рабочая программа по математике овз
рабочая программа по математике

Корх Виктория Викторовна

7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem._predst.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных актов и учебно-методических документов:

1.        Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.                Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;

3. Постановления от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

4. Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основной целью обучения математики является формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Рабочая программа адресована обучающимся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 2 (обучение на дому) на 2022-2023 учебный год. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда

Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Материал по предмету «Математические представления» представлен в адаптированной рабочей программе 7 класса образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разделами: «Временные представления», «Количественные представления», «Представления о величине», «Представление о форме», «Пространственные представления»

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

Личностными результатами обучающихся являются результаты, обеспечивающие овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностными результатами являются:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметными результатами являются:

        1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

        2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
  • Умение обозначать арифметические действия знаками.
  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

        3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
  • Умение определять длину, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» (34ч)

 Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

1. Количественные представления. Числа (20 часов).

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества.

Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета

Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет.

Выделение одного/множества предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Узнавание и выделение цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.Соотнесение цифры с соответствующим количеством пальцев и предметов, объемных и плоскостных моделей. Прорисовывание  цифры  1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Лепка  цифры из пластилина.

Выбор количества предметов без пересчета и с пересчетом.Выбор предметов с проверкой своих действий с использованием приемов прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое.Выполнение хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой по заданному количеству, ориентируясь на слово, названное учителем.

Знакомство с калькулятором.

Обучение действиям с калькулятором: включение и выключение калькулятора .

Обучение действиям с калькулятором работа с клавишами, соответствующими цифрам 1-15.

Работа с калькулятором: проведение «уничтожения» цифры на калькуляторе и исправления ошибки

2. Представление о форме (6 часов).

Объединение предметов в множества ориентируясь на признак величины (большой, маленький) предметов.

Объединение предметов в множества ориентируясь на признак формы (куб, шар, квадрат, круг).

Объединение предметов в  множества ориентируясь на признак цвета (красный, желтый), величины (большой, маленький) предметов. Выбор шара, куба, по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

Выбор круга, квадрата, треугольника по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

Определение предметов по величине:  большой- маленький, длинный- короткий.

Проверка величины предмета  с использованием приемов наложения и приложения.

Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы,  квадраты, треугольники).

Раскрашивание, штриховка  изображений различной величины.

Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, (с помощью педагога)

Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка треугольника (с помощью педагога)

Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка квадрата(с помощью педагога)

3.Представления о величине (2 часа)

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.

4.Пространственные представления (4 часа)

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

5.Временные представления (2 часа)

        Определение простейших явлений погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. Рисование по внутренним и внешним трафаретам изображений солнца, луны, звезд, туч, облаков. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток: утром, днем и ночью. Показ  наиболее характерных признаков контрастных времен года: лето и зима, весна и осень. Выделение солнца и луны, звезд в окружающем пространстве и по иллюстрациям.

Изображение  явлений погоды с помощью имитационных действий. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (утром, днем и ночью)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (34 ч)

№ урока п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Количественные представления. Числа -  20 часов

1

Нахождение одинаковых предметов

1

Умение выполнять инструкции педагога

2

Разъединение множества

1

3

Объединение предметов в единое множество

1

4

Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»

1

5

Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)

1

6

Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание

1

7

Пересчет предметов по единице

1

8

Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5)

1

9

Узнавание цифр

1

10

Соотнесение количества предметов с числом

1

11

Обозначение числа цифрой

1

12

Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-10, 0-10)

1

13

Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности

1

14

Состав числа 2 (3, 4, .., 10) из двух слагаемых

1

15

Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10)

1

16

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10)

1

17

Запись решения задачи в виде арифметического примера

1

18

Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).

1

19

Решение задач на нахождение суммы и остатка.                                        

1

20

Выполнение арифметических действий на калькуляторе

1

Пространственные представления (4 часа)

21

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)

1

Формирование умения ориентации на плоскости.

22

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре

1

23

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево

1

24

Составление предмета (изображения) из нескольких частей

1

Представление о форме (6часов)

25

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок»

1

Формирование умения представления о геометрических формах.

​ Умение выполнять инструкции педагога;

​ использование по назначению учебных материалов;

​ Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

26

Соотнесение формы предметов с геометрическими телами

1

27

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок

1

28

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой

1

29

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок

1

30

Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной

1

Временные представления (2 часа)

31

Узнавание (различение) частей суток

1

Формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, размеру, массе, длине, величине.

Вступать в общение, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять группировку материала по заданным критериям.

32

Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно

1

Представления о величине (2 часа)

33

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине

1

34

Различение однородных (разнородных) предметов по длине

1

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для реализации программного содержания используются следующие  учебно-методические пособия:

Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...