Открытый урок по математике УМК "Гармония" 1 класс "Дециметр и миллиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Дергунова Ирина Валентиновна

Урок "открытия" нового знания с применением технологий проблемно-диалогического обучения и оценивания образовательных достижений обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как измеряли в старину

Слайд 2

Как измеряли в старину

Слайд 3

Проверь себя 36мм  3см 9мм 36мм  39мм 9см 6мм  69мм 96мм  69мм

Слайд 4

Чем измерим? А) муравья Б) кошку В) мышку

Слайд 5

Самая мелкая единица измерения А) см Б) мм В) дм

Слайд 6

Что мельче дм, но крупнее мм? А) см Б) дм В) мм

Слайд 7

Запиши верное равенство а) 10см = 1мм б) 10мм = 1см в) 1дм = 10мм г) 10см = 1дм А)

Слайд 8

Проверь себя А ) мм Б) мм А) см Б ) 10мм = 1см Б ) дм Г ) 10см = 1дм В ) см



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ»

Тема

Дециметр и миллиметр.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Используемая технология

Технология проблемно-диалогического  обучения, технология оценивания образовательных достижений обучащихся

Цель

Создать условия для знакомства с единицами измерения длины  «дециметр», «миллиметр»; установить соотношения1дм=10см, 1см=10мм; развивать знакомство с измерительным прибором – линейкой, цикулем; научить преобразовывать единицы длины, измерять предметы с помощью новых единиц; развивать вычислительные навыки, кругозор, глазомер, логическое мышление, память, внимание, математическую речь.

Планируемый результат

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

(Регулятивные УУД).

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

(Коммуникативные УУД).

- Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию

(Познавательные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- Уметь использовать в речи названия единиц длины: метр, дециметр, сантиметр.

- Уметь сравнивать разные единицы длины.

- Знать соотношение между единицами измерения длины.

Основные понятия

Длина. Единицы измерения – дециметр, миллиметр. Соотношения между единицами измерения длины.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- Учебник Н. Б. Истомина.Математика: 1 класс. Ч. 2.  Смоленск, «Ассоциация XXI век».

- тетрадь

- проектор,  экран, компьютер, конверты с цветными полосками бумаги длиной 1 дм и 1 дм, поделёнными на сантиметры, карточки со словами «дециметр», «сантиметр», «миллиметр» разные линейки, презентация, листы самооценки.

Методы и формы обучения

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.  

Сценарий урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

- Добрый день, ребята!

-Поверните голову друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов  на уроке.

-А теперь повторим правила работы на уроке.

-Посмотри……и ты увидишь,

-Послушай …. и ты узнаешь,

- Сделай……и ты научишься.

Слушать, смотреть, делать – вот залог успешной работы на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя и одноклассников

Учащиеся  повторяют правила работы на уроке.

ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование;

учебно – познавательная мотивация.

Этап актуализации и пробного учеб.действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

  1. -Откройте тетради. Подпишите число.
  2. Подпишите свой лист самооценки. (Приложение1)
  3. -А начнем мы с вами с небольшого
  4. математического диктанта. Записываем только ответы. (Один ученик работает за закрытой доской)
  5. -На дереве сидело 9 воробьёв.5 улетели. Сколько осталось? Запишите ответ.

-Увеличьте это число на 4. Запишите ответ.

-Число, которое получилось, уменьшите на число дней в неделе. Запишите ответ.

– Запишите сумму полученного результата с наибольшим однозначным числом.

  1. - Проверка:

4, 8, 1, 10.

- Назовите лишнее число. Почему оно лишнее?

- Что можете сказать о двух последних числах?

Эти числа  сегодня будут нашими помощниками на уроке.

Оцените  свою работу в листе самооценки (№ 1)

Учащиеся самостоятельно записывают ответы на вопросы.

4

8

1

10

Сверяют свои ответы с ответами ученика на доске.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.(10 – двузначное число, 1 – наименьшее однозначное)

Оценивают свою работу в

листе самооценки

ЛУУД: сохранение мотивации к учению.

