Урок по математике в 3 классе "Таблица умножения и деления с числом 4"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Конспект урока по математике в 3 классе на тему "Таблица умножения и деления с числом 4". Он разработан в соответствии с учебно-методическими комплексами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass.docx246.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                                  «Утверждено»

от базового учреждения                                                                       Методист по практики

_______/                                                                                 __________/Иванова Л.А./

Дата:________________                                                                  Дата____________________

Конспект

пробного урока по математике,

который будет проведён 12 октября 2022 года

в 3 «В» классе МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

студентом 4 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»

Щедровой Дианой Геннадьевной

                                                                                                                                                                                                Отметка:________________

Подпись методиста:_______________

Оршанка

2022 г.

Паспорт урока

  1. Дата: 12 октября 2022 год
  2. Класс: 3 «В»
  3. Место проведения: учебный кабинет
  4. Продолжительность: 45 минут
  5. Тип урока:
  6. Тема: Таблица умножения и деления с числом 4
  7. Цель: Формировать умение составлять таблицу умножения с числом 4 и рассмотреть соответствующие случаи деления, пользуясь таблицей умножения.
  8. Задачи:

Образовательные:

-Формировать знания о таблице умножения и деления на 4

- Формировать умения решать уравнения

-Актуализировать знания о компонентах действий

- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки

-Совершенствовать умения анализировать и  решать задачи

Развивающие, направленные на развитие:

Познавательных УУД:

-Развивать умение анализировать полученную информацию;

           -Развивать умение выполнять задания самостоятельно.

Регулятивных УУД:

- Развивать умение формулировать тему и цель урока совместно с учителем;

- Развивать умение планировать и осуществлять деятельность на уроке с помощью учителя;

Коммуникативных УУД:

- Развивать умение слушать и понимать речь других;

- Развивать умение совместно анализировать ситуацию и приходить к общему выводу;

- Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

- Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Воспитательные:

- Воспитывать познавательные интерес и доброжелательное отношение к урокам математики;

- Воспитывать любознательность, стремление к познанию нового материал

 - Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

Планируемые результаты

Предметные

- Знают таблицу умножения и деления на 4

-Умеют решать уравнения

-Умеют решать задачи

Метапредметные

Коммуникативные УУД

- Умеют оформлять свои мысли в устной форме;

- Умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- Умеют слушать и понимать других.

Регулятивные УУД

- Умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-Умеют извлекать информацию из текста;

 -Умеют организовывать, сравнивать, обобщать;

Личностные УУД

-Проявляют доброжелательное отношение к своим близким ;

-Проявляют доброжелательное отношение к мнению собеседников;

-Выражают положительное  отношение к учёбе.

Познавательные УУД

-Умеют находить информацию в тексте;        

9. Основной дидактический метод: практический

10. Частные методы:

Словесные: объяснение, беседа

 Наглядные методы: показ

Практические: решение заданий, самостоятельная работа

Методы контроля: контроль учителя, рефлексия

Методы похвалы: одобрение, поощрение

11. Ресурсы урока:

11.1 Литература

1. 3 класс. М.И.Моро, С.В.Степанова, С.И.Волкова. Часть 1.-Издание: М.:Баласс,2015.- – ISBN 978-5-859-39-587-3.

11.2 Консультации: с методистом-Ивановой Л.А, учителем- Маклаковой А.В.

11.3Дидактические средства обучения: учебник по математике, тетрадь, ручка

План урока.

1. Организационное начало

1.1.Приветствие

1.2. Проверка рабочего места

1.3.Оформление тетради

2. Математический диктант

2.1. Веселые задачки

3.  Формулирование темы и постановка цели на урок

4.Работа по теме урока

4.1.Составление таблицы деления и умножение с числом 4

Физкультминутка

4.2. Работа по учебнику. Выполнение задания №1

4.3.Работа по учебнику. Выполнение задания №2

5.  Закрепление знаний.  Выполнение задания №5

5.1. Работа по учебнику. Выполнение задания №4

6. Самостоятельная работа

7. Подведение итогов

8. Рефлексия

9.Домашнее задание

10. Организационное завершение

Ход урока

1.        Организационное начало урока

1.1        Приветствие

У: Добрый день, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я, меня зовут Диана Геннадьевна.

1.2        Проверка рабочего места

У: Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать учебник математики, дневник,  пенал, рабочая тетрадь и тетрадь для практических работ.  Если у вас все готово, то все тихонько присаживайтесь.

У:  Я надеюсь на вашу плодотворную работу сегодня.

1.3 Оформление тетради

У: Открываем тетради и записываем число. Сегодня 12. 10. 2022 г., классная работа.

2. Математический диктант

У: Сейчас мы с вами проведём математический диктант, я буду читать, а вы записывать ответ.  Но для начала давайте повторим компоненты умножения и деления.

