Причины неуспеваемости по математике
статья по математике (3 класс)

Хабибулина Руфа Хантимировна

 

Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа со слабоуспевающими учащимися. 
      В глазах учителей все неуспевающие школьники на одно лицо. Нет четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об отношении к школе и мотивах учения.

      Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители не имеют образования и ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний, продолжение учебы.

      Математика является движущей силой всех наук. Освоение учениками других точных наук напрямую зависит от качества математического образования. В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней, ГИА, ЕГЭ за прошлые годы, а также и результаты административных контрольных работ за I полугодие этого учебного года. Итак, причины низкого качества знаний обучающихся по математике 

      Каждый из нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много

Причины неуспеваемости

Внешние:

  • социальные;
  • несовершенство учебного процесса;
  • отрицательное влияние семьи и  улицы.

Внутренние:

  • дефекты здоровья современных школьников;
  • слабое интеллектуальное развитие;
  • отсутствие мотивации к обучению;
  • слабое развитие волевой организации ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_neuspevaemosti_po_matematike_i_puti_ih_resheniya.docx203.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского"

Выступление на районном семинаре

 «Причины низкого качества знаний по математике"

C:\Users\Школа\Documents\ViberDownloads\0-02-05-b317f99896e991e082436952b706d0627739125aed2f91faae9213d3460cb169_8d50a3eaa7359c78.jpg

Учитель начальных классов

МБОУ "Мужевская СОШ

 им.Н.В.Архангельского

Р.Х.Хабибулина

Мужи

2021

(Слайд 1)

Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа со слабоуспевающими учащимися. 
      В глазах учителей все неуспевающие школьники на одно лицо. Нет четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об отношении к школе и мотивах учения.

      Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители не имеют образования и ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний, продолжение учебы.

      Математика является движущей силой всех наук. Освоение учениками других точных наук напрямую зависит от качества математического образования. В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней, ГИА, ЕГЭ за прошлые годы, а также и результаты административных контрольных работ за I полугодие этого учебного года. Итак, причины низкого качества знаний обучающихся по математике (Слайд 2)

      Каждый из нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много

Причины неуспеваемости

Внешние:

  • социальные;
  • несовершенство учебного процесса;
  • отрицательное влияние семьи и  улицы.

Внутренние:

  • дефекты здоровья современных школьников;
  • слабое интеллектуальное развитие;
  • отсутствие мотивации к обучению;
  • слабое развитие волевой организации ученика

   Работая над данной проблемой, было выявлено три типа (Слайд 3)

      Первый тип – СЛАБЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношение к учёбе. 
     Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала. Неуспех в учёбе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, что способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности. Школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей. 
       Второй тип – НЕУСТОЙЧИВЫЕ: высокое качество мыслительной деятельности сочетаетсяя с отрицательным отношением к учению. 

      Учащиеся этого типа приходят в школу с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряжённого труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируется навыки умения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определённый подход к работе: небрежное её выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведёт к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняет отсутствие навыков в самостоятельной учебной работе. 

      Третий тип – СЛОЖНЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. 
     Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причём полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. 
     Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда. 

      Кому какая помощь нужна? 

     (Слайд 4).  Основная помощь учащимся, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приёмов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. 
Ощутимых результатов всё это не даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться. 

     (Слайд 5). Остановимся на некоторых приёмах работы. К ним относятся: 
• Отработка вычислительных навыков; 

•        Алгоритмизация деятельности; 
• Многократное проговаривание и закрепление материала урока; 
• Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план); 
• Рациональное распределение учебного материала (трудное – сначала!). 

(Слайд 6, 7 ).Отработка вычислительных навыков. Данная работа может проводится в течении всего урока, на любых этапах урока, чаще всего во время проведения устного счета. Это могут быть графические диктанты, восстанови последовательность, вставь пропущенные числа и знаки действий и много других форм. Работа может быть не только фронтальная, но и индивидуальная

(Слайд 8)

 Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей. При решении задач:
      Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уровне – лекции и включает в себя три этапа.  

