Урок в 4 классе "Единицы измерения длины. Километр"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Рудник Ольга Николаевна

·        Познакомиться с новой единицей длины – километр. Научиться соотносить единицы длины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_edinitsy_dliny._kilometr.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Единицы измерения длины. Километр»

Цель: Познакомить детей с новой единицей измерения длины – километром, дать представление об использовании новой единицы длины на практике.

Предметные:

  • познакомиться с новой единицей длины – километр;
  • научиться соотносить единицы длины;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания

Методы и формы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование: УМК « Школа России», М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 1, презентация, карточки

Технологии: развивающая, здоровьесберегающая, оценка достижений

Регулятивные:

  • учимся использовать установленные правила при записи именованных чисел.

 Познавательные:

  • перерабатывать полученную информацию при решении учебных задач;
  • расширять математический кругозор детей с помощью записи именованных чисел;
  • развивать внимание и логическое мышление.

Коммуникативные:

  • воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

Личностные:

  • понимать роль математических действий в жизни человека, анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

  1. Организационный момент

Учитель:  

Пусть сегодня для нас всех,

 На уроке сопутствует успех!

- Улыбнитесь друг другу.  Садитесь, ребята.

Александр Васильевич  Суворов, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения, говорил  так:  «Математика – гимнастика ума» Слайд 1

- Как вы понимаете эти слова?

- Где в вашей жизни может пригодиться математика?

II. Актуализация опорных знаний

Устный счёт. Слайд 2

  1. Давайте разомнёмся и проведем «Географо-математическую минутку»

Запишите в тетрадь все числа, которые прозвучат:

Забайкальский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа.

Дата образования – 2008 год, в результате референдума об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Площадь — 432 тыс. кв.км.
Протяженность с запада на восток — 1000 км и с севера на юг — 900 км.

Население — 1 072 806 чел ( данные 2018 г.)
Рельеф территории Забайкальского края формируют средневысотные горы, местами достигающие 1700-1900 м. К крупнейшим относятся хребты Даурский, Кодар и Яблоновый. Высшая точка – пик БАМ высотой 3073 м над уровнем моря.

Слайд 3

2008, 432.000, 1000, 900, 1072806, 2018, 1700, 1900, 3073

Первые два числа представьте в виде суммы разрядных слагаемых:

Слайд 4

2008=2000+8

432000=400000+30000+2000

Назовите разряды каждого класса

  1. Вычислите. Слайд 5

657 785- 700                  60*70

456 000:10                     930:3

50 000+3000+ 500+4    450:50

6384- 6000                    90 000: 300

III. Сообщение темы, целей урока

Работа в парах

Расставьте буквы в порядке убывания чисел, которые им соответствуют, и прочитайте слово. Слайд 6

79 034

790 340

709 043

7934

7903

730 430

790 034

7900

Ч

В

И

И

Н

Л

Е

Ы

Ответ: величины.

-Какие величины вы знаете? (длина, время, объем, площадь).

- Что общего у всех величин? (их можно измерить, сравнить, складывать, вычитать).

(Посмотрите внимательно на доску) Слайд 7

            кг  ц  м  т  км  га  дм  г  мг  см  мм

–Выберите среди предложенных единиц  только единицы измерения длины.

                    м  км  дм  см  мм

- Какая единица измерения самая маленькая?   (мм)

- Какая единица измерения самая большая?  (км)

- Расположите единицы измерения в порядке возрастания. Слайд 8

                    мм  см  дм  м  км

Измерять длину предметов можно линейкой, циркулем - измерителем, ниточкой и другими приспособлениями. Но по-прежнему, для измерения длин  предметов   используют такие единицы как: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.

Почти у всех народов, источниками линейных мер были части человеческого тела  - пальцы, локти, ступни  и т. д.  Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения. Строители египетских пирамид эталоном считали – локоть, англичане – королевский фут, для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца - дюйм, а раздвинутые пальцы – пядь, вся рука – аршин, две руки – сажень и т.д. посмотрите на следующий слайд, какие разные были значения   этих  единиц  измерения.

