- Мотивация учебной деятельности.
| 1. Девиз урока. Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. - Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте девиз урока. «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым» - Как вы понимаете эту фразу? – Как она связана с уроком математики? 2. Работа с числом. - Какое сегодня число? - Что вы можете сказать про число 10? - Число 10 четное или нечетное? - Число 10 двузначное или однозначное?
- Сколько в числе 10 десятков и единиц? - Сколько делителей у числа 10? - Назовите делители числа 10? – Вы знаете, как в математике называются числа, у которых больше 2 делителей? - Итак, запишите в тетрадях число.
| Мотивация на урок математики Приветствуют учителя, садятся.
Смотрят, один из учеников читает девиз вслух.
Высказывания детей. Фронтальная работа с учащимися - 10 марта Высказывания детей - Четное, так как делится на 2 без остатка. - Двузначное, так как в записи числа две цифры 1 и 0. - В числе только 1 десяток и 0 единиц. - Четыре делителя. - 1, 2, 5, 10. Составные, если дети не знают сообщить самой Работа в тетради. Учитель на доске 10 марта. Классная работа. |
|
- Актуализация знаний, постановка учебной задачи.
| 1. Дидактическая игра «Расшифруй слово». Перед вами зашифрованные слова. Решите примеры и сопоставьте полученный результат с буквой в таблице. 1)20∙4+17=97 Т 2)20+4∙8=52 П 3)64-4∙10=24 В 4)(54+27):9=9 Н 5)8∙6+50=98 Л 6)40+7∙4=68 Д 7)30-4∙3=18 Р 8)30∙3-60=30 С
52 | 18 | 17 | 37 | 32 | 24 | 17 | 68 | 37 | 97 | 7 | 98 | 74 | 9 | 17 | 30 | 97 | 74 |
|
| О | И | З |
| О |
| И |
| Е |
| Ь |
| О |
|
| Ь |
Проверка: - Чему равно значение первого выражения? - Какой букве соответствует ответ? - Чему равно значение второго выражения? - Какой букве соответствует ответ? - Чему равно значение третьего выражения? - Какой букве соответствует ответ? - Чему равно значение четвертого выражения? - Какой букве соответствует ответ? - Чему равно значение пятого выражения? - Какой букве соответствует ответ? - Чему равно значение шестого выражения? - Какой букве соответствует ответ? - Чему равно значение седьмого выражения? - Какой букве соответствует ответ? - Чему равно значение восьмого выражения? - Какой букве соответствует ответ? Вывод: - Что мы делали в данном задании? - Какое слово Вы расшифровали? - Что такое производительность?
2. Решение задач на производительность Задача: За 5 часов рабочий изготовил 60 деталей. С какой производительностью работает этот рабочий? Краткая запись: Заполнение таблицы: – Куда запишем число 5 и почему? – Куда запишем число 60 и почему?
– Что нужно узнать в задаче и какое наименование?
Производительность | Время | Работа | ? д./ч | 5 ч | 60 д. |
– Зная работу и зная время, что можно узнать? – Каким действием? – Почему? Решение: (вызвать 1 человека к доске) 60:5=12 (д./ч) Ответ: 12 д./ч производительность рабочего. Вывод: - Как найти производительность? Постановка учебной задачи: - Какой вид задачи решили? – Вы умеете решать задачи данного вида? – Сформулируйте цель на уроке? - Мы продолжим изучать задачи на производительность. | Практическая парная работа по карточкам №1
Слушают учителя.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы учителя. - 97 - Т - 52 - П - 24 - В - 9 - Н - 98 - Л - 68 - Д - 18 - Р - 30 - С
- Решали примеры в два действия. - ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ. - Скорость выполнения работы, выполнение работы за единицу времени.
