Ошибка единичного объекта
статья по математике (1 класс)
Проблемы у млашеклассников, восприятия единичных объектов счёта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
объекты счёта | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ошибка единичного объекта
На начальном этапе изучения математики, школьники твёрдо усваивают связь между одним, реальным объектом счёта, и его абстракцией – цифрой «1».
Здесь никогда и ни у кого, никаких двусмысленностей не возникает.
Связь, прямее и проще некуда: одна счётная палочка, один камешек, всё кристально ясно.
То есть – единичный объект счёта, «1», ребёнком правильно воспринимается как нечто цельное и неразрывное, как и его материальный протагонист, который можно и увидеть и потрогать.
Спустя какое-то время, учитель знакомит детей с числовой прямой. (На самом деле – вектора, но сейчас не об этом нюансе).
На этой прямой, ученики видят те же самые, насквозь знакомые и понятные цифры, над точками или штрихами разметки.
Предыдущие, намертво закреплённые и верные стереотипы единицы, детьми автоматически переносятся на картинку.
То есть, большинством детей, если не вообще всеми на данном этапе, каждая цифра, твёрдо ассоциируется в сознании ребёнка именно с точечной меткой, штрихом, и никак иначе.
Разумеется, учитель показывает отрезки, разъясняет их смысл, «но делает это без уважения ))) »
Просто парадигма единичного, цельного и отдельного от остальных объекта, настолько жёстко встроена в понимание ученика, что тот и особо не прислушивается к этой новой, важнейшей детали, и не присоединяет её к своему внутреннему определению единицы.
По сути, никакой здесь его вины нет, поскольку восприятие единицы давно есть, и значит по Правилам Мозга)), ничего нового не привносится, поэтому осмысления и синтеза не происходит.
Хотя, со стороны учителя, должно быть ощутимое усилие, поскольку "новая" единица, в чём-то кардинально отличается от "старой".
Разумеется в том, что свеженькая единица, не столько прежний, "единоличный индивидуалист", а это суть аж единичное, линейное расстояние, размер.
Учитель обязан не просто жирно выделить отрезок и сказать пару десятков слов об этом, а силой встроить эту новую концепцию дополнительной, иной единицы. И потом проконтролировать каждого, типа микрозачётиками. На ДВА (!) концепта единицы. Поняли – не поняли.
Такой подход крайне важен ещё и потому, что здесь вновь всплывает ноль, но уже как геометрическая точка начала отрезка, следующий штрих – конец отрезка, и именно это расстояние, и есть – "новая" единица. А не сама цифра в конце, коя лишь ярлычок, ценник на длине.
Бездонную (для детей) пропасть между нолём как отсутствием «цельного» объекта счёта, и геометрическим нулём – как началом единичного отрезка, безусловно надо разъяснять тоже, с обязательным контролем усвоения.
Если вовремя не акцентировать эти вещи, то даже далеко потом, на этапах геометрии и тригонометрии, в головах учеников будет неприятный беспорядок с этим, пусть даже они и будут с успехом манипулировать величинами, углами да линиями, но больше ритуально, чем осознанно.
П.С.
По опыту знаю, что ещё жутко сбивает детей с толку:
Это увеличивающиеся цифры на единичных объектах, примерно как на майках футболистов.
Вот бежит один, с цифрой «1». А вот другой, с цифрой «2».
Но он тоже – один. Но – второй номер))
Нюанс желательно объяснять пораньше, не через футбол конечно, а с палочками/камушками.
Одна палочка – один. Не прибавляя к ней, чуть поодаль и отдельно– лежат ДВЕ палочки рядышком, и далее.
Затем вновь вернуться к "стандарту": одна, плюс к ней ещё одна – уже две, и так далее.
Перейти на уровень – вот эта палочка – ПЕРВАЯ по счёту, а рядом с ней – ВТОРАЯ по счёту, и .далее.
Задачки, на элементарную математическую логику и семантику (!):
Вот картонные квадратики, с нарисованными на них цифрами от нуля до девяти. Разложены в ряд, слева направо по счёту цифр.
Необходимо добиться от учеников точно понимать поставленную голосом и/или текстом задачу.
Нужно «на уровне рефлексов», научить чётко различать, скажем – саму величину, количество, от обозначающих эти величины цифр, ярлыков по сути.
Найти цифру «два» – это поднять квадратик с ней.
Найти количество «два», это поднять любые (!) два квадратика, независимо (!) от нарисованных на них цифр.
Найти квадратик с цифрой «ноль» – значит показать именно его.
Тут же спросить, какой или какие нужно показать картонки, в количестве их – ноль, ответ разумеется – нисколько не показывать
Попросить показать четвёртый по счёту (!) квадратик, ответ – картонка с цифрой «три».
И менять подходы, пока от зубов не отскочит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Мерка. Единичный отрезок. Как измерить удава?"
Образовательная система «Школа 2100» Технология проблемно - диалогического обучения...
Математика. 1 класс. Урок 25. Мерка. Единичный отрезок - Презентация
Математика. 1 класс. Урок 25. Мерка. Единичный отрезок - Презентация Урок 25. Мерка. Единичный отрезок В презентации отображены: дополнительное задание с интерактивно...
Презентация для урока информатики в 4 классе на тему: "Повторение по теме "Объекты. Свойства и признаки объектов""
Урок повторения материала по теме "Объекты. Свойства и признаки объектов" проводится перед новогодними праздниками. Это нашло свое отражение в презентации....
Тест по информатике для 3 класса по теме: «Объект, функции объекта».
Данный тест разработан для учащихся 3 класса с целью проверить знания учащихся по теме: «Объект, функции объекта»....
Загадки по теме "Объекты природы и объекты, созданные руками человека."
окружающий мир 1 класс...
Технологическая карта урока информатики «Управляющий объект и объект управления. Текстовый редактор Word: создание таблицы» (УМК «Информатика», 3 класс)
Цель урока: формирование представления о понятиях управляющий объект и объект управления, формирование умения создавать таблицу в Word.Задачи урока ...
«Сбор данных об объекте по образцу; выбор объекта по описанию»
Данный конспект урока посвящен закреплению состава чисел в пределах 5, понятию "замкнутая и незамкнутая ломаная"....