Д: Первый множитель, второй множитель,  произведение. Делимое, делитель, частное.

  1. Произведение каких чисел равно 15? (5*3)
  2. Первый множитель 6, второй 3. Найдите произведение. (18)
  3. Чему равно произведение чисел 6 и 2? (12)
  4. 7 х 3 . (21)
  5. Произведение каких чисел равно 24? (6 и 4, 8 и 3)
  6. Какое число надо умножить на 8, чтобы получить 16? (2)
  7. Чему равно частное чисел 15 и 5? (3)
  8. 18 : 2. (9)
  9. 16 : 2. (8)
  10. Делимое 32, делитель 4. Чему равно частное? (8)

У: Итак, давайте проверим. Обменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Если ответ правильный- ставьте «+», неправильный « - ». ( Ответы изображены на слайде)

2.1. Веселые задачи

1) Мышка зёрна собирала,

По два зёрнышка таскала.

Принесла девятый раз.

Каков у мышки стал запас?  (2 х 9 = 18).

2) Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла,

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?  (9 : 3 = 3).

3) Летом в солнечный денёк

Птички прыгали: прыг-скок!

На двух веточках сидели

По четыре коростели

А на следующих двух

По три филина сидели

И кричали: “Ух, да ух!”

Вы, ребята, не зевайте

Сколько птиц всего, считайте.  (4 х 2 + 3 х 2 = 14).

4) В поле бабочки летали

Лепестки цветов считали

На одном цветке их пять.

Сможете вы сосчитать?

Сколько будет лепестков?

Если шесть всего цветков.  (5 х 6 = 30)

У: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

3. Формулирование темы  и постановка цели урока

У: Рассмотрим ряд чисел, расположенных в порядке возрастания.

0 4 8 12 16 20 24 28 32 36

У: Что интересного вы заметили?

Д: Все числа четные; Каждое последующее на 4 больше предыдущего.

У: Да, все верно.

У: Вспомните, какие предметы или явления обязательно связаны с этим числом?

Д: 4 времени года, 4 стороны света

У: Ребята, посмотрите на слайд и вычислите.

 4+4+4+4

У: А как по-другому можно решить этот пример, чтобы было быстрее

Д: Сложение одинаковых слагаемых заменить умножением

У: То есть число 4 мы сколько раз возьмем?

Д: 4 раза

У: Правильно, по 4 взяли 4 раза

У: Если мы воспользуемся таблицей умножения, тогда какой пример у нас с вами получится?

Д: 4*4=16

У: Умножение и деление – взаимно обратные действия. Почему?

Д: Если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель.

У: Теперь давайте с этим выражением составим примеры на деление для этого нужно вспомнить? (Таблицу умножения с числом 4. 4*4 = 16.)

  (16:4 = 4)  

У: Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Д: Ответы детей

У: Тема нашего урока таблица умножения и деление с числом 4

У: Давайте поставим задачи на наш урок

Д: Составить таблицу умножения и деления с числом 4, решить задания на таблицу умножения.

У: Да, верно

У: Молодцы, ребята! Давайте еще раз вернемся  на этот ряд чисел: 0 4 8 12 16 20 24 28 32 36 - не просто числа, это ответы из таблицы умножения.

4. Работа по теме урока

4.1. Составление таблицы деления и умножение с числом 4

У: Ребята, Знайка – математик предлагает нам рассмотреть рисунок. (Слайд рисунка )

У: Сколько точек в первом квадрате?

Д: 4

Первый множитель 4, второй множитель 1, произведение 4. Посмотрите дальше как  будет?

У: А во втором?

Д: Тоже 4

У: В каждом квадрате по 4 точки, таких квадратов мы взяли 2. Значит надо 4 взять 2 раза.

У: Какой пример можно записать, если 4 мы взяли по 2 раза?

Первый множитель 4, второй увеличился на 1, потому что второй множитель показывает сколько раз нужно взять первый множитель. Поэтому произведение увеличилось на 4.

Д: 4*2=8

У: Мы уже с вами сказали, что в каждом квадрате по 4 точки. А если мы возьмем три квадрата, то сколько получится? Какой пример мы составим?

Д: 4*3=12

У: Какой пример, мы с вами можем записать, если 4 мы взяли по 4 раза?

Д: 4*4=16

У: Что у нас получится, если мы возьмем 4 по 5 раз?

Д: 4*5=20

У: Какой пример мы составим, если возьмем 4 6 раз?

Д: 4*6=24

У: В одном квадрате 4 точки мы возьмем 7 раз, что у нас получится?

Д: 4*7=28

У: Мы взяли 4 8 раз, какой пример получится?

Д: 4*8=32

У: 4 возьмем 9 раз, что получится?

