Тема урока: Закрепление изученного материала по теме: «Многозначные числа» |
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Дата урока: 13.09.2022 г. |
Образовательные ресурсы учебник: Моро М.И. Математика 4 класс, презентация к уроку, проектор, экран карточки для групповой работы, тесты, памятки о здоровом образе жизни |
Цели урока: применять умения называть, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа в условиях решения учебных заданий. |
Предметные: -закрепить умения читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа в пределах 1000000; - представлять любое многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, продолжить работу над решением простых и составных задач. –дать возможность научиться читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа в пределах 1000000000 Личностные Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание безошибочно считать и записывать многозначные числа; — понимание здоровья, как основной жизненной ценности Метапредметные: Познавательные -раскрывать значение понятий «тысяча», «десяток тысяч», «десятки тысяч», «сотня тысяч», «сотни тысяч», «миллион», «класс тысяч / второй класс», «класс единиц / первый класс», «разряд», «единицы тысяч»; — определять количество единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч в составе шестизначного числа и обосновывать своё мнение; — определять разряды шестизначного числа и обосновывать своё мнение; — определять состав числа в пределах 1 000 000 и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания для записи многозначного числа численности населения планеты на разных континентах и в разных странах. Регулятивные — соотносить учебное действие, используя правило; — выполнять само-, взаимопроверку и корректировку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — выполнять самоооценку и взаимооценку учебного задания; —воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к собственному здоровью. - соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные --сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность чисел — использовать речь для регуляции своего действия; — формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; — комментировать выполнение задания в рамках учебного диалога; - адекватно представлять результаты учебной деятельности. |
Формы и методы обучения: формы – фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа;методы – словесные, наглядные, практические. |
Основные термины и понятия: многозначные числа, классы, разряды, состав числа, миллиард |
Организация пространства:работа в парах, индивидуальная работа |
Гигиеническая направленность | Организация положительного эстетического воздействия оформления кабинета (предметно-пространственная среда) Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности. Чистый класс, температурный режим в норме, класс проветрен, рационально освещены класс и доска, отсутствие монотонных, неприятных раздражителей. |
Профилактическая направленность | В урок включеныкомплексы динамических нагрузок Разнообразные виды работы помогают разнообразить двигательную активность учащихся. |
Психологическая безопасность | Психологическая безопасность. Соответствие содержания и методов образования возрастным особенностям учащихся Соответствие содержания и методов образования уровню развития, состоянию и индивидуально-типологическим особенностям учащихся. Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между учащимися.Обеспечение доброжелательных взаимоотношений между учителем и учеником Оказание помощи и поддержки учащимся Эффективные и безопасные воздействия при нарушениях дисциплины. Для снятия напряжения мышц, утомляемости глаз и для восстановления оперативной памяти в урок были включены специальные упражнения. Эмоционально-смысловые разрядки: улыбка учителя, девиз урока, использования поговорок, музыкальных минуток дают учащимся положительный заряд эмоций, что помогает создать на уроке благоприятный психологический климат. |
Личностно- ориентированный подход | Активизация познавательного и социального интереса учащихся. Поисковая мыслительная деятельность Занимательный учебный материал Использование личного опыта. Нахождение практического применения содержания урока. Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся. Учащиеся имеют возможность вести дискуссию с учителем Играют с учителем. Учитель создает условий для свободного выбора учащимися содержания и способа деятельности. Учащиеся самостоятельно выбирают задания, выбор способа выполнения задания, выбор способа взаимодействия при выполнении задания или выполнение творческого задания.Деятельность учащихся взаимопроверка заданий, участие в оценивании чужого ответа, оценивание собственного ответа. Учитель создает условия для оценочной и самооценочной деятельности учащихся. Создание условий для совместной деятельности учащихся. Работа в парах. Групповая работа. Создание условий для самодеятельности учащихся. Имитационное моделирование (ролевые, деловые и т.