Урок математики в 3 классе «Приёмы устных вычислений»
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе «Приёмы устных вычислений»
(учебник, с. 65–66; рабочая тетрадь, с. 52; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений соотносить новый материал с уже известным, называть разрядный состав |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся соотносить новый материал с уже известным, называть разрядный состав чисел от 100 до 1 000, выполнять устные вычисления, переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, сопоставлять величины, выбирать способ решения уравнений на нахождение неизвестного множителя и делителя, решать задачи на нахождение массы предмета. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/metodicheskii-material-didakticheskie-igry |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; карточки с примерами |
Основные понятия | Сложение и вычитание чисел от 1 до 1 000; устные приемы вычислений |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. На уроке будь старательным, Будь спокойным и… Все решай, не отставая, Слушай… Говорите четко, внятно, Чтобы было все… | Слушают учителя. – Внимательным. – Не перебивая. – Понятно | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – устанавливают | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 66, определите тему и цель урока. | Формулируют тему, цель урока. | ||||
3. Устный счет | 1) Задание «Набери множителями». | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
кого содержания в соответствии с поставленными целями Р – понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. К – умеют слушать друг друга, строить Л – способны адек- | ные задания | |||||
2) Арифметический диктант. – Запишите число, которое при счете идет за числом 930, 789; перед числом 900, 360. | ||||||
– Решите примеры. 300 + 60 920 – 20 200 + 53 735 – 5 405 + 50 635 – 600 713 – 13 172 – 2 | ||||||
III. Изучение нового материала | 1. Подготовка к усвоению новых приемов | – Сколько сотен в числе 300? 400? 700? – Сколько единиц составляют 5 сотен? | Отвечают на вопросы. | |||
| устных вычислений. | – Сколько всего десятков в числе 240? 810? 720? 560? | о причинах своего успеха или неуспеха | |||
2. Озна- | – Прочитайте по учебнику (вверху страницы) объяснение нового материала | Читают учебную статью: знакомятся с новыми приемами | ||||
IV. Первичное закреп- | Работа | № 1. 300 – 200 = 100, потому что 900 + 100 = 1 000, потому что 9 сот. + 1 сот. = 10 сот. 400 – 300 = 100, потому что 4 сот. – 3 сот. = 1 сот. 800 – 500 = 300, потому что 8 сот. – 5 сот. = 3 сот. 90 + 80 = 170, потому что 9 дес. + 8 дес. = 17 дес. 60 + 70 = 130, потому что 6 дес. + 7 дес. = 13 дес. | Решают с комментиро-ванием. | |||
При необходимости оказывает помощь при решении примеров на вычитание в случаях, которые не рассмотрены подробно на странице учебника. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
V. Практическая деятельность | 1. Работа | № 3. Первая строка выполняется под руководством учителя. 308 см = 3 м 8 см 45 мм = 4 см 5 мм 3 м 70 см = 370 см 15 дм 8 см = 158 см | Вторую строку дети | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – строят речевое К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; коорди- | Устные ответы, |
2. Решение задач. | № 4. – Сумма чисел 4 и 3 должна быть заключена в скобки. | Читают задачу, рас-сматривают выражение, замечают, что | ||||
№ 2. Решение: 1) 400 + 100 = 500 (г) – масло. 2) 400 + 500 = 900 (г) – всего. Ответ: 900 граммов – масса всей | Решают самостоятельно с последующей про- | |||||
3. Самостоя-тельная | – Самостоятельно выполните задание № 5. | Самостоятельно решают уравнения с после- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4. Дидактическая игра. | «Эстафета». | Побеждает ряд, быстро и правильно решивший примеры. | нируют в сотрудни-честве разные по- Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело | |||
5. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 14–15, с. 52 | Выполняют задания | ||||
6*. Задания | ||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что понравилось на уроке? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы. Делают обобщающие | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 66, № 6 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
Ресурсный материал
Дидактическая игра «Эстафета».
Цели: развитие операций мышления (анализ, сравнение); закрепление учебного материала.
Описание: на карточках написаны примеры на сложение и вычитание. Количество примеров соответствует количеству учащихся, сидящих в каждом ряду.
Задание: все ученики, сидящие на последних партах, получают по одной карточке. Решив первый пример, ученик передает карточку на следующую парту, впереди сидящему ученику. Карточки передаются на первые парты, где их собирает учитель.
