РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
методическая разработка по математике (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
______________________________________________
____________________________________
«Согласовано» Руководитель МО | «Согласовано» заместитель директора по УВР
| «Утверждаю» Директор
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПЛАТНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
НА _______________ УЧЕБНЫЙ ГОД
ДЛЯ 1 КЛАССА
ФИО педагога
Педагогический стаж
Квалификационная категория
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе
- примерной рабочей программы и авторской рабочей программы под редакцией Л. Г. Петерсон «Математика»
- Программа ориентирована на использование УМК «Перспектива»: Л.Г. Петерсон ,
- Учебники:
- «Математика» 1 класс в 3-х частях Ч.1-2-3 / Москва, Издательство «Бином» 2017.
Актуальностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
- решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в
неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание программы 1 класс
1. Исторические сведения о математике (4ч)
Что дала математика людям? Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.
2. Числа. Арифметические действия (7 ч)
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета). Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
3.В мире ребусов (6 ч)
Числовые головоломки. Заполнение судоку Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов.
4. Мир занимательных задач(8ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.
5. Геометрическая мозаика (8 ч)
Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Танграм.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Исторические сведения о математике. | ||||
Что дала математика людям? Как люди учились считать. | 1 | |||
Из истории линейки. Из истории цифры семь. | 1 | |||
Открытие нуля. | 1 | |||
Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах. | 1 | |||
Числа. Арифметические действия | ||||
Числа от 1 до 20. | 1 | |||
Числа от 1 до 20. | 1 | |||
Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приёмы устного счёта). | 1 | |||
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | 1 | |||
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось задуманное число. | 1 | |||
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 1 | |||
Числовые головоломки. | 1 | |||
Числовые головоломки. | 1 | |||
Заполнение судоку. | 1 | |||
Разгадывание математических ребусов. | 1 | |||
Разгадывание математических ребусов. | 1 | |||
Составление простейших математических ребусов. | 1 | |||
Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | |||
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. | 1 | |||
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. | 1 | |||
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. | 1 | |||
Задачи, имеющие несколько решений. | 1 | |||
Задачи на сообразительность. | 1 | |||
Задачи-шутки. | 1 | |||
Комбинаторные задачи. | 1 | |||
Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) : путешествие точки (на листе в клетку). | 1 | |||
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. | 1 | |||
Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | 1 | |||
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. | 1 | |||
Составление орнамента с использованием циркуля (по образцу). | 1 | |||
Час занимательной математики. | 1 |
Содержание программы 4 класс
- Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой.
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел.
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры.
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа.
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
- Мир задач ( 10 часов)
Задачи-шутки, задачи-загадки.
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца.
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
- Логические задачи. (11 часов)
Истинностные задачи.
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи.
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур.
Математические ребусы
- Упражнения на быстрый счет. (13 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
- Переливания.(3 часа)
- Математическая олимпиада. (15 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
- Итоговое занятие. КВН
Календарно -тематическое планирование занятий кружка
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата | Факт |
Царство математики ( 7 часов) | ||||
1 | О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. | 1 | ||
2 | Решение интересных задач. Веселая викторина. | 1 | ||
3 | Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | ||
4 | Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | ||
5 | Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» | 1 | ||
6 | Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел | 1 | ||
7 | Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. | 1 | ||
Мир задач ( 10 часов) | ||||
8 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи. | 1 | ||
9 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. | 1 | ||
10 | Задачи, решаемые с конца. Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? | 1 | ||
11 | Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. | 1 | ||
12 | Из истории дробей. | 1 | ||
13 | Старинная задача. Стая гусей. | 1 | ||
14 | Доли. Задача «О, Пифагор благородный». | 1 | ||
15 | Математический диктант. Задача на смекалку. «Два пастуха» | 1 | ||
16 | Игра «Минутка» | 1 | ||
17 | «Как готовилась к зиме попрыгунья-стрекоза» | 1 | ||
Логические задачи. (11 часов) | ||||
18 | Истинностные задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. | 1 | ||
19 | Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. | 1 | ||
20 | Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. | 1 | ||
21 | Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. | 1 | ||
22 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели» | 1 | ||
23-25 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | 3 | ||
26 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца | 1 | ||
27-28 | Математические ребусы | 2 | ||
Упражнения на быстрый счет. (13 часов) | ||||
29 | Вычисли наиболее удобным способом. | 1 | ||
30 | Игра «Лабиринт» | 1 | ||
31 | Умножение на 9 и на 11. | 1 | ||
32 | Игра «Океанариум» | 1 | ||
33 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | 1 | ||
34 | Расшифруйте слова. | 1 | ||
35 | Использование изменения порядка счета. | 1 | ||
36 | Переведи единицы длины и площади. | 1 | ||
37 | Сравни дроби с одинаковыми знаменателями. | 1 | ||
38 | Блицтурнир. | 1 | ||
39 | Игра «Эстафета» | 1 | ||
40 | Игра «Четвертый лишний» | 1 | ||
41 | Заполни пропуск. | 1 | ||
Математические олимпиады. (15 часов) | ||||
42 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | ||
43 | Подсчет геометрических фигур. | 1 | ||
44 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | ||
45 | Задачи на площади. | 1 | ||
46 | Задачи на разрезание. | 1 | ||
47 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | ||
48 | Задачи на раскрашивание. | 1 | ||
49 | Конкурс «Лучший математик» | 1 | ||
50 | Комбинаторка. Подсчет вариантов. | 1 | ||
51 | Конкурс «Знатоки математики» | 1 | ||
52 | Принцип Дирихле. | 1 | ||
53 | Арифметические ребусы. | 1 | ||
54 | Судоку. | 1 | ||
55 | Целые числа, делимость, остатки. | 1 | ||
56 | Пропущенные знаки действий. | 1 | ||
Переливания.(2 часа ) | ||||
57 | Задачи на переливание | 1 | ||
58 | Задачи на переливание | 1 | ||
59 | Выпуск математической газеты | 1 | ||
Задачи на все случаи движения (8 часов) | ||||
60 | Скорость сближения и скорость удаления. | 1 | ||
61 | Встречное движение. | 1 | ||
62 | Движение в противоположных направлениях. | 1 | ||
63 | Движение вдогонку | 1 | ||
64 | Движение с отставанием. | 1 | ||
65 | Одновременное движение. | 1 | ||
66 | Движение по течению реки. | 1 | ||
67 | Движение против течения реки. | 1 | ||
68 | Итоговое занятие. КВН | 1 | ||
Всего | 68 |
- В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов
должны знать:
- инварианты;
- правила решения ребусов;
- решения текстовых задач решаемых с конца.
должны уметь:
- решать ребусы;
- решать задачи на инварианты;
- задачи на взвешивания;
- решать задачи на логику;
- решать арифметические задачи;
- решать задачи на переливания
- решать задачи на движение.
- Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- решать задачи на разрезания и складывание фигур.
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
- извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
- уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
- приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
- повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка
Литература:
- Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
- Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-
математической литературы, 2006г.
- Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
- Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
- Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
- Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»
- В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Занимательная математика" 3 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика»
Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» для 3 класса на 2015-2016 учебный год...
Программа. Дополнительное образование. "Занимательная математика".
Программа. Дополнительное образование. "Занимательная математика"....
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика"
Рабочая программа дополнительного образования по математике...
Программа внеурочного образования «Занимательная математика» 3 класс
Общеразвивающая программа внеурочного образования "Занимательная математика" 3 класс...
Рабочая программа по дополнительному образованию " Занимательная математика"
Данная программа для 2 класса....