УМК: "Начальная школа XXI века" План - конспект урока по математике во 2 классе . Тема: "Прямоугольник. Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс)

• Предмет математика, класс 2, автор учебника: В.Н. Рудницкая
 
• Тема урока: Прямоугольник. Квадрат.
 
• Дидактическая цель: создать условия для формирования новых умений (распознавать по существенным признакам  прямоугольник и квадрат)
 
 
• Тип урока: «открытие» нового знания
 
• Задачи по содержанию:
 
Обучающая задача: сформировать представление детей о геометрических фигурах: прямоугольнике и квадрате; показать их отличие и сходство; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам;
Развивающая задача: развивать пространственные навыки, мышление, внимание, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать  и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
Воспитательная задача: воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы. 
 
• Методы (технологии) обучения: деятельностный,  наглядно-словесный.
 
• Формы организации познавательной деятельности учащихся :
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
 
• Средства обучения:
Для учителя: учебник, компьютер, мультимедийная презентация, набор геометрических фигур.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой, карточки с геометрическими фигурами, карточки с заданиями.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

• Предмет математика, класс 2, автор учебника: В.Н. Рудницкая

• Тема урока: Прямоугольник. Квадрат.

• Дидактическая цель: создать условия для формирования новых умений (распознавать по существенным признакам  прямоугольник и квадрат)

• Тип урока: «открытие» нового знания

• Задачи по содержанию:

Обучающая задача: сформировать представление детей о геометрических фигурах: прямоугольнике и квадрате; показать их отличие и сходство; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам;

Развивающая задача: развивать пространственные навыки, мышление, внимание, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать  и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

Воспитательная задача: воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы. 

• Методы (технологии) обучения: деятельностный,  наглядно-словесный.

• Формы организации познавательной деятельности учащихся[1]:

фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

• Средства обучения:

Для учителя: учебник, компьютер, мультимедийная презентация, набор геометрических фигур.

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой, карточки с геометрическими фигурами, карточки с заданиями.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Например,

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

На экране поговорка «Всякое уменье трудом даётся»( слайд2)

-Прочитайте предложение.

- Что это?

- Как вы её понимаете?

И так пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.

(Один из учеников вслух читает предложение.)

- Это пословица.

- Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом!

Личностные (смысло-образование)

Регулятивные (прогнозирование)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

1) Чистописание.

 – С чего мы обычно начинаем урок?

- Как мы готовимся к минутке чистописания?

( Пальчиковая гимнастика)

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

2) ( На доске записаны цифры) 

          0 3 5 6 9

-  Какие общие элементы есть в написании этих цифр?

3) -Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать, вы узнаете, выполнив задание

Нужно записать ответ в предложенных примерах.

28-6= 22( г)                9 х 7=63( м)                          30 + 4= 34 (е )            98- 64=34 (е)  

 16: 2=  8( о)               46+4= 50(т)

79-40= 39 (р)

 83+ 10= 93(и)

 58-6= 52(я)

93

39

52

50

63

34

22

8

и

р

я

т

м

е

г

о

- Какое слово получилось? Покажите. (Слайд3)

- О чем мы будем говорить на уроке?

- С минутки чистописания!

- Делаем пальчиковую гимнастику!

( Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

(Дети пишут цифры в тетрадях.)

 Ответы детей.

(Работа по карточкам в группах).

Дети показывают карточки с расшифрованным словом – геометрия.

- О геометрических фигурах.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные (инициативное  сотрудничество в поиске и выборе информации)

Регулятивные (целеполагание)

Постановка учебной задачи

  1. Собери картинку. (Работа в парах)

             ( На доске изображения многоугольников: квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, четырехугольника, трапеции)

– Рассмотрите фигуры представленные на доске.

 – Что  вы видите?

  - Какое наименьшее число углов у многоугольника?

   - Какая фигура лишняя?

   - Почему?

 

- Как можно назвать оставшиеся фигуры? Почему?

-У вас на партах лежит набор таких же фигур. Предложите свое задание.

- Предложите задание для четырехугольников.

Самопроверка. По эталону на доске.

-Проверьте себя.

- Что заметили?

-Почему?

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? 

- Какова цель урока? 

-

Многоугольники.

- 3 угла.

- Треугольник.

- У него три угла, три стороны и 3 вершины.

- Четырехугольники. У них 4 стороны, 4 угла и 4 вершины.

( Выполняют в парах)

-Разделить на треугольники и четырехугольники.

- Разделить на группы:

 прямоугольники и непрямоугольники  (2 человека у доски)

(Дети проверяют свою работу по эталону)

- В одной группе оказались прямоугольники и квадраты.

Потому что у этих фигур прямые углы.

- Прямоугольник. Квадрат.

-Научиться различать прямоугольник и квадрат.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы 

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта

1).-Какую учебную задачу ставим?

2)–Наметим план наших действий.

Сравнение фигур.(Слайд4)

- Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните.

а) - В чем сходство?

б) Ловушка

- Ну а раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом?

- У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Все как у квадрата.

- Кто может возразить?

- Как проверить можем?

3)-Сделаем вывод.

- Где проверим сведения?

- Откройте учебник на с.111, прочтите текст (обрати внимание) и убедитесь в точности ваших суждений.

