Этап урока | Ход урока | Планируемые результаты | Оборудование |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация учебной деятельности
| - Ребята, девизом урока математики сегодня я предлагаю выбрать такую китайскую мудрость:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - Как, вы понимаете эти слова? - А на уроке математики часто приходится думать? - Зачем нужно думать?
- Если бы вам сегодня на уроке предложили на выбор три дороги: Путь Подражания, Путь Опыта и Путь Размышления, по какой бы дороге вы захотели пойти? Почему? - Я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше по выбранным дорогам за новыми знаниями. - Какую тему изучали на прошлых уроках математики?
-Откройте тетради, сделайте необходимые записи.
| (Отвечают на вопросы) (Предположительные ответы)
- Лучше и быстрее понимаешь и запоминаешь, если сам ищешь ответы на вопросы, а не когда тебе просто говорят
- Чтобы развивать ум, сообразительность. (Предположительные ответы детей)
- Выберем путь Размышления, это даст нам возможность самим справляться с трудными заданиями или выберем путь Опыта, т.к. будем опираться на свои имеющиеся знания. Путь Подражания не подходит, так как подражая нельзя затем самому справиться с поставленной проблемой, привыкаешь действовать по образцу.
- Умножение многозначного числа на двузначное.
- Записывают в тетради число и «Классная работа» | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Р.: целеполагание, прогнозирование. Л.: смыслообразование
|
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 1.Посмотрите на доску. На доске на карточках записаны выражения: 8 ∙ 4, 15 ∙7, 524 ∙18, 4 ∙23, 416 ∙ 21, 5∙ 9. - Прочитайте записи. - Что вы можете сказать об этих выражениях? - На сколько групп можно разделить эти выражения? - Разделите эти выражения на три группы в зависимости от вида умножения.
- Чем отличается каждый столбик? - Найдите значение выражения 1 столбика. (Устно) - Найдите значения выражения второго столбика. (Устно объяснить)
- Каким способом будете находить значение числовых выражений в третьем столбике? - Найдите значения этих выражений . 1 вариант – 1пример, второй вариант – 2 пример.
- Как вы умножали?
- Напомните алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. .
- Сравните ответы.
2. Посмотрите на примеры и сравните их. На доске запись: 456∙6 456∙ 62 456 ∙ 623 - Чем похожи и чем отличаются примеры?
- Какие примеры вы уже умеете решать? -Значит, какой пример мы будем решать? - Выполните умножение на трёхзначное число. Работаем на листочках. Время работы – 2 минуты. |
(Дети читают выражения, используя названия компонентов действий) - Произведение чисел 8 и 4; первый множитель 15, второй 7, найдите произведение и т.д.)
(Предположения детей)
- Один ученик у доски, остальные работают в тетрадях Запись: 8 ∙ 4 15 ∙7 524 ∙18 5∙ 94 ∙ 23416 ∙ 21
- В первом столбике – табличное умножение, во втором столбике – умножение однозначного числа на двузначное, в третьем столбике – письменное умножение на двузначное число (Объясняют вычисления) ( 15 ∙7 = 7∙ (10 +5)= 7∙ 10 + 7∙5 = 70 + 35 = 105)
- В столбик.
(2 человека у доски, а остальные в тетрадях, самостоятельно решают по вариантам).
- Использовали правило умножения многозначного числа на двузначное. Алгоритм: 1.Пишу двузначное число под многозначным, разряд под разрядом; 2.Умножаю многозначное число на единицы, нахожу первое неполное произведение, результат пишу разряд под разрядом; 3.Умножаю многозначное число на десятки, нахожу второе неполное произведение, результат записываю со сдвигом на один разряд влево; 4.Складываю полученные неполные произведения. 5. Читаю ответ.
(Сравнивают по вариантам ответы.При необходимости исправляют ошибки)
(Дети сравнивают примеры, обсуждают в парах) - Все примеры на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом примере - однозначное число, во втором – двузначное, в третьем – трехзначное число.
- Умножение на однозначное и двузначное число.
(Два ученика работают самостоятельно на «закрытых» досках, остальные на листочках)
| П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения, учет разных мнений. Р: волевая саморегуляция | Карточки с записью выражений
8 ∙ 4 15 ∙7 5∙ 94 ∙ 23 524 ∙18 416 ∙ 21 Магниты |
3. Выявление места и причины затруднения.
|
- Кто не справился? Почему не справились? - Сравните ответы ребят, которые решали примеры на доске. - У кого получился такой ответ? Другой? (Записать на доске все варианты ответов.) - Почему разные ответы?
- Посмотрите на примеры. Чем отличается решение первого примера от второго? - Где вы начинали записывать второе неполное произведение? - Что изменилось при умножении на трёхзначное число?
|
(Дети проверяют решение примеров на доске, анализируют уведенное)
- Мы ещё не умеем решать такие выражения. - Не знаем алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное - Во втором примере два неполных произведения)
- Под десятками. - Появилось третье неполное произведение.
| П.: анализ, сравнение, обобщение; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; К.: выражение своих мыслей с достаточной полной и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Р.: целеполагание; волевая регуляция в ситуации затруднения
|
|
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Итак, такую цель вы перед собой поставите на этот урок? - Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? - Чем будет отличаться умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трёхзначное число?
