Учитель | Солдатова Н.Л, учитель МБОУ «Белоярская СШ» с. Белый Яр Алтайского района Республики Хакасия |
Класс | 2 |
Тема | «Задачи, обратные данной» |
Цель деятельности учителя | Научить решать задачи данного вида, установить связи между прямой и обратной задачей; формировать умение анализировать и решать задачи; вырабатывать и совершенствовать вычислительные навыки. |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь узнавать, составлять и решать обратные задачи. Метапредметные : Личностные УУД: - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - представление значения математических знаний в жизни человека; - проявление стремления внести максимальный личный вклад в совместную деятельность; - самоуважение и самооценка. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - дифференцировать известное и неизвестное; -совместно с учителем и одноклассниками давать адекватную оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - находить необходимую информацию; - определять и формулировать проблему; - осуществлять логические операции; -строить небольшие математические высказывания; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - контролировать, корректировать действия партнёра в соответствии с ситуацией; - работать в паре, группе; выполнять различные роли. |
Методы и формы обучения | Технологии: - Личностно - ориентированная технология
- Технология критического мышления
- Здоровьесберегающая технология
- Технология оценки
- Технология создания успеха на уроке
- ИКТ- технология
Mетоды: - Словесный
- Наглядный
- Практический
- Метод самоконтроля и самооценки
- Метод самостоятельной деятельности учащихся
.Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная и групповая |
Межпредметные связи | Окружающий мир, 2 класс Тема «Про воду», «Наши реки» |
Дидактические средства | - Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. в 2 ч.[М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – М.: Просвещение,2021г. - Листы самооценки; - Карточки для работы в паре, группе; - Схемы для составления кратких записей к задачам. |
Оборудование | - Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор - Электронная презентация. |
Этапы урока | Деятельность учителя/содержание урока | Деятельность учащихся | Формы работы | Формируемые умения (УУД) |
- 1.Организационный момент
| Приветствует учитель учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце, Что ребята в нашем классе Все, конечно, молодцы! - Проверим готовность к уроку. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.
| Фронтальная, индивидуальная | Р –планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
| Организуется коммуникативная деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Указывает объект наблюдения, включает учащихся в обсуждение.
- Ребята, отгадайте загадку. Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля… Это - русское раздолье, Это русская земля! Вижу горы – исполины, Вижу рек и моря – Это русские картины, Это Родина моя.
- Вам уже знакомы строки поэта Феодосия Савинова? - Большинство городов и селений нашей родины разместились по рекам. Где вода – там и жизнь! Нет воды – нет жизни. - Нам предстоит путешествие по одой из крупнейших рек земного шара. - А о какой реке идет речь, вы поймете, выполнив задание у вас на карточках. Расположите числа в порядке увеличения. 72 | 100 | 31 | 88 | 63 | 59 | 10 | 47 | 54 | 95 | И | Й | Е | С | Н | Е | Р | К | А | Е |
(РЕКА Енисей)
- Откройте тетради, проведём каллиграфическую минутку. У вас в тетрадях есть показы цифры 2. - Что может означать это число? (ответы учащихся) - Цифра 2 означает, что река Енисей занимает второе место в России. Продолжите до конца строки. 2 2 2… - Какая цифра записана ниже? Цифра 7? - А что означает это число? (ответы детей: семь дней в неделе и т.д) - Среди рек земного шара река Енисей занимает 7 место. Запишите до конца строку 7 7 7 … - Дайте характеристику числу 2 (число 2 стоит на втором месте в натуральном ряду чисел, предыдущее – 1, следующее – 3. Число 2 – четное) - Дайте характеристику числу 7 (число 7 стоит на седьмом месте в натуральном ряду чисел, предыдущее – 6, следующее – 8. Число 7 – нечетное) - Используя эти цифры, запишите двузначные числа. Сколько можно их составить? (27, 72, 22, 77) - Чем похожи эти числа? (Двузначные. Для записи использовались одинаковые цифры) - Чем различны эти числа? (27 и 72 различны единичным составом. В числе 27, 2 десятка 7 единиц, а в числе 72, 7 десятков и 2 единицы) - Расставьте знаки больше, меньше. 27 < 72, 27 > 22, 77 > 27.
|
Отгадывают загадку
Слушают учителя
Работают в паре
Пишут в тетрадях.
Отвечают на вопросы.
Участвуют в обсуждении.
| Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | Л – мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Р – дифференцировать известное и неизвестное
|
3. Актуализация ЗУН
4.Постановка темы и учебных задач урока | Формулирует задание. Организует деятельность учащихся. Учитель показывает карточку с числом 100.
- Запишите еще одно число. - А кто, ребята, может назвать его? - Чем оно отличается от предыдущих? (это число трехзначное) - А что же обозначает это число? Например, то, что в нашей реке водится более 100 видов рыб. Начиная от малюсенького пискарика и заканчивая огромным тайменем. - Итак, еще одна цель нашего урока, путешествуя по реке, узнать о рыбах Енисея. Рыбы очень различны по весу, по длине. Длина рыб в разных величинах. Преобразование величин: 6 см = _______мм 2 м = ________дм 2 дм 8 см = ________см 10 дм = ________м 48 см = ________дм см.
