Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Колесникова Татьяна Алексеевна

Открытый урок на тему: "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_17.01.2022.docx39.04 КБ
Файл matematika_17.01_wecompress.com_.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике.

Тема урока: Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

Предмет: математика.

Урок разработан для учащихся 4 «В» класса

Ключевые слова: задача в косвенной форме.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Задачи: познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;

совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построить рассуждения, овладеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение и аргументировать точку зрения; использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

I этап. Организационный момент.

Создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

Проверка готовности к уроку.

-Ребята, пока я шла в школу, мне передали письмо от Ивана Царевича. Давайте откроем его и прочтем?

«Ребятки вы милые, я самый несчастный царевич на свете. Мою любимую заколдовал злой Кощей. Наши картины висели рядом. Мы каждый день смотрели друг на друга, разговаривали. А теперь передо мной висят какие-то цифры. От изображения моей Василисушки остались одни бумажки с цифрами. Я ходил за советом ко многим волшебникам и чародеям, но никто мне не смог помочь. Лишь один старец сказал: «Иди Иванушка, в школу №4 им. Л. И. Золотухиной, в 4 В класс. Там учатся очень умные и сообразительные ребята. Они тебе помогут Василису расколдовать. А ещё старец сказал, что это не просто цифры на картине, а ответы к примерам и задачам».

- Ребята, Иван Царевич с этой картины обратился к вам за помощью.

Все правильные ответы записаны на картине. Вычислив и получив правильные ответы, мы будем расколдовывать каждый фрагмент картины.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

К - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

2

II этап

Вызов. Актуализация опорных знаний

Создать условия для актуализации знаний учащихся.

-Урок мы начнём с устного счета.

Нам необходимо решить цепочки и найти заколдованное число для того, чтобы расколдовать первый фрагмент картины..https://fsd.videouroki.net/html/2020/05/20/v_5ec560ad50be1/99753606_1.jpegПока мы с вами будем решать цепочку, некоторым ребятам я раздала карточки повышенной сложности. Их задача решить правильно цепочки и найти последнее число, чтобы расколдовать еще один фрагмент картины.

Карточки повышенной сложности.

https://fsd.videouroki.net/html/2020/05/20/v_5ec560ad50be1/99753606_2.jpeghttps://fsd.videouroki.net/html/2020/05/20/v_5ec560ad50be1/99753606_3.png

Посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 51?

Итак, первый фрагмент картины мы с вами расколдовали.

Математический диктант.

Следующее задание математический диктант. Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.

а) Уменьши число 600 на 300; (300)

б) Увеличьте число 400 на 460; (860)

в) Найдите сумму чисел 560 и 240; (800)

г) Найдите разность чисел 270 и 90; (180)

д) Найдите произведение чисел 100 и 3. (300)

-Обменялись тетрадями, проводим взаимопроверку.

- Проверим, какие ответы у вас получились (ответы с обратной стороны доски).

- Найдите самое большое число.

- Посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 860?

Итак, следующий фрагмент картины мы с вами расколдовали.

 Погладили себя по голове те, кто справился со всеми заданиями. Подняли палец вверх те, кто хорошо справился с заданиями, но допустил несколько ошибок. Посмотрели в окно те, кто не доработал и кому нужно еще немного подготовится.

Решают цепочки.

-Есть.

Ответ: 410,10, 510, 51.

Ответ: 900,30, 150, 75, 21.

Два ученика выполняют самостоятельно с обратной стороны доски.

Обучающиеся меняются тетрадями и производят взаимопроверку.

-Это 860.

-Да, есть.

П - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков;

К - контроль, коррекция, оценка действий партнера

3

III этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Письмо по секрету.

-Еще одно послание приготовил для нас Иван Царевиц.

-Как называется это послание?

-На каком уроке мы с вами знакомились с подобными заданиями?

-Давайте с вами разгадаем послание от Ивана Царевича, может быть он подготовил для нас какую-то подсказку?

даЗача в нойкосвен мефор.

-Ура! Разгадав послание мы с вами расколдовали ещё один фрагмент картинки!

-А теперь подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

-Зная тему урока поставим перед собой цель нашего сегодняшнего урока.

-С помощью флажков-помощников давайте определим задачи нашего урока?

Флажок «Познакомимся».

Флажок «Узнаем».

Флажок «Научимся».

-Анаграмма.

-На уроке русского языка.

