Математика 3 кл Доли
план-конспект урока по математике (3 класс)
Конспект урока по метаматике 3 кл. Тема: Доли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_doli_3_kl.docx | 43.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Доли. Сравнение долей. 18.12.2020
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
воспитательные: Формирование умений через использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока). Воспитание умения сотрудничать педагога и обучающихся на учебном занятии.
Преподавание элементов историзма и биографических справок, использование занимательности в математике.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки для работы в парах, карточки для фронтальной работы, м/ф «Апельсин», сборник «Карусель», 2 макета с изображением торта, карточки для самооценки.
Для практической работы: яблоки, нож, круги, квадраты из цветной бумаги, ножницы, линейка, карандаш.
Ход урока
- Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Позитивный настрой на работу.
- Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
1. Актуализация опорных знаний.
Устный счет. Математический диктант. Мультфильм.
2. Формулирование темы и целей урока.
- Изучение новых знаний и способов действий.
1. Постановка проблемы, введение нового понятия.
2. Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
- Первичная проверка понимания изученного.
1. Упражнения в образовании и записи долей. Работа по учебнику (запись долей, работа в группах, самопроверка).
2. Поиск долей в пословицах.
- Применение знаний и способов действий.
1. Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
2. Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
3. Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
4. Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
5. Работа в группах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).
- Подведение итогов.
1. Домашнее задание. №№ 7, 9 (с.93)
- Рефлексия деятельности.
1. Зафиксировать новое знание.
2. Организовать рефлексивный анализ деятельности.
3. Самооценка деятельности.
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный момент | Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Вы на парты поглядите, Все в порядок приведите. А теперь тихонько сели И на доску посмотрели. | Личностные (Действие смысло- образования) | |
II. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока | 1. Актуализация опорных знаний. Математический диктант. - Постарайтесь выполнить задания правиль-но и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила. - Запишите только ответы в строчку, через запятую. - Число 25 разделить на 5. - На сколько число 26 больше, чем 9? - Во сколько раз число 48 больше 8? - Число 7 увеличьте на 6. - Число 7 увеличьте в 4 раза. - Число 25 уменьшите на 6. - Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см. - Число 5 увеличьте в 3 раза. - А теперь поменяйтесь тетрадями, будем проверять. Я буду читать правильный ответ и прикреплять на доску табличку с цифрой. Ответы: 5, 17, 6, 42, 28, 19, 10, 15. - Расставьте полученные цифры в порядке возрастания: 5, 6, 10, 15, 17, 19, 28, 42. Переверните карточки. Какое слово получилось? Оцените себя. 2) Формулирование темы и целей урока. - Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? - Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока. - Посмотрите м/ф! - Почему рассердился волк? - В чем его ошибка? -Что получил каждый из животных мультфильма? - Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) - В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске) 2. Формулирование цели и темы урока -Так какая тема нашего урока? - Какую цель перед собой поставим? (одновременно на доске выставить карточки «УЗНАТЬ», «УЧИТЬСЯ», «ОБРАЗОВЫВАТЬ И НАЗЫВАТЬ», «СРАВНИВАТЬ») - Учиться образовывать и называть …? - Учиться сравнивать …. | 5 - А 6 - П 10 - Е 15 - Л 17 - Ь 19 - С 28 - И 42 - Н Апельсин Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин» - Ему не досталось апельсина. - Он не умеет дружить. -Дольку апельсина - Доли. - Узнать, что такое доля. ДОЛИ | Познавательные (общеучебные) Коммуникативные Регулятивные (целеполагание) |
III. Изучение новых знаний и способов действий | 1. Постановка проблемы, введение нового понятия. - А как что-то разделить на доли? - Что такое доля? На доске:
Беру яблоко и говорю: - С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком? - Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. -Правильно я поступила? -Получились доли? -Почему? -А как правильно разрезать? -Какой вывод можно сделать? На доске: - Как второе яблоко правильно разрезать на доли? - Держу в руках две половинки и спрашиваю: - На сколько равных долей разрезано яблоко? - А если я возьму одну из двух долей? - Как назовем одну долю? - Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? - Какая доля получилась? - Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Как же нам различать доли при записи. На доске дети видят следующую запись: 1/4 - Что эта запись обозначает? - Когда мы «делим» в математике числа, то используем знак (:) - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта «—» и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что «обозначает число под чертой? - А число над чертой? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя - сколько таких частей взяли На доске карточки: «на сколько частей разделили», «сколько долей взяли» Интересно знать: - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода - одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное - вторая, третья, четвёртая и т.д. На доске: «Одна какая» 2. Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей. -А теперь вы разделите одну полоску на две доли. - Как сделаем? - Сколько таких долей во всей полоске? - Какие они между собой? - Заштрихуйте часть. - Как назовем долю? - Кто сможет написать название второй части? - Что обозначает эта запись?
- Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли. - Как это сделать? - Какие доли между собой? - Заштрихуйте одну четвертую долю. - Напишите на этой части её обозначение. - Что обозначает эта запись? - Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды? - Какие доли между собой? - Как назвать одну долю? - Как записать её название математически? - Что обозначает эта запись? - Заштрихуйте долю и запишите её название. | - Доля - это часть. - Разрезать. - Нет. - Нет. - Части не равные. - Части должны быть равные. - Доля - это равная часть. - Сначала разрезать пополам - На две доли. - Одна доля из двух. - Вторая. На четыре. Четвертая (Дети сначала предлагают свои варианты записи) (Мнения детей.) (Мнения детей.) (Мнения детей.) - Перегнем полоску пополам. - Две - Равные - Одна вторая - 1/2 - Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть - Сложить пополам, а затем еще раз пополам. - Равные - 1/4 Целое разделили на 3 равные части (доли) и взяли одну такую часть Ответы детей. Проверка практическим способом. - Равные. - Одна третья - 1/3 Целое разделили на 3 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.) | Познавательные (общеучебные) |
Физкультминутка | Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе, Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши - ветки. Покачаем ими дружно, Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели | Личностные | |
IV. Первичная проверка понимания изученного | 1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам. Работа по учебнику: № 1 с. 92 Задание 1 - коллективно, с комментированием, задание 2 – самостоятельно. - Посмотрите на рисунок на полях. Повар разделил пирог на 6 частей. Прочтите первую задачу. - Подумайте, какие доли получатся, если разделить каждую шестую часть на две равные части? - Вторую часть задачи выполните в тетрадях самостоятельно. № 8 с. 93 - Будем работать парами. Какая пара будет готова, поднимут руки. -Почему так думаете, объясните. Первые три пары, которые быстрее всех справились, получают смайлики-оценки. 2. Поиск названия долей в пословицах - Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.
| - 1/12 Работа в парах 1/2 1/5 1/8 | Регулятивные (контроль, коррекция) Познавательные |
Физкультминутка для глаз | Переверните дневники, выполните упражнения для глаз | ||
V. Применение знаний и способов действий | 1. Создание проблемной ситуации для сравнения долей. - Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой. Выставить две модели тортов. - На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам? - Как назвать эту долю? - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - На сколько равных долей разрезали торт мальчикам? - Как назвать эту долю? - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - Чьи куски будут больше? - А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты? 2. Практическая работа в сравнении долей полосок. - Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока. - Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас. Положите доли рядом для сравнения. - Расположите доли в порядке возрастания. - Какая доля самая маленькая? Самая большая? - Почему? Вывод о сравнении долей. 3. Первичное закрепление умения сравнивать доли. - Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой? - А если мышек будет 4? - А на восемь мышек? - Сравните получившиеся доли. - Объясните, почему вы так решили. - Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля досталась каждой? - А если подружек будет 6? - Сравните доли. - Объясните, почему вы так решили. 4. Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное правило сравнения долей. - Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек. Чья доля больше? - Почему? Докажите! Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения. - Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем? 5. Работа в группах. - Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания. Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась? -Какое правило применяли для выполнения задания? Резерв. Продолжение парной работы. - Составьте цепочку долей, двигаясь по стрелке и записывая доли в порядке возрастания. Количество точек можете выбрать сами. | - На 12. 1/12 Записать на доске. - На сколько равных частей разделили. - Сколько долей взяли. - На 16. 1/16 Записать на доске. - На сколько равных частей разделили. - Сколько долей взяли. Варианты ответов детей. Запись на доске и в тетрадях ½ ¼ ⅛ ⅛ < ¼ < ½ Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля Запись дробей и неравенств в тетрадях 1/2 1/4 1/8 1/2 > 1/4 > 1/8 Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля 1/3 1/6 1/3 > 1/6 Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля Девочек. 1/12 > 1/16 Повторение правила Лучше меньше, но с друзьями. - Звезда. - Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля | Познавательные (действие постановки и решения проблем) Регулятивные (контроль, коррекция) Коммуникативные |
VI. Подведение итогов. VII. Рефлексия | 1. Домашнее задание: с. 93, № 7, 9 - Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены? - Что такое доля? - Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли? - Что обозначают числа в записи дробей? - Как сравнить доли? Урок целей достиг. - Где вы можете использовать полученные новые знания? Вернемся к м/ф «Апельсин». - На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть? - Какие это будут части? Самооценка успешности | - Часть - Равные части. - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли. - Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля При угощении, делении поровну. - Равные | Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики "Нахождение доли числа делением"
Цели:организовать деятельность учащихся закреплению знаний таблицы умножения на 2, совершенствовать умение находить половину числа, находить долю числа делением; совершенствовать правила сложения двуз...
Урок математики "Нахождение доли числа действием деления"
Интегрированный урок (математика + английский) ...
Открытый урок по математике. Тема:"Доли"
Цели:Дать общее представление о доле числа.Познакомить с их записью и чтением.Учить называть, записывать и сравнивать доли.Развивать самостоятельность, логическое мышление.Развивать навыки устных вычи...
Открытый урок по математике. Тема:"Доли"
Цели:Дать общее представление о доле числа.Познакомить с их записью и чтением.Учить называть, записывать и сравнивать доли.Развивать самостоятельность, логическое мышление.Развивать навыки устных вычи...
Задание по математике "Сравнение долей"
Чтобы выполнить это задание, у ребенка должен быть компьютер....
План конспект урока по математике.Тема : "Доли"
Тема «Доли»Тип урока: Изучение нового материалаЦели: - познакомиться с понятием «доли»;- закреплять знание таблицы умножения , умение решать задачи изученных видов;- учить рассуждать и делать вы...
Учебно-методический комплект по математике "Нахождение доли от величины и величины по её доле", 4 класс, ПНШ
Учебно-методический комплект по математике...