Д: 4*9=36

4∙ 1 = 4       4 : 4 = 1

4 ∙ 2 =  8     8 :4 = 2

4 ∙ 3 = 12      12 : 4= 3

4 ∙ 4 = 16     16 : 4 = 4

4 ∙ 5 = 20    20 : 4 = 5

4 ∙ 6 =24     24 : 4 = 6

4 ∙ 7 = 28    28 : 4 = 7

4 ∙ 8 = 32    32 : 4 = 8

4 ∙ 9 = 36     36 : 4 = 9

У: Посмотрите на произведение, что вы заметили?

Д: Каждое последующее произведение увеличивается на 4

У: Да, совершенно верно. Это и есть таблица умножения числа 4.

У: Таблицу умножения с числом 4 мы составили, теперь давайте составим таблицу деления с числом 4.

У: Вы записывали примеры в столбик, теперь записываем рядом же с ними.

У: Первый пример у нас 4*1=4.  Вспомним взаимосвязь компонентов действия умножения.

Д: Если разделить произведение на первый множитель, то что мы получим второй  множитель.

У: Произведение у нас 4 ,  если мы его разделим на первый  множитель 4, то какой второй множитель мы получим?

Д: 1

У: Как мы это запишем?

Д: 4:4=1

У: Рассмотрим следующий пример 4*2=8  Произведение у нас 8, если мы разделим на первый множитель 4, то какой множитель мы получим?

Д: 2

У: Молодцы! Составляем далее. Следующий пример 4*3=12 Как мы разделим?

Д: Произведение 12 мы разделим на первый множитель 4, то получим второй множитель3

У: Хорошо, следующий пример.

Д: 4*4=16 Произведение 16 разделим на первый множитель 4, получим второй множитель 4

Д: 4*5=20

Произведение 20 разделим на первый множитель 4, получим второй множитель 5

Д: 4*6=24

Произведение 24 разделим на первый множитель 4, получим второй множитель 6.

У: Молодцы! Следующий пример.

4*7=28

Произведение 28 разделим на первый множитель 4, получим второй множитель 7.

4*8=32

Произведение 32 разделим на первый множитель 4, получим второй множитель 8

4*9=36

Произведение 36 разделим на первый множитель 4, получим второй множитель 9

У: Итак,  что, вы заметили , когда составляли таблицу. Как менялось произведение?

Д: При умножении произведение увеличивалось на 4, а при делении на 1.

У: Да, совершенно верно! Ребята, а давайте откроем учебник на с.34. найдем таблицу и сравним правильно ли делали.

Д: Ответы детей

У: Давайте заполним пропуски, что не хватает во 2 столбике, какое выражение?

Д: 4*4

У: Верно, а в 4?

Д: 16:4

У: Молодцы! А теперь давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка

4.2. Работа по учебнику. Выполнение задания №1.

У: Давайте выполним задание под №1.

У: Выходим к доске, по цепочки, начиная с первого ряда.

9*4=36

5*4=20

4*7=28

4*8=32

24:4=6

16:4=4

9+(14-5)=

У: Давайте  решим по действиям. Какое первое действие?

Д: В скобках. 14-5=9. Далее 9+9=18

У: Верно, решаем следующий пример

Д: 24-(19+4)=1

1)19+4=23

2)24-23=1

Д: 37+44=81

62-36=26

4.2. Работа по учебнику. Выполнение задания №2.

У: Выполняем следующее задание. Вика, прочитай нам задачу.

Д: Читают  задачу

У: О чём говорится в задаче?

Д: О ручках

У: Что нам известно?

Д: Что их продали на 32 рубля по 4 рубля за каждую.

У: Что нам нужно найти?

Д: Сколько ручек продали

У: Что такое 32?

Д: Стоимость всей покупки

У: А 4?

Д: Цена 1 ручки

У: Давайте составим краткую запись задачи в виде таблицы. Кто хочет выйти к доске?

Цена

Количество

Стоимость

4 р.

? ручек

32

У: Что такое 4 рубля?

Д: Цена 1 ручки

У: Верно, значит записываем Цена- 4 р.

У: Что мы ищем ?

Д: Сколько ручек продали

У: Верно, значит мы ищем количество ручек. Записываем

У: Что такое 32?

Д: Стоимость

У: Верно, записываем

У: Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Д: Да

У: Почему?

Д: Нам известно цена и стоимость покупки.

У: Как мы находим количество?

Д: Стоимость делим на цену

У: Запишем решение задачи

Д: 32:4=8

У: Записываем ответ

У: Молодцы! Давайте выполним следующий номер 3

5. Закрепление знаний.  Выполнение задания №5

У: Давайте выполним задание под №5. Что нам нужно сделать?

Д: Решить уравнение

У: … выходи к доске.