Урок 106
ПРИЕМЫ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
(учебник, с. 67; рабочая тетрадь, с. 53; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений выполнять сложение и вычитание вида 450 ± 20; 380 + 20; 620 – 200, опираясь на изученные приемы вычислений, деление с остатком, решать составные задачи, задачи на нахождение |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выполнять сложение и вычитание вида 450 ± 20; 380 + 20; 620 – 200, деление с остатком, решать составные задачи, задачи на нахождение Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Устные приемы вычислений |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора. – Глубоко вздохнули... Выдохнули... | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для чело-века; проявляют интерес к изучаемому | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – ориентируются в учебнике; контро- | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | Озвучивает тему, цель урока. | Внимательно слушают. | ||||
3. Устный счет | «Занимательные рамки». | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
лируют учебные К – понимают различные подходы к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения; четко Л – способны адек- | ||||||
№ 2. – Дополните до 400 числа: 340, 370, 380, 390. – Дополните до 800 числа: 760, 750, 770, 790 | ||||||
III. Изучение нового материала | 1. Повторение состава чисел из | – Решите примеры. 700 + 40 + 8 600 + 80 860 – 800 910 – 10 40 + 90 320 – 20 45 + 3 45 – 3 45 + 30 45 – 30 | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Объяснение учителя | I способ. – Как складываются сотни, десятки, единицы? 460 – 30 = 400 + (60 – 30) = 400 + 30 = 460 + 300 = (400 + 300) + 60 = II способ. 450 – 30 45 дес. – 3 дес. = 42 дес. 450 – 30 = 420 | – Сотни складываются | ||||
IV. Первичное закреп- | Работа | – Рассмотрите решение примеров | Объясняют, как выполнено решение. | Фронтальная | П – осуществляют Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий. К – владеют способами конструктивного взаимодействия | Устные ответы |
№ 1 (с комментированием). 420 + 50 I способ. 420 + 50 = 400 + (20 + 50) = 470 II способ. 42 дес. + 5 дес. = 47 дес. Аналогично комментируются другие примеры. При решении примеров можно пре- | – Представим число 420 в виде суммы разрядных слагаемых: 400 + 20. – В числе 420 всего 42 дес. Складываем 42 дес. с 5 дес. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4. Корректирует ответы учащихся. – Сначала узнаем площадь участка, | Составляют план | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; коорди-нируют в сотрудничестве разные позиции. Л – осуществляют смыслообразование | Устные ответы, |
Решение: 1) 6 · 4 = 24 (дм2) – площадь. 2) 24 : 1 = 24 (п.) – первый случай. 3) 24 : 2 = 12 (п.) – второй случай. О т в е т: для первого случая понадо- | Записывают решение | |||||
№ 3. 1 кг = 1 000 г Решение: 1 000 – 800 = 200 (г) – надо добавить. Ответ: 200 граммов колбасы надо | Решают самостоятельно с последующей про- | |||||
2. Самостоятельная | – Самостоятельно выполните задания | Самостоятельно выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
№ 5. 15 + 5 + 5 = 25 (м) или Ответ: 25 метров – № 6. (190 + 10) : 100 = 2 (860 – 60) – 100 = 700 | ||||||
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 16–18, с. 53 | Выполняют задания | ||||
4*. Задания | ||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какая информация для вас оказалась новой? – Что хотели бы уточнить? – Что показалось непонятным? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы. Делают обобщающие | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 67, № 7–8 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
Урок 107
ПРИЕМЫ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
(учебник, с. 68; рабочая тетрадь, с. 54; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений применять свойства сложения в устных вычислениях, находить значения |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять свойства сложения Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Устные приемы вычислений |
Организационная структура (сценарий) урока
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задание № 19, с. 54 | Выполняют задание | ||||
4*. Задания | ||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чему научились на уроке? – Какой материал повторили? – Где и когда вы можете применить свои знания на практике? | Отвечают на вопросы. Делают обобщающие | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 54, № 20–21 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
Урок 108
РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ВЫЧИСЛЕНИЙ. ПРОВЕРКА ВЫЧИСЛЕНИЙ
(учебник, с. 69; рабочая тетрадь, с. 55; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений использовать разные способы вычислений, преобразовывать выражения |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать разные способы вычислений, преобразовывать выражения для выполнения действий с ними, составлять задачу по таблице и решать ее, представлять текст задачи в виде чертежа, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://www.develop-kinder.com/client/forumsuhoi/indexforma301-2-1.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Разные способы вычислений |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! – Что дороже: «улыбка» или «грусть»? | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||
– На рисунке показаны цены разных сочетаний улыбающихся, грустных и нейтральных мордашек. Какая мордашка дороже: улыбающаяся или грустная? На сколько? | |||||||||||||||||
a) Улыбка дороже на 1 р.; б) «улыбка» дешевле на 3 р.; в) «улыбка» дешевле на 5 р.; г) «улыбка» дороже на 8 р.; д) «улыбка» дороже на 5 р.; е) «улыбка» дороже на 2 р. | – «Улыбка» дороже | ||||||||||||||||
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; | Устные ответы, | |||||||||||
2. Целеполагание. | Озвучивает тему и цель урока. | Внимательно слушают. | |||||||||||||||
3. Устный счет | – Наберите множителями число 54.
| Выполняют задания | |||||||||||||||
– Заполните таблицы.
