«Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».
план-конспект урока по математике (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matemat.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.
Математика: Учебник 4 класс, 1 часть, стр. 68-69
Тема: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».
Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме;
Задачи:
познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме, совершенствовать вычислительные навыки (устные, письменные).
Тип урока: открытие новых знаний
Основные образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданиями), наглядное пособие (плакат)
I. Организационный момент.
– Ребята, начнем урок. Будьте внимательны, сосредоточенны. Откроем тетради.
– Запишем число, классная работа.
II. Актуализация знаний. Устный счёт.
Предлагаю выполнить задания:
1.Медведь может прожить 50 лет. Лошадь – 30 лет, заяц – 10 лет. Объясните, что показывают выражения:
30 : 10; 50 – 30; 50 – 10;30 – 10; 50:10
2.. Если известно, что линейка стоит в 2 раза дороже карандаша, что можно сказать о цене карандаша по сравнению с линейкой
3.Ствол дуба толще, чем ствол сосны, а. ствол сосны толще, чем ствол берёзы. Ствол какого дерева толще всех?
Индивидуальная работа по карточкам
Найди:
-Число, если его третья доля равна23;
- Число, если его восьмая доля равна 80;
-Пятую долю числа250;
-Четыре шестых доли числа24;
-Три десятых доличисла300.
III. Самоопределение к деятельности
Задача №1 Нарисуйте семь кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?
Задача№2 Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете треугольников?
Проверка: два человека у доски с ошибкой.
- Согласны ли вы?
- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему? (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говориться только о кружках, а просят найти количество треугольников.)
- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников? (если кружков семь и их на два больше, значит треугольников на два меньше, мы находим меньшее число)
- Какая же задача сформулирована в прямой форме? (1) Почему?
- А что можно сказать про вторую задачу? Почему? (она хитрая, сформулированная в косвенной форме)
- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче? (Надо понимать, какое число находим: большее или меньшее.)
Сообщение темы и цели урока. Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме.
IV. Работа над новым материалом.
Работа по учебнику.
№ 319 (с. 68).
Прочитайте задачу 1. И решите ее устно.
- В нашем доме 9 этажей, а в соседнем на 3 этажа больше. Сколько этажей в соседнем доме?
Решение: 9 + 3=12 (эт.).
Ответ: в соседнем доме 12 этажей.
В данной задаче нужно было найти большее число.
- Прочитайте вторую задачу.
В соседнем доме 12 этажей. В нём на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?
- Ребята, задачи первая и вторая одинаковые? В чем различие?
(Вторая задача сформулирована в косвенной форме.)
Если в первом больше, то во втором – меньше.
Один из учеников записывает краткое условие задачи.
V Физминутка.
VI Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
1.№320 (с. 68).
- Прочитайте задачи.
- Каким действием решается задача 1? (Сложением. Брат младше сестры на 3 года, значит, сестра старше на 3 года. )
2) - Каким действием решается задача 2? (Вычитанием. Папа старше мамы на 3 года, значит, мама младше на 3 года)
Взаимопроверка
2) Работа в группах.
1 группа: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.
Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
Задача, сформулированная в косвенной форме: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
2 группа: Из предложенных задач выберите задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив краткую запись.
Задача №1 В первых классах учатся девяносто два ученика, а во вторых классах на шестнадцать учеников больше. Сколько учеников во вторых классах?
Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на сорок штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
Задача №3 В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше. Сколько страниц в сборнике стихов?
3 группа: Пользуясь математическим текстом, составьте вопрос к задаче в косвенной форме, сделайте краткую запись и решите её.
Математический текст: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше.
Алгоритм составления задач в косвенной форме.
1. Прочитать задачу.
2. Выделить ключевые слова.
3. Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.
4.Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.
5. Выбрать действие.
6. Решить задачу.
7. Записать ответ
Проверка:- Прочитайте задание и решение.
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику.№321(с. 68).
Самостоятельное решение по вариантам. Самопроверка по образцу
VIII. Рефлексия
Работа по учебнику №322 с.68
Разбор решения задач совместно с учителем
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Самостоятельная запись решения. Два ученика работают у доски
-Почему мы решали эти задачи разными действиями, если вопросы в обеих задачах были одинаковыми? (задача 1 на увеличение числа на несколько единиц, задача 2 на уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».
IХ. Подведение итогов урока
- Какая тема нашего урока?
-На что необходимо обращать внимание при решении задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме
(Необходимо обращать внимание-большее или меньшее число нужно найти)
-Оцените свою работу на уроке
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математике на тему: "Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме"
Тема: «Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме»Цель: познакомить учащихся с новым видом задачЗнать: взаимосвязь цена - кол-во – стоимостьПонимат...
Карточка для проверки решения задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз / на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Данный материал поможет ученикам 3 классов отработать умение решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз / на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц....
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.
Открытый урок на тему: "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме"...
Технологическая карта урока по математике по теме «Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме» (4 класс), УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной формеЗадачи урокаДидактические:1) Позн...
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме;
Конспект урока математики в 4 классе "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме"...
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме;
Конспект урока математики в 4 классе "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме"...