное

сотрудничество

1. Предлагает 4 задания, одно из которых не подходит к теме урока, и просит найти лишнее.

Слайд 15. Храм Артемиды – это настоящий дом для богини, сооружённый на земле. В IY веке до н.э. небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес. Покровительницей города являлась Артемида – дочь всемогущего Зевса. Первоначально Артемида считалась богиней плодородия и Луны, покровительницей охоты и животных, а затем её стали почитать как  богиню домашнего очага. Храм строили 120 лет.

2.Предлагает определить уровень сложности оставшихся заданий. Слайд 16.

3.Выделяет задания разным цветом на слайде по уровню сложности.

- Вы выбираете из оставшихся заданий только одно, то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить.

4. Наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет – уровень сложности)

- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей.

- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом.   Оцените свою работу. Слайд 17- 19.

Слайд 20. Следующее чудо света – Галикарнасский Мавзолей.

В городе Бодрум, внизу около пристани раскинулась площадь, посреди которой и стоит Мавзолей, построенный столь искусно, что его считают одним из чудес света. Молодой царь Мавсол после смерти своего отца постарался сделать столицу своей страны ещё более красивой и величественной. Он решил построить себе гробницу, которая своим названием и величественным видом служила бы напоминанием об имени и славе правителя Карии. Монументальное надгробие, равного которому не было в мире, назвали мавзолеем.

Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.

- Лишнее задание Б,

т. к. оно не подходит к теме урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.

Определяют уровень сложности заданий и формулируют их

 А – выполнить деление и проверку.

- В – вспомнить порядок действий и вычислить.

- Г) – решить уравнение

Выбирают и выполняют задание.

Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.

Сверяют решение с образцом на слайдах.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Оценивают.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

5-7 мин

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.

Формируемые УУД:

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка

1.Организует анализ полученного результата урока

 - Какую цель урока мы ставили?

- Достигли мы этой цели? Действительно ли всё в наших руках?

Слайд 21- 22 . Александрийский маяк

На острове Форос, был построен самый большой в мире маяк - трехэтажная башня высотой около 180 метров. Его венчала бронзовая статуя бога морей Посейдона высотой 7 метров.

2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.

- Оцените свою работу, используя индивидуальные карточки.

- Где и в каких случаях знания,  полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

- Следует ли еще тренироваться в делении многозначного числа на однозначное?

3. Проводит инструктаж  по домашнему заданию:

Слайд 23. Обязательно выполнить с.73, №26, 28 в тетрадях на печатной основе.

По желанию -  с.73, №27, 29

Вот и закончилось наше путешествие. 

Почему сооружения, которые входят в Семь чудес света называют “Чудесами света”?  

Просмотр видеосюжета «7 чудес света».

Вспоминают поставленную цель урока.

- Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные.

- Достигли.

Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.

Высказывают мнения

Находят нужные задания и задают   вопросы по их выполнению.

- Они очень красивы, поражают своими размерами, в них вложено много труда, их архитекторы смогли создать то, что поразило всех.

Оцените свою работу на «лесенке успеха».

                                                                      Хочу знать  больше  

                               

                          Хорошо, но могу больше

Пока испытываю трудности

Список литературы:

1. Интегрированные уроки: 4 класс.-- -- М.: Вако, 2008.-272 с.-  (Мастерская учителя).

2. Радхарт Г. Семь чудес света. М.: Слово, 1998.

3. Трибис Е.Е. Расскажи мне … о чудесах света. М.: Рипол-Классик, 2002.

http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1328025.html

8571 3   7528 4    9386 2

Тема:

6524:7.

6524:7.

6524:7.

6524:7.

6524:7.

6524:7.

6524:7.

6524:7.

6524:7.

6524:7.

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное

      Остаток сравниваем с делителем

       Делением находим цифру

частного

 Вычитаем, находим  остаток

Умножаем, узнаём сколько разделили

 Выделяем первое неполное делимое

Определить число цифр в частном.

