Разработка занятия по развитию функциональной математической грамотности учащихся «Ремонт кабинета».
план-конспект занятия по математике (4 класс)
Показать групповую работу учащихся с заданиями для развития функциональной грамотности на уроках математики; познакомить с педагогическим опытом применения заданий по математической грамотности при подготовке к проведению ВПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по развитию функциональной математической грамотности учащихся «Ремонт кабинета».
Цели: показать групповую работу учащихся с заданиями для развития функциональной грамотности на уроках математики;
познакомить с педагогическим опытом применения заданий по математической грамотности при подготовке к проведению ВПР и международного исследования PISA.
Задачи:
формирование у учащихся общих учебных умений и навыков:
рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему надо научиться для решения поставленной задачи?
поисковые умения: умение самостоятельно выдвигать идеи, доставать недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезу, составлять причинно-следственные связи;
навыки сотрудничества: умение коллективно планировать работу взаимодействовать друг с другом в группе;
коммуникативные умения: умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение идти на компромисс;
Форма проведения: практическое групповое занятие для учащихся 4 классов. Оборудование: мультимедийный проектор, листы с задачами, маркеры.
Ход занятия.
1. Орг. момент
Учитель: Сегодня мы с вами находимся в кабинете математики. Здесь всегда чисто и аккуратно, но со временем даже стены изнашиваются и приходит время ремонта. Чтобы организовать хороший ремонт и не потратить лишних денег нужно уметь вести правильны расчёты строительных работ. Сегодня мы с вами все будем работать в расчётных отделах. Работаем в группах. Каждая группа в конце занятия предоставит свои расчёты по ремонту.
2. Беседа о строительных профессиях
А сейчас давайте начнём с домашнего задания. Представитель каждой команды расскажет о строительной профессии.
1) маляр- штукатур
2) плотник
3) отделочник
4) дизайнер интерьеров
3. Постановка целей.
Перед каждой командой стоит задача: рассчитать, в какую сумму обойдется школе ремонт кабинета математики. Нам необходимо рассчитать стоимость и количество разных материалов, общую сумму затрат и подобрать самый выгодный вариант. Давайте подумаем, какие формулы и знания нам потребуются?
1) устная фронтальная работа
1.Мне потребуется покрасить стену. Какие измерения нужны? (длина и ширина)
2.Как узнать площадь стены? (S = a *b), а если стена квадратная?
3. Нужно заменить плинтуса. Какие измерения потребуются?
4. Как называется сумма длин всех сторон прямоугольника?
5.Как найти периметр? (P = (a+b) * 2)
6.Как найти периметр квадрата?
2) работа в группах (устная, с заполнением общей таблицы)
Формулы вспомнили, а теперь выполним следующее задания: Соотнесите данные левого и правого столбца, заполнив таблицу. (выполняют в каждой группе отдельно, затем сдают, проверяем на экране)
А) Найдите периметр прямоугольника со сторонами 6см и 8см. | 1) 4 дм |
Б) Найдите площадь квадрата со стороной 9 м. | 2) 9 м² |
В) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 м и 8 см. | 3) 81 м² |
Г) Площадь прямоугольника 56 дм². Найдите ширину этого прямоугольника, если его длина 14 дм. | 4) 28 см |
Д) Периметр квадратной песочницы 12 м. Найдите площадь этой песочницы | 5) 4800 см² |
Е) Сумма двух сторон квадрата 16 дм. Найдите площадь квадрата. | 6) 64 дм² |
7) 144 м² | |
8) 48 м² |
Ответ :
А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | 3 | 5 | 1 | 2 | 6 |
3) работа в группах (заполнение пропусков в тексте)
С понятиями цена, количество, стоимость мы с вами сталкиваемся ежедневно, совершая покупки. Вспомните эти понятия и формулы, заполнив пропуски в тексте.
_________________ – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.
___________________– это число которое показывает сколько куплено единиц товара.
____________________ – это количество денег затраченных на всю покупку.
Правило 1
Чтобы найти стоимость(С) нужно___________________ умножить на ____________________
Правило 2
Чтобы найти количество (К), нужно________________ разделить на ________________
Правило 3
Чтобы найти цену (Ц), нужно _______________ разделить на ___________________
ОТВЕТ:
Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.
Количество (К) –это число которое показывает сколько куплено единиц товара.
Стоимость (С) – это количество денег, затраченных на всю покупку.
Правило 1
Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на количество:
С = Ц · К
Правило 2
Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену:
К = С : Ц
Правило 3
Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество:
Ц = С : К
Физкульт минутка
4. Практическая работа в группах
Напомню: перед нами стоит задача: рассчитать, в какую сумму обойдется школе ремонт. Нам необходимо рассчитать стоимость и количество разных материалов, общую сумму затрат и подобрать самый выгодный вариант. Задания вы выполняете в группах. У нас есть старшие консультанты (учащиеся 10 класса). При возникающих трудностях можно обратиться к ним за помощью.
По результатам ваших вычислений мы составим общую таблицу и вычислим сумму, необходимую для ремонта.
Группа 1 замена линолеума.
