Тренинг "Пойми! Послушай и услышь!"
методическая разработка
Цель тренинга: обучение родителей современным навыкам взаимодействия с детьми, позволяющим повысить самооценку ребенка и создать в семье атмосферу уважения и любви.
Задачи тренинга:
- расширить свой родительский взгляд на особенности детского поведения;
- научиться определять истинные потребности ребенка;
- научиться слушать и слышать ребенка, получить практический опыт таких отношений;
- договариваться с ребенком, достигая взаимного согласия и удовлетворения;
- управлять своими эмоциями, влиять на ребенка легко, без негатива и насилия;
- помочь научиться ребенку выходить из сложных ситуаций, ощущая свою уверенность и ответственность;
- научиться быть спокойным, успешным родителем, умеющим устанавливать близкие искренние отношения, не взирая на занятость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка методического продукта для родителей обучающихся (лиц их заменяющих) с учетом выявленных проблем развития и образования детей младшего школьного возраста.
Тренинг "Пойми! Послушай и услышь!"
Актуальность: Растить ребенка...Одновременно радостный и сложный процесс, когда вопросы «что делать?» и «кто виноват?» возникают как никогда часто. Искать виноватого неприятно, да и неэффективно, а вот найти ответ на вопрос «что делать?» может иметь практический смысл, тем более, что от этого решения часто зависит спокойствие и согласие в семье. Можно перечитать разнообразную литературу по воспитанию ребенка, получить дружеский совет от собратьев-родителей или пообщаться на данную тему в сети, а можно в легкой доступной форме, в доверительной обстановке тренинга учиться справляться с трудностями этого процесса, обретая уверенность и удовлетворение от понимания того, что имеешь действенные навыки влияния и взаимодействия с ребенком. Практический опыт и знания особенно необходимы, когда общаешься с современным ребенком, требования и ожидания которого активно формируются в интенсивном потоке информации, с раннего детства обрушивающимся на него. А методы воспитания из арсенала предыдущих поколений порой перестают себя оправдывать, и появляется необходимость найти особый индивидуальный подход к своему уникальному чаду.
Данный тренинг для родителей - это вдохновляющая программа, с помощью которой Вы лучше поймете своего ребенка, особенности его характера, научитесь устанавливать с ним близкие доверительные отношения, выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, получите психологические навыки воспитания ответственного и самостоятельного ребенка, любящего мир и себя.
Цель тренинга: обучение родителей современным навыкам взаимодействия с детьми, позволяющим повысить самооценку ребенка и создать в семье атмосферу уважения и любви.
Задачи тренинга:
- расширить свой родительский взгляд на особенности детского поведения;
- научиться определять истинные потребности ребенка;
- научиться слушать и слышать ребенка, получить практический опыт таких отношений;
- договариваться с ребенком, достигая взаимного согласия и удовлетворения;
- управлять своими эмоциями, влиять на ребенка легко, без негатива и насилия;
- помочь научиться ребенку выходить из сложных ситуаций, ощущая свою уверенность и ответственность;
- научиться быть спокойным, успешным родителем, умеющим устанавливать близкие искренние отношения, не взирая на занятость.
- упражнение Приветствие.
По кругу приветствуем друг друга называя имя и прилагательное на первую букву имени.
- Упражнение. «Мой ребенок похож на…»
Изобразить на рисунке свое отношение к ребенку или ассоциировать его с чем то.
- Упражнение Коллективный счет (разогревающая психотехника)
Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально). Во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что, не договариваясь, начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.
4.Упражнение К.У.Б.О.У.
Цель: развитие чувства эмпатии, умение объяснить друг другу, при помощи невербальных средств общения.
Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется.
Рефлексия: 1.Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? Почему?
2.Что помогало вам?
3.Что вам мешало?
Притча
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать".
5. Упражнение «Печатная машинка»
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
6.Упражнение «Леопольд»
Цель: развить умение находить подход к людям.
Материалы: карточки с кличками котов.
Ход упражнения
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.
7. Упражнение «Рекламный ролик»
Инструкция:
- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике.
Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Рефлексия
Составление дерева впечатлений.
Круг прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему:«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Предлагается ключевой материал беседы перед открытым уроком-собранием....
КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ УСЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
· Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки....
Послушайте меня, родители!
Серия статей о речевой готовности ребёнка к школе.Материал адресован родителям будущих первоклассников.Статья первая "Послушайте меня, родители"....
Услышать сердце человека классный час
Классный час посвещен толерантности, доброму отношению к окружающим людям....
Услышать сердце человека
«Услышать сердце человека». Знакомство с нравственными понятиями: воспитанность, такт, милосердие....
Представь и услышишь. Рисование сказочных деревьев
Урок направлен на развитие творческого воображения детей...
Сказка про кораблик, который не послушался маму.
В одной тихой бухточке жил-был маленький кораблик со своей мамой. Каждое утро маленький кораблик отправлялся на прогулку. Он плыл мимо маяка, мимо одинокой скалы, за жемчужный остров...