Физминутка

Упражнения для глаз

“Сова” - широко открыть глаза, сильно зажмурить (3 раза).

“Муха” - круговые вращения глазами (5 раз в одну сторону и 5 раз в другую сторону

-Научиться различать прямоугольник и квадрат.

Ответы выставляются на доске )

- геометрические фигуры;

- имеют по 4 стороны;

- все углы прямые;

- четырехугольники;

- многоугольники;

- У квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника только противоположные.

  С помощью циркуля, угольника, линейки

(Дети делают вывод)

- Квадрат- это прямоугольник, у которого все стороны равны.

-У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат.

-В учебнике.

(Дети выполняют упражнения)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в парах.

 №2, стр. 56 тетради с печатной основой .

-Запишите сколько прямоугольников на рисунке.

-Сколько квадратов.

-Как должны рассуждать?

№3, стр. 56 тетради с печатной основой .

- На сколько квадратов разбита фигура?

-Проверьте друг у друга (взаимопроверка).

Работают в парах, обсуждают, выбирают правильный ответ.

В случае затруднения прибегают к тексту в учебнике (обрати внимание)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Самостоятельная работа с проверкой/ самопроверкой

1).Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Учебник № 3,стр.112

- Записать соответствующие номера фигур.

Эталон для самопроверки: (Слайд5)

3,5,6 – прямоугольники

5,6 - квадраты

– У кого всё правильно?
– У кого есть ошибки?
– В чём причина?

Физминутка

Мы устали чуточку

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай дружок.

Прямо спину ты держи

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (алгоритмом).

Проговаривание детьми места ошибок и причин ошибок.

Проговаривание вывода.

Исправление ошибок.

(Дети выполняют движения)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качеств и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Включение в систему знаний и повторение (жизненная ситуация/ необязательный этап)

1.Решение задачи по плану. 

Учебник стр.113. №10.

2. Работа по вариантам.  

1вариант.

Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника.

2 вариант.

Начертите квадрат со стороной 6 см.  Найти сумму всех сторон квадрата.

Алгоритм решения задачи:

1.Прочитай задачу.

2. Перескажи.

3.Выдели части задачи: Условие.

Вопрос. Решение. Ответ.

4.Реши задачу.

5.Запиши ответ.

Доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных умений. Отвечают, используя алгоритм.

Познавательные: поддерживает диалог. Умеет задавать вопросы. излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

личностные: испытывает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Рефлексия деятельности

– Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.

 -Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли цель? Каким способом?

-Какие затруднения в деятельности испытывали?

- Как находили выход из затруднений?

-Каковы результаты (класса, мои)? Покажите кружочки: зелёные  («Мне было всё понятно на уроке»), жёлтые («Мне было интересно на уроке, но я испытывал небольшие затруднения»), красные («Мне урок показался трудным»).

-Что бы вы хотели ещё сделать?

-Закончите фразу: (слайд6)

Теперь я знаю …

Теперь я могу… .

Я удивился …

Я научился…

- Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всем на свете, и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым.  

И пусть вашим девизом станут слова:

Пусть каждый день и каждый час

Вам что- то новое добудут.

Пусть будет добрым ум у вас

И сердце добрым будет.

- Урок окончен. Спасибо всем за работу. (Слайд7)

-Научиться различать прямоугольник и квадрат.

Осуществляют самооценку собственной деятельности и деятельности класса. Соотносят цель и результаты

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Приложение

28-6= 22( г)                       9 х 7=63( м)                          79-40= 39 (р)

30 + 4= 34 (е)                    98- 64=34 (е)                         83+ 10= 93(и)

16: 2=  8( о)                       46+4= 50(т)                           58-6= 52(я)

93

39

52

50

63

34

22

8

и

р

я

т

м

е

г

о


[1] Выбрать и указать слова: фронтальная, индивидуальная, групповая  или парная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по математике 2 класс Тема "Прямоугольник" Школа России+ перзентация

Урок: математикаТема: прямоугольникТип урока: изучение нового материалаКласс: 2 (Школа России) Цели урока: 1.Обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; сформировать умения и...

Конспект урока по математике 1 класс "Прямоугольник и квадрат" УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока по математике 1класс . Тема : "Прямоугольник и квадрат". УМК "Перспективная начальная школа." Конспект урока содержит презентацию, сказку о геометрических фигурах....

Конспект урока математики, 2 класс. Тема: «Прямоугольник и квадрат». УМК "ПНШ".

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с понятиями прямоугольника и квадрата; создание условий дляформирования представлений об отличительных признаках прямоугольника и квадрата; закрепление в...

Конспект урока по математике 2 класс тема:"Прямоугольник"

Тема урока: Прямоугольник Цель урока: формировать представления о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые.Планируемые результаты:Предметные: формировать представление о ...

Урок математики 2 класс.Тема: Прямоугольник и квадрат.

Сформировать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры; развивать умения наблюдать и сравнив...

Открытый урок по математике 2 класс . Тема "Прямоугольник". УМК "Школа России"

Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе.Учитель Шевелева Наталья СергеевнаТема урока: «Прямоугольник»Тип урока:  Изучение нового материала.Цель  урока:...