«Задача»
методическая разработка по математике (1 класс)
Образовательные: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения.
Развивающие: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике.
Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта по математике | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 24.11.2021г.
Предмет: математика
Класс 1
Учитель: Галаова Мадина Геннадьевна
Количество учащихся в классе: 8
Присутствовали на уроке: 7
Тема | «Задача» |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Цели урока: |
|
Задачи: | Образовательные: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения. Развивающие: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике. Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
|
Оборудование: | компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально. |
Образовательные ресурсы: | учебник, рабочая тетрадь, учебное наглядные пособия «состав числа 10», составные части задачи, учебно-методическое пособие |
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. | – Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать. – Покажем нашим гостям, как мы умеем работать? – Хорошо всегда считаем? – Все заданья выполняем? – На уроке мы будем работать под таким эпиграфом: “Повторять да учить – ум точить”. Для чего мы приходим в школу? – Как вы понимаете эти слова?– А сейчас мы проверим, как вы точите свой ум. Конец «рефлексия» физминутка «Пингвины» | Слушают учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей Вместе (Да, да, да!) (Да, да, да!) (Нет, нет, нет!) (Если мы будем постоянно повторять и учить, то наши знания будут увеличиваться, мы станем умнее.) | Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. |
II. Актуализация знаний. | Мы попали в гости к т. Сове, она любит рассказывать нам обо все, вместе с нами учиться решать задачи и «точить ум» будут Мудрая черепаха и муравей Вопросник. 1. Устный счет. На доске представлены задачи в стихах. (ответы на задачи записываем в рабочие тетради) – Математический диктант. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ. (Слайды 2, 3, 4, 5)
– А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5, 7.) (Слайд 6) 2. Повторение состава числа 10. (карточки – проверка в паре) – Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему? (1-й ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3. 2-й ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.) – В гости к нам пришли и наши друзья Катя, Вова и Петя. И они принесли нам подарки – это воздушные шары. (Появляются сначала друзья, потом воздушные шары) (Слайды 7, 8) – Сосчитайте, сколько всего шаров принесли нам ребята? 5 и 5; – Итак, состав, какого числа мы с вами повторили? 3. Пальчиковая гимнастика (состав числа 10)
- Какие линии вы видите? - На какие группы их можно разделить? - Сколько здесь незамкнутых ломаных линий? - Как измерить длину ломаной? - Сколько здесь многоугольников? - Назовите и покажите их? | Высказывают своё мнение, делают предположения. Находят закономерность, объясняют её. Отвечают на вопросы Объясняют выбор действия. Рассуждают и отвечают на вопросы 6 предметов 10 зайчишек 5 щенков 7 груш (5, 6, 7, 10) – по форме 5 и 5; (Первое число увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1) (Ломаные) Замкнутые и не замкнутые) (многоугольники). (две) (нужно измерить длину каждого отрезка и сложить получившиеся результаты) (три) Доска | Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. Познавательные УУД: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему - Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
III. Самоопределение к деятельности | - Что мы повторили в ходе устных упражнений? - Какое упражнение помогло повторить то, что нам известно о геометрических фигурах? | Знание геометрических фигур; состав числа 10 | |
IV. Физминутка | Посмотрите на полянке мы увидели красивые цветы. --- Как они называются? На каждом лепестке пример, если ответ получается число чётное хлопаем в ладоши, если нечётное - топаем. Продолжим наш отдых на полянке: Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть. | Выполнение упражнений детьми | |
V. Формулирование темы урока. |
– Послушайте и сравните два текста. (Слайд 10) “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Сколько ромашек выросло на лесной полянке?” “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Красивые были цветы?” – Чем похожи и чем отличаются эти текста? – Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а в какой – в азбуке, или другой книге по чтению? – Как в математике называется этот текст? 2. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока: Задача. Знакомство с составной задачей (Слайд 11) Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче. | (Похожи содержанием, отличаются вопросами.) (Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.) (Задача.) | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. |