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, формулирует цель урока.
- Ребята, мы сейчас с вами работали с какими величинами? (Длина) Какие знания вам помогли справиться с этим заданием? (Знания соотношений между данными величинами) - Ребята, а теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова – понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача) - Скажите, что вы знаете о задаче? - Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ) - Зачем мы выполняли эти задания? Как вы думаете? Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (решать задачи) - Тема урока: Обратные задачи. (на доске) - А обратные задачи, это какие? - Сформулируйте учебную задачу на урок. | Участвуют в обсуждении.
Выполняют преобразования величин с подробным комментарием.
Формулируют тему и цель урока.
| Коллективная, фронтальная, индивидуальная | П - формулировать высказывания, используя математические понятия
Р - выполнять учебное задание в соответствии с правилом
|
5. Изучение нового материала
| Указывает объект наблюдения. Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение. Организует самостоятельную деятельность учащихся. - Давайте распланируем нашу работу на уроке: План: 1. Исследовать новое. - Сделать открытие.
- Закрепить.
- Работа по учебнику (стр. 26 №1). Коллективное обсуждение задач.
- Это одна и та же задача? О чем говорится в задачах? В чем сходство и отличие? (задачи на карточках у ребят, схемы краткой записи ля заполнения учащимися) - Прочитайте первую задачу. О чем говорится в задаче? (не знаем сколько рублей) - На карточки самостоятельно впишите данные, которые известны и неизвестны в задаче.(Читают и проверяют задачу по краткой записи) - Ребята, решите самостоятельно задачу. Блокнот – 6р.}10р. Карандаш - ? р.
Организует коллективную взаимопроверку
- Коллективная взаимопроверка.
- Прочитайте вторую задачу. О чем говорится в задаче? - Похожа ли задача на предыдущую? Чем отличается от нее? - Запишите кратко условие. - Решите задачу. Блокнот - ?р.}10р. Карандаш – 4р. - Коллективная взаимопроверка.
- Что вы можете сказать о решениях этих задач? - Пожалуйста, прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? - Что нужно узнать? Запишите краткую запись. Блокнот - ? р.}10р. Карандаш – 4р. - Самостоятельно решите третью задачу. - Коллективная взаимопроверка.
- Что можно сказать, глядя на условие этих трех задач? (Они похожи) - Что одинаково? (Числа, данные) - Чем отличаются? (Действиями) (1 +, 2 -, 3 -) - Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой). - Да, это обратные задачи. - Как мы записали с вами задачи? (краткой записью), а можно их оформить в виде схематического рисунка. - Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи) - Узнали? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их) (еще узнали, что задачу можно оформлять краткой записью и сделать схематический рисунок) |
Самостоятельно работают с выражениями в тетрадях.
Представляют результаты самостоятельной работы.
| Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Л – мотивация к обучению П - извлекать нужную информацию при работе с учебником К - формулировать высказывания, используя математические понятия П - понимать информацию, представленную в схематичной форме Р - выполнять учебное задание в соответствии с правилом П - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы
|
6. Физминутка | Организует проведение физминутки. «Рыбка» Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р - выполнять учебное задание в соответствии с правилом
Л – мотивация к обучению |
7. Первичное закрепление нового материала | Указывает объект наблюдения. Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение. Организует творческую работу учащихся в группах. Работа в группах. Составление обратных задач, используя дополнительный материал предоставленный учителем про реку Енисей. - Отчёт групп о проделанной работе.
- Составить синквейн о реке Енисей (Енисей Могучая река. В реке плавает 100 видов рыб. Я горжусь своей страной с могучей рекой )
| Выполняют творческое задание в группах Представляют результаты творческой работы в группах Составляют задачи по данным предоставленным учителем Составляют синквейн | Групповая работа | Л - внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка К- сотрудничать друг с другом П - использовать приобретенные знания в творческой деятельности. |
8. Итог урока
| Задает вопросы о теме и задачах урока. Проводит заключительную беседу.
- Какая цель была поставлена в начале урока? (узнать, что такое обратные задачи) - Что нового вы узнали на уроке? - Какие задачи называются обратными?
| Подводят итог урока. Выявляют новые знания. Знакомятся с новой информацией.
| Фронтальная, индивидуальная | К - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учитель организует рефлексию.
И – Интересное (Что было самым интересным?) Т – Трудное (Что было самым трудным?) О – Особенное (Что было особенным для вас?) Г – Главное (Что было самым главным?) - Давайте оценим свои достижения.
Урок полезен, все понятно. | | Мне кое-что чуть-чуть неясно. | | Еще придется потрудиться. | | Да, трудно все-таки учиться! | |
- Заполните таблицу. Поставьте + рядом с | Высказывают свои впечатления от урока.
Работают с листами самооценки, оценивают себя по таблице | Фронтальная, индивидуальная | К - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Р - адекватно оценивать свои достижения |
10. Домашнее задание | Учитель проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
- Стр. 26, геометрическая задача №3
- Дополнительно: краткое сообщение о реке Енисей (самая маленькая рыбка пойманная в реке, самая большая (кг, г, длина рыбы); какова самая большая глубина и ширина реки в метрах)
| Слушают инструктаж. | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимать и сохранять учебную задачу |