Формирование учебной мотивации на уроках математики у обучающихся с ОВЗ
статья по математике (3 класс)

Нефедова Юлия Михайловна

Причины снижения учебной мотивации, уровни мотивации, от чего зависит положительная мотивация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации на уроках математики у обучающихся с ОВЗ

В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в начальной школе часто встречаются ученики, которые уже не хотят учиться на некоторых уроках. Они жалуются, что эти учебные предметы им неинтересны. Если у учащихся нет желания учиться, то и эффективность обучения будет очень низкой. Поэтому перед учителями, работающими с ребятами разного школьного возраста, остро стоит задача развития мотивации к учению. Повышение мотивации - это один из основных способов повысить эффективность педагогического процесса.

Учебная мотивация детей с ОВЗ снижена прежде всего из-за состояния здоровья. Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, влияют на процесс обучения и усвоения учебного материала.

А также причинами снижения учебной мотивации могу быть:

1.     Несформированность учебной деятельности школьника.

2.     Низкий уровень знаний учащегося.

3.     Умственное развитие ученика, задержка в развитии.

4.     Отношение ученика к учителю.

5.  Непонимание школьником цели учения.

6.  Неправильный отбор педагогом содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся.

7.  Невладение учителем современными методами обучения.

8.  Особенности личности учителя, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом.

9. Страх у учащихся перед школой. 

10. Отсутствие поддержки со стороны родителей.

Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Не для всех учащихся учение - это приобретение знаний и навыков. Для одних ребят – это возможность утвердиться в ученическом коллективе, для других - угодить родителям.

Условно выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких учеников есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают из-за отметок.

Второй уровень — хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Третий уровень — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие ученики испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо.

Низкий уровень учебной мотивации у учащихся с ОВЗ обусловлен тем, что дети испытывают серьёзные трудности при усвоении учебного материала по многим предметам, и один из них - математика. Ситуация неуспеха, продолжающаяся в течение продолжительного времени, порождает нежелание учиться.

Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики с интересом и желанием изучали его предмет. Каждый задаётся вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным, как заинтересовать ребят?

Для того чтобы математика не казалась моим ученика «сухим» предметом, в каждый урок я включаю различные интересные коррекционно-развивающие упражнения на развитие памяти, внимания, логического мышления. Они могут быть связаны с предметом (найти лишнее число или добавить недостающее, продолжить ряд чисел или фигур и т.д.), но могут и не иметь отношения к математике. Такие задания не только развивают у ребят высшие психические функции, но и очень им нравятся. За выполнение таких заданий я никогда не ставлю плохие отметки (только «пятёрки», если кто-то из учеников правильно выполнил особенно сложное задание), поэтому все ребята охотно выполняют их, не боясь допустить ошибки.

Для повышения интереса к своему предмету, также, я часто практикую проведение «уроков – путешествий» или «тематических» уроков математики. Это когда помимо математической темы задания урока объединены ещё какой-либо тематической линией. Создание положительной мотивации к учебной деятельности по учебному предмету во многом зависит от:

- понимания учащимися необходимости изучения данного учебного материала;

- понимания предложенного учебного материала;

- осознания ими связи между учебными задачами и практическими задачами;

- положительных эмоций, возникающих в процессе учебной деятельности и при достижении конечного результата.

Таким образом, с целью формирования полноценной учебной мотивации у школьников с ОВЗ необходима целенаправленная, специально организованная работа. Поэтому предлагаю следующие рекомендации по развитию учебной мотивации учащихся с ОВЗ:

1. Создавать на уроке комфортные психологические и организационные условия работы: атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, взаимоуважения.

2.Вооружать учащихся пониманием своей активной роли на уроке.

3. Включать формы изложения учебного материала с акцентом на занимательность, необычность, формы работы, вызывающие удивление, интерес у учащихся.

4. На каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая атмосферу успеха.

5. Выявлять индивидуальные особенности и способности учащихся, считать главной задачей умение дойти до каждого ученика.

6. Постоянно применять в своей деятельности средства и технологии обучения, способствующие развитию мотивации учения.

7. Самостоятельно знакомиться с опытом науки и практики по использованию приёмов мотивации учебной деятельности.

8. Развивать сотрудничество семьи и школы с целью формирования учебной мотивации детей.

Способствуют повышению учебной мотивации:

- дидактические игры (сюжетные, ролевые, пр.);

- наглядность;

- творческие работы по разным темам;

- участие в конкурсах;

- научно-исследовательская деятельность;

- проектная деятельность учащихся;

- внеклассные мероприятия;

- индивидуализация (учёт не только способностей, но и интересов);

- дифференциация (разноуровневые задания).

Использованная литература:

  1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1995
  2. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках

В данном тексте можно прочитать как я формирую учебные  мотивации у своих учащихся...

«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами информационно-коммуникационных технологий»

Бубликация по теме  "Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами ИКТ"...

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...

Использование личностно-ориентированного подхода в формировании учебной мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Формирование учебной мотивации  является одной из главных проблем современной школы. Сообщение отражает роль организованной коррекционной работы в сочетании с личностно-ориентированным подходом д...