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||
| осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются Л – осознают свои | |||||||||||||||||
III. Изучение нового материала | Случаи сложения и вычитания | Делает записи на доске и объясняет: – При сложении и вычитании второе слагаемое (вычитаемое) представляют в виде суммы разрядных слагаемых, 430 + 210 = 430 + (200 + 10) = 540 – 430 = 540 – (400 + 30) = | Внимательно слушают | |||||||||||||||
– Для этих же случаев сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разрядную единицу используют также приемы поразрядного сложения и вычитания: 430 + 210 = (400 + 30) + (200 + 10) = = (400 + 200) + (30 + 10) = 640 540 – 430 = (500 + 40) – (400 + 30) = = (500 – 400) + (40 – 30) = 110 | ||||||||||||||||||
IV. Первичное | Работа | – Рассмотрите решение примеров | Объясняют, как выполнено решение. | |||||||||||||||
закреп- | № 1. – Вычислите с устным объяснением. | Выполняют с комментированием. | успехи с усилиями, | |||||||||||||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||||||||||||||
V. Практическая деятельность | 1. Закрепление знания нумерации в пределах | – Запишите и прочитайте все числа, расположенные между числами 397 – Составьте разные трехзначные числа, пользуясь цифрами 1, 0, 8 (цифры не должны повторяться), запишите – Запишите наибольшее трехзначное число. – Запишите и назовите число, которое больше на 1, чем 200 (499, 701, 999). – Запишите и назовите число, которое меньше на 1, чем 300 (501, 1 000, 899). | Выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, | ||||||||||||
2. Решение задач. | № 3. Решение: 1) 24 · 3 = 72 (чел.) – 3 класса. 2) 28 · 2 = 56 (чел.) – 2 класса. 3) 72 – 56 = 16 (чел.) – больше. | Решают задачу после предварительного разбора условия и краткой |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Ответ: на 16 первоклассников больше, чем второклассников. | Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения ком- Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание | ||||||||||||
№ 5. Задача по таблице должна быть со-ставлена под руководством учителя. На усмотрение учителя можно разобрать два способа решения, а можно только один, наиболее рациональный.
| |||||||||||||
I способ: 1) 30 + 40 = 70 (дет.) – два рабочих 2) 70 · 3 = 210 (дет.) – всего. II способ: 1) 30 · 3 = 90 (дет.) – изготовил 1-й 2) 40 · 3 = 120 (дет.) – изготовил 2-й 3) 90 + 120 = 210 (дет.) – всего. О т в е т: 210 деталей всего. | Записывают решение задачи. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
№ 4 (под руководством учителя). 1-й случай, когда рядом со школой | Выполняют 2 разных | усваиваемого содер-жания; осознают ответственность | ||||
Решение: 1) 700 – 400 = 300 (м) – от магазина 2) 700 + 300 = 1 000 (м) – от школы | Записывают решения. | |||||
2-й случай, когда аптека находится между школой и магазином. | ||||||
Решение: 1) 700 – 400 = 300 (м) – от аптеки 2) 700 – 300 = 400 (м) – от школы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ: от школы до аптеки 1 000 | ||||||
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 23–25, с. 55 | Выполняют задания | ||||
4*. Задания | ||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие виды задач мы сегодня – Перечислите типичные ошибки – Какие рекомендации можете дать – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы. Делают обобщающие | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 69, № 6–7. Рабочая тетрадь, с. 55, № 22 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
Урок 109
ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
(учебник, с. 70; рабочая тетрадь, с. 56; диск)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений выбирать удобный способ для письменных вычислений в столбик, решать геометрические задачи на нахождение площади, периметра фигуры, переводить одни единицы длины в другие.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выбирать удобный способ для письменных вычислений в столбик, решать геометрические задачи на нахождение площади фигуры, переводить одни единицы длины в другие, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://pedsovet.su/load/240-1-0-14666
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация.
Основные понятия и термины: приемы письменных вычислений.
Сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Сегодня на уроке нас ждет захватывающее морское путешествие, а также приключения на таинственном Математическом острове. Нам предстоит встретиться с пиратами, познакомиться с жителями острова, построить переправу, побывать на территории обезьян и у Загадочной горы, а также узнать тайну Волшебного водопада.