VI. Работа над новым материалом на доске и в рабочих тетрадях. | К нам в гости пришли зайцы. У них случилась беда. Давайте им поможем. Как вы думаете, а что могло случиться? Какое сейчас время года на дворе? (зима, самое страшное зимой для зверей – голод, вот и заячьей семье нужно помочь) Задача Мама зайчиха принесла 5 больших морковок, а маленьких на 2 больше. Сколько всего морковок принесла мама зайчиха? Составляем план решения задачи. Краткая запись. - О ком задача? (записываем) – о зайчихе, которая принесла большую и маленькую морковь. - Сколько было больших морковок? - Что сказано о маленьких морковках? - Как это показать в условии задачи? - Прочитаем вопрос задачи. Сколько вопросов? Чтобы ответить на второй вопрос мы должны в условии задачи поставить большую квадратную скобочку. И знак вопроса. Запись решения задачи по действиям (можем ли мы сразу ответить на главный вопрос?) Такие задачи в которых нельзя сразу ответить на главный вопрос и решить одним действием, называются составными. (составные задачи бывают в два, три и более действий). Мы будем решать такие задачи на протяжении всей начальной школы. Физминутка «Части задачи» (покажите условие, вопрос, решение, ответ) | больше, меньше, равно, ответ задачи» | |
VII. Закрепление изученного материала. | – Катя, Вова и Петя составили свои задачи. Давайте прочитаем, какие задачи составили ребята. Задание: кто правильно составил текст задачи. (Слайд 12) 1. Кто правильно составил текст задачи? Петя: Сколько карандашей у Димы? 1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения. – Внимательно ли ты слушал товарища? Итог: – Из каких двух частей состоит текст задачи? (Слайд 13) – Значит, текст задачи состоит из условия и вопроса, так почему этот текст не является задачей? “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая незабудка. 2. Составление задачи по картинке. (Слайд 14) – Ребята, наши друзья очень просят вас показать, как вы умеете составлять задачи. Итак, задание: составить задачи по картинке. – Молодцы, вы придумали очень хорошие задачи. Заяц + морковь – Петя и Вова вас внимательно слушали и составили такую задачу, давайте ее прочитаем. (Слайд 15) “У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов?” – Докажите, что это задача. 3. Найди схему к этой задаче. У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов? – Петя просит вас разбить схемы на две группы. Как бы вы их разбили? (Слайды 16, 17) В обратных задачах говорится об одних и тех же предметах у них одинаковые данные. Но известное и неизвестное меняется местами. – Ребята, как вы поступите в такой ситуации: “Мама дала вам целую горстку конфет, что вы сделаете?” Тоже сделал и Ежик. (Слайд 18) У Ежика было7 грибов. Он отдал Белочке 2 гриба. Сколько грибов осталось у Ежика? – Задание: выбери правильное решение. 4. Выбери правильное выражение Вова: 7 – 3 = 3 | ( Из условия и вопроса.) (То, что известно в задаче.) (То, что надо найти.) (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления.) Чтение задач по слайдам (1-й ученик. У Димы 6 синих шариков и 4 красных. Сколько всего шаров у Димы? 2-й ученик. Мама купила 10 шаров. 4 из них красные, а остальные – синие. Сколько синих шаров купила мама? 3-й ученик. У клоуна 4 красных шарика и 6 синих. На сколько больше синих шариков у клоуна, чем красных?) (Схемы, где целое и схемы, где ищем часть; взаимно обратные (3), одна лишняя.) (Чтение задачи.) Высказывания ребят Обоснуй свой выбор | Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: Умение распознавать задачу. |
VIII. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа. | 1. Закончи предложение. – Какую тему мы сегодня изучали на уроке? 2. Задачи-ловушки. Есть задачи с лишними данными или с нереальными условиями. Эти задачки называются задачи-ловушки. У этих задач нет решения. Чтобы правильно ответить, надо быть очень внимательным. (Слайд 20)
| Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Анализируют, формулируют конечный результат своей работы. | Коммуникативные УУД: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы ( работы в паре), распределять функции в группе (паре)при выполнении заданий. Регулятивные УУД: принимают учебную задачу. Познавательные УУД: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение. Коммуникативные УУД: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость(неудовлетворённость) своей работой. |
Рефлексия. | 3. Рефлексия. (Слайд 21) Использование «Светофора» – Кто помнит, какой эпиграф у нас сегодня на уроке? Что он обозначает? - Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора». | Самооценка учащихся | Регулятивные УУД: -оценивать свою работу - оцениваем работу соседа в паре |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задача. Решение задач.
Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)
Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....
Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)
Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...
Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 8.созда...
Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»
Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа) ...
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...