Конспект урока по математике тема: "Деление с остатком" (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
3 класс УМК «Школа России»
Тема урока : «Деление с остатком»
Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком, закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
С помощью практических упражнений научить обучающихся производить
деление с остатком; Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
2.Развивающие: Развивать познавательную активность, интерес к предмету; умение рассуждать и делать вывод; Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение.
3.Воспитательные:Воспитывать коммуникативные качества, Наблюдательность и любознательность, Развивать познавательную активность, формировать навыки работы в парах и группах.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, действие самоконтроля и самопроверки, развитие рефлексивных навыков;
Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества, умение работать в паре, в группе, умение оформлять свои мысли в устной форме, учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
Познавательные: ориентироваться в материале учебника, умение работать с информацией, умение составлять вопросы по пройденному материалу, выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью математических записей, умение находить границу области «знания» и «незнания», видеть область применения полученных знаний при решении практических задач.
Личностные: понимание значения математических знаний в собственной жизни и деятельности людей, укрепление интереса к изучению математики, формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; учебной мотивации.
ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Оборудование: Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро. Школа России.
Ход урока
I . Организационный момент.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа.
Посмотрите, друг на другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроенияи удачи. (Минутка создания настроения).! В добрый путь за знаниями!
Сегодня урок необычный, мы отправимся в небольшое путешествие по станциям.
II . Актуализация опорных знаний.
Но любая в математике работа,
Не обходится без устного счёта.
Итак, первая станция – «Разминка».
1.Устный счёт
-Игра «Молчанка» (сигнальные карточки)
(проверка таблицы умножения)
2. Веселые задачи (устно).
- На майках 15 спортсменов нашиты их порядковые номера. Каких номеров больше: четных или нечетных? (Нечетных.)
- Имеется кусок веревки длиной 8 м. Как, не пользуясь метром, отрезать 6 м? (Разделить пополам и получившуюся половинку — еще пополам.)
- Летела стая тетеревов, села в роще на деревья. По двое сядут — одно дерево лишнее. По одному сядут — один тетерев лишний. Сколько деревьев и тетеревов? (4 тетерева, 3 дерева.)
3. Найдите лишнее выражение: (работа в парах)
14 : 7 18 : 4
56 : 4 72 : 6
64 : 2 30 : 5
Почему нельзя разделить 18:4 ?
Как вы думаете, можем мы решить эту проблему?
На пути у нас остановка! Это не конец путешествия, а начало решения проблемы!
3. Открытие новых знаний.
Мы отправляемся на станцию «Проблемкино». Пока мы едем, попробуем решить такую задачу.
III . Открытие новых знаний.
- На тарелке лежало 10 яблок. Как разделить яблоки 3 детям поровну?
Работа над задачей.
-Давайте рассуждать.
- Сколько было яблок? (10 яблок было)
- Сколько было детей? (3 ребёнка)
- Что нужно сделать по условию задачи? (яблоки нужно разделить поровну, 10 разделить на 3)
( К доске вызвать 3 человека )
- Разделите яблоки поровну.
- Сколько яблок досталось каждому ребёнку? ( Каждому ребёнку досталось по 3 яблока)
- Сколько яблок на тарелке? (на тарелке осталось 1 яблоко)
В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:
10: 3 = 3 (ост. 1)
(учитель проговаривает)
-Сколько разделили без остатка? (9) Почему? (делится по таблице умножения)
-Что важно знать при делении? (таблицу ×)
-Так сколько раз по 3 содержится в 10? (3 ост. 1)
- Запишите решение этой задачи к себе в тетрадь.
- 10 : 3 = 3 (ост. 1) Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.
- Сравните остаток и делитель? (остаток меньше делителя)
- Какой можно сделать вывод? (Мы разделили число 10 на 3, у нас получилось 3, осталось 1.)
- Кто знает, как называется действие, которое мы сейчас выполнили? (Деление с остатком.)
- Назовите делимое. (10.)
- Назовите делитель. (3.)
- Назовите частное. (3.)
- Что такое 1? (Остаток.)
При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют частным, второе – остатком.
Сформулируйте тему и задачи урока.
Тема урока – деление чисел с остатком.
Давайте решим с объяснением сейчас выражение: 18 : 4 (объясняет ученик)
18 : 4 = 4 (ост.2)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
-Прочитайте на с. 26, как разделить 17 на 3.
-Как называются компоненты действия в таких примерах?
-Прочитайте равенство на математическом языке.
-Правильные ли выводы вы сделали?