– Вы готовы? Тогда отдать швартовы!
II. Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы будем совершенствовать наши навыки в области вычислений в пределах 1 000.
III. Чистописание.
Попугай. Говорят, что эта цифра похожа на лебедя. А я считаю, что она похожа на волну! Догадались, о какой цифре идет речь?
Ученики прослеживают по мультимедийной модели последовательность написания цифры 2.
– Пропишите цифру 2 до конца строки.
Попугай. В этом море много различных рыб водится! Поселите у себя в тетрадях таких же. Помните, что задание надо выполнять карандашом.
IV. Актуализация знаний. Устный счет.
Пират. Я позволю вам продолжить путь, если вы подсчитаете все запасы моих золотых монет.
На экране поэтапно появляются действия примеров, ученики считают устно, а ответ записывают в тетрадь. Всего будет два ответа.
Пират. Не так-то просто уйти от короля пиратов! Пушки – к бою!
Попугай. Ребята, надо срочно залатать наши паруса!
Ученики решают примеры с «окошками» в тетрадях. Недостающие цифры вставляют карандашом.
Попугай. Добро пожаловать на остров! Давайте познакомимся с его жителями. Вам предстоит решить задачи. В тетрадь записывайте только решение с пояснением.
Задача 1. В мире существует 40 видов лазающих полозов, что в 4 раза больше, чем у нас в стране. Сколько видов лазающих полозов у нас в стране? (40 : 4 = 10 (пол.) – в нашей стране.)
Задача 2. Бабочки-монархи зимуют на Кубе на одних и тех же деревьях. На ветке длиной 30 см помещаются 90 бабочек. Сколько бабочек висит на 1 см ветки? (90 : 30 = 3 (б.) – на 1 см ветки.)
Задача 3. Тропическая лиана разбрасывает свои семена на 14 м, что в 7 раз дальше, чем делает это герань. На какое расстояние разбрасывает свои семена герань? (14 : 7 = 2 (м) – герань.)
Задача 4. У длиннохвостых обезьян за одним детенышем присматривают 8 взрослых обезьян. Для скольких детенышей потребуются 24 обезьяны? (24 : 8 = 3 (дет.) – если 24 обезьяны.)
V. Изучение нового материала.
Попугай. Ой, какой быстрый поток! Чтобы перебраться через него, надо связать из бревен мост. Бревна непростые – примеры:
325 + 434 465 – 123
Учащиеся при помощи учителя объясняют решение этих примеров.
– Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
Складываем единицы: 5 + 4 = 9. Пишем под единицами.
Складываем десятки: 2 + 3 = 5. Пишем под десятками.
Складываем сотни: 3 + 4 = 7. Пишем под сотнями.
Читаем ответ: 759.
Аналогично комментируется вычитание.
Попугай. Но этих примеров не хватает! Еще выполним № 1–2 на с. 70.
Физкультминутка
Вот это остров! Чудеса! Какая же здесь красота! Вот добрый, умный, старый слон. | |
Он посылает всем поклон. А кенгуру как быстро скачет, | (Кивки головой.) |
Словно мой любимый мячик. Вот змея, она пугает И к себе не подпускает. По песку ползет она, | (Прыжки на одной ноге и на двух.) |
Извивается слегка. А вот павлин. Он чудо-птица И всегда собой гордится. Выступает ровно, прямо. | (Изгибы тела, вращения бедрами.) |
Смотрит гордо, величаво! | (Расправление рук, посадка с ровной осанкой.) |
Попугай. Мы попали на территорию обезьян! Интересно, чем они здесь занимаются…
Задача. Обезьяны решили сплести из лиан гамаки. Длина первой лианы 24 м, второй – 18. Сколько гамаков смогут сплести обезьяны, если известно, что на изготовление одного гамака идет 3 м лиан.
– Давайте составим краткую запись. Из скольких лиан обезьяны собрались плести гамаки? (Из двух.)
– Известно, сколько гамаков они сплели из первой? (Нет, ставим знак вопроса.)
– А из второй? (Нет, ставим знак вопроса.)
– А что же тогда известно? (Что на 1 гамак идет 3 м лиан.)
– Эту задачу можно решить двумя способами. Давайте разберем способ решения в 3 действия. Итак, что будем узнавать первым действием? (Сколько гамаков получится из первого куска: 24 : 3 = 8.)
– Что узнаем вторым действием? (Сколько гамаков получится из второго куска: 18 : 3 = 6.)
– Каково будет третье действие? (Найдем сумму гамаков: 8 + 6 = 14.)
Попугай. Ребята, а попробуйте решить эту задачу в два действия.
Ученики самостоятельно решают задачу в 2 действия, затем сверяются с доской.