Фронтальная работа с классом по ИКТ
- Время, время работы - Работа, общее число деталей изготовленных рабочим - Производительность, д./ч количество деталей изготовляемых за 1 час
- Производительность - Делением - По формуле нахождения производительности
- Работу разделить на время
- Задачи на нахождение производительности - Да - Закрепить знания по решению задач на производительность |
|
- «Открытие» нового знания.
| Открытие новых знаний: Задача №167, страница 52 а.) Автобус первые четыре часа ехал со скоростью 40 км/ч, а следующие четыре часа со скоростью в 2 раза больше. Во сколько раз расстояние, пройденное автобусом за вторые четыре часа, больше расстояния, пройденного за первые четыре часа? Краткая запись: (заполнение таблицы) Первичный анализ задачи: – Что в задаче обозначает число 40 и куда его запишем в таблицу?
– Что в задаче обозначает число 4 и куда его запишем в таблицу?
– Что еще известно в задаче и куда это запишем в таблицу?
– Что нужно узнать в задаче? V | t | S | 40 км/ч | 4 ч | во ? раз больше | ?, в 2 раза больше | 4 ч |
Анализ задачи: - Зная скорость первой части пути и зная время автобуса в пути, что можно узнать? – Каким действием и почему?
- Зная скорость автобуса в первой части пути и зная во сколько раз скорость автобуса во второй части пути больше первой, что можно узнать? – Каким действием и почему? - Узнав скорость автобуса во второй части пути и зная время этого автобуса в пути, что можно узнать? – Каким действием и почему?
- Узнав расстояние пройденное автобусом во второй части пути и узнав расстояние первой автобусом в первой части пути, что можно узнать? – Каким действием и почему?
Решение; (один человек у доски) - 40∙4=160 (км)- расстояние 1 части пути
- 40∙2=80 (км/ч)- скорость 2 части пути
- 80∙4=320 (км)- расстояние 2 части пути
- 320:160=2 (раза)
Ответ: в 2 раза больше. Вывод: - Что можно сказать о времени движения автобуса в первой и второй части пути? - Во сколько раз увеличилась скорость автобуса во второй части пути? -Следовательно, во сколько раз увеличилось расстояние автобуса во второй части пути? Итог (правило): - Если время одинаковое и скорость увеличивается в 2 раза, то что можно сказать про расстояние? - Как можно легче было решить задачу, используя полученное правило? Анализ задачи: – Если время одинаковое 4 часа и скорость увеличилась в 2 раза, что можно сказать про расстояние? – Есть смысл решать задачу?
– Уточните цель на уроке?
– Сформулируйте тему урока? Физкультминутка Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова - это «два», Руки вбок, вперед смотри это «три». На «четыре» – поскакать. Две руки к плечам прижать - это «пять». Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Задача №167 б. Токарь первые четыре часа работал с производительностью 40 дет./ч, а следующие четыре часа с производительностью в 2 раза больше. Во сколько раз больше обработал деталей токарь за вторую половину 8-часового рабочего дня, чем за первую? Краткая запись (заполнение таблицы самостоятельно): Производительность | Время | Работа | 40 д./ч | 4 ч | во ? раз больше | ?, в 2 раза больше | 4 ч |
- Что можно сказать о времени работы токаря? - Что можно сказать о производительности токаря во 2 половину дня? – Если время одинаковое 4 часа и производительность увеличилась в 2 раза, что можно сказать про выполненную работу? – Почему?
– Есть смысл решать задачу? Ответ: в 2 раза больше. Вывод: – Какого вида задачи вы решали в данном задании? – В чем особенность задач данного вида? | Фронтальная работа с классом по учебнику Решают задачу, отвечают на вопросы учителя
- Скорость автомобиля в первой части пути, 1 столбик 1 строчка - Время автомобиля в первой и второй части пути, одинаковое, второй столбик 1 и 2 строчка - Скорость автомобиля во второй части пути в 2 раза больше, 2 столбик 2 строчка - Во сколько раз увеличится расстояние
- Расстояние пройденное автобусам в первой части пути – Умножением, по формуле нахождения расстояния - Скорость автобуса во второй части пути
– Умножение, увеличение в 2 раза - Расстояние пройденное автобусом во второй части пути – Умножением, по формуле нахождения расстояния - Во сколько раз расстояние второй части пути больше, чем первой части пути.
- Делением, разделить большее число на меньшее
- Одинаковое 4 часа и 4 часа.
- Увеличивается в 2 раза.
