Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации уч. деят-ти, методы и приёмы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная работа.
Группа словесных методов (беседа)
Группа наглядных методов (демонстрация презентации)
Внешний контроль
| Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. - Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у вас в порядке Ручки, книги и тетрадки! Нас ждёт сегодня открытие нового знания, Понадобятся ваши терпения и старания. - Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте продуктивной работы. Записывает число на доске. - Перед началом работы откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня 20 апреля. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. — На партах вы видите Карточки «Моя успешность нам уроке». В них вы будете оценивать свои результаты смайликами. Улыбающийся – с заданием справился(ась), грустный – были допущены ошибки. | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности куроку.
- Желаю продуктивной работы. | УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий
| Проектор с презентацией. |
Актуализация знаний и мотивация (5-7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная работа.
Группа словесных методов (диалог)
Группа практических методов (выполнение заданий)
Группа наглядных методов (демонстрация презентации)
Внешний контроль.
| Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - Начнём с устного счёта. На слайде представлены выражения. Ваша задача найти их значения, расставить слова в порядке возрастания соответствующих ответов, прочитать загадку и разгадать её. Начнём. Отвечаем по поднятой руке. (470 + 60) - 150 (расставляет) (210 - 30) - (240 - 180) (не) 900 - (270 + 260) (сети) 230 - (520 - 450) + 90 (рыбак) (250 - 80) + (400 - 210) (а)
- Какие ошибки допущены в вычислениях?
- Что надо знать, чтобы не ошибиться в подобных вычислениях?
- Каким словом можно заменить слово «порядок»? | Выполняют задание, вспоминают и обобщают учебный материал.
= 380 = 120 = 370 = 70 = 360 - Не рыбак, а сети расставляет. Паук.
- В первом и третьем примерах единицы должны быть записаны под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями. Во втором примере забыли, что запоминали 1 десяток, поэтому десятков получается 9. Четвёртый пример решен правильно. - Порядок сложения трехзначных чисел в столбик:единицы складываем с единицами, десятки - с десятками, сотни - с сотнями. - Алгоритм. | УУРД: выбирать и при необходимости корректировать способы действий. УУПД: понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач. УУКД: строить логическое рассуждение. | Проектор с презентацией. |
Постановка учебной задачи (5-7 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа.
Группа словесных методов (диалог)
Группа наглядных методов (демонстрация презентации)
Внешний контроль.
| Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися. Организует работу по составлению плана.
-Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами делать на уроке?
- Попробуйте сформулировать тему урока. Дополните её. Тема урока: «Письменное _________ __________ чисел» - Какую цель мы поставим на урок?
- Хорошо. Давайте вместе составим план нашего урока. На слайде есть слова подсказки. Составим… Научимся пользоваться… Выполним… | Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении, высказывают свои мнения, суждения. Составляют план урока. - Составлять алгоритм сложения трёхзначных чисел в столбик.
- «Письменное сложение трёхзначных чисел» - Составить алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел и научиться пользоваться им. План урока: 1. Составим алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. 2. Научимся пользоваться алгоритмом. 3. Выполним упражнения по теме урока. | УУПД: понимать и адекватно использовать математическую терминологию: использовать для решения учебных задач.
УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность.
УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий | Проектор с презентацией. |
«Открытие» нового знания (7-8 мин)
«Открытие» нового знания (7-8 мин)
«Открытие» нового знания (7-8 мин)
| Научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. | Фронтальная Парная работа
Группа словесных методов (диалог)
Группа практических методов (выполнение задания)
Группа наглядных методов (учебник, демонстрация презентации)
Внешний контроль
Группа практических методов (выполнение задания) Группа наглядных методов (учебник, демонстрация презентации)
Внешний контроль.
| Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности. - Откройте учебник на странице 71.
- Какой пункт плана мы выполнили?
- Расскажите алгоритм друг другу в паре. № 1 с. 71. - Объясните, как выполнено сложение.
- Если при сложении есть переход через разряд, то, чтобы не забыть прибавить единицу того или иного разряда, её можно записать сверху.
- Какой пункт плана мы выполнили? | Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.