Попугай. Смотрите, на камне какие-то необычные надписи…
Проводится устная работа на развитие логического мышления и внимательности. На экране таблица с несколькими фигурами, ученики должны определить, какой фигуры не хватает.
VI. Закрепление изученного материала.
Попугай. Какой красивый водопад! Хотите узнать, какую тайну он скрывает?
1. Работа в тетради на печатной основе, с. 56.
2. Проведение релаксационной разминки: ученики закрывают глаза и представляют, как проходят сквозь водопад.
Попугай. Это фруктовые уравнения. Попробуйте их решить, заменяя фрукты латинскими буквами.
45 : х = 3 х : 7 = 12 х · 6 = 90 12 · х = 48 х · 56 = х
Ученики решают уравнения в тетрадях, заменяя фрукты латинскими буквами.
VII. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
Попугай. К сожалению, пора расставаться… Успехов вам в учебе, приплывайте к нам еще!
Анимация уплывающего корабля.
– Вот и подошло к концу наше путешествие.
– Вам понравилось на Математическом острове?
– Что особенно запомнилось?
– Какие животные нам повстречались?
– Что нового узнали?
– Попутного вам ветра!
Домашнее задание: учебник, с. 70, № 3, 5.
Урок 110
АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ
(учебник, с. 71; рабочая тетрадь, с. 57; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного сложения трехзначных чисел, дополнять условие, составлять и решать задачи, обратные данной, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять алгоритм письменного сложения трехзначных чисел, дополнять условие, составлять и решать текстовые задачи арифметическим способом, составлять задачи, обратные данной, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, Личностные: понимают необходимость бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://www.detisite.ru/techniques |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Алгоритм письменного сложения многозначных чисел |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Долгожданный дан звонок – Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для чело-века; проявляют интерес к изучаемому предмету; имеют желание учиться | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 71, определите тему и цель урока. | Формулируют тему, цель урока. | ||||
3. Устный счет | – Решите примеры. 7 · 8 – 30 48 : 2 : 6 · 7 100 – 63 : 7 96 : 3 : 8 · 13 13 · 6 : 3 · 2 9 · 8 : 12 · 7 | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||
Игра «Молчанка». | Р – контролируют К – обмениваются Л – осознают свои | ||||||||||||||||
III. Изучение нового материала | 1. Подгото-вительная | – Решите столбиком пример 46 + 28. | Объясняют решение | ||||||||||||||
2. Знакомство со случаем сложения с пере-ходом через второй | – Пишем сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под едини- – Складываем единицы: 6 + 2 = 8. – Складываем десятки: 5 + 7 = 12. 12 | Внимательно слушают. Читают алгоритм сложения в учебнике | |||||||||||||||
| – Складываем сотни: 3 + 2 = 5 да еще – Читаем ответ: 628 | в учении, связывая успехи с усилиями, | |||||||||||||||
IV. Первичное закреп- | Работа | № 1 (с подробным объяснением | Выполняют сложение столбиком. | ||||||||||||||
№ 2 (под руководством учителя). – Как проверить сложение с использованием перестановки слагаемых? | Решают с комментиро-ванием. | ||||||||||||||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | |||||||||||||||
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 3 (под руководством учителя).
Решение: 1) 5 · 3 = 15 (р.) – стоимость тетрадей. 2) 15 · 2 = 30 (р.) – стоимость альбомов. 3) 15 + 30 = 45 (р.) – стоимость всей по-купки. Ответ: 45 рублей заплатил Коля. | Дополняют условие задачи, затем записывают краткое условие в таблицу, решение и ответ. | Фронтальная, индивидуальная | П – выдвигают гипо-тезы и их обосновы- | Устные ответы, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
№ 4. Решение: 480 – (16 · 5) = 400 (б.) – осталось. Ответ: 400 билетов осталось в кассе. | Решают самостоятельно с последующей проверкой, составляют обратную задачу. | Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения ком- | ||||
2. Игра «Незадачливый математик». | Предлагает дидактическую игру | Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. | ||||
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 29–31, с. 57 | Выполняют задания | ||||
4*. Задания | ||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия дея- | Обобщение полученных на уроке | – Был ли понятен материал урока? – Остались ли вы довольны своей | Отвечают на вопросы. Делают обобщающие | Фронтальная, инди- | П – ориентируются в своей системе | Устные ответы |
тель- | Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие задания показались легкими? Сложными? | видуальная | Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | ||
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 71, № 5–6 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
Ресурсный материал
Дидактическая игра «Незадачливый математик».
Цели: развитие внимания, мышления; непроизвольное закрепление учебного материала (решение уравнений).