РУУД:  волевая саморегуляция, самоконтроль, самооценка

ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

Этап выявления места и причины затруднения

Постановка проблемы. Формулирование темы и целей урока

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

  1. 1. Работа в парах:

- Сейчас я  попрошу вас поработать совместно с соседом, выбрав одно из двух заданий на карточках разных цветов (№ 1 - измеритьширину вашей парты, № 2 - рост Дюймовочки на карточках, используя свою линейку)

- Что у вас получилось?  Заслушаем  результаты каждой группы.(Результаты не совпадают)

2. Проблема

- Почему получились разные ответы, ведь одни из вас измеряли одну и ту же ширину парты, а другие рост одинаковых Дюймовочек?

- Что необходимо сделать, чтобы ответ был одинаковым? (измерить с помощью одинаковой линейки: большой линейки для измерения ширины парты или маленькой для роста Дюймовочки)

- Как вы думаете, а удобно ли измерять большие или очень маленькие размеры сантиметром?

(нет, это очень долго или невозможно)

- Как быть?  Что необходимо, чтобы измерить такие большие отрезки длины? (новая более крупная единица длины и новая более мелкая).

3. Формулирование темы урока:

- Назовите тему нашего урока!

НОВЫЕЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

- Формулирование целей урока,

Познакомиться….

Научиться…..

Запомнить….

(Познакомиться с  новой единицей длины – ДЕЦИМЕТРОМ иМИЛЛИМЕТРОМ

Научиться измерять длины в  ДЕЦИМЕТРАХ, МИЛЛИМЕТРАХ.

Запомнить соотношения между единицами длины)

С

Дети выбирают одну из двух вариантов карточек

Дети измеряют либо ширину парт различными линейками, либо рост Дюймовочки на картинке

Дети зачитывают результаты измерений.

Дети предполагают: слишком большое или слишком малое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах ширину парты, получается очень большое число, если же рост Дюймовочки, то одних единиц измерения -сантиметров -недостаточно .

Учащиеся отвечают на вопросы

Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют тему урока с помощью учителя.

Предполагают цели урока: как называются и как обозначатся новые единицы  измерения длины; как они соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новых  единиц измерения длины

ЛУУД: мотивация на достижение цели познания.

РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.

ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

1. Знакомство с новыми единицамиизмерения-дециметром и миллиметром.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми единицами измерения длины –дециметром и миллиметром.

2. Историческая справка.

В Древней Руси в качестве единицы измерения применялась пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев), вершок (2 верхние фаланги пальца)Демонстрация плакатов.(Слайд №1)(Приложение 2)

- Удобны ли были эти мерки? Попробуйте вместе со мной пядями измерить ширину парты.

- Подумайте, почему? (Так как нельзя точно измерить что-либо с помощью разных мерок, потому что руки у людей разные)

Так родилась новая единица измерения крупнее сантиметра –дециметр 1 дм

3.Практическая работа.

-У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с их помощью ширину парты (6дм). Проверим, что у вас получилось.

- Почему результаты совпали?

Оцените свою работу в листе самооценки   (№ 2)

- Возьмите полоску длиной 1 дм. Приложите к своей линейке.Из каких мерок он состоит? Сколько их?

На  доске появляется запись: 1 дм=10 см

4. Запись вывода в тетрадь.

- Давайте проверим наш вывод  с выводом в учебнике. Найдите нужный рисунок на странице 72 с новой меркой дециметр

- Чтение вывода по учебнику на стр. 72.

1дм = 10см

5. Знакомство с новой единицей измерения-миллиметром

 - На с. 70  учебника 2 ящерицы. Одинаковая ли их длина? Какими инструментами мы можем воспользоваться?(циркулем, линейкой)

- Что можно определить, используя циркуль?

- Можно ли точно определить длину ящериц, пользуясь сантиметром?

- Какова же точная их длина? (9 см и 5мелких мерок, другая 8 см и 7 мелких мерок)

6. Историческая справка.

