Учебно-методический комплект по математике "Нахождение доли от величины и величины по её доле", 4 класс, ПНШ
учебно-методический материал по математике (4 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: «Нахождение доли от её величины и величины по её доле».

Цели урока: научиться находить доли от её величины и величины от её доли.

Планируемые результаты

  • предметные: понимать, как найти долю от величины и величину по её доле, овладеть умением производить действия с величинами.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник математики (А.Л.Чекин, 4кл., 2 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: выполнение устного задания.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

- Ребята, какие действия с величинами вы уже умеете выполнять? (складывать и вычитать, умножать и делить величины)

- Как вы думаете, какие действия с величинами ещё не умеете выполнять?

- Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрите на доску и вычислите значения выражений (30мин, 20мин, 15мин)

- Как можно назвать 30 минут от часа по-другому? (половина)

- Как можно назвать 20 минут от часа по-другому? (треть часа)

- Как можно назвать по-другому 15 минут от часа? (четверть часа)

- Каким общим словом можно это назвать? (доли)

- Исходя из этого определите тему и цель урока.

Актуализировать знания, отвечать на вопросы.

Выполнять задание.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: ответы на вопросы учителя.

Практич.: работа с учебником.

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: письменное задание.

Практич.: работа с учебником, решение задачи, работа у доски.

Практич.: работа в тетрдях, взаимопроверка по эталону.

Практич.: работа с учебником, решение задачи, работа у доски.

Практич.: работа с заданием.

≈30

- Откройте учебники на странице 28 и прочитайте тему урока, совпала ли она с темой, которую предположили вы?

- Тема нашего урока «Нахождение доли от величины и величины по её доле».

- Ребята, а что такое доля?

- Как вы понимаете, что значит найти долю от величины? Как это можно сделать?

- Как вы думаете, как можно найти величину по доле?

- Для того, чтобы нам научиться этому выполним задания из учебника.

- Задание №88.

- Нужно записать, какую долю составляет закрашенная часть полоски от всей полоски.

- Нужно использовать названия: половина, треть и четверть.

- На первой полоске какую долю составляет закрашенная часть? (треть)

- Почему вы так решили? (полоска разбита на 3 части, закрашена только 1, значит треть от всей полоски)

- Какую долю составляет закрашенная часть на второй полоске? (половину)

- Почему? (полоска разбита пополам, значит половину)

- Какую долю составляет закрашенная часть на третьей полоске? (четверть)

- Почему? (полоска разбита на 4 части, значит четверть)

- Давайте сделаем вывод.

- На какое число нужно разделить, чтобы найти её половину? (на 2)

- Для того, чтобы найти треть? (на 3)

- Для того, чтобы найти четверть? (на 4)

- Ребята, чтобы найти десятую или сотую долю, на какое число нужно будет разделить величину? (на 10 и на 100)

- Теперь начертите квадрат с длиной стороны 4 см. Вычислите площадь этого квадрата (16 кв.см)

- Теперь разделите квадрат на 4 равные части.

- Как можно вычислить площадь четверти?

- Так как нам необходимо вычислить площадь одной четвёртой части этого квадрата, значит разделим площадь всего квадрата на 4 (16см:4=4см)

- Теперь выполним №90.

- Туристам нужно преодолеть расстояние 75км, в первый день они прошли треть пути, какое расстояние прошли туристы в первый день?

- Сказано, что туристы прошли треть пути, как можно сказать по-другому? (одна третья часть пути)

- Что нужно сделать, чтобы найти одну третью часть пути? (разделить весь путь на 3) (75км:3=25км)

- Решите задачу самостоятельно, кто-то один у доски.

- Выполним №91.

- Во сколько раз нужно увеличить треть величины, чтобы получить всю величину? (в три раза)

- Вычислите длину отрезка, если треть этого отрезка равна 5см (5см*3=15см)

- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте у него решение, сверяясь с доской.

- Теперь выполним №92.

- Праздничный торт разделили на 8 равных частей, одна такая часть имеет массу 125г. Какую массу имеет весь торт?

- Что известно? (что одна восьмая часть торта весит 125г)

- Что нужно сделать, чтобы найти массу всего торта? (массу одной части умножить на количество частей) (125г*8 = 1000г)

- Выполните в тетрадях, кто-то один у доски.

- Выполним №95.

- Сколько стоит батон колбасы, если его пятая часть стоит 32 рубля?

- Что известно? (что одна пятая часть батона колбасы стоит 32р.)

- Что нужно сделать, чтобы узнать сколько стоит весь батон колбасы? (цену одной пятой части умножить на количество частей) (32р*5=160р)

- Выполните в тетрадях, кто-то один у доски.

- И в завершении выполним №96.

- Ответим вопросы.

- На сколько минут треть часа, больше, чем четверть часа? (на 5 минут)

- Во сколько раз половина часа больше, чем четверть часа? (в 2 раза

Отвечать на вопросы учителя, предполагать о том, как находить долю от величины.

Формулировать способ нахождения доли от величны.

Выполнять задание в тетрадях.

Формулировать свои мысли, работать над задачей, работать у доски и в тетрадях.

Выполнять взаимопроверку.

Формулировать свои мысли, работать над задачей, работать у доски и в тетрадях

Отвечать на вопросы из учебника.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов, рефлексия.

≈3

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- В начале урока я задала вам 3 вопроса, на которые сейчас вы наверняка правильно ответите.

- Что такое доля?

- Как вы понимаете, что значит найти долю от величины? Как это можно сделать?

- Как вы думаете, как можно найти величину по доле?

- Поднимите зелёный карандаш те, кто понял тему урока.

- Поднимите красный карандаш те, кто плохо понял тему урока.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

60 мин : 2 = 60 мин : 3 = 60 мин : 4 =

Слайд 2

60 мин : 2 = 30 мин 60 мин : 3 = 20 мин 60 мин : 4 = 15 мин

Слайд 3

60 мин : 2 = 30 мин - полчаса (половина) 60 мин : 3 = 20 мин - треть часа 60 мин : 4 = 15 мин - четверть часа

Слайд 4

Нахождение доли от величины и величины по её доле. Что такое доля? 2. Как найти долю от величины? 3. Как найти величину по её доле?

Слайд 5

4 см а - 4 см S - ? кв. см

Слайд 6

4 см а - 4 см S - 16 кв. см

Слайд 7

75 км ? км

Слайд 8

? см 5 см 5 см ● 3 = 15 см

Слайд 9

125 г

Слайд 10

Нахождение доли от величины и величины по её доле. Что такое доля? Как найти долю от величины? 3. Как найти величину по её доле? ( часть целого) ( выполнить ДЕЛЕНИЕ) (выполнить УМНОЖЕНИЕ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Кратное сравнение чисел и величин" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Кратное сравнение чисел и величин" 3 класс (конспект + презентация)...

Конспект к уроку математики «Нахождение доли от величины и величины по её доле».

Конспект урока по математике на тему:«Нахождение доли от величины и величины по её доле».Цели деятельности учителя: Создать условия для формирования умений  находить долю от величины и велич...