-Устное выполнение. № 1 (с. 26).
Решение упражнений на формирование навыка выполнения действия деления.
Итак, мы на станции «Проблемкино». Будем закреплять новые знания.
Учебник - №2 (с. 26).
— Рассмотрите первый пример.
— Какое самое большое число до 7 делится на 3 без остатка? (6)
— Сколько получится, если 6 разделить на 3? (2)
— Сколько останется? (1)
На доске примеры, решите с объяснением.
28 : 5 = 52 : 8 =
25 : 6 = 76 : 9 =
38 : 6 = 25 : 7 =
Какое правило при делении с остатком мы должны всегда помнить?
При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.. (хором)
Но прежде, чем приступим к таким ответственным действиям, позволим себе отдохнуть.
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала.
Сейчас отправляемся на станцию «Проверялкино».
1.Учебник - №3 (с. 26) решить самостоятельно по вариантам
- Прочитайте задачу.
- Как удобнее оформить краткую запись? (С помощью таблицы.)
- Что обозначают числа 54, 90, 72? (Общее число листов.)
- Что обозначает число 3? (Количество тетрадей.)
- Что надо узнать в задаче? (Сколько таких тетрадей получится из 90 листов, из 72 листов.)
- Что сказано о количестве листов в 1 тетради? (Одинаковое.)
Количество листов в 1тетради | Количество тетрадей | Общее количество листов |
? л. Одинаковое | 3 т. | 54 л. |
? т. | 90 л. | |
? т. | 72 л. |
- А теперь поработайте в парах, подумайте, как решается задача, и решите её самостоятельно по вариантам.
Проверка: 2 ученика работают за доской, затем объясняют решение задачи.
1 - вариант
1). 54:3=18(л.)- в одной тетради.
2). 90:18= 5(т.)
Ответ: 5 тетрадей получится из 90 листов бумаги.
2 - вариант
1). 54:3=18(л.)- в одной тетради.
2). 72:18=4(т.)
Ответ: 4 тетради получится из 72 листов.
2.Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 81 (с. 31).
(Работа в парах. Проверка )
№82 (с. 31).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Вот мы и прибыли на станцию «Итоговая».
VI Подведение итогов, рефлексия.
С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке? (Решали примеры и задачи на деление с остатком)
Верно ли мое утверждение :( если верно один хлопок, если неверно топают)
- Все примеры на деление имеют остаток.
- Некоторые примеры на деление имеют остаток.
- Иногда остаток меньше делителя.
- Всегда остаток меньше делителя.
- Каждый остаток находим вычитанием.
- Кто хорошо понял тему и может объяснить ее товарищам?
- Какие задания на уроке вам больше всего понравилось выполнять?
Подведём сейчас итог,
Что пошло ребятам впрок.
5 вопросов у меня,
Отвечайте-ка, друзья.
Каждый пальчик разомнем.
Рефлексию проведем.
Поднимите, пожалуйста, одну руку (показываю)
Оценка урока по «Методу пяти пальцев».
М (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (остаток меньше делителя)
Б (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)
С (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?
У (указательный) – Кому я сегодня помог?
Б (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)
Показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:
- Вот сколько добрых дел мы сегодня сделали!
-Понравился ли вам урок? Почему?
Домашнее задание:
Учебник: № 4, 5 (с. 26).
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по математике. Тема: Деление с остатком.
учебник МОРО "Математика 3 класс", в 2-х частях.Тема урока: деление с остатком...
Технологическая карта урока/ Предмет: математика Тема: «Деление с остатком»
ФИО учителя: Лашина Анна НиколаевнаКласс: 4 УМК «Гармония»Предмет: математикаТема: «Деление с остатком»Тип урока: урок открытия нов...
Конспект урока по математике. Тема "Деление нуля на число"
ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ДЕЛЕНИЕМ НУЛЯ НА ЧИСЛО....
Конспект урока по математике. Тема: "Деление многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое равно нулю" (3 класс)
Конспект урока по математикиТема: «Деление многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое равно нулю ».Цели деятельности учителя: формирование умения дел...
Конспект урока по математике. Тема: "Деление на 3" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умножения.Планируемые результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 3;у...
Конспект урока по математике. Тема: «Деление на 10,100,1000», 3 класс
Конспект урока по математике...
3 класс. Конспект урока по математике Тема: Деление с остатком. Решение задач.
Проблемы формирования функциональной грамотности очень актуальна, т.к грамотность позволяет формировать целостное видение мира, избегая дробления знаний. Формируя мат...