Первый этап: Схема к задаче, которая содержит условие и вопрос.

Второй этап: Составление плана решений.

 Третий этап: Заключительный анализ решённой задачи (ученик ещё раз рассказывает, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие). 
        Дальнейшая отработка алгоритма выполнения на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной).
Ребятами составляются памятки, в которых записаны предписания и образцы выполнения заданий. По основным темам выделяем несколько основных задач. 
Теперь, имея алгоритм, учащиеся могут перейти к математической модели без большого труда. 

       Причиной плохой успеваемости учащихся второго типа является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться (слайд 9).

Как увлечь ребят познанием нового? Задача педагога в этом случае:

      - Помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний.

      - Развивать ответственность.

      - Поддерживать уверенность учащихся в собственных силах вырабатывая позитивную самооценку.

       Преодоление неуспеваемости учащихся этого типа начинается с воспитательной работы на уроке. Этих ребят я привлекаю к участию во внеурочной деятельности, прошу чем-либо помочь: смастерить своими руками наглядный материал, придумать задачки, ребусы,   Эти наглядные пособия используются на их же уроках, что повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к предмету.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы

      • Создание проблемных ситуаций.

      • Связь учебной информации с жизненным опытом ученика.

      • Организация сотрудничества, использование командных форм работы, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп.

      • Позитивное эмоциональное подкрепление.

      • Индивидуальная и групповая работа над проектами.

  • (Слайд 10). А как быть с теми, кто по субъективным или объективным

причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше?

      Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.

       (Слайд 11). Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным  фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки».

      (Слайды  12). Следующим шагом является оказание своевременной помощи ученику на определённом этапе урока. 

   В процессе контроля за подготовленностью учащихся 
      Создать атмосферу доброжелательности при опросе, снизить темп опроса. Предложить примерный план ответа. Разрешить пользоваться наглядными пособиями. Стимулировать оценкой, похвалой. 
    0Слайд 13)  При изложении нового материала 
      Поддерживать интерес при усвоении темы. Чаще обращаться с вопросами, выяснять степень понимания им учебного материала. Привлекать к высказыванию предложений при проблемной ситуации. Использовать различные формы выделения наиболее важного материала. Привлекать в качестве помощников при подготовке опытов, приборов. 
     (
Слайд 14) В ходе самостоятельной работы на уроке 
      Разбивка заданий на дозы, этапы. Ссылка на аналогичные задания. Напоминание приёма и способа выполнения задания. Ссылка на правила и свойства. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий. Более тщательный контроль за из деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. 
   
(Слайд 15)  При сообщении домашнего задания 
      Ознакомить с текстом заданий. Предложить задать вопросы. Наметить план выполнения работы. При необходимости проанализировать задание к текстам, показать  образец выполнения, составить алгоритм выполнения. Учитывать дозировку домашнего задания (уровень репродуктивности). 

В конце хотелось бы напомнить известные истинны которые должен соблюдать учитель работая со слабоуспевающими учениками:

 Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

 Формирование познавательного интереса к предмету.

 Обязательный контроль выполнения всех заданий.

 Осуществлять дифференцированный подход при опросе и подготовки самостоятельных работ.

 Дифференцированное домашнее задание, которое состоит из обязательной и дополнительной части.

 Работу с детьми, имеющими слабую подготовку ведем на всех уроках, по всем предметам.

 (Слайд 16) Спасибо за внимание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В данной статье дается нейропсихологический анализ причин неуспеваемости по русскому языку у младших школьников...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Статья о нейропсихологических причинах неуспеваемости младшего школьника по математике. Предлагаются практические рекомендации и упражнения для родителей о том, как повысить интерес ребенка  к та...

Причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость- отставание в учении. при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространённому мнению...

Причины неуспеваемости младших школьников

Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам...

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема  "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и...

Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости.

Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости....