"Составление уравнений по данному условию, по схеме" 4класс "Гармония"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Решетова Ольга Юрьевна

Конспект урока. 4класс "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uravneniya.ppt1.92 МБ
Файл uravnenie_moy_urok_no272-278.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найти уравнение, равносильное уравнению 2 x - 6 = 5 – 7x 1 2 x – 7 x = 5 – 6 2 2 x + 7 x = 6 - 5 3 2 x + 7 x = 5 + 6 4 -5 x = 11 5 9 x = 11

Слайд 4

100 500 200 х



Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

4 класс (1- 4)

Программа «Гармония», автор Н.Б. Истомина

Ф.И.О. учителя: Решетова О.Ю.

Тема: «Составление уравнений по данному условию, по схеме».

Цель: 

Познавательные:

Совершенствование  умения сравнивать уравнения,

Знакомство с составлением уравнения по схеме и по рисунку,

выбирать уравнения, соответствующие схеме,

решать уравнения.

Развивающие:

Развитие навыка самостоятельной работы.

Развитие познавательного интереса.

Развитие самоконтроля в форме сравнения результата действия с заданным эталоном.

Развитие внимания.

Воспитательные:

Воспитание  коммуникативности, умения слушать и высказывать своё мнение;

Воспитание умения осуществлять совместную деятельность.

Задачи урока:

На уроке дети учатся

- распознавать существенные признаки уравнения ,“корень уравнения”,

- Закрепить навыки решения уравнений;

-  находить неизвестный компонент арифметических действий по известным;

- объяснять представленные способы решения уравнений;

- составлять уравнения, читать и решать их;

- составлять уравнение по условию задачи и по схеме;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-сотрудничать с одноклассниками в процессе парной работы, оценивать результаты деятельности по пятибалльной системе.

Метапредметные: Развитие навыка работы с учебником, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе использования образовательной среды, уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии,

Предметные: формирование новых знаний решения уравнений, закрепление нового знания, отработка вычислительных навыков в пределах 1000.

Планируемый результат: учащиеся научатся решать уравнения по данному условию, схеме с опорой на полученные знания, использовать математическую терминологию при решении уравнений, решать задачи, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная,

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Формирование УУД

Регулятивные: Целеполагание, самооценка, сличение результата.

Познавательные действия: Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, выделение познавательной цели, выбор наиболее эффективного способа решения.

Коммуникативные УУД: Постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение конфликтов, управление действиями партнёра.

Оборудование: математика: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Б. Истомина. -12-е изд., 2014г., рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса / Н.Б. Истомина, З.Б. Редько, ИКТ, презентация к уроку,  демонстрационная наглядность.

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого э тапа

Обучающие и развивающие задания каждого э тапа

I. Организационный момент. (2минуты)

Психологический настрой.

 - Сегодня вам предоставляется возможность получить хорошие отметки за урок при условии, если вы наберете определенное количество баллов. Заработанные  за каждое задание баллы вы будете выставлять на полях, в конце урока их сложим (на доске табличка)

«5» -  10 баллов        

«4» - 8 – 9 баллов

«3» - 6 – 7 баллов

- А чтобы у нас все получилось, произнесем слова успеха:

Я все смогу,

Я все сумею,

Все трудности

Преодолею!

- Желаю всем успехов !

Организация класса на работу. Подготовить учащихся к работе на уроке, психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки в классе, организация внимания на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

Слайд (2минуты)

- Из предложенных вариантов ответов, выберите правильный.

№272

Х=20      Х=300     Х=700

№279

Х=534      Х=0      Х=0  - неверно

№272

Х=20      Х=3000     Х=7000

№279

Х=0      Х=0      Х=0  - верно

№272

Х=20      Х=3000     Х=7000

№279

Х=0      Х=831    Х=1570- неверно

Проверяем –  1 балл

Формирование УУД

Регулятивные: самооценка, сличение результата.