- Длина класса 15 м, ширина - 8 м
Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые могут понадобиться для замены линолеума. Вычислите сколько отрезов длины необходимо купить (необходимо застелить весь пол, линолеум может оставаться). Какова будет стоимость покупки в каждой фирме. Все расчёты внесите в таблицу
Фирма | Ширина, м | Цена руб за 1 м длины | Количество отрезов | Стоимость покупки |
Мода | 2 | 605 | ||
Дива | 3 | 740 | ||
Абсолют | 4 | 780 |
- Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.
Смета расходов на покупку линолеума
Наименование товара | Место покупки | Цена (руб) | Количество (м) | Стоимость |
Группа 2 клей для укладки линолеума.
- Длина класса 15 м, ширина - 8 м
Линолеум укладывают на клей. Клей продаётся от трёх производителей в одинаковых банках массой 4 кг. Познакомьтесь с информацией таблицы и производите необходимые вычисления для определения стоимости клея у каждого производителя.
Площади пола____________________________ м² | |||||
производитель | Расход кг на м² | Цена (руб) за банку массой 4 кг | Необходимая масса клея, кг | Необходимое количество банок | Стоимость |
А | 0,3 | 1100 | |||
В | 0,4 | 1005 | |||
С | 0,5 | 700 |
- Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.
Смета расходов на укладку линолеума.
Наименование товара | Место покупки (производитель) | Цена (руб) | Количество банок | Стоимость (руб) |
Группа 3 покраска стен.
- Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо отремонтировать.
1 стена длина 15 м, высота 3 м
2 стена длина 8 м, высота 3 м
3 стена длина 8 м, высота 3 м, дверной проём размеры 1м× 2 м
4 стена длина 15 м высота до окна 1 м
стена | Площадь стены | Площадь всей поверхности для покраски |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
- Ознакомьтесь с данными стоимости материалов, которые могут понадобиться для покраски стен.
Магазин | Масса(кг) одной банки | Цена за банку (руб) |
Мир красок | 4 кг | 4275 |
Стройград | 5,3 кг | 5460 |
Ваш дом | 3,2 кг | 2600 |
Расход краски 100 г на 1 м² поверхности.
Рассчитайте необходимое количество банок и стоимость покупки в каждом магазине
Магазин | Необходимая масса(кг) краски | Количество банок | Стоимость (руб) |
Мир красок | |||
Стройград | |||
Ваш дом |
- Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.
Наименование товара | Место покупки | Цена (руб) | Количество банок | Стоимость (руб) |
Группа 4 побелка потолка.
- Длина класса 15 м, ширина - 8 м
Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо отремонтировать.
- Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые могут понадобиться для побелки потолка.
Магазин | Масса одной упаковки | Цена за банку (руб) |
Всё для ремонта | 5кг | 1275 |
Яндекс маркет | 3500 г | 960 |
Апельсин | 500 г | 540 |
Расход белой краски: 1 кг на 4 м2
Рассчитайте необходимое количество упаковок и стоимость покупки в каждом магазине
Магазин | Необходимая масса (кг) краски | Количество упаковок | Стоимость (руб) |
Всё для ремонта | |||
Яндекс маркет | |||
Апельсин |
- Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.
Наименование товара | Место покупки | Цена (руб) | Количество упаковок | Стоимость (руб) |
5. Подведение итогов
Проверяем полученные результаты (эксперты ученики 10 класса)
Затем представители каждой группы заполняют сводную таблицу
Смета ремонта кабинета
Наименование товара | Место покупки | Цена (руб) | Количество упаковок | Стоимость (руб) |
Линолеум | ||||
Клей | ||||
Краска | ||||
Побелка | ||||
Итого |
7. Рефлексия.
-Что нового узнали?
- Пригодятся ли в жизни полученные знания?
Давайте поблагодарим своих консультантов.
При выходе повесить смайлики настроения.
По мере работы учителем заполняется экспертный лист для оценки работы группы.
Вопросы | Ответы | |||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Смогла ли группа самостоятельно сформулировать задачи? | ||||
Спланировали ли учащиеся свои действия, перед тем, как приступить к работе? | ||||
Как была организована работа на завершающем этапе? (общее обсуждение, каждый представил свои результаты или они не обсуждались в группе). | ||||
Были ли конфликтные ситуации? Как они разрешались? | ||||
Общее впечатление о работе группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.
Возможности учебного предмета "Математика" ОС Л.В.Занкова для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....
Разработка занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием ИКТ "Занимательная математика".
Цель: познакомить детей с разными видами четырехугольников.Задачи: 1.Научить находить четырехугольников на чертежах и в окружающих нас предметах,2.Закрепить умение называть свойства четыреху...
Функциональная математическая грамотность
Презентация по развитию функциональной математической грамотности младшего школьника...
Презентация " Функциональная математическая грамотность -основная особенность программы по математике "
В презентации отражается особенность рабочей пргораммы по математике НОО по обновленным ФГОС 2021. Приводятся примеры упражнений для формирования математической функциона...
Кейс-метод как один из эффективных методов развития функциональной математической грамотности
Участие в региональной конференции по функциональной грамотности в начальной школе...
"Функциональная математическая грамотность"
Доклад для учителей начальных классов на тему "Функциональная математическая грамотность"...
Задания по развитию функциональной математической грамотности у учащихся начальных классов
Методическая копилка заданий по развитию функциональной математической грамотности у учащихся начальных классов на уроках математики....