- Вспомните, как мы составляли алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. По аналогии составьте алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. - Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите, как умножили 769 на двузначное число и как это же число умножили на трёхзначное. Обсудите в паре, каким будет алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное.. | - Научиться умножать многозначное число на трехзначное. - Письменное умножение на трёхзначное число. - При умножении на двузначное число получается два неполных произведения. При умножении на трёхзначное число получается три неполных произведения. - Надо обратить внимание на подпись третьего неполного произведения (под сотнями второго неполного произведения)
(Ученики в паре работают по учебнику) | П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; подведение под понятие; смысловое чтение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,использование различных диалоговых приёмов; культура и поведение в учебном диалоге; умение выражать свои мысли Р.: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование |
Учебник «Математика. 4 класс» (авторы М.И.Моро идр.) Ч.2 |
5. Реализация построенного проекта.
| 1. Работа с моделями примеров - Что я изобразила на доске? - Что это за модели?
× ∆ ∆ ∆
- Определите, к какому типу умножения подходят эти модели. - Как догадались? - Чем будет отличаться умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трёхзначное число? - Какой алгоритм вы составили? Зачитайте.
|
- Это модели. - Первая модель - умножение на двузначное число, вторая - умножение на трехзначное число. - По трем неполным произведениям.
Алгоритм 1.Записываю трёхзначное число под многозначным числом, разряд под разрядом. 2.Умножаю многозначное число на единицы ,получаю первое неполное произведение, результат пишу разряд под разрядом; ) 3. Умножаю многозначное число на десятки, получаю второе неполное произведение, результат записываю со сдвигом на один разряд влево; 4. Умножаю многозначное число на сотни;получаю третье неполное произведение. 5.Складываю неполные произведения. 6. Читаю ответ | П.:анализ, синтез, обобщение, классификация;. выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование и преобразование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; установление причинно-следственных связей. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Р: познавательная инициатива |
Модели
Таблица с записью алгоритма выполнения письменного умножения многозначного числа на однозначное |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| - Давайте, используя данный алгоритм, решим примеры (На доске с комментированием дети решают примеры) 1627 ∙ 345 - Каждая пара выставляет на доске свой результат. - Объясните решение выражения. - Какой новый вид умножения вы сегодня для себя открыли? - Откройте «Рабочую тетрадь» на печатной основе на стр. 51 № 41 и еще раз посмотрите на примеры письменного умножения на трехзначное число (дети следят глазами, учитель проговаривает правило).
|
Учащиеся работают в парах.
-Умножение на трёхзначное число
- Закрепить свои знания
Первый пример + второй пример по одному ученику (по очереди) решают с комментированием у доски, а остальные в тетради
| П.: анализ, сравнение, обобщение; выполнение действий по алгоритму;, построение логической цепи рассуждений. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью своего мнения; умение организовать общение друг с другом; умение слушать собеседника. Р.: саморегуляция |
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
| - А теперь потренируемся в закреплении нового правила. Для чего мы это делаем? - Решите примеры под заданием два в № 41. - (Проверка) Сейчас мы будем проверять свою работу, с какой целью? - Возьмите конверт №1, там правильно решённые примеры.
- Возьмите простой карандаш и проверьте свою работу по образцу. У кого получился другой ответ, найдите ошибку, обведите в круг. - Кто допустил ошибку на правило? В каком месте? - Над чем надо еще поработать?
- У кого правильные результаты? Молодцы!
| - Проверить, как поняли умножение многозначного числа на трёхзначное
- Не допустили ли мы ошибки.
- Не сместил разряды, стал умножать не с единиц, а с сотен и т.д.)
| П.:выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К.: выражение своих мыслей; использование критериев для обоснования своего суждения. Р.: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка Л.: объективная оценка результатов своей деятельности | Конверт № 1 с карточками с правильными ответами |
8. Включение в систему знаний и повторение.
| - При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? - Возьмите конверт №2 - Решите выражение (126 ∙232+768):1000= (30) - Сравните свой результат с результатом, записанным на доске. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте у своего товарища решение примера (на доске эталон выполнения работы) - У кого получился другой ответ? - Какую ошибку, обведите выдопустили? - Кто допустил ошибку на новое правило? В каком месте? - Над чем надо еще поработать? | - При решении выражений, уравнений, задач, в жизни.
(Один ученик работает на «закрытой»доске)
(Ученики сверяют свои работы с образцом, находят ошибки, выполняют коррекционные действия). | П.: выполнение действий по алгоритму; самостоятельное создание алгоритмов действий, построение логической цепочки рассуждений, доказательство. К.: умение строить речь и грамотно выражать свои мысли. Р.: контроль, оценка своих действий, прогнозирование | Конверт № 2 с заданиями |
9. Рефлексия учебной деятельности.
| -Наш урок подходит к концу. - Какой была тема нашего урока? - Какие цели ставили перед собой? - Достигли ли вы этих целей? - Каким путём вы сегодня шли? - Давайте возвратимся к нашей китайской мудрости: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» - Что вы можете добавить к сказанному в начале урока? 2. Самооценка. - Заполнение оценочных листов. Конверт №3
- Дома вы повторите алгоритм письменного умножения на трехзначное число и выполните № 1 на стр.48. По желанию можно решить ребус на полях этой страницы. |
- Письменное умножение на трехзначное число - Составить правило умножения на трехзначное число, научиться решать эти выражения Путь Опыта, Путь Размышления
(Высказывания детей)
Учащиеся заполняют таблицы (индивидуально) Сразу могу применить | Совсем непонятно | Хорошо понятно | Никогда не смогу применить |
(Записывают задание в дневники) | П.: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения. Р.: волевая саморегуляция; оценка – выделение того, что осознано и усвоено, и того, что предстоитусвоить. Л.: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; эмоционально-положительное восприятие учения; |
Конверт№ 3 |