Разгадывают послание (Задача в косвенной форме)

-Решение задач в косвенной форме.

-Познакомиться с решением задач в косвенной форме.

-Познакомимся с задачами в косвенной форме.

- Узнаем, как решать задачи в косвенной форме.

- Научимся решать задачи в косвенной форме.

П - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р - постановка учебной задачи

4

IV этап. Первичное закрепление

Косвенными называются задачи, в которых два числа относятся к одному и тому же объекту. Используются слова “это”, “их”, “больше”, “меньше”.

Вот пример такой задачи.

Задача №1

Василиса любит два вида тортов: “Наполеон” и “Медовый”. “Наполеон” стоит 17 рублей. Это на 5 рублей больше, чем “Медовый”. Сколько стоит торт “Медовый”?

Рассуждаем:

Обратим внимание на слово “это”. Оно относится к стоимости торта “Наполеон”, который, по условию задачи, стоит 17 рублей.

17 рублей за “Наполеон” - это на 5 рублей больше, чем за торт “Медовый”. Следовательно, стоимость “Медового” на 5 рублей меньше, чем стоимость “Наполеона”.

Чтобы найти, сколько стоит торт “Медовый”, надо от 17 рублей за “Наполеон” отнять 5.

17 - 5 = 12 (рублей) - стоимость торта “Медовый”.

Ответ:  12 рублей.

Отлично! Мы с вами открыли еще один фрагмент картины.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Один ученик у доски.

П - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Р - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

5

V этап. Физминутка

Снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Я называю цифры, вы внимательно слушаете и выполняете. На 3 прыгаем, на 4 хлопаем, на 5 топаем.

Выполняют физминутку.

Р-организация внимания и самоконтроля

6

VI этап. Обобщение и систематизация знаний.

 А теперь поработаем по учебнику.

Открыли стр. 84, №381

- Прочитайте задачу.

-Какой хлеб привезли?

-Что известно о белом хлебе?

-Что нужно узнать в задаче?

- Что нужно знать, чтобы сказать, сколько черного и белого хлеба привезли вместе?

- Мы знаем, сколько привели черного хлеба?

-Какие слова помогут ответить на этот вопрос?

-Мы знаем, сколько привезли белого хлеба?

-Сделайте краткую запись и решите задачу.

Белый – 150 кг

Черный - ?, в 2 р.<

Решение:

1.        150: 2 = 75 (кг) – привезли черного хлеба;

2.        150+75 = 225 (кг).

Ответ: всего в столовую привезли 225 кг хлеба.

Есть ли такой ответ на нашей картине?

        Снимаем фрагмент.    

Ребята, вы молодцы. Посмотрите, мы сняли заклятье с картины.

- Иван – царевич и Василиса говорят нам огромное спасибо.

Читают задачу.

-Чёрный и белый.

-Его привезли150 кг, его в 2 раза больше, чем черного.

-Сколько всего хлеба привезли.

-Сколько привезли черного хлеба и сколько привезли белого хлеба.

-Нет.

-белого привезли150 кг, его в 2раза больше. Значит, черного привезли в 2 раза меньше.

-Да, 150 кг.

Один ученик работает у доски.

П - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

7

VII этап. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Подведение итога урока, самооценивание по данной теме.

Подведение итоги урока с помощью флажков-помощников («Познакомились», «узнали», «научились»).

У вас на партах лежат смайлики без улыбки. Давайте проведем самооценку своей деятельности на уроке и дорисуем улыбку нашим смайликам.

Запись домашнего задания.

Подводят итоги урока.

Дают самооценку своей деятельности.

Записывают домашнее задание.

Р - оценивание качества и уровня усвоения материала

С целью зафиксировать полученные знания и умения, затруднения, которые остались, и способы их преодоления, считаю целесообразно выполнить самостоятельную работу в виде домашнего задания. Оценить собственную деятельность на уроке; дать качественную оценку всего класса поможет проведенная на уроке рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

51 12 860 255 2 1 ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики на тему" Решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц в косвенной форме"

Урок математики на тему" Решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц в косвенной форме"...

«Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».

Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; Задачи: познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа ...

Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме." (УМК Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с решен...

Технологическая карта урока по математике по теме «Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме» (4 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной формеЗадачи урокаДидактические:1) Позн...

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме;

Конспект урока математики в 4 классе "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме"...

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме;

Конспект урока математики в 4 классе "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме"...