-Удобно ли это было? Почему?  

Вот тогда ученые задумались, и ввели одни единицы измерения длины  - миллиметр, сантиметр, дециметр, метр – с ними мы уже знакомы.

С какой единицей измерения вы не знакомы?

Предположите тему нашего урока.

       Итак, тема нашего урока : Единицы дины. Километр.

-Какие задачи мы поставим на данный урок? (познакомиться с новой единицей длины. научиться пользоваться ею, узнать о соотношении ее уже с изученными единицами длины).

IV. Постановка учебной задачи и её решение (изучение нового материала)

Определите, какой единицей длины пользовались при измерении и допишите её. Карточка. Слайд 10

Длина карандаша – 18..см

Ширина стола – 6…дм

Высота телеграфного столба - 3…м

Расстояние от города до посёлка - 15….км

Толщина книги -30 …мм

Проверьте с ответами на слайде.

Давайте вместе установим соотношение между единицами длины и запишем их в тетрадь.

1 см-10 мм

1дм-10 см-100 мм

1 м-10 дм-100см-1000 мм

1 км-1000м-…..10000дм …100000см…1000000 мм

Слово кило метр состоит из 2 частей – кило и метр, а кто знает, что обозначает кило? (тысяча). Тогда всё слово – тысяча метров.

Ребята, дополните до км. Слайд 12

993 м +…=1 км

750 м + … = 1 км

560 м + …=1 км

-Мы выполняли задания. Где мы можем воспользоваться этими знаниями? А в жизни? (в строительстве, расстояния между городами, чтобы знать сколько времени затратим на поездку, на швейных фабриках, рассчитать количество

- Как называется новая единица измерения длины?

- Как она обозначается кратко?

- Сколько в 1 км метре?

IV Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,

 Встанем, глубоко вздохнем,

 Руки в стороны, вперед,

 Влево, вправо поворот.

 Три наклона, прямо встать,

 Руки вниз и вверх поднять.

 Руки плавно опустили,

 Всем улыбки подарили.

 Отдохнули мы, и вот

 Нас опять работа ждет.

V. Закрепление новых знаний. Фронтальная работа.

Решение номера 152

Прочитайте задачу №153 на странице 37.

-Прочитайте условие задачи. Какое уточнение пропущено? (в каком направлении двигались пешеходы)

-Какие виды движения вы знаете? (навстречу друг другу, в разные стороны, друг за другом).

- Посмотрите на первый чертеж под задачей. Как движутся пешеходы по данному чертежу? (навстречу друг другу).

-Расстояние между ними, увеличивается или уменьшается? (уменьшается).

- Сколько прошел 1 пешеход? (140 м).

-Сколько прошел 2-ой? (160 м).

- Чему равно расстояние между остановками? (1 км).

-Что нужно сделать, чтобы можно было продолжать решать задачу?

(перевести 1 км в метры. 1км=1000м).

-Произошла ли встреча пешеходов? (нет).

Один ученик к доске, остальные в тетрадях.

-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

-Почему? (т. к. мы не знаем сколько всего м прошли пешеходы вместе).

-Как мы это можем узнать? (сложив их расстояния).

1) 160+140=300(м). –расстояние, которое прошли оба пешехода.

- Зная, сколько всего метров между остановками и сколько оба пешехода прошли вместе, что мы можем найти? (каким стало расстояние между пешеходами, после того, как они прошли 140 и 160 м навстречу друг другу).

- Каким действием мы это найдем? (из 1000 м вычтем 300 м.)

2) 1000-300= 700(м).- расстояние между пешеходами.

Ответ: 700 м.

Посмотрите на чертеж номер 2.  Как движутся пешеходы на данном чертеже? (в разные стороны).