III. Определение цели деятельности на уроке, задач урока (2минуты)

Тема нашего урока остается «Уравнение»

- Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока (продолжить знакомиться с разными видами уравнений; учиться их решать).

- А также будем учиться составлению уравнений по данному условию, по схеме.

- Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

1. вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям;

2. изучить материал учебника по этой теме;

3. внимательно слушать учителя;

4. делать необходимые записи в тетрадях

Подвести учащихся к формированию целей, задач урока. УУД:регулятивные.

IV. Актуализация знаний. (3минуты)

Составление кластера простые  и сложные уравнения.

(Таблица на доске)

- Назовите существенные признаки уравнения (1- это числовое равенство, 2- неизвестное число)

- Что значит решить уравнение? (Решить уравнение - значит, найти такое число, которое нужно записать вместо буквы, чтобы получить верное числовое равенство)

Или по-другому найти корень уравнения.

Давайте вспомним

Алгоритм решения уравнения.

1. Упростить уравнение (у сложного)

1. Определить неизвестный компонент действий

2.Применить правило его нахождения

3.Выполнить действия и получить корень уравнения

4.Сделать проверку

Обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций.

Метапредметные:

уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии

V. Изучение нового материала.

Составление уравнений по данному  условию. (5минут)

 1. Работа по учебнику № 277(1-1ряд, 2-2ряд, 4-3ряд) , 3 уравнение -на дом

- Запиши каждое предложение уравнением и найди его корень.

Работа в парах  работаем дружно, помогаем друг другу  справиться с возникшими трудностями

     Х ∙ 5 = 275              1208 : Х = 302                 Х ∙ 7 = 1448 -дома        Х – 203 = 18007

      Х = 275 : 5              Х = 1208 : 302                Х = 1148 : 7                     Х = 18007 + 203

      Х = 55             Х = 4                        Х = 164                Х = 18210

      55 ∙ 5 = 275             1208 : 4 = 302                164 ∙ 7 = 1448                     18210 – 203 = 18007

      275 = 275             302 = 302                             1448 = 1448                     18007 = 18007

- Тот, кто решил уравнение, выходит и записывает решение за доской. Проверяем –  2 балла на полях поставят те, кто верно записал уравнение,  нашел корень уравнения и выполнил проверку.

1 балл, если у вас ошибка в вычислениях. Все неверно – 0 баллов.

- Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа.

Формирование мотивации учения и обучения. Реализация принципа деятельностного подхода.

УУД: познавательные и коммуникативные.

Регулятивные: самооценка, сличение результата.

VI.Физкультминутка. (2минуты)

Если на карточке появится запись, которую можно назвать уравнением, то вы присядете, если нет, то поднимаете руки вверх и хлопните 3 раза

432+ В =900 

Х : 680 = 10

Х+5=630 

х+660=990

(Х+20):5=6

А:10=960:2

(Х + 29) - 35 = 5

  37+Х=15х9

М+49=34+70

320:8+у=640:8

Х+7*5=60-9

Уравнения прикрепляю магнитом к доске.                

128050 - У

 23 *2 +28

700 * С ˃5600

А+156 ˃ 40х5

(125 + 168) * 8

Снять монотонность урока и перегрузку учащихся,  повысить интерес к математике, используя для этого различные методы проведения урока

VII. Постановка проблемы:

(3минуты)

На доске записаны уравнения:

Что вы можете сказать о них?

Выскажите предположение, какие из этих уравнений простые? Соберите их в 1 столбик .

Почему?

Какие следующие по уровню сложности?(во 2 столбик)

Почему?

Какие самые сложные?(в 3 столбик)

Почему?

Итак, вы выдвинули гипотезу (от греч. предположение) об уровне сложности уравнений.

Как проверить гипотезу?

Активизация учебной деятельности, создание комфортных условий для развития коммуникативных умений.

VIII.Самостоятельная работа(5минут)

Я оставлю в каждой группе по 1 уравнению

Х+5=630              (Х+20):5=6           320:8+у=640:8

А теперь оцените свои силы, выберите и решите одно уравнение.