- Увеличится в 2 раза.
- Расстояние увеличится в 2 раза
- Сразу сказать в 2 раза.
- Увеличилось тоже в 2 раза
- Нет, можно сказать сразу используя выведенное правило - Рассмотреть решение задач на производительность, когда время одинаковое - Когда время работы одинаковое Выполняют физкультминутку
Фронтальная работа с классом по учебнику Решают задачу, отвечают на вопросы учителя
- Одинаковое, 4 часа и 4 часа. - Производительность увеличилось в 2 раза
-Работа тоже увеличилось в 2 раза
-По сформулированному правиле, если время одинаковое и производительность увеличилась в 2 раза, то и работа увеличится так же в 2 раза. - Нет, можно сразу сказать ответ, используя выведенное правило
- Задачи на производительность - Время одинаковое и производительность увеличивается в 2 раза, тогда и работа будет увеличиваться во столько же раз т.е. в 2 раза |
|
- Первичное закрепление.
| – Как вы думаете должна измениться производительность труда для того, чтобы за рабочий день продукции было произведено в 3 раза больше, чем при прежней производительности?
Токарь первые восемь часов работал с производительностью 15 дет./ч, а следующие восемь часов с производительностью в 3 раза больше. Во сколько раз больше обработал деталей токарь за вторую половину 8-часового рабочего дня, чем за первую? Краткая запись: Производительность | Время | Работа | 15 д./ч | 8 ч | во ? сколько раз больше | ?, в 3 раза больше | 8 ч |
Первичный анализ задачи: – Что в задаче обозначает число 15 и куда его запишем в таблицу?
– Что в задаче обозначает число 8 и куда его запишем в таблицу?
– Что еще известно в задаче и куда это запишем в таблицу?
– Что нужно узнать в задаче?
Анализ задачи: - Зная производительность в первую половину рабочего дня и зная время, что можно узнать? – Каким действием и почему - Зная производительность в первую половину смены и зная во сколько раз производительность за вторую половину рабочего дня больше первой полвины рабочего дня, что можно узнать? – Каким действием и почему? - Узнав производительность во вторую половину дня и зная время, что можно узнать? – Каким действием и почему? - Узнав работу в первой половине рабочего дня и узнав работу во вторую половину рабочего дня, что можно узнать?
– Каким действием и почему? Решение; один человек у доски 1)15∙8=120 (д.)- количество деталей в первую половину рабочего дня 2) 15∙3=45 (д./ч)- производительность за вторую половину рабочего дня 3) 45∙8=360 (д.)- количество деталей за вторую половину рабочего дня 4) 360:120=3 (раза)- Ответ: в 3 раза больше. Вывод: - Что можно сказать о времени выполнения деталей в первую половину рабочего дня и вторую половину рабочего дня? - Во сколько раз увеличилась производительность во вторую половину рабочего дня? -Следовательно, во сколько раз увеличилось работа во вторую половину рабочего дня? Итог: При одинаковом времени работы увеличение производительности в некоторое число раз приводит к увеличению объёма выполненной работы в это же число раз | Фронтальная работа с классом по ИКТ - Если время работы одинаковое, то увеличение производительности в некоторое число раз приводит к увеличению объема выполненной работы в то же число раз, т.е. производительность увеличится в 3 раза.
- Производительность в первую половину рабочего дня, 1 столбик 1 строчка - Время работы, в первую и во вторую половину рабочего дня, одинаковое, второй столбик 1 и 2 строчка - Производительность во вторую половину рабочего дня в 3 раза больше, 2 столбик 2 строчка - Во сколько раз во вторую половину дня было произведено продукции больше, чем за первую половину дня - Количество выполненных деталей в первую половину дня - Умножением, по формуле нахождения работы
- Производительность во вторую половину дня
- Умножением, увеличение в 3 раза - Количество выполненных деталей
- Умножением, по формуле нахождение работы - Во сколько раз больше токарь обработал деталей за вторую половину рабочего, чем за первую - Делением, разделить большее число на меньшее
- Одинаковое
- В 3 раза
- Увеличится в 3 раза |
|