Алгоритм письменного сложения трехзначных чисел: 1. Записываю первое слагаемое, записываю второе слагаемое под первым слагаемым, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. 2. Складываю единицы: 6 + 2 = 8. Пишу под единицами 8. 3. Складываю десятки: 5 + 7 = 12. 12 десятков – это 1 сотня и 2 десятка. Пишу 2 десятка под десятками, а 1 сотню запоминаем 4. Складываем сотни: 3 + 2 = 5, да ещё 1 сотня, которую запоминали, получается 6. Пишу под сотнями 6. 1. Составили алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. Читаю ответ: сумма равна 628.
Рассказывают алгоритм в паре.
Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни опущу в ответ, так как у второго слагаемого нет сотен 437 + 95). Складываю единицы: 7 + 5 = 12 12 ед. пишу под единицами, а 1 дес. прибавлю к десяткам. Складываю десятки: 3 + 9 = 12, да ещё 1. 12 + 1 = 13 13 дес. – это 1 сот. 3 дес.; Пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням. Складываю сотни: 4, да ещё 1. 4 + 1 = 5 Пишу под сотнями 5. Читаю ответ: 532. Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнами): 326 + 279. Складываю единицы: 6 + 9 = 15. 15 ед. – это 1 дес. 5 ед., 5 ед. пишу под единицами, а 1 дес. прибавлю к десяткам. Складываю десятки: 2 + 7 = 9, да ещё 1. 9 + 1 = 10. 9 дес. да 1 дес. будет 10 дес. – это 1 сот. 0 дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням. Складываю сотни: 3 + 2 = 5; 5 сотен + 1 сот. = 6 сотен 6 сотен пишу под сотнями. Читаю ответ: 605.
Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками): 89 + 78. Складываю единицы: 9 + 8 = 17. 17 ед. – это 1 дес. 7 ед. Пишу 7 ед. под единицами, а 1 дес. добавлю к десяткам. Складываю десятки: 8 + 7 = 15, да ещё 1. 15 + 1 = 16 16 дес. – это 1 сот. 6 дес.; 6 дес. под десятками пишу, а 1 сот. добавлю к сотням. Пишу 1 сот. Складываю сотни: 0, да ещё 1. 0 + 1 = 1. Пишу 1 сотню под сотнями. Читаю ответ: 167. 2. Научились пользоваться алгоритмом. | УУПД: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие). УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение.
УУРД: предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения.
УУПД: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие).
УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение.
УУРД: предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения. | Проектор с презентацией
Учебник, с.71
Проектор с презентацией
Учебник, с.71
Учебник, с.71, №1
Проектор с презентацией
Учебник, с.71, №1 |
Динамическая пауза |
|
| Проводит динамическую паузу. - Сейчас, я предлагаю немного отдохнуть. Вставайте, я буду показывать движения, ваша задача повторять за мной. | Выполняет упражнения. |
|
|
Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа Группа словесных методов (диалог) Группа практических методов (выполнение заданий) Группа наглядных методов (учебник, демонстрация презентации) Внешний контроль | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Решим следующие примеры с комментированием и записью на доске: 528 + 190 = 246 + 85 = 84 + 276 = | Выполняют задания на новый способ действий.
+ 528 190 718 | + 246 85 331 | + 276 84 360
|
| УУПД: комментировать процесс вычисления. УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение . УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их. | Проектор с презентацией
Учебник, с.71 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)
Самостоя тельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
| Индивидуальная работа.
Группа словесных методов (диалог)
Группа практических методов (выполнение заданий)
Группа наглядных методов (демонстрация презентации, работа с раздаточным материалом)
Внешний, Взаимоконтроль.
| Контролирует выполнение работы. - Найдите в учебнике № 2 на с.71. - Ваша задача: вычислить примеры столбиком и записать алгоритм решения. Выполняете это задание самостоятельно. 1 ряд – первый столбик, 2 ряд – 2 столбик, 3 ряд – столбик. На выполнение даю 4 мин.
1 вариант 2 вар 3 вар + 456 252 708
| + 690 188 878 |
+ 338 23 461 |
Организует взаимопроверку. - Проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На слайде представлено верное выполнение задания. Проверьте друг друга по эталону на слайде.
- Кто не допустил ни одной ошибки в самостоятельной работе? Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? Есть ребята, которые сделали больше 2 ошибок?
