РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Занимательная математика»
рабочая программа по математике
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Программа направлена на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Занимательная математика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» для 4 класса разработана на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- Концепция модернизации Российского образования;
- Концепция содержания непрерывного образования;
- Положение о рабочей программе;
- Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес не только к математике, но и к другим наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в математических олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык).
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Занятия «Занимательная математика» проводятся для учащихся 4 классов по 2 часа в неделю, всего 65 часов в год.
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Программа направлена на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
- дифференцированное обучение;
- владение методами контроля.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная головоломка.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
- расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
- развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
- развитие логического мышления и пространственных представлений;
- формирование начальных элементов конструкторского мышления;
- воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
- формирование усидчивости и терпения;
- создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
- формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
- выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2016-2017 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы: 1 год;
Год обучения: первый;
Возраст воспитанников: 9-10 лет;
Количество воспитанников: 9 обучающихся;
Количество часов в неделю: 2 ч.;
Общее количество часов в год: 65 ч.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям ФГОС. При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
- актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;
- научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения;
- системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
- практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;
- мотивация: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике;
- реалистичность: усвоение основного содержания программы возможно за 65 занятий.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Основные направления деятельности:
- подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;
- подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах «Кенгуру», «Инфознайка», «Перспектива».
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в математических олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
1 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | 1 | |
2 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | 1 | |
3 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | 1 | |
4 | Знакомство с интересными приемами устного счета. Игра «У кого какая цифра» | 1 | |
5 | Знакомство с интересными приемами устного счета. Коллективный счет. Игра «Не зевай, продолжай!» | 1 | |
6 | Упражнения с многозначными числами. Игра «Математические горки» | 1 | |
7 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 1 | |
8 9 | Решение олимпиадных задач. Выстраивание цепочки рассуждений. | 2 | |
10 11 | Решение олимпиадных задач. Развитие гибкости мышления. | 2 | |
12 13 | Решение олимпиадных задач. Развитие способности анализировать. | 2 | |
14 15 | Числовые головоломки. | 2 | |
16 17 | Умножение. Решение олимпиадных задач. | 2 | |
18 19 | Развитие способности рассуждать, строить доказательные умозаключения. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
20 21 | Новогодние математические забавы. | 2 | |
22 23 | Бесконечный ряд загадок. | 2 | |
24 25 | Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
26 27 | Выстраивание доказательных умозаключений. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
28 29 | Умножение. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
30 31 | Задачи в стихах. Логические задачи. | 2 | |
32 33 | Выстраивание доказательных умозаключений. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
34 35 | Знакомство с ребусами и приемами их отгадывания. | 2 | |
36 37 | Знакомство с великим математиком древности – Архимедом. Решение олимпиадных задач. | 2 | |
38 39 | Знакомство с великим математиком древности – Пифагором. Решение олимпиадных задач. | 2 | |
40 41 | Знакомство с понятием «Симметрия». Ось симметрии. Решение олимпиадных задач. | 2 | |
42 43 | Делится или не делится. | 2 | |
44 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | 1 | |
45 46 | Решение ребусов и логических задач. | 2 | |
47 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | 1 | |
48 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | 1 | |
49 50 | Числовые загадки. | 2 | |
51 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | 1 | |
52 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. | 1 | |
53 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. | 1 | |
54 | Решение задач повышенной трудности. | 1 | |
55 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | 1 | |
56 | Игра «Цифры в буквах». | 1 | |
57 | Развитие способности рассуждать, строить доказательные умозаключения. Решение олимпиадных задач. | 1 | |
58 | Интеллектуальный марафон. Обобщение изученного | 1 |
Литература:
1.Дьячкова Г.Т. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания. Волгоград, Издательство «Учитель», 2012.
2. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э.. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. М., Айрис-пресс, 2012.
3.Максимова Т.М. «Олимпиадные задания по математике и русскому языку»: 3-4 классы, М.: ВАКО, 2009.
4.Раицкая Г.В. Олимпиадные задания. 3-4 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Издательский дом «Фёдоров».Издательство «Учебная литература», 2010.
5. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
6. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
7. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.
8. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2011 – 2014 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
9. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
10. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс
Рабочая программа курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...
Рабочая программа курса "Занимательная Математика" 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса...
Рабочая программа курса "Занимательная математика".
Рабочая программа предназначена для использования во внеурочной деятельности по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности". Учащиеся начальных классов совершат увлекательное путешестивие в с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Программа курса «Занимательная математика» составлена на основе Основной Образовательной Программы Начального Общего Образования МБОУ « СОШ № 2», в соответствии с рекомендациями Примерной програ...
Рабочая программа курса "Занимательная математика" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "Занимательная математика" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса «Занимательная математика» 1-4 класс
Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 к...