д. игры) Учебный эксперимент. Проектная деятельность. В уроке используются методы, которые позволяют учащимся включиться в учебную деятельность и способствующие активизации инициативы творческого самовыражения учащихся. Методы свободного выбора (домашнее задание); работа в группе, методы направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки). Виды преподавания (словесные, наглядные, аудиовизуальные, самостоятельная работа) – не менее трёх и чередуются примерно через 10 минут Число видов учебной деятельности (чтение, слушание, письмо, ответы на вопросы, выполнение теста, работа с наглядным пособием и т.д.) позволяет сделатьурок разнообразным и помогает снять переутомление учащихся. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности 7 -10 минут. |
Содержание урока, направленное на формирование культуры здоровья | В содержательную часть урока включены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. На протяжении всего урока у учеников поддерживается интерес к изучаемому материалу, используется метод проблемного обучения, когда дети сами открывают знания и подтверждают свои, предположения открывая «секреты лучиков здоровья». У детей поддерживается интерес на протяжении всего урока. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими действиями и знаниями учащихся. В урок включены эмоционально-смысловые разрядки: улыбка учителя, девиз урока, использования поговорок, музыкальных минуток. К уроку прилагается презентация, которая помогает решению как учебных, так и воспитательных задач. В конце урока учащиеся получают памятки о здоровом образе жизни. Памятки о здоровом образе жизни, помогут ребятам помнить каких правил в жизни надо придерживаться, чтобы быть здоровыми. Здоровьесозидающий потенциал урока: личная ориентированность, психологическая безопасность, гигиеническая обоснованность, профилактическая направленность, направленность содержания на формирование ценности здоровья. |
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока / Динамика работоспособности | Цель этапа | Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации | Деятельность учеников на уроке. | УУД |
1.Организационный этап. Период врабатывания 3 мин | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Здравствуйте, дети. Садитесь. Посмотрела я на вас: Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, Ни минутки не лениться, Не скучать, не отвлекаться, А стараться и стараться. Аутогенная тренировка. - Теперь закройте глаза, повторяйте со мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке». - Пусть урок принесет вам радость! - Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо! | Включаются в деловой ритм урока. Настраиваются себя на работу, концентрируют своё внимание, мобилизуют память, приготавливаются к активной работе на уроке | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок - проявляют интерес к математике |
2.Мотивационное начало урока.Сообщение темы и целей урока. Период устойчивой работоспособности 3 мин. | Мотивация к учебной деятельности, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | Ребята! Сегодня я не стану объявлять тему урока. Вы сами назовете ее, выполнив задания на карточках. Карточка 1. Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте слово: 3999 | 10031 | 2088 | 65004 | 3964 | 7000 | 23450 | 92375 | 4678 | м | а | н | и | у | р | ц | я | е | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
( 2088, 3964, 3999, 4678, 7000, 10031, 23450,65004,92375 ) Как одним словом назвать числа? (многозначные) Какая тема урока? Нумерация многозначных чисел -Молодцы! Сегодня у нас не простой урок, мы демонстрируем наши знания. -Какиецели мы поставим перед собой? -А ещё мы с вами поговорим о здоровом образе жизни. На доске вы видите девиз нашего урока, прочитаем его вместе: Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать! -Вот перед вами Солнце. Солнце - это наше здоровье. Чтобы оно засияло ярко-ярко, нам необходимо открыть « секретики» лучиков Здоровья. -Вы готовы? (да) -Тогда произнесём волшебные слова: Задания урока будем выполнять, Секреты лучиков здоровья будем открывать! | Определяют тему урока путём выполнения задания (работа в парах) Располагают числа в порядке возрастания, читают получившийся ряд чисел и называют слово(нумерация) Определяют цели урока Цели:Совершенствовать умения читать многозначные числа, писать, сравнивать Читают хором Читают хором | Коммуникативные -сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность чисел -использовать речь для регуляции своего действия; Предметные читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; Регулятивные планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя); Личностный понимание здоровья, как основной жизненной ценности |
