Технологическая карта урока по математике «Прием письменного деления трёхзначного числа на однозначное число»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Хомяченко Елена Александровна

Данный урок, тема которого «Прием письменного деления трёхзначного числа на однозначное число», направлен на развитие таких умений, как: • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; • формулировать эти проблемы на языке математики; • решать проблемы, используя математические факты и методы; • анализировать использованные методы решения; • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; • формулировать и записывать результаты решения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Испытания: «Внимательность и сообразительность»

Слайд 3

Подставь подходящую единицу массы Кусок белого хлеба весит 50 … граммов килограммов

Слайд 4

Подставь подходящую единицу массы В 10 лет Маша весит 40 .. граммов килограммов

Слайд 5

Реши задачу, построй диаграмму Одним из важных компонентов для поддержания нашего организма в тонусе является употребление необходимого количества витаминов и минералов.

Слайд 6

Выбери пример или подходящий ответ, чтобы герой смог спасти котёнка 4х20 30х2 90:30 140:2 =60 =70 =80 =3

Слайд 7

Выбери пример или подходящий ответ, чтобы герой смог спасти котёнка 80 60 3 70

Слайд 8

Спешите творить добрые поступки! 80 60 3 70

Слайд 9

- 648 рублей - 2 подарка

Слайд 12

1.Делю сотни. 2.Умножением выполняю проверку. 3.Вычитанием нахожу остаток. 4.Делю десятки. 5. Умножением выполняю проверку. 6.Вычитанием нахожу остаток. 7. Делю единицы. 8. Умножением выполняю проверку. 9.Вычитанием нахожу остаток. 10. Читаю ответ.

Слайд 13

Кейс-метод Прямоугольник состоит из двух одинаковых квадратов, сторона которого – 2см. Найдите периметр прямоугольника. 2см

Слайд 14

Сравните решения ребят. Кто из них прав? Почему? (2*4)*2=16(см) (2+4)*2=12(см) 2*2+4*2=12(см)



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Карточка №1 для 1 пары (группы)

Железо является одним из основных микроэлементов нашего организма. Благодаря железу наш мозг и весь организм в целом получает кислород. Также железо влияет на формирование иммунитета человека. Суточная норма железа – 18 миллиграмм. Постройте диаграмму продуктов содержащих железо. Расставьте правильно записи на диаграмме и определите, какие продукты богаты железом.

Содержание железа в 100г готовых продуктов:

Свиная печень -18мг

Кунжутные семечки-16мг

Яблоки сушеные -8мг

Куриное сердце  -9мг

Изюм -3мг

Карточка №2 для 2 пары (группы)

Основная функция витамина D - участие в обмене фосфора и кальция. Он обеспечивает нормальный рост костной ткани, предупреждает возникновение рахита и остеопороза, отвечает за крепость зубов и ногтей. Суточная норма для детей и  подростков - 600 МЕ (международных единиц).

Пользуясь диаграммой, выясните, какие продукты богаты витамин Д. (Количество витамина Д в 100г продуктов измеряется в микрограммах).

Карточка №3 для 3 пары (группы)

Витамин А - отвечает за здоровье глаз, иммунную систему. Суточная потребность человека в витамине А в среднем составляет 1000 микрограмм.

 Подпишите название продуктов, соответствующих диаграмме.

Абрикос        - 100 мкг

Плавленый сыр 45% жирности        - 300 мкг

Скумбрия        - 100 мкг

Брокколи        - 800 мкг

Батат — сладкий картофель        - 1000 мкг

Карточка №4 для 4 пары (группы)

Кальций регулирует работу нервной системы и мышц, укрепляет кости, повышает иммунитет и снижает аллергические реакции, регулирует работу сердца.

Определите, какие продукты нужно употребить, чтобы выполнить суточную норму кальция -1000мг.

Российский сыр - 1000мг

Кунжут        780мг

Кефир        120мг

Бобы        100мг

Мороженое молочное - 140мг

Шоколад темный - 60мг

Твердые сыры (в среднем) - 800мг



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя: Хомяченко Елена Александровна

Класс 3 класс

      УМК: «Школа России»

Предмет: математика

Тема «Прием письменного деления трёхзначного числа на однозначное число»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления знаний

Цель: сформировать умение составлять алгоритм письменного деления на однозначное число (в столбик), когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя; развивать умения применять теоретические знания при решении практических задач, объяснять верность равенств, составлять верные равенства из числовых выражений, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научатся умножать трёхзначное число на однозначное по алгоритму.

формируют, применяют и сохраняют учебную задачу; удерживают алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное в течении урока; планируют и контролируют свои действия с помощью листа планирования и оценивания.

умеют искать и обрабатывать информацию, записывать ее и воспринимать в том числе и средствами ИКТ; используют модели, знаки, символы и схемы; воспроизводят алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное; выполняют умножение на однозначное число по алгоритму и образцу.