Демонстрация плакатов. (Слайд 2)(Приложение 2)

- В прежние времена использовали дюйм – длину первого фаланга пальца.

- Как вы думаете, измерения этой меркой будут точными, одинаковыми? Попробуйте проверить предположение, как это сделать?

- Какая нужна мерка, чтобы результат был одинаков?

- Люди придумали такую одинаковую мерку. Самая мелкая мерка на линейке – миллиметр

- Сколько мелких делений содержит 1 см? Посмотрите на линейку, посчитайте

6. Запись вывода в тетрадь.

1см=10мм

- Сделайте вывод, чем являются см, дм и мм

- Давайте проверим наши выводы с выводом в учебнике

- Какие предметы удобно измерять с помощью этих мерок– дециметр и миллиметр?

Учащиеся заслушивают историческую справку

Учащиеся измеряют, сообщают результаты. Они снова разные

Учащиеся измеряют, сообщают результаты. Они одинаковые

Дети делают вывод, что одинаковый результат получился потому, что мерки одинаковые

Учащиеся оценивают свою работу в листе самооценки

Учащиеся называют, из каких мерок состоит дм. Измеряют полоски цветной бумаги, рассматривают и сравнивают их с полосками, поделёнными на сантиметры. Записывают это соотношение

Проводят и проверяют свои измерения циркулем и линейкой, отмечают, что циркулем можно сравнить длину, определить же точную длину можно с помощью линейки с самыми мелкими мерками.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Предполагают, что это неточные измерения, сравнивают длины своих фаланг.

Дети делают вывод, что мерка должна быть одинаковой

Учащиеся считают миллиметры, записывают соотношение

Находят в учебнике вывод по новой теме. Делают вывод, что самостоятельно открыли новое знание.

Дети приводят собственные примеры

ЛУУД: учебно-познавательная мотивация.

РУУД: самооценка, самоконтроль.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное высказывание в устной речи.

Физкульт-

минутка

- Какие современные единицы длины мы с вами теперь знаем?

-  Какая из них самая маленькая? Самая большая?

Учитель называет вразнобой разные единицы длины.

- Дм или 10 см–руки вверх

- См или 10 мм– руки вперёд

- Мм – наклон вниз

Учащиеся показывают движения

РУУД: волеваясаморегуляция, внимание

Этап первичного закрепления с проговаривани-

ем во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Организует фронтальную  работу учащихся с  заданием в учебнике. (стр.72, № 188)  с целью  закрепления материала.

Ставит цель работы с заданиями учебника.

- Прочтите задание. Подумайте, как еговыполнить?

- В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины  из крупных в мелкие и наоборот,  

- Запишите равенства  в тетрадь. (Один из учеников работает на закрытой доске)

1см = 10мм            1дм = 10см

3см = 30мм            5дм = 50мм

3см 2мм = 32мм   2дм 4см = 24мм

Проверка ответов с результатами на доске.

Оцените свою работу в листе самооценки  (№ 3)

Самостоятельно читают задание учебника: анализируют,какие знания необходимы для его выполнения, записывают равенства.

Проверяют свои результаты с ответами на доске

Взаимодействуют с учеником и учителем во время проверки.

Оценивают свою работу в

листе самооценки

РУУД: волеваясаморегуляция, взаимоконтроль.

ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.

ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

- Часто требуется сравнить величины. Выполним задание № 193 на стр. 74. В чём сложность? Как.по-вашему это можно сделать?

(Разные единицы измерения, их нужно перевести)

На доске две записи.

Задания под цифрой 1) и 2) выполняют вместе с объяснением вслух:

6см 2мм < 6см 9мм (так как)

     62мм < 69мм

72мм = 7см 2мм (так как)

72мм = 72мм

Задания под цифрами 3) и 4) делают самостоятельно

Проверка по эталону( Презентация Слайд 3)

-У кого всё правильно?

У кого есть ошибки?

В каком месте ошибки?

В чём причина?

Исправьте ошибки.

Оцените свою работу  в листе самооценки (№ 4)

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

.

