Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято педсоветом Протокол « » от _______________20... года | «Утверждаю» « » от __________________20... года Директор школы /Л.Г. Гракова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
для 2-4 класса
на 2020-2023 учебный год
Автор программы: учитель начальных классов
Духовская Елена Леонидовна
д.Богородицкое
Содержание
№ п/п | Название раздела | № страницы |
1 | Пояснительная записка | 1-9 |
2 | Тематическое планирование | 9 |
3 | Календарно-тематическое планирование | 9-15 |
4 | Материально-техническое обеспечение | 16 |
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование» предназначена для работы с младшими школьниками и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника. Интегрированный курс, объединяющий два предмета: математику и технологию, направлен на развитие мыслительной и конструкторско-практической деятельности.
Программа реализуется в форме кружка.
Цель программы – развитие математических способностей младших школьников.
Задачи программы:
1)развитие познавательного интереса к учебному предмету «Математика»;
2)развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы;
3)развитие умения обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение возникших проблем:
4)развитие умения работать с компьютером.
Основные принципы построения программы:
принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;
принцип практической направленности;
принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
принцип прочности и наглядности.
В соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на занятие внеурочной деятельностью «Математика и конструирование» в каждом классе отводится 2 часа в неделю. В связи с этим и составлена рабочая программа.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности:
В процессе освоения программы внеурочной деятельности «Математика и конструирование» у младших школьников повысится интерес к изучению математики; будут развиты умения: анализировать, сравнивать, классифицировать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы; обобщать и отбирать необходимую информацию.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
В процессе занятий используются различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Содержание программы
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование. Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Планируемые результаты изучения программы
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качества весьма важные в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички).
- Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Познавательные универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Тематическое планирование 2 класс
№ | Название раздела программы | Количество часов |
1 | Многоугольники | 15 |
2 | Окружность | 9 |
3 | Чертеж. Технологическая карта | 23 |
4 | Работа с набором «Конструктор» | 19 |
5 | Творческая работа. Проект | 2 |
Всего: | 68 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Дата | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | 1 | |||
Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» | 1 | |||
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника | 1 | |||
Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». | 1 | |||
Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 | |||
Диагонали прямоугольника и их свойства. | 1 | |||
Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства | 1 | |||
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | 1 | |||
Середина отрезка | 1 | |||
Середина отрезка | 1 | |||
Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля | 1 | |||
Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» | 1 | |||
Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки» | 1 | |||
Практическая работа «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | 1 | |||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | 1 | |||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | 1 | |||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | 1 | |||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | 1 | |||
Построение прямоугольника, вписанного в окружность | 1 | |||
Практическая работа «Изготовление ребристого шара» | 1 | |||
Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»» | 1 | |||
Практическая работа «Изготовление аппликации «Утёнок»» | 1 | |||
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | 1 | |||
Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. | 1 | |||
Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) | 1 | |||
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». | 1 | |||
Изготовление чертежа по рисунку изделия | 1 | |||
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой» | 1 | |||
Изготовление по чертежу аппликаций «Экскаватор» | 1 | |||
Оригами. Изготовление изделий «Щенок» | 1 | |||
Оригами. Изготовление изделий «Жук» | 1 | |||
Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. | 1 | |||
Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». | 1 | |||
Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий | 1 | |||
Практическая работа Изготовление работы на выбор | 1 | |||
Закрепление пройденного материала. | 1 | |||
Практическая работа «Изготовление аппликации «Зайчонок». | 1 | |||
Закрепление пройденного материала. | 1 | |||
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | 1 | |||
Практическая работа «Изготовление закладки для книги». | 1 | |||
Изготовление записной книжки. | 1 | |||
Изготовление записной книжки. | 1 | |||
Составление технологической карты для изготовления кольца. | 1 | |||
Деление фигур на части, подготовка к составлению чертежа. | 1 | |||
Закрепление пройденного материала. | 1 | |||
Практическая работа «Изготовление аппликации «Автомобиль». | 1 | |||
Чтение чертежа. Соотнесение деталей рисунка и деталей чертежа. | 1 | |||
Выполнение чертежа по рисунку объекта. | 1 | |||
Выполнение чертежа по рисунку объекта. Дом. | 1 | |||
Практическая работа «Изготовление аппликаций «Трактор с тележкой». | 1 | |||
Изготовление аппликаций «Экскаватор». | 1 | |||
Изготовление аппликаций «Автомобиль». | 1 | |||
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда. | 1 | |||
Развёртка. Модель прямоугольного куба | 1 | |||
Развёртка. Модель треугольной пирамиды | 1 | |||
Развёртка. Модель цилиндра | 1 | |||
Развёртка. Модель шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. | 1 | |||
Изготовление игр геометрического содержания «Танграм» | 1 | |||
Изготовление игр геометрического содержания «Пентамино». | 1 | |||
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). | 1 | |||
Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. | 1 | |||
Работа с набором «Конструктор». | 1 | |||
Работа с набором «Конструктор». | 1 | |||
Работа с набором «Конструктор». | 1 | |||
Работа с набором «Конструктор». | 1 | |||
Творческая работа. Проект. | 1 | |||
Творческая работа. Проект. | 1 | |||
Обобщающий урок. | 1 | |||
Итого: | 21 | 47 |
Материально-техническое обеспечение
Учебники и учебные пособия:
- Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование: 2 класс
- Альбом по математике и конструированию. 2 кл. (1-4) Волкова С.И., Пчелкина О.Л. - Просвещение, 2012.
- Сборник программ «Школа России» 1-4 классы. 2011, Москва «Просвещение»
Методические пособия:
- Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование (1-4): Пособие для учителя - Просвещение, 2012.
- Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994 Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
Оборудование. Игры.
- Игра «Геоконт»
- Игра «Пифагор»
- Игра «Танграм»
- Набор геометрических фигур
- Компьютер, принтер, сканер, проектор
- Набор «Математика и конструирование»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Математика и конструирование»
Данная программа соответствует ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Курс математика и конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическое конструирование»
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрическо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...