Описание: на карточках записаны примеры с пропущенными цифрами. Чуть в стороне прикрепляются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и фигурка медвежонка.
Задание: учитель предлагает следующую ситуацию: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листочках. Подул ветер – листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.
Урок 111
АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ВЫЧИТАНИЯ
(учебник, с. 72; рабочая тетрадь, с. 58; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел, подбирать пропущенные данные в уравнении, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скоб-ками и без скобок |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел, подбирать пропущенные данные в уравнении, решать текстовые задачи ариф- Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке – Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счета | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для чело-века; проявляют интерес к изучаемому | Наблюдение учителя за организацией учащи-мися рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – устанавливают | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | Озвучивает тему, цель урока. | Внимательно слушают. | ||||
3. Устный счет | 1) Отработка навыка внетабличного умножения и деления в пределах 100, | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
устных вычислений в пределах 1 000. | применения; осознанно и произвольно Р – контролируют К – слушают друг друга; строят понятные Л – осознают свои возможности в учении | ные задания | ||||
82 : 2 72 : 12 4 · 23 60 : 30 84 : 7 56 : 14 3 · 27 40 · 2 | ||||||
250 + 80 110 – 60 620 + 300 70 + 90 510 – 20 470 + 60 362 – 60 624 – 4 | ||||||
2) Повторение десятичного состава 1 сот. 5 дес. – это 15 дес. 4 сот. 8 дес. – это 48 дес. 6 сот. 7 дес. – это 67 дес. | ||||||
3) Игра «Молчанка». | ||||||
III. Изу-чение | 1. Подгото-вительная | – Решите: 474 – 126 74 – 26 | Решают примеры столбиком с комментирова-нием. | Фронтальная | П – осуществляют | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
мате- | 2. Знакомство со случаем вычитания с пере-ходом через разряд | Знакомит учащихся с новым материалом, ведя запись у доски: – Пишем сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под едини- – Вычитаем единицы: 7 – 3 = 4. Запи-сываем под единицами. – Вычитаем десятки: из 3 нельзя вычесть 7. Берем 1 сотню из 6 сотен – Вычитаем сотни: здесь осталось не 6 сотен, а 5 сотен. Из 5 вычесть 2, получится 3. Записываем под сотнями. – Читаем ответ: 364 | Внимательно слушают | мают информацию, Р – принимают | ||
IV. Первичное закреп- | Работа | № 1 (с называнием разрядов). № 2. – Как называются компоненты и ре-зультат действия вычитания? – Как можно проверить вычитание | Выполняют вычитание | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Обратите внимание на третий пример (вычитаемое и разность – двузначные числа), в разряде сотен в разности ничего не пишем. | Р – принимают и сохраняют учебные задачи; владеют навыками контроля. К – владеют способами конструктивного взаимодействия | |||||
№ 3. | Решают примеры с про-веркой. | |||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 6. Было – 120 к. Решение: 1) 120 – 56 = 64 (к.) – выдали. 2) 64 – 56 = 8 (к.) – больше. Ответ: на 8 книг выдали больше. | Решают самостоятельно с последующей про- | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – понимают, при- | Устные ответы, |
№ 5. – Выполните задание. | Узнают, во сколько раз |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Самостоя-тельная | – Самостоятельно выполните задание № 7. | Решают уравнения. | различные учебные К – используют речевые средства в ходе | |||
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 32–34, с. 58 | Выполняют задания | ||||
4*. Задания | ||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что понравилось на уроке? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы. Делают обобщающие | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 72, № 4 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
Урок 112
ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ (ПО СООТНОШЕНИЮ СТОРОН)
(учебник, с. 73; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений классифицировать треугольники по длине их сторон: равнобедренные (равносторонние), разносторонние, называть их существенные признаки, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся складывать треугольники из полос бумаги, владеть понятиями «равнобедренный» («равносторонний»), «разносторонний» треугольники, Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://arm-math.rkc-74.ru/p34aa1.html; http://www.detisite.ru/techniques |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Разносторонние, равнобедренные (равносторонние) треугольники |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. ЛЮБИТЕЛЬ ПОРЯДКА Настольная лампа, Зеленый диван, Сидит на диване Матюшин Иван. Он пишет... Не будем, ребята, мешать, А только тихонько Заглянем в тетрадь. В тетрадке написано Все по порядку: «В семь двадцать встаем, Производим зарядку. В восемь тридцать, Умывшись холодной водой, | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Застелем постель И займемся едой. Без четверти восемь Дрова мы приносим. Готовим по плану Похлебку Полкану И в класс направляемся В восемь ноль пять». Вопрос: сколько времени уходит | Отвечают на вопрос | |||||
