"Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное"
план-конспект занятия по математике (3 класс)
Конспект урока "Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_matematike_.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: «Деление трёхзначного числа на однозначное».
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 3
Цель урока: Познакомить с приёмом письменного деления трёхзначного числа на однозначное; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов. Воспитывать внимание, аккуратность, интерес к изучению математики.
Задачи урока.
Образовательные:
-освоение алгоритма деления трёхзначного числа на однозначное; умение
вычислять частное; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счёта; совершенствование умения работать в группе, в
паре и самостоятельно.
Развивающие:
- развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
- воспитание умения слушать, общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину, воспитание ответственности и добросовестного отношения к
работе, уважительных и доброжелательных отношений к одноклассникам, пропаганда здорового образа жизни.
Характеристика деятельности :
На уроке обучающийся сможет
-принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; определять общие для всех правила поведения; уметь осознанно и внимательно читать задания; выражать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- работать по предложенному плану, инструкции; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- раскрывать значение понятия «частное», «произведение», «сумма», «разность» и использовать их в активном словаре;
- определять условия письменного деления трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд и обосновывать свое мнение;
- -определять порядок письменного деления трехзначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение;
Коммуникативные УУД:
- формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции и находить общее решение.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности – организационный момент. (1-2мин).
- Послушайте, и скажите о какой науке говорится в стихотворении?
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Издавна люди называли математику царицей наук. Почему?
( Математика применяется в различных областях знаний)
В каких областях знаний применяется математика?
Технология « Ассоциативный куст»
На доске - слово « математика» ( спорт, медицина, строительство, наука, торговля, семья)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 мин).
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- На следующей строчке запишите номер нашей школы - 5
- В следующей клетке запишите цифру, показывающую последнюю цифру сегодняшнего числа - 2
-Рядом запишите цифру 9.
- Какое число у вас получилось? 529
- Что вы о нём можете сказать?
-Оно натуральное, некруглое, стоит на 529 месте в ряду натуральных чисел, ему предшествует число 528 за ним стоит число 530. Сумма цифр этого числа 16. Оно трехзначное. В нем 5 сотен, 2 десятка, 9 единиц.
Запишите самостоятельно другие трехзначные числа, используя эти цифры. Цифры в записи числа не должны повторяться.
- Какие числа у вас получились? взаимопроверка
925 952 925 592 295 259 - доска
- Что означает цифра 9 в подчеркнутых числах?
529 952 925 592 295 259
- В числе 529– сотни,
-в числе 952– десятки,
-в числе 295– единицы.
- Отчего это зависит?
- От места, которое цифра занимает в записи числа
- Чем похожи все эти числа?
-Они трехзначные.
- Какие задания вы можете предложить для выполнения с трехзначными числами?
- Назвать числа в порядке убывания и возрастания, назвать последующие и предыдущие числа, сравнить, сложить, вычесть, представить в виде суммы разрядных слагаемых.
-Запишите в порядке возрастания
259 295 529 592 925 952
Запишите 259 в виде суммы разрядных слагаемых
259 =200+50+9
Взаимопроверка
3.Постановка цели и задач урока.
Расшифруйте слово
а | 400 | 250 | 180 | 450 | 150 | 400 | 300 |
b | 20 | 50 | 90 | 90 | 5 | 8 | 60 |
a:b | 20 | 5 | 2 | 5 | 30 | 50 | 5 |
2 (л) 20 (д) 30 (н) 50 (и) 5 (е)
20 | 5 | 2 | 5 | 30 | 50 | 5 |
д | е | л | е | н | и | е |
-Какое слово у вас получилось?
- Кто догадался, чему будем учиться сегодня на уроке? Давайте сформулируем тему урока. (Деление трёхзначного числа на однозначное)
- Сформулируйте учебную задачу (Будем учиться делить трёхзначные числа на однозначные).
- Итак, прежде чем узнать новое нужно… (Составить план наших действий)
Учащимися составляется план:
1. Подумать, какие знания, изученные на предыдущих уроках, нам помогут?
2.Создать алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
3. Научиться решать по новому алгоритму
4. Построение проекта выхода из затруднения. (7-8 мин)
Доска
56:7 64:2 878:2
-На какие две группы можно разбить данные выражения?
(табличное и внетабличное деление)
64:2=32
878:2=439
- Есть ли предложения, как найти значение последних выражений?
- Посовещайтесь в парах, попробуйте вспомнить прием деления. (Если учащиеся затрудняются, предлагаю вспомнить тему «Правило деления суммы на число»)
Запишите выражение
64 : 2 = (60 + 4) : 2 = 60 : 2 + 4 : 2 =
- Каким способом деления суммы на число воспользовались?
(Каждое слагаемое разложили на разрядные слагаемые, разделили каждое слагаемое на число и результаты сложили)
Вывод: Для того, чтобы разделить число 64 что нам пришлось с ним сделать?
