РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
методическая разработка по математике (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
______________________________________________
____________________________________
«Согласовано» Руководитель МО | «Согласовано» заместитель директора по УВР
| «Утверждаю» Директор
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПЛАТНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
НА _______________ УЧЕБНЫЙ ГОД
ДЛЯ 1 КЛАССА
ФИО педагога
Педагогический стаж
Квалификационная категория
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе
- примерной рабочей программы и авторской рабочей программы под редакцией Л. Г. Петерсон «Математика»
- Программа ориентирована на использование УМК «Перспектива»: Л.Г. Петерсон ,
- Учебники:
- «Математика» 1 класс в 3-х частях Ч.1-2-3 / Москва, Издательство «Бином» 2017.
Актуальностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
- решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в
неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание программы 1 класс
1. Исторические сведения о математике (4ч)
Что дала математика людям? Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.
2. Числа. Арифметические действия (7 ч)
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета). Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
3.В мире ребусов (6 ч)
Числовые головоломки. Заполнение судоку Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов.
4. Мир занимательных задач(8ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.
5. Геометрическая мозаика (8 ч)
Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Танграм.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Исторические сведения о математике. | ||||
Что дала математика людям? Как люди учились считать. | 1 | |||
Из истории линейки. Из истории цифры семь. | 1 | |||
Открытие нуля. | 1 | |||
Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах. | 1 | |||
Числа. Арифметические действия | ||||
Числа от 1 до 20. | 1 | |||
Числа от 1 до 20. | 1 | |||
Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приёмы устного счёта). | 1 | |||
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | 1 | |||
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось задуманное число. | 1 | |||
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 1 | |||
Числовые головоломки. | 1 | |||
Числовые головоломки. | 1 | |||
Заполнение судоку. | 1 | |||
Разгадывание математических ребусов. | 1 | |||
Разгадывание математических ребусов. | 1 | |||
Составление простейших математических ребусов. | 1 | |||
Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | |||
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. | 1 | |||
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. | 1 | |||
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. | 1 | |||
Задачи, имеющие несколько решений. | 1 | |||
Задачи на сообразительность. | 1 | |||
Задачи-шутки. | 1 | |||
Комбинаторные задачи. | 1 | |||
Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) : путешествие точки (на листе в клетку). | 1 | |||
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. | 1 | |||
Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | 1 | |||
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. | 1 | |||
Составление орнамента с использованием циркуля (по образцу). | 1 | |||
Час занимательной математики. | 1 |
Содержание программы 4 класс
- Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой.
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел.
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры.
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа.
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
- Мир задач ( 10 часов)
Задачи-шутки, задачи-загадки.
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца.
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
- Логические задачи. (11 часов)
Истинностные задачи.
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи.
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур.
