Конспект урока математики в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс)
Конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач" с элементами функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_v_4_klassa_s_elementami_funktsionalnoy_gramotnosti_.docx | 464.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 4 классе
по развитию функциональной грамотности школьников в соответсвии с требованиями ФГОС
Тема: «Решение задач»
Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Задачи:
- Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач,
- умения работать в группе,
- умения работать по алгоритму,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
- Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Планируемый результат:
Предметные: создать условия для формирования у учащихся умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики.
Оборудование:
- компьютер,
- раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами, алгоритм выполнения задания 2, подсказки к заданию 2, листы А4),
- экран,
- презентация,
- картинка клоуна и кружочки (мячи) зеленого, желтого и красного цветов,
- цветные карандаши.
Ход урока:
Орг. момент |
Прозвенел звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, дружно тему обсуждайте, Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения на весь урок. Садитесь, пожалуйста. |
Устный счет |
- Любая в математике работа, Не обходится без устного счёта. У доски 3 чел. решают примеры. 1) - Назовите произведение чисел 320 и 3 (960). - Какое число в 5 раз больше числа 200 (1000). - Уменьшить число 600 на 3 (597). - Частное чисел 320 и 40 увеличить в 5 раз (40). - Из какого числа нужно вычесть 135, чтобы получилось 70 (205). - Из 1000 вычесть 5 (995) - 900 разделите на 100 (9) 2) Сравни. 6 м * 60 дм 2 км * 900 м 9 м2 * 90 дм2 3 м * 20 дм 70 см * 7 м 1км2 * 1000000 м2 3) Выберите верные высказывания. Составьте из соответствующих им слогов слово. 1 м = 100 см (ЗА) 1 ∙ 0 = 1 (ПРИ) 1р. = 100 коп. (ЧА) 1 ч = 100 мин (МЕ) 9 : 9 = 1 (ДА) Р = а ∙ b (ЛЬ) (ЗАДАЧА) |
Этап мотивации к учебной деятельности. Фронтальная форма работы с элементами групповой работы |
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Решение задач) - А на какую тему будут предложены задания, вы узнаете, отгадав загадку: Вот большой и круглый дом. - Верно, ребята. - А какие цели поставим? КОНВЕРТ С ЦЕЛЯМИ - Откройте красную папку, прочитайте цели, выберите те, которые подходят к теме нашего урока. - Не забывайте о правилах работы в группе (работать должен каждый; говорить по одному, общаемся вежливо). 1) Учиться слушать и слышать друг друга. 2) Познакомиться с историческими сведениями. 3) Уметь работать по алгоритму (по плану). 4) Учиться решать задачи, связанные с темой «Цирк». 5) Уметь выполнять устные и письменные вычисления. (Учащиеся выбирают цели). - А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения) - Приглашаю вас заглянуть туда, где всё начиналось. Откройте синюю папку. Прочитайте текст. Первый цирк появился в Древнем Риме в VII в. до н. э. Но он был очень далёк от современного. Акробатов и гимнастов в нём тогда не было. Римский цирк был местом проведения конских скачек. Современный цирк появился в Лондоне (Англия) в XVIII в. на основе конного спорта. Его создателем был Филипп Астлей - простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Он разработал своё собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. Сначала это были конные трюки, а позже добавились акробатические этюды, выступления жонглёров, канатоходцев и клоунов. В России создателями цирка были братья Никитины. В 1873г. они открыли небольшой цирк в г.Пензе, который имел большой успех. - Когда и где появился первый цирк? Что было в его основе? - Что узнали о создании современного цирка? Что входило в программу его выступлений? - Что узнали об истории цирка в России? Кто был его создателем? - Ребята, а какую форму имеет цирковая арена? (Круглую) - Как думаете, почему? Обсудите вопрос в группах. (Представитель от каждой группы высказывает предположения) - На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться. Цирк - это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека. Наверное, поэтому люди любят цирк. - А вы любите цирк? Почему? (Ответы детей.) - Поэтому сегодня и посвятим наш урок решению задач, связанных с темой цирка. |
Этап применения изученных моделей действия. Фронтальная работа с элементами парной и самостоятельной работы |
- Познакомимся с первым заданием (Учащиеся читают текст задания) - Семья планирует посещение цирка. - Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов для всей семьи) - Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость) - Вспомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара) - Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах. - Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку.) - У кого так же, поднимите руку. - Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда) - Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Ваня) - Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице) - В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе) - Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей) - Выполните вычисления и запишите ответ. (Учащиеся выполняют задание учителя) - Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета) - У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы) - Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления) - Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях) - Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять вычисления). - Ребята, а нужны ли в повседневной жизни математические знания и умения? |
Физминутка |
- Предлагаю немного отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу. В цирке весело нам очень, |
Этап применения изученных моделей действия. Групповая форма работы с элементами фронтальной работы |
- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к заданию 2 (Учащиеся читают задание) - Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в группах. Для этого каждой группе предлагаю алгоритм выполнения задания. Алгоритм выполнения задания 2:
Подсказки, если возникнут затруднения. Подсказка 1
Подсказка 2
Подсказка 3
Пользуясь алгоритмом и, по необходимости, – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах, учитель осуществляет координирующую деятельность работы групп. Решение:
- Проверим. Повесьте на доску результаты вашей работы, записанные на листе А4. Каким образом подошли к такому результату? (Представители от групп вывешивают решения на листах А4. Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения) - Какие нужны умения в этом задании? (Умение выделить нужную информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество…) |
Этап рефлексии Фронтальная форма работы |
- Итак, ребята. Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач. Как видите, задачи бывают разных видов. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика) - А какая наука помогла узнать о создании цирка? (История) - Давайте подведем итог урока. - Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам фразу:
(учащиеся высказывают предложение, выбирая начало фразы) - Цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец урока: Зеленого цвета – работа доставила мне удовольствие, Желтого цвета – у меня были ошибки в работе. Красного цвета – мне надо лучше работать. (учащиеся выбирают мяч и крепят его на доску рядом с клоуном) - Ну, а теперь давайте возьмемся за руки, поблагодарим свою команду. Спасибо за работу каждой группе! Мы все большие молодцы! Мы справились! У нас всё получилось! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".
Конспект урока соответствует тебованиям ФГОС. Игровая форма и данные по теме "Космос" способствует активизации познавательной деятельности учащихся....
Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"
Конспект урока по математике выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.
Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...
Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)
Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...
Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"
Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...