3.Актуализация опорных знаний Период устойчивой работоспособности 15 мин. | Упражнения для пальцев рук, помогающие восстановить оперативную память Включение учащихся в учебную деятельность Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Гимнастика для рук 1.Мы пришли смотреть балет. Гаснет в зале верхний свет. Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши! 2. Руки вытянем вперед. А теперь свои ладошки Повернем наоборот И похлопаем немножко. 3. Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз. Кто из вас такой отважный, Что разрежет лист бумажный?! 4. Идет по парте человек, Переставляет ножки. А если ножки смотрят вверх, То это будут рожки! 5. Чтобы развести огонь, Трем ладонью о ладонь. Вдруг ладошка заискрится, И бумажка загорится! -Откройте тетрадь, положите с наклоном. Запишите число. Отгадайте загадку: Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой …(пять) Минутка чистописания - Сегодня конкурс красоты для цифры «пять». Давайте напишем носом в воздухе её 3 раза. -Пропишите в тетради строчку, тщательно копируя с образца написания. 5 55 555 5555 - Вот и ожило наше солнышко, заулыбалось. Радуется вашим успехам. -Минутку чистописания мы закончили. Теперь вам предстоит открыть « секрет» 1-го лучика, но для этого нужно сделать выбор: Соблюдайчистоту! Чистота - не главное! - Каков ваш выбор? - Почему? (Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище.Здоровый образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты телесной и чистоты в одежде мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами. В русской народной пословице говорится: «Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает») -Вот вы и открыли первый секретик. И лучик на нашем солнышке здоровья теперь ярко сияет. Устный счёт -Хорошее здоровье необходимо всем людям. А много ли вы знаете о здоровье? Разминка для ума • В грудной клетке человека 12 пар ребер. Сколько всего ребер у человека? (24 ребра). • Зубную щетку необходимо менять один раз в четыре месяца. Семья Зубовых состоит из 5 человек. Сколько зубных щеток они покупают в течение года? Сколько при этом они платят денег, если одна щетка стоит 20 рублей? (15 щеток, 300 рублей). • Сложи 2 наименьших трехзначных числа и узнаешь, сколько граммов фруктов должно входить в суточный рацион школьника? ( 200 граммов). -Почему молоко, фрукты и овощи укрепляют здоровье? Кто догадался о «секретике» 2-го лучика? Мозговой штурм -Начинаем работать с многозначными числами. -Какое правило нужно знать, чтобы правильно прочитать многозначные числа? ( Разбиваем число на классы и называем количество единиц и названия классов) На доске числа: 34256, 5 304, 45098, 134809. -Прочитайте числа, определите в них общее количество сотен, десятков, тысяч. -Назовите, сколько единиц 1 класса (2 класса) содержится в этих числах. -Найдите наименьшее среди этих чисел. (5304) -Назовите наименьшее и наибольшее числа, которые имеют столько же разрядов, что и данное число (1000, 9999). | Выполняют упражнения для рук Учащиеся записывают дату и название работы Отгадывают загадку Выполняют упражнения для шеи Письмо цифры 5 Разбираем коллективно, дети аргументируют свой выбор Эти продукты богаты витаминами | Познавательные: - развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения Личностный понимание здоровья, как основной жизненной ценности Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация Предметные : использование системы научных и теоретических знаний на практике Предметные читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; |
4. Релаксация Период снижения работоспособностиПериодпроведения физминутки-2мин | Снятие мышечного напряжения | На зарядку солнышко поднимает нас, (Исходное положение: сидя на стуле.Медленно подняться) Поднимаем руки вверх по команде: «Раз!» (Руки через стороны поднять вверх) А над нами весело шелестит листва, (Кисти рук поочередно поворачивать вправо-влево) Опускаем руки вниз по команде: «Два!» (Руки через стороны медленно опустить вниз) Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх.Потянуться) К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки.Руки опустить на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться. Сесть на место.) Выполняя физкультминутку, мы с вами двигались. Почему так говорят «движение-это жизнь»? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью). - Что значит много двигаться? (делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой, закаляться). - В народе говорят «Двигайся больше – проживёшь дольше». - Засиял ещё один лучик на нашем солнышке! | | Личностный понимание здоровья, как основной жизненной ценности |