Умеют задавать вопросы; взаимодействуют с соседом по парте, в группе; оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; формируют умение слушать и вступать в диалог; формируют простые выводы.

Применяют правила делового сотрудничества (сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека, оценивают ситуацию, выражают доброжелательность в споре, доверие к собеседнику).

 Ход  урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны очень постараться. Вы готовы? Давайте проверим вашу готовность.

Задумайте любое однозначное число. Прибавьте к нему 6, уменьшите на 2, отнимите задуманное число, прибавьте 1.

 Я угадаю число, которое получилось у…

Хочу пожелать вам сегодня на уроке поучиться на 5.

Запишите число. Классная работа.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Выполняют вычисления.

Обучающиеся положительно настраиваются на урок

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; формирование мотивационной основы учебной деятельности, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний

7 минут

2. Устный счет:

1) Работа с выражениями.

  Для того чтобы достичь цели, каждый проходит ряд испытаний, чтобы проверить свои силы и выносливость.  И мы с вами начнём свой урок с испытаний.

Испытание. Внимательность и сообразительность.

(задание на экране)

  • Задание на части

Закрепить умение подбирать название доли по рисунку.

  • Подставь подходящую единицу массы. Выбери единицу измерения массы

Закрепить умение подбирать единицы измерения массы.

  • Задача на развитие математической грамотности

 Закрепить умение: работать с диаграммами; анализировать текст задания; строить диаграммы, согласно условию задания.(См. Приложение1)

  • Помоги герою перейти через реку. (решение примеров.)  Закрепить умение умножать и делить круглые числа.

- Как можно охарактеризовать поступок мальчика?

Выполняют задания.

Дети предполагают, что на уроке будем делить.

Выполняют задания презентации.

Читают задания, строят диаграммы. Работают в парах (группах). Делают выводы.

Отвечают на вопрос учителя.

Фронтальная, индивидуальная,

в парах

П – владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими

действиями, базовыми предметными понятиями; осуществляют расширенный поиск информации и представляют информацию в предложенной форме; используют знаково-символические средства для решения учебно-практических задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют, контролируют, оценивают учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного курса

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

Знание
и использование
в практике алгоритма письменного деления трехзначного числа на однозначное

Работа
с учебной статьей

. Изучение нового материала  

1. Создание проблемной ситуации.

Закрепить знание приёма деления двузначного числа на однозначное

Познакомить учащихся с приёмом письменного деления трёхзначного числа на однозначное.

На доске запись:

    81 :   3    72: 4   400 : 2

    600 : 4     56:4

- Что можете сказать об этих выражениях?

- Мы умеем это делать?

- Найдите значения этих выражений.

 Представьте, что у вас есть 648 р. Вам нужно купить 2 подарка. Какова цена одного подарка?

Что нужно сделать?

Вы сможете выполнить деление?

Почему? Каких знаний вам не хватает?

Тогда чему мы должны научиться?

Что нам нужно для этого знать?

Выполняют задания у доски с объяснением.

Объясняют причину проблемы. Отвечают на вопросы учителя.

648:2

Нет

Как разделить трехзначное число на однозначное.

Делить трехзначное число на однозначное.

Алгоритм деления

Индивидуальная работа у доски

2. Постановка темы урока.

Целеполагание

Сформулируйте тему и цель нашего урока?

Формулируют тему и цель урока.

Фронтальная

IV. Изучение нового материала

Знакомство
с новым письменным приемом деления:

  • Объяснение учителя.

На экране

На экране

(на доске появляется алгоритм)

1.Делю сотни.

2.Умножением выполняю проверку.

3.Вычитанием нахожу  остаток.

4.Делю десятки.

5. Умножением выполняю проверку.

6.Вычитанием нахожу остаток.

7. Делю единицы.

8. Умножением выполняю проверку.

9.Вычитанием нахожу остаток.

10. Читаю ответ.

Как разделить трехзначное  некруглое число  на однозначное число?

Выдвижение версий учащимися.

- У кого какие предложения?

В виде каких разрядных слагаемых можно представить число 648

-Что сначала будем делить?

-А  теперь?

- Продолжаем деление.

648:2=600:2+40:2+8:2=300+20+4 = 324

- Есть другая форма записи. Как мы записывали сложение, вычитание, умножение. ( в столбик)

Выполняя деления, нужно рассуждать так :

648 – это 6 сот. 4 дес.  8 ед..

Делю сначала сотни 6 на 2 , потом делю десятки 4 на 2 и, на конец, делю единицы 8 на 2.

Сколько стоит каждый подарок? Останется у вас сдача?

–- Какая запись удобнее: в строчку или в столбик?

 - Почему?

Ребята, составим алгоритм деления трехзначного числа на однозначное число.

Попробуйте составить алгоритм деления трехзначного числа на  однозначное, соблюдая правильную последовательность действий. Каждый шаг алгоритма в нужной последовательности записываем на доске.