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное

      Остаток сравниваем с делителем

       Делением находим цифру

частного

 Вычитаем, находим  остаток

Умножаем, узнаём сколько разделили

 Выделяем первое неполное делимое

Определить число цифр в частном.

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное

      Остаток сравниваем с делителем

       Делением находим цифру

частного

 Вычитаем, находим  остаток

Умножаем, узнаём сколько разделили

 Выделяем первое неполное делимое

Определить число цифр в частном.

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное

      Остаток сравниваем с делителем

       Делением находим цифру

частного

 Вычитаем, находим  остаток

Умножаем, узнаём сколько разделили

 Выделяем первое неполное делимое

Определить число цифр в частном.

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное

      Остаток сравниваем с делителем

       Делением находим цифру

частного

 Вычитаем, находим  остаток

Умножаем, узнаём сколько разделили

 Выделяем первое неполное делимое

Определить число цифр в частном.

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное

      Остаток сравниваем с делителем

       Делением находим цифру

частного

 Вычитаем, находим  остаток

Умножаем, узнаём сколько разделили

 Выделяем первое неполное делимое

Определить число цифр в частном.

     

А) 8984  : 8  =[  ]        [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]      [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]        [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]        [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]      [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]        [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]        [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]      [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]        [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]        [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]      [  ] х 8 = 8984

А) 8984  : 8  =[  ]        [  ] х 8 = 8984

В) 907 х 9 – 852 : 3 =

В) 907 х 9 – 852 : 3 =

В) 907 х 9 – 852 : 3 =

В) 907 х 9 – 852 : 3 =

В) 907 х 9 – 852 : 3 =

В) 907 х 9 – 852 : 3 =

В) 907 х 9 – 852 : 3 =

В) 907 х 9 – 852 : 3 =

В) 907 х 9 – 852 : 3 =

Г) 2 *Х = 10000 – 614

Г) 2* Х = 10000 - 614

Г) 2* Х = 10000 - 614

Г) 2 *Х = 10000 – 614

Г) 2* Х = 10000 - 614

Г) 2* Х = 10000 - 614

Г) 2 *Х = 10000 – 614

Г) 2* Х = 10000 - 614

Г) 2* Х = 10000 - 614

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

Исправьте ошибки.

1 650 см = 1 м 65 см

4 ч 15 мин = 415 мин

7 дм 5 см = 75 см

3 т = 300 кг

АТЛЕТЫ

БОРЦЫ

 - 1392 чел.

 - 1392 чел.

? чел. в 3 раза 

меньше

в 2 раза

в 2 раза

Атлеты – 1392 чел.        

?

Борцы - ? в 3 раза больше, чем

Атлеты – 1392 чел.        

на?

Борцы - ? в 3 раза меньше, чем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число."

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока6 Научить делить многозначные числа на однозначные письменным  способом.Задачи: Развивать способности находить решения и делать выводы; совершенствовать...

"Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное" математика 4 класс

Интегрированный урок математики и Азбуки Смоленского края на тему: " Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное" 4 класс. На уроке ребята не только закрепляют знания по теме, но и зна...

Урок математики: "Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные".

Урок содержит приёмы использования алгоритма письменного деления, также он включает в себя работу с учебным видеофильмом на примере решения задач....

Урок математики "Письменные приёмы деления многозначного числа на однозначное число".

Вопросы экологии занимают важное место среди актуальных проблем современности. Данный урок способствует пробуждению у обучающихся интереса к экологическим проблемам планеты, развитию стремления к акти...

Конспект урока по математике "Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число"

Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число. 4 класс.  УМК "Школа России"...

Урок математики " Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные"+ презентация

Урок математики + презентация с экологическими заданиями. Материал поможет открыть новые знания и знания об экологических проблемах современности - предновогоднюю вырубку еловых и сосновых лесов....

Урок математики "Письменные приёмы деления многозначного числа на однозначное число" 4 класс

Цели урока:- закрепить письменные приёмы умножения и деления многозначного числа на однозначное число;- применение математических знаний при решении задач экологического содержания;- привлечение внима...