Математические ребусы
- Упражнения на быстрый счет. (13 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
- Переливания.(3 часа)
- Математическая олимпиада. (15 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
- Итоговое занятие. КВН
Календарно -тематическое планирование занятий кружка
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата | Факт |
Царство математики ( 7 часов) | ||||
1 | О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. | 1 | ||
2 | Решение интересных задач. Веселая викторина. | 1 | ||
3 | Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | ||
4 | Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | ||
5 | Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» | 1 | ||
6 | Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел | 1 | ||
7 | Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. | 1 | ||
Мир задач ( 10 часов) | ||||
8 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи. | 1 | ||
9 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. | 1 | ||
10 | Задачи, решаемые с конца. Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? | 1 | ||
11 | Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. | 1 | ||
12 | Из истории дробей. | 1 | ||
13 | Старинная задача. Стая гусей. | 1 | ||
14 | Доли. Задача «О, Пифагор благородный». | 1 | ||
15 | Математический диктант. Задача на смекалку. «Два пастуха» | 1 | ||
16 | Игра «Минутка» | 1 | ||
17 | «Как готовилась к зиме попрыгунья-стрекоза» | 1 | ||
Логические задачи. (11 часов) | ||||
18 | Истинностные задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. | 1 | ||
19 | Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. | 1 | ||
20 | Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. | 1 | ||
21 | Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. | 1 | ||
22 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели» | 1 | ||
23-25 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | 3 | ||
26 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца | 1 | ||
27-28 | Математические ребусы | 2 | ||
Упражнения на быстрый счет. (13 часов) | ||||
29 | Вычисли наиболее удобным способом. | 1 | ||
30 | Игра «Лабиринт» | 1 | ||
31 | Умножение на 9 и на 11. | 1 | ||
32 | Игра «Океанариум» | 1 | ||
33 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | 1 | ||
34 | Расшифруйте слова. | 1 | ||
35 | Использование изменения порядка счета. | 1 | ||
36 | Переведи единицы длины и площади. | 1 | ||
37 | Сравни дроби с одинаковыми знаменателями. | 1 | ||
38 | Блицтурнир. | 1 | ||
39 | Игра «Эстафета» | 1 | ||
40 | Игра «Четвертый лишний» | 1 | ||
41 | Заполни пропуск. | 1 | ||
Математические олимпиады. (15 часов) | ||||
42 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | ||
43 | Подсчет геометрических фигур. | 1 | ||
44 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | ||
45 | Задачи на площади. | 1 | ||
46 | Задачи на разрезание. | 1 | ||
47 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | ||
48 | Задачи на раскрашивание. | 1 | ||
49 | Конкурс «Лучший математик» | 1 | ||
50 | Комбинаторка. Подсчет вариантов. | 1 | ||
51 | Конкурс «Знатоки математики» | 1 | ||
52 | Принцип Дирихле. | 1 | ||
53 | Арифметические ребусы. | 1 | ||
54 | Судоку. | 1 | ||
55 | Целые числа, делимость, остатки. | 1 | ||
56 | Пропущенные знаки действий. | 1 | ||
Переливания.(2 часа ) | ||||
57 | Задачи на переливание | 1 | ||
58 | Задачи на переливание | 1 | ||
59 | Выпуск математической газеты | 1 | ||
Задачи на все случаи движения (8 часов) | ||||
60 | Скорость сближения и скорость удаления. | 1 | ||
61 | Встречное движение. | 1 | ||
62 | Движение в противоположных направлениях. | 1 | ||
63 | Движение вдогонку | 1 | ||
64 | Движение с отставанием. | 1 | ||
65 | Одновременное движение. | 1 | ||
66 | Движение по течению реки. | 1 | ||
67 | Движение против течения реки. | 1 | ||
68 | Итоговое занятие. КВН | 1 | ||
Всего | 68 |
- В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов
должны знать:
- инварианты;
- правила решения ребусов;
- решения текстовых задач решаемых с конца.
должны уметь:
- решать ребусы;
- решать задачи на инварианты;
- задачи на взвешивания;
- решать задачи на логику;
- решать арифметические задачи;
- решать задачи на переливания
- решать задачи на движение.
- Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- решать задачи на разрезания и складывание фигур.
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
- извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
- уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
- приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
- повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка
Литература:
- Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
- Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-
математической литературы, 2006г.
- Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
- Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
- Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
- Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»
- В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/11/picture-677909-1605073440.jpg)
Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-683612-1444479307.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика»
Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» для 3 класса на 2015-2016 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993985-1515676810.jpg)
Программа. Дополнительное образование. "Занимательная математика".
Программа. Дополнительное образование. "Занимательная математика"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/04/picture-1041837-1528098163.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика"
Рабочая программа дополнительного образования по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/28/picture-569263-1440788975.jpg)
Программа внеурочного образования «Занимательная математика» 3 класс
Общеразвивающая программа внеурочного образования "Занимательная математика" 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/23/picture-8937.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию " Занимательная математика"
Данная программа для 2 класса....