Давайте проверим все ли правильно вы сделали.

Слушают учителя.

Выдвигают версии.

Фронтальная.

V. Первичное закрепление

Работа
по учебнику.

 1 (с комментированием у доски).

Закрепить приём письменного деления трёхзначного числа на однозначное.

Объясняют решение примера аналогично предыдущей записи.

Учащиеся по одному решают с комментированием примеры.

Фронтальная.

П – используют различные способы поиска информации в соответствии с познавательной задачей; владеют базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать

Физкультминутка

-Давайте немного отдохнем. Если я называю верное утверждение, то вы подпрыгиваете, если неверное, то приседаете.

1. Число 261 – двузначное число.

2. Число 21 делится на 3.

3. Если умножить 9 на 11, то получится 119.

4. Число 1–многозначное число.

5. 1 минута-это 60 секунд.

6. 10 умножить на 5, будет 50

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Выполнение движений согласно инструкции

 

 VI. Развитие математических знаний,  умений и навыков.

1. Решение

задач.

Закрепление умения решать задачи на приведение к единице.

 2(с комментированием у доски).

Что означает выражение « ту же норму он сделал за 4 ч?».

На доске выполняется краткая запись.

За  1 ч.

Количество
ч.

Всего
дет.

Ст.?

6 к.

96 д.

Н.?, на ?б.

4 к.

96д.

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-Как это узнаем?

-Как узнать, на сколько одно число больше другого?

Запишем решение задачи.

1)96:6=16(д)-за 1 ч на старом станке.

2)96:4= 24(д)- за 1 час на новом станке.

3) 24-16=8(д)- больше изготовил на новом станке, чем на старом

Ответ: 8 деталей.

Отвечают на вопросы учителя. Один ученик решает задачу с объяснением у доски.

Фронтальная, индивидуальная.

П – устанавливают причинно следственные связи в изученном круге знаний

Л – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи.

К-используют речь для регуляции своего действия.

П-осуществляют анализ и синтез, сравнение.

Р – осуществляют поиск решения учебной задачи.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Устные ответы, записи в тетради (решение текстовых арифметических задач).

2. Самостоятельная работа

 3  - прочитайте задачу.

Как найти число по его доли?

(задачу решают самостоятельно)

40*7=280(значков)

Записывают решение
в тетрадь. Совершают взаимопроверку по эталону

Индивидуальная с взаимопроверкой.

2. Работа с геометрическим материалом

Кейс-метод

Направлен на развитие критического мышления; повторение изученного материала.

Повторить и закрепить умение решать задачи на нахождение стороны прямоугольника, зная вторую сторону и периметр.

Кейс-метод

На экране: найдите периметр прямоугольника. Сравните решение героев. Кто из них прав?

4

- Назовите правила нахождения периметра и площади квадрата.

- Ваши варианты решения задачи.

1) 28:4=7(см)-длина стороны квадрата

2) 7*7=49(см2)-площадь квадрата

Решают задачи в паре. Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Выполненные задания

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие открытия вы сделали сегодня для себя?

– Где можно применить полученные знания?

– Какое значение они имеют для вас?

– Что по этой теме вам кажется непонятным?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

VIII. Домашнее
задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 92,  5, 6

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


Приложение 2.

Лист планирования

Ф.И. __________________________________________________________

План работы

Выполнил без ошибок

Допустил ошибки

Активно участвовал в работе класса/пары

Работа с выражениями

Работают в парах (группах) «Постройте диаграмму»

Работа у доски

Коллективная работа по учебнику (с.92, №1)

Самостоятельная работа (решение задачи №3 с.92)

Работа в паре «Кейс-метод»

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме:"Письменное деление на трехзначное число"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме:"Письменное деление на трехзначное число"...

Технологическая карта урока математики "Отработка алгоритма письменного деления на двузначное число" 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Отработка алгоритма письменного деления на двузначное число» Тип урока: урок рефлексии Цель урока: создание условий для отработки знаний учащихся об алгоритме письмен...

Презентация по математике в 4 классе по теме: "Приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число"

Эта презентация предназначена для 4 класса при изучении письменного деления трёхзначных чисел на однозначное. Подходит для любого УМК...

Технологическая карта урока математики по теме "Письменное деление на двузначное число" (Умк "Школа России - 4 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление навыка письменного деления в столбик на двузначные числа;Задачи урока: Дидактические:Закрепление навыка верного оформления записи деления в с...

Технологическая карта урока математики на тему "Письменное деление на трехзначные числа" (4 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представления письменного деления на трехзначные числа.Задачи:Дидактические:1.  Познакомить с делением на трехзначные числа.2. Научить выполнять действие “деление&r...

Технологическая карта урока математики по теме Письменное деление на трёхзначное число.

Технологическая карта урока математики по теме Письменное деление на трёхзначное число....