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (геометрическая фигура); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют знаково-символические Р – самостоятельно | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 73, определите тему и цель урока. | Формулируют тему, цель урока. | ||||
3. Устный счет | «Лабиринт». + = 52 | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
– Проверьте, будет ли квадрат маги-
| К – умеют слушать друг друга, строить Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудо- | ||||||||||||||
III. Изучение нового материала | 1. Обобщение знаний о треуголь-никах. | Делает чертеж треугольника – Покажите элементы треугольника: • вершины; • стороны; • углы. | Показывают точки. Показывают отрезки, проводя указкой от одного конца до другого. Показывают угол вместе с его внутренней областью веерообразным движением указки от одной стороны угла до другой. | ||||||||||||
2. Знакомство с видами треуголь- | – В зависимости от длин сторон – Измерьте длины сторон треугольника 1, а потом длины сторон треуголь-ника 4. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Что можно сказать об их сторонах? – Такие треугольники называются | – Длины всех сторон | |||||
– Найдите треугольники, у которых – Такие треугольники называются | Измеряют и называют номера треугольников: 2, 3, | |||||
– Среди равнобедренных треугольников есть такие, у которых равны все три стороны. Это равносторонние | – Треугольники 2, 5, 6. | |||||
– Какие бывают виды треугольников | – Треугольники, у которых равны две стороны, называются равнобед- Среди равнобедренных треугольников есть такие, у которых равны все три стороны. Это равносторонние треугольники. | |||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 2 (под руководством учителя). Объясняет учащимся значение слова «припек». – Припек – это увеличение в весе | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – осуществляют К – применяют изу-ченные правила общения; осваивают навыки сотрудничества Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этичес- | Устные ответы, | |
– Сколько килограммов припека полу-чают? – Сравните массу припека в первом – Что произошло с припеком? – Во сколько раз? – Как узнали? – Значит, и муки надо взять в 7 раз больше. Как узнать массу муки? – Мы узнали массу муки – 70 кг, а масса припека – 28 кг. Какова же тогда | – 14 – 10 = 4 (кг). – В 1-й раз получили – Он увеличился. – В 7 раз. – 28 : 4 = 7. – 10 · 7 = 70 (кг). – 70 + 28 = 98 (кг). | |||||
2. Решение примеров. | № 1. – Сравните ответы у пар примеров. | Самостоятельно решают примеры. | ||||
3. Работа | № 4. – Сравните единицы длины. | Сравнивают единицы | ||||
| 4. Дидактическая игра «Мальчики – | Предлагает поучаствовать в дидактической игре «Мальчики – девочки» | Выполняют задания | кое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело | ||
5*. Задания | ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? – Что мы повторяли сегодня на уроке? – Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы. Делают обобщающие | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 73, № 3 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
Ресурсный материал
Дидактическая игра «Мальчики – девочки».
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Описание: на карточках записаны примеры на умножение. На обратной стороне у одних карточек синий круг, а у других – красный.
Задание: учитель показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной. Если карточка синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают те, кто меньше допустил ошибок.
Урок 113
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
(учебник, с. 74; диск)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, составлять выражения и подбирать варианты их решения, решать составные задачи на нахождение четвертого пропорционального, находить ошибки в вычислениях, определять треугольники по соотношению длин сторон.
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, составлять выражения и подбирать варианты их решения, выполнять проверку результата вычислений, решать составные задачи на нахождение четвертого пропорционального, находить ошибки в вычислениях, определять треугольники по соотношению длин сторон.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индиви-дуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://gim4.admsurgut.ru/win/download/363
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Основные понятия и термины: письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой.
II. Целеполагание.
– Сегодня мы будем закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание в столбик, решать задачи различных видов, их составлять, повторим названия геометрических фигур.
– Кто нам может помочь на уроке, мы сейчас узнаем.
III. Актуализация знаний. Устный счет.
На доске:
1) 44 : 11 + 96 = … (100.) 4) 600 : 3 + 200 = … (400.)
2) 132 + 68 = … (200.) 5) 1 000 – 5 · 100 = … (500.)
3) 6 · 5 · 10 = … (300.)
Карточки:
– Найдите значения выражений и расположите карточки с ответами по порядку.
– Что мы получили?
– Продолжите ряд трехзначных чисел до 1 000 (считать сотнями).
– Переверните карточки и прочитайте, кто же к нам пришел на урок.
Учитель вывешивает карточку с изображением Весны.
– Весна хочет узнать, все ли вы о ней знаете.
Вопросы Весны:
1. В какой месяц года начинается весна? (Март.)
2. По календарю какой первый день весны? (1 марта.)
3. Сколько весенних месяцев в году? (3.) Назовите их. (Март, апрель, май.)