- Итак, каким условием дополним задачу? (пешеходы двигались  в разные стороны).

-Хорошо. При этом расстояние между остановками измениться? (нет).

- А между пешеходами? (да, т.к они будут удаляться друг от друга).

-Расстояние увеличивается или уменьшается? (увеличивается).

Один ученик к доске, остальные в тетрадях.

-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

-Почему? (т. к. мы не знаем сколько всего м прошли пешеходы вместе).

-Как мы это можем узнать? (сложив их расстояния).

1) 160+140=300(м). –расстояние, которое прошли оба пешехода.

Зная, сколько всего метров между остановками и сколько оба пешехода прошли вместе, что мы можем найти? (каким стало расстояние между пешеходами, после того, как они прошли 140 и 160 м в разные стороны).

Каким действием мы это найдем? ( к 1000 м прибавим 300 м).

2) 1000+300= 1300 (м).- расстояние между пешеходами.

Переведем 1300 м в км. 1 км и 300 м.

Ответ: 1 км 300 м.

-Теперь давайте сравним решения данных задач. Какой вывод мы можем сделать? (если добавить одно условие меняется решение задачи и ответ).

VI. Самостоятельная работа Слайд 13

  а) Определи, сколько метров содержат:

     3 км = … м

     7 км = … м

     9 км = … м

б) Преврати метры в километры. (Записываем во второй столбик)

     2.000 м = … км

     4.000 м = … км

     8.000 м = … км

в) Задание второе. Превратите в метры:

     4 км 375 м = … м

     8 км 470 м = … м

     1 км 502 м = … м

г) Определи, сколько километров и метров содержат:

     3125 м = … км … м

     7808 м = … км … м

     2040 м = … км … м

VII Домашнее задание

№152 – спиши, заполняя пропуски.

Какая тема была сегодня на уроке? Чему вы сегодня научились?

-Какие цели мы стали в начале урока и достигли ли мы их?

Обведите вариант, который больше всего подходит вам:

1)На уроке мне было все понятно и не было трудностей

2) На уроке мне было все понятно, но были трудности в понимании нового материала

VIII Итог. Рефлексия

3)На уроке мне многое было не понятно, и были трудности в понимании нового материала. Слайд 14

- Спасибо всем за работу. Урок окончен.

79 034

790 340

709 043

7934

7903

730 430

790 034

7900

Ч

В

И

И

Н

Л

Е

Ы

Длина карандаша – 18..

Ширина стола – 6…

Высота телеграфного столба - 3…

Расстояние от города до посёлка - 15….

Толщина книги -30 …

а) Определи, сколько метров содержат:

     3 км = … м

     7 км = … м

     9 км = … м

б) Преврати метры в километры:

     2.000 м = … км

     4.000 м = … км

     8.000 м = … км

в) Превратите в метры:

     4 км 375 м = … м

     8 км 470 м = … м

     1 км 502 м = … м

г) Определи, сколько километров и метров содержат:

     3125 м = … км … м

     7808 м = … км … м

     2040 м = … км … м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Единицы измерения длины. Километр"

Дополнительный материал по математике при изучении единиц длинны. Километр....

Урок математики по теме: "Единица измерения длины - километр."

Цель урока: Открытие нового знания: единица измерения длины - километр....

Презентация по математике 4 класс Единицы измерения длины.Километр.

Презентация к конспекту урока по теме: "Единицы длины. Километр". Ознакомление детей с новой единицей измерения длины – километр...

Открытый урок по математике "Единица измерения длины - километр"

Конспект открытого урока по математике "Единица измерения длины - километр", по учебнику М.И.Моро, 4 класс...

Математика 4 класс. Единицы измерения длины. Километр.

4 класс. Тема: Единицы измерения длины. Километр....

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему «Единицы измерения длины. Километр»

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему  "Единицы измерения длины. Километр" по учебнику "Математика. 4 класс" М.И...