5.Первичное закрепление Период устойчивой работоспособности 10 мин. | Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы | - Что такое солнце с точки зрения астронома? (звезда) - Как называются небесные тела, которые движутся вокруг солнца? (планеты) - Скажите название планеты, которая движется по третьей орбите? (Земля) - Сегодня на уроке мы узнаем, сколько человек живёт на Земле. Откройте учебник - Что надо сделать в этом номере? Как вы думаете, какие будут числа? -Что надо сделать, чтобы выполнить задание? - Прочитайте первое задание? - Сможете ли вы записать это число? -Какой новый класс появился? Работа с таблицей разрядов -Где он находится в таблице разрядов? -Чем похож новый класс с ранее изученными? Работа у доски. На земном шаре – 6 820 000 000 В Европе – 830 000 000 В Азии – 3 980 000 000 В Африке – 1 000 000 000 000 В Америке – 885 000 000 В Австралии – 20 000 000 Самопроверка. Вопросы: Где проживает больше народа: в Африке или в Азии? (в Азии) … В Америке или в Европе? (в Европе) Какая ещё есть часть света? Какое у неё население? Если не знаете, узнайте! - Назовите части света в порядке увеличения численности населения ( Австралия,Америка,Европа, Африка,Азия) - Переходим к выбору в пользу здоровья. - Что выберем из предложенных высказываний? Нет вредным Человеку привычкам! можно всё! - Какие привычки называют вредными? (курение, употребление спиртного и наркотиков) - Почему они вредные? - Почему же тогда многие заводят эти привычки? -Я открываю 4-й лучик, а там надпись. Читаем хором: Не заводи вредных привычек! | Вспомнить правило написания многозначного числа. Выявляют появление нового класса в таблице разрядов, место его расположения и его структуру. Запись трёх чисел выполнить коллективно. Остальные – самостоятельно. Работают 2 ученика: один у доски, другой у компьютера – прочитать и записать числа. Свои ответы проверяют на «+» - « - » по компьютеру. Располагают числа в порядке возрастания | Познавательные -устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений -сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой Регулятивные – -вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки; Личностный понимание здоровья, как основной жизненной ценности |
6.Релаксация Период проведения физминутки-2мин | Предупредить зрительное утомление школьников | Презентация «Весёлые бабочки» (упражнения для глаз) с музыкальным оформлением | Глазами наблюдают за движением бабочек, для снятия усталости с глаз, а также, чтобы улучшить кровообращение. | |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Период устойчивой работоспособности 10 мин. | Определение границ собственного знания или «незнания» | Тест к уроку математики: 1. Поставь знаки сравнения: 38945 * 380095 * 380412: а) <> б) << в) >< 2.Расположи в порядке убывания: 10385, 1335, 13803, 10853, 8003. а) 10385, 1335, 13803, 8003, 10853. б) 13803, 10853, 10385, 1335, 8003. в) 13803, 10853. 10385, 8003, 1335. г) 1335, 8003, 10835, 10385, 13803. 3. Замени суммой разрядных слагаемых число 290171. а) 290171 = 200000 + 90000+100+70+1. б) 290171 = 20000+9000+ 100+70+1. в) 290171 = 200000+90000+100+71. 4. Между какими числами стоит при счёте число 45000? а) 45001 и 45004 б) 44997 и 44999 в) 44999 и 45001 5. Найди число, которое на 1 меньше числа 80000. а) 70000 б) 79999 в) 7991 Проверка: 1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – в, 5 – б. -Оцените свою работу на уроке. И, наконец, открываем «секретик» 5 лучика. Из предложенный слов сложить известную поговорку: Время потехе час а дело Делу время, а потехе час. Почему так говорят ?( Во все времена люди умели чередовать труд и отдых, чтобы не надорваться.Праздники тоже помогают чередовать труд и отдых). Открываем «секрет» 5-го лучика | Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону Самооценка (количество правильно выполненных заданий соответствует отметки) | Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов Личностные: формирование самооценки и взаимооценки определение границ собственного знания или «незнания» Личностный понимание здоровья, как основной жизненной ценности |
8. Домашнее задание Зона конечного прорыва - 2 мин | Дать разноуровневое задание на дом | Домашнее задание на «5». 1. Запиши три различных шестизначных числа, используя только цифры 5, 0,7. Подчеркни наибольшее среди записанных чисел. Запиши его в виде суммы разрядных слагаемых. 2. Запиши трёхзначное число. Поменяй в нём цифры единиц и сотен. Запиши получившееся число. Домашнее задание на «4». 1. Запиши число, в котором содержится: а) 500 ед. 3 класса, 50 ед. 2 класса и 5 ед. 1 класса; б) 6 ед. 2 класса и 172 ед. 1 класса. 2. Продолжи ряд чисел. Допиши ещё 5 чисел. 72100, 73200, 74300, … | Свободный выбор домашнего задания | Личностные умение оценивать трудность предлагаемого задания |
9.Рефлексия деятельности (подведение итогов ) Зона прогрессивного падения -1мин | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | -Что дал вам урок? -Зачем мы это изучали? -Всегда ли вам хватало знаний при выполнении заданий? -Над чем надо еще поработать? -Встаньте те, у кого сейчас хорошее настроение. - Я открываю 6-й лучик, а там надпись. Читаем хором: Живи с хорошим настроением. - Я желаю, чтобы всегда у вас было хорошее настроение, больше улыбайтесь друг другу, смейтесь. Ведь не зря говорят «Смех продлевает жизнь». -Посмотрите, от ваших радостных лиц наше солнышко засветило ярко-ярко! - Если вам урок понравился, то можно подойти и на память взять памятки о здоровом образе жизни. | Дети высказываются. Делают выводы, оценивают трудности и намечают пути исправления. | Личностные - адекватная самооценка; - понимание здоровья, как основной жизненной ценности |
| | | | | | |