- Какие возникли затруднения? - Оцените выполнение задания в карте успеха.
- Какой пункт плана мы выполнили? | Выполняют самостоятельную работу. Анализируют выполненное задание. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями: Складываю единицы 6 + 2 = 8 8 ед. пишу под единицами; Складываю десятки 5 + 5 = 10 10 дес. – это 1 сот. 0 дес.; 0 дес. пишу под десятками. а 1 сот. прибавлю к сотням: Складываю сотни; 4 + 2 = 6, да ещё 1 6 + 1 = 7 Пишу под сотнями 7. Читаю ответ: 708.
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями: Складываю единицы 0 + 8 = 8 8 ед. пишу под единицами; Складываю десятки 9 + 8 = 17 17 дес. – это 1 сот. 7 дес.; 7 дес. пишу под десятками. а 1 сот. прибавлю к сотням: Складываю сотни; 6 + 1 = 7, да ещё 1 7 + 1 = 8 Пишу под сотнями 8. Читаю ответ: 878.
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками: Складываю единицы 3 + 8 = 11 11 ед. – это 1 дес 1 ед; 1 ед. пишу под единицами; а 1 дес. прибавлю к десяткам Складываю десятки 2 + 3 = 5 да еще 1 5 + 1 = 6; 6 дес. пишу под десятками. Складываю сотни; 0, да ещё 3 0 + 3 = 3 Пишу под сотнями 3. Читаю ответ: 361. 3. Выполнили упражнения с использованием алгоритма. | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: обобщение, анализ.
УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их.
УУПД: применять базовые логические универсальные действия: обобщение, анализ.
УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их. | Проектор с презентацией
Учебник, с.71, №2
Проектор с презентацией
Учебник, с.71, №2 |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная работа
Группа словесных методов (диалог)
Группа практических методов (выполнение заданий)
Группа наглядных методов (учебник, демонстрация презентации)
Внешний контроль | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - №4 (с.71) Прочитайте условие задачи.
- Составим краткую запись. Выделите главные слова. - Сколько билетов было? - Сколько продал? - Что нужно узнать? - Составим краткую запись. Было - 480 б. Продал - ?, по 16 б. на 5 с. Осталось - ? б. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Как это узнать? - Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
- Составьте и решите задачу, обратную данной.
| Выполняют задания.
- В театральной кассе было 480 билетов. Кассир продал билеты на 5 спектаклей, по 16 билетов на каждый. Сколько еще билетов осталось в кассе? Составь задачу, обратную данной, и реши ее.
- Было, продал, осталось. - 480. - По 16 билетов на 5 спектаклей. - Сколько билетов осталось.
- Нет, так как мы не знаем, сколько билетов продано. - 16 * 5 Решение: 1) 16 * 5 = 80 (б.) – продано на 5 спектаклей. 2) 480 – 80 = 400 (б.) – осталось. Ответ: 400 билетов. - В театральной кассе было 480 билетов. Кассир продал билеты на 5 спектаклей, по 16 билетов на каждый. Сколько билетов было в кассе, если осталось 400 билетов? Было – ? б. Продал – по 16 б. на 5 сп. Осталось – 400 б. Решение: 1) 16 ∙ 5 = 80 (б.) – продано. 2) 400 + 80 = 480 (б.) – было в кассе. Ответ: 480 билетов. | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ.
УУКД: использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи.
УУРД: участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы. | Проектор с презентацией
Учебник, с.71, № 4 |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа.
Группа словесных методов (диалог)
Группа наглядных методов (демонстрация презентации)
Внешний контроль Самоконтроль
| Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся - Ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте вспомним тему нашего урока.
- Какую цель мы ставили перед собой? - Как вы думаете, вы достигли ее?
- Расскажите алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. - Отличается ли этот алгоритм от алгоритма сложения двузначных чисел? — А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Скажите, у кого все смайлики с улыбками? У кого 1 грустный смайлик? У кого несколько грустных смайликов?
— Ребята, вы отлично поработали, спасибо за урок! | Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения. - «Письменное сложение трёхзначных чисел» - Составить алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел и научиться пользоваться им.
| УУПД: применять базовые логические универсальные действия: анализ, обобщение. УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность. УУРД: осуществлять контроль результата своей деятельности. | Проектор с презентацией |