(Заменить суммой разрядных слагаемых)
- А затем? (разделить каждое слагаемое на 2)
- Потом? (результаты сложить)
Опираясь на проделанную работу, составим способ (план) деления трёхзначного числа на однозначное.
- Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания.
Ученики формулируют способ деления:
1. Представляем делимое в виде разрядных слагаемых
2. Каждое слагаемое делим на число.
3. Получаем результат.
Б) Нахождение значения по такому же плану не получается. Как быть?
- Как же быть?
- Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания.
Давайте рассмотрим и закончим решение примеров и разработаем способ деления трёхзначного числа на однозначное.
- Предлагайте! ( Надо разложить 878 на сумму слагаемых)
- Каких? Сколько их должно быть? (Три слагаемых, чтобы каждое делилось на 2)
- Для чего? (Чтобы воспользоваться свойством деления суммы на число)
- На какие слагаемые оказалось удобным разбить делимое? Ответ учащихся: - Заменяли делимое суммой удобных слагаемых.
в) Групповая работа.
- Давайте составим план наших действий.
- Что мы делали сначала?
- Затем?
- А потом?
Заменили число суммой разрядных или удобных слагаемых
Разделили каждое слагаемое на однозначное число.
Ученики формулируют способ деления:
1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных (удобных) слагаемых.
2. Каждое слагаемое делим на число.
3. Полученные результаты складываем.
Вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых.
5. Физкультминутка.
Предлагаю игру на внимание.
Я называю единицы измерения разных величин.
Если слышите:
- единицы измерения времени – вы поднимаете обе руки вверх;
- единицы измерения массы – вы разводите руки в разные стороны;
- единицы измерения длины – вы приседаете
14 см, 8кг, 5 суток, 3 тонны, 25дм, 200 г, 2 мин.
- Выполняя движения, что мы с вами сделали? (отдохнули)
- Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы очень внимательны. Готовы работать дальше?
6. Реализация построенного проекта.
Открываем учебник на стр. 93 и прочитаем алгоритм решения примера 748 и 2 столбиком.
Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное
- Выделяем первое неполное делимое.
- Определяем количество цифр в значении частного.
- Подбираем первую цифру в значении частного.
- Умножаем число, записанное этой цифрой, на делитель.
- Вычитаем полученный результат из неполного делимого и находим остаток.
- Убеждаемся, что остаток меньше делителя.
- Записываем цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
- Повторяем пункты 3, 4, 5, 6, 7.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Используя алгоритм, решим примеры, записав действия столбиком.
696:3=232
864:2=432
-А сейчас решаем примеры у доски
8. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
1) А теперь решим примеры на деление трёхзначных чисел, используя известный алгоритм
575:5=113
847:7=121
-Проверили результаты примеров на доске.
Тренировка по теме Деление трёхзначного числа на однозначное число
9. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин )
- Где нам может пригодиться умение делить трёхзначное число на однозначное?
1) Послушайте задачу.
За сезон одна пальма дала 128 литров кокосового сока, а вторая – в 2 раза меньше. Сколько всего литров сока собрали с двух пальм?
- О чем говорится в задаче?
- Прочитайте задачу еще раз, чтобы составить краткое условие.
- Что известно?
- Что запишем в краткое условие?
- Прочитай вопрос задачи.
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос? Почему?
- А можно узнать? Как?
I п.- 128 л - ? л
II п. - ? л в 2 р. м.
- Сколько всего литров сока собрали с двух пальм?
- Нет. Мы не знаем, сколько литров сока дала вторая пальма.
1) 128 : 2 = 64 (л) – со II пальмы
2) 128 + 64 = 291 (л)
Ответ: 291 л сока собрали с двух пальм.
Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.
2) Решение уравнения
124 : а = 4
Проверьте решение по образцу
124 : а =4
а = 124:4
а = 31
124 :31=4
31=31
Ответ: а = 31
10. Рефлексия деятельности (2-3 мин)
- Чему сегодня научились?
– Что у вас получилось лучше всего?
– Что было интересного на уроке?
– Какое задание понравилось больше?
– Понравилось ли вам работать в группе?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
11. Домашнее задание.
Стр. 93 № 2, 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.
Урок математики 3 класс по теме "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное"....
Презентация к уроку математики 3 класс. "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное".
Презентация к уроку математики 3 класс. Можно использовать при изучении нового материала....
Урок математики в 3 классе для дистанционного обучения Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.
Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.Перспективная цель: формирование представлений об алгоритме письменного умножения трехзначного на однозначное.Актуальная цель: сф...
Конспект урока по математике : «Алгоритм письменного деления трехзначных чисел на однозначное».
Конспект урока по математике : «Алгоритм письменного деления трехзначных чисел на однозначное»....
Конспект урока математики "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное" (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд; развитие устных и письменных вычислительных навыков, умения решать ...
"Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное"
презентация к уроку математики 3 класс...
Презентация " Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное"
Презентация по математике, 3 класс...