4. Сколько дней в марте? Сколько всего весенних дней?
5. Весна какого года сейчас идет?
Учитель записывает на доске год.
– Сколько в этом числе тысяч? (2.)
– Сколько десятков в тысяче? (100.) А в 2-х? (200.)
– Сколько единиц в тысяче? (1 000.) А в 2-х? (2 000.)
IV. Чистописание.
– Из каких цифр состоит это число?
– Запишите их в тетради.
V. Изучение нового материала.
– Используя эти цифры, запишите все возможные трехзначные числа в порядке возрастания.
– Пришла весна, растаял снег, зажурчали ручейки, и вы стали пускать кораблики. Весна приготовила вам испытание. Кто же у нас самый проворный, чей кораблик быстрее проплывет по ручейку, преодолевая препятствия?
– Побежали ручьи, начался ледоход. На озере раскололись льдинки. Помогите составить из них известную вам геометрическую фигуру. (Это прямоугольник.)
– Найдите его периметр.
– А на какие геометрические фигуры раскололись льдинки на реке?
На доске:
– Решите примеры, которые на льдинках написала Весна, в столбик.
– Прилетели птицы, стали гнездиться. Посадите каждую птицу в свое гнездо.
а | 13 | 6 | 300 | 330 |
b | 7 | 14 | 1 | 3 |
а · b |
91 | 300 | 990 | 84 | |||
Ласточка | Грач | Стриж | Соловей |
Кукушка |
– Почему кукушка без гнезда?
– Сошел снег. Необходимо потрудиться и убрать мусор около школ и домов. А для этого нам понадобятся инструменты. Где мы их покупаем? (В магазине.)
– Весна предлагает вам их купить, а для этого составим задачи, используя следующие выражения.
100 + 200 200 – 100 200 : 100 100 · 2 + 200 |
– Весна спрашивает: «Дети убирали территорию около школы 125 мин. Сколько это часов и минут».
VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Вы выполнили все задания Весны. Она осталась вами довольна, поэтому решила остаться с нами до прихода лета.
– А давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?
– Какое задание Весны вам особенно понравилось?
– А какое вызвало наибольшее затруднение?
Домашнее задание.
В школьном саду и на лугах, в лесах зацветают весенние цветы.
Весна подготовила вам подарки. Каждому она дарит по цветку из своего букета. Какие весенние цветы вы здесь видите? Но цветы это непростые, а волшебные, ведь на каждом записано задание Весны. Эти задания вам необходимо выполнить дома.
1. Решите задачу с краткой записью. В школьный сад привезли 50 луковиц тюльпанов. Часть из них посадили вдоль аллеи, а остальные распределили на 3 клумбы по 9 луковиц на каждой клумбе. Сколько тюльпанов посадили вдоль аллеи? |
2. Вычислите:
326 + 179 527 + 390 804 – 320 793 – 47
291 + 509 605 + 318 770 – 245 532 – 104
Уроки 114–115
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО:
«ЧТО УЗНАЛИ? ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?»
(учебник, с. 76–80)*
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, составлять выражения и подбирать варианты решения, решать составные задачи на нахождение четвертого пропорционального.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, составлять выражения и подбирать варианты решения, решать составные задачи на нахождение четвертого пропорционального, выполнять тестовую работу, осуществлять взаимопроверку.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
* Уроки строятся по усмотрению учителя. Задания, представленные в учебнике на с. 76–80, могут быть использованы для устной работы, а также для организации самостоятельной работы учащихся с последующей проверкой в классе. Некоторые задания можно разобрать совместно с учащимися. Материал надо использовать с учетом подготовленности класса.
Задания из рубрики «Странички для любознательных», по усмотрению учителя, могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всей темы.
На выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» на уроке отводится 10–12 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по математике 3 класс:Приёмы устных вычислений в пределах 1000.Закрепление.
Нетрадиционные формы проведения урока занимают важное место в школьной практике. Здесь даны задания на закрепление устных приёмов вычисления в пределах 1000 в игровой форме....
Урок математики 3 класс "Приём устного деления двузначного числа на однозначное "
Урок математики 3 класс "Приём устного деления двузначного числа на однозначное "...
Технологическая карта урока математики на тему "Приёмы устных вычислений" 3 класс
Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России")...
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 83)" УМК "Школа России"
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 83)" УМК "Школа России"...
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 84)" УМК "Школа России"
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 84)" УМК "Школа России"...
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 84)" УМК "Школа России"
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 84)" УМК "Школа России"...
Конспект урока по математике 3 класс "Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200"
В данном конспекте, представлен урок математики 3 класса на тему "Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200". Представлены решения и анализ задач и самостоятельная работа....