Учащиеся работают самостоятельно со второй парой выражений.

Сравнивают свою работу с эталоном.  Исправляют, если есть ошибки.

Оценивают свою работу в

листе самооценки

РУУД: волевая саморегуляция, самоконтроль, самооценка.

ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.

ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

- Ну а теперь давайте все же измерим ширину нашейпарты, рост Дюймовочкии длину ящериц более точно, выразив их в разных единицах измерения. ( Ученики измеряют и записывают на доске)

5дм = 50см

25мм = 2см 5мм.

9см 5мм = 95мм

87мм = 8см 7мм

- Выполните тест.

(слайд № 4, 5, 6)

Ответы запишите в тетрадь

1. Какой величиной удобно измерить?

а) муравья

б) кошку

в) мышку

2. Что является самой маленькой единицей измерения длины?

а) сантиметр

б) дециметр

в) миллиметр  

3. Какая единица измерения крупнее миллиметра, но мельче дециметра?

а) дециметр

б) миллиметр

в) сантиметр

4. Запишите верные соотношения

а) 10см = 1мм

б) 10мм = 1см

в) 1дм = 10мм  

г) 10см = 1дм

Посмотрите ключ. (Слайд 6)

Оцените свою работу на листе самооценки. (№ 5)

С помощью равенства 1дм=10см и 1см=10мм выражают ширину парты  в см и с помощью линейки с точностью до мм измеряют рост Дюймовочки, длину ящерок и делают запись на доске, переводят в другие единицы, записывают в тетрадь

Записывают ответы по столбикам

- Сравнивают свою работу с правильным решением, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль, самооценку.

ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия;

структурирование знаний;

ЛУУД: самоконтроль, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

- С какой темой работали?

Что узнали? Чему научились?

Я узнал….

Я научился….

Я запомнил….

- Подводим итоги урока. Посчитайте количество + (правильных ответов)

Если плюсы стоят за все задания, то работа выполнена на отлично. Ну а если их меньше,значит нам стоит задуматься, что мы чего-то не поняли, не дослушали, отвлекались.

- Спасибо за работу!

Совместно с учителем подводят итог урока. Вспоминают тему, цели урока, делают вывод о достижении цели урока, актуализируют «открытые»  знания.

Оценивают свою работу на уроке с помощью листа самооценки. Формулируют, собственное мнение и позицию. Аргументируют самооценку

Адекватно воспринимают мнение учителя.  

ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности.

КУУД: формулирование и аргументация своего мнения


Приложение №1  

Лист самооценки

          __________________________________________________________________

Ф.И. __________________________________________________________________

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Сколько всего +

«+» - выполнил задание правильно

                        

        (зелёный круг)        - задание понятно

        ((жёлтый круг)        - задание требует размышлений

        (красный круг)        - задание трудно

Приложение №2                                                                

C:\Users\Татьяна Б\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\локоть.jpghttps://tapoc.trbo.yandex.net/tapoc_secure_proxy/9f9ac554d6fd842580fbe1ad5009aae6?url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fmatematika%2FRusskie-mery-dliny%2F0014-010-Vershok.png

                                                                                        

                                                                                 

https://tapoc.trbo.yandex.net/tapoc_secure_proxy/f1930c9edd2995c8eb94607daa10b995?url=https%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F232%2F76836%2F1%2Fhello_html_19743c5f.png                                                                                                        

https://tapoc.trbo.yandex.net/tapoc_secure_proxy/acf3dbca4f1c40a4b1058a1024fbf401?url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fup%2Fdatas%2F107971%2F005.jpg        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....

Открытый урок "Почему математику поставили в угол".День открытых дверей.

Урок математики в 2 классе по теме:"Почему математику поставили в углу (угол, виды углов)" Цель:познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла&r...

Открытый урок по математике УМК "Гармония" 1 класс "Дециметр и миллиметр"

Урок "открытия" нового знания с использованием технологий проблемно-диалогического обучения и оценивания образовательных достижений учащихся....