Х*3=21

У: Назови нам компоненты умножения

Д:  Первый множитель, второй множитель, произведение.

У: Что нам неизвестно?

Д: Первый множитель

У: Как найти первый множитель?

Д: Произведение разделить на второй множитель.

У: Записываем

Х*3=21

Х=21:3

Х=7

7*3=21

21=21

У: Выполняем следующий пример

15:х=5

У: Назови компоненты

Д: Делимое, делитель, частное

У: Что неизвестно?

Д: Делитель

У: Как мы найдем?

Д: Делимое разделим на частное

У: Записываем

Д: 15:х=5

х= 15:5

Х=3

15:3=5

5=5

У: Следующий пример

Х-17=46

У: Назови компоненты

Д: Уменьшаемое, вычитаемое, разность

У: Что нам неизвестно?

Д: Уменьшаемое

У: Как мы найдем уменьшаемое?

Д: К разности прибавим вычитаемое

У: Записываем

Д: Х-17=46

 х=46+17

Х=63

63-17=46

46=46

48-х=29

У: Назовите компоненты

Д: Уменьшаемое, вычитаемое, разность

У: Что нам неизвестно?

Д: Вычитаемое

У: Как мы можем найти его?

Д:  Из уменьшаемого вычесть разность

У: Записываем

48-х=29

Х=48-29

Х=19

48-19=29

29=29

Х+24=56

У: Назовите компоненты

Д: Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма

У: Что нам неизвестно

Д: Первое слагаемое

У: Как мы его найдем?

Д: Из суммы вычтем второе слагаемое

У: Верно, записываем

Х+24=56

Х=56-24

Х=32

32+24=56

56=56

37+х=70

У: Что нам неизвестно?

Д: Второе слагаемое

У: Как мы его найдем?

Д: Из суммы вычтем первое слагаемое

У: Молодцы! Записываем

37+х=70

Х=70-37

Х=33

37+33=70

70=70

У: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

5.1.  Выполнение задания №4

У: Давайте решим задачу под номер 4. Прочитайте задачу.

Д: Читают задачу

У: О чем задача?

Д: О бригаде маляров

У: Что нам известно?

Д: Что на стройке работали 3 бригады по 6 человек в каждой

У: Каков вопрос задачи?

Д: Сколько маляров было в 3 бригадах? В 2 бригадах?

У: Давайте составим краткую запись в виде таблицы

Количество маляров в 1 бригаде

Количество бригад

Всего маляров

6 ч

3

?

6 ч

2

?

У: Сколько человек работало в одной бригаде?

Д: 6

У: Как узнать, сколько человек было в 3 бригадах?

Д: Нужно 6 умножить на 3

У: Записываем

Д: 6*3=18 (ч.)- В 3-х бригадах

У: Как мы узнаем сколько человек в 2 бригадах?

Д: 6 умножим на 2

У: Записываем

Д: 6*2=12 (ч.)-в 2-х бригадах

Ответ: 18 человек, 12 человек

У: Молодцы!

6. Самостоятельная работа

У: Ребята, сейчас закрепим знания, выполнив задание самостоятельно под красной чертой. Все нашли? Выполняем

Д: выполняют задание

1*4=4

3*4=12

4:4=1

75-(28-8)=55

73-57=16

У: Итак, обменяйтесь тетрадью с соседом по парте. У кого нет ошибок можете себе поставить 5. У кого 1 ошибка- 4.

7. Подведение итогов урока.

У: Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока, что мы изучали?

Д: Таблица умножения и деления с числом 4

У: Какое задание для вас показалось трудным?

Д: Высказывают

8. Рефлексия

9. Домашнее задание

У: Открываем дневники и записываем домашнее задание: с. 34, №3,6

10.Организационное завершение

У: На этом наш урок подошел к концу. Мне понравилось с вами работать. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике по теме : "Умножение и деление двузначного числа на однозначное"

Контрольная работа состоит из 4 основных и 1 дополнительного задания....

Конспект урока по математике по теме:"Умножение и деление на 2. Половина числа. Решение задач."

Цели обучения.Обеспечить усвоение учащимися таблицы умножения на два.Отработать навыки решения примеров, задач.Устранить пробелы в знаниях; Цели воспитания. Воспитания патриотизма;добросовестного...

Презентация к уроку математики по теме " Умножение и деление с числом 9"

Презентация помогает в организации следующих этапов урока : организационного , минутки чистописания, устного счета....

Конспект урока по математике "Контрольная работа. Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями"

Конспект урока по математике "Контрольная работа. Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями"...

Конспект урока по математике на тему "Умножение и деление числа 4"

Составить таблицу умножения и деления с числом 4 и работать над ее запоминанием; закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3; развивать умение работать самостоятельно и в парах. форми...