Формирование учебной мотивации на уроках математики у обучающихся с ОВЗ
статья по математике (3 класс)
Причины снижения учебной мотивации, уровни мотивации, от чего зависит положительная мотивация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uchebnoy_motivatsii_na_urokah_matematiki_u_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебной мотивации на уроках математики у обучающихся с ОВЗ
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в начальной школе часто встречаются ученики, которые уже не хотят учиться на некоторых уроках. Они жалуются, что эти учебные предметы им неинтересны. Если у учащихся нет желания учиться, то и эффективность обучения будет очень низкой. Поэтому перед учителями, работающими с ребятами разного школьного возраста, остро стоит задача развития мотивации к учению. Повышение мотивации - это один из основных способов повысить эффективность педагогического процесса.
Учебная мотивация детей с ОВЗ снижена прежде всего из-за состояния здоровья. Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, влияют на процесс обучения и усвоения учебного материала.
А также причинами снижения учебной мотивации могу быть:
1. Несформированность учебной деятельности школьника.
2. Низкий уровень знаний учащегося.
3. Умственное развитие ученика, задержка в развитии.
4. Отношение ученика к учителю.
5. Непонимание школьником цели учения.
6. Неправильный отбор педагогом содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся.
7. Невладение учителем современными методами обучения.
8. Особенности личности учителя, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом.
9. Страх у учащихся перед школой.
10. Отсутствие поддержки со стороны родителей.
Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Не для всех учащихся учение - это приобретение знаний и навыков. Для одних ребят – это возможность утвердиться в ученическом коллективе, для других - угодить родителям.
Условно выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких учеников есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают из-за отметок.
Второй уровень — хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Третий уровень — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие ученики испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо.
Низкий уровень учебной мотивации у учащихся с ОВЗ обусловлен тем, что дети испытывают серьёзные трудности при усвоении учебного материала по многим предметам, и один из них - математика. Ситуация неуспеха, продолжающаяся в течение продолжительного времени, порождает нежелание учиться.
Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики с интересом и желанием изучали его предмет. Каждый задаётся вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным, как заинтересовать ребят?
Для того чтобы математика не казалась моим ученика «сухим» предметом, в каждый урок я включаю различные интересные коррекционно-развивающие упражнения на развитие памяти, внимания, логического мышления. Они могут быть связаны с предметом (найти лишнее число или добавить недостающее, продолжить ряд чисел или фигур и т.д.), но могут и не иметь отношения к математике. Такие задания не только развивают у ребят высшие психические функции, но и очень им нравятся. За выполнение таких заданий я никогда не ставлю плохие отметки (только «пятёрки», если кто-то из учеников правильно выполнил особенно сложное задание), поэтому все ребята охотно выполняют их, не боясь допустить ошибки.
Для повышения интереса к своему предмету, также, я часто практикую проведение «уроков – путешествий» или «тематических» уроков математики. Это когда помимо математической темы задания урока объединены ещё какой-либо тематической линией. Создание положительной мотивации к учебной деятельности по учебному предмету во многом зависит от:
- понимания учащимися необходимости изучения данного учебного материала;
- понимания предложенного учебного материала;
- осознания ими связи между учебными задачами и практическими задачами;
- положительных эмоций, возникающих в процессе учебной деятельности и при достижении конечного результата.
Таким образом, с целью формирования полноценной учебной мотивации у школьников с ОВЗ необходима целенаправленная, специально организованная работа. Поэтому предлагаю следующие рекомендации по развитию учебной мотивации учащихся с ОВЗ:
1. Создавать на уроке комфортные психологические и организационные условия работы: атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, взаимоуважения.
2.Вооружать учащихся пониманием своей активной роли на уроке.
3. Включать формы изложения учебного материала с акцентом на занимательность, необычность, формы работы, вызывающие удивление, интерес у учащихся.
4. На каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая атмосферу успеха.
5. Выявлять индивидуальные особенности и способности учащихся, считать главной задачей умение дойти до каждого ученика.
6. Постоянно применять в своей деятельности средства и технологии обучения, способствующие развитию мотивации учения.
7. Самостоятельно знакомиться с опытом науки и практики по использованию приёмов мотивации учебной деятельности.
8. Развивать сотрудничество семьи и школы с целью формирования учебной мотивации детей.
Способствуют повышению учебной мотивации:
- дидактические игры (сюжетные, ролевые, пр.);
- наглядность;
- творческие работы по разным темам;
- участие в конкурсах;
- научно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность учащихся;
- внеклассные мероприятия;
- индивидуализация (учёт не только способностей, но и интересов);
- дифференциация (разноуровневые задания).
Использованная литература:
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1995
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации на уроках
В данном тексте можно прочитать как я формирую учебные мотивации у своих учащихся...
«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами информационно-коммуникационных технологий»
Бубликация по теме "Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами ИКТ"...
«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)
В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...
«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)
В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...
Использование личностно-ориентированного подхода в формировании учебной мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Формирование учебной мотивации является одной из главных проблем современной школы. Сообщение отражает роль организованной коррекционной работы в сочетании с личностно-ориентированным подходом д...
Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год...
Методическая копилка интересных приемов к индивидуальной теме по самообразованию: «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения"
Методическая копилка интересных приемов формирования учебной мотивации...