Кто решит первым, запишет решение на доске.

(Запись решений на доске.)

Анализ выполненной работы.

Посмотрите на решенные уравнения.

Подтвердилась ли наша гипотеза об уровне сложности уравнений?        

Проверка. (первые, кто выполнит, запишут решение на доске)

                 Решено верно простое уравнение – 1 балл 

Решено верно сложное уравнение – 2 балла 

Решено верно очень сложное уравнение – 3 балла 

Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок?

 Какие ошибки были замечены?

Формирование положительной мотивации учения, познавательной активности, воспитание чувства ответственности не только за себя, но и за своего товарища, Повышение эффективности урока.

УУД:коммуникативные и познавательные. Формирование УУД Регулятивные: самооценка, сличение результата.

IX. Решение задач с помощью уравнений. Слайд. (9минут)

Где можно применить умение решать уравнение в жизни? при взвешивании

Уравнения часто используются при решении задач.

Люди некоторых профессий работают с весами (Продавцы,  лаборанты, фармацевты)

Вот какую задачу понадобилось решить одному фармацевту  (фармацевт – это специалист или аптекарь, приготавливающий целебные снадобья, лекарства). Он должен узнать массу изготовленного раствора. Для этого он взял весы. Левая и правая чашки на них соотносятся с левой и правой частями уравнения. Чтобы весы уравновесить он добавил гирьки на каждую чашу весов.

Знак равенства соотносится с уравновешиванием чашек весов.

Надо найти массу раствора. Как обозначим её?(Х)

Какое составим уравнение? Найдите, чему равен корень уравнения?

Х + 200 = 500 + 100

Х + 200 = 600

Х = 600-200

Х = 400(мл)- масса раствора 1л=1000мл

№ 273 

- Прочитайте задачу.

- Каким способом удобнее решить эту задачу? (уравнением) 
- Что возьмём за неизвестное число?
 (массу дыни)
- Подумайте, как составить уравнение.
Обсудите в парах.

- Составьте уравнение, запишите его в тетрадь. 
- Проверьте себя, для этого найдите уравнение на форзаце учебника. -
1 балл

Решите самостоятельно.(2 человека за доской) Проверьте. Ещё  -1 балл

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия

Формирование УУД Регулятивные: Целеполагание, самооценка, сличение результата.

X. Составление уравнений по схеме (2минуты)

№ 278 - результаты запишите в тетрадь

1), 4)

Проверка – 2 балла

Формирование мотивации учения и обучения. Реализация принципа Формирование УУД Регулятивные: самооценка, сличение результата, познавательные и коммуникативные.

XI. Закрепление пройденного материала

Если останется время - №276 –устно.  Прочитайте задание

х∙(35+4) =234              2) х∙(34+5)=210+24

          х∙39=234                     х∙39=234

х∙(30+9) =200+34        4)(29+9)∙х=234

          х∙39=234                      38∙х=234

Одинаковые корни 1)2)3)

XII. Домашнее задание  (1минута)

№277(3), ТПО№120

XIII.        . Итог урока.

(2минуты)

– Ребята, что нового вы узнали на уроке? (Учились решать уравнения).
– Каким правилом пользовались? 

Да, путь познания не гладок. 
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок, 
И поискам предела нет!

Подвести итог проделанной работе на уроке

XIV. Рефлексия (2минуты)

Что нового узнал?

Что вызвало затруднения?

Чего удалось достичь?

Что было самым трудным?

Если что-то не поняли , где можно узнать информацию по данной теме? (поможет учебник, учитель, родители, интернет,…)

Какой вид работы самый интересный?

- Подсчитайте на полях заработанные баллы и оцените свою работу на уроке.

Оцените свою работу на уроке и нарисуйте соответствующий смайлик.

Я очень доволен своей работой, хорошо работал, узнал что-то новое.

😐Мне надо разобраться в некоторых вопросах.

У меня много ошибок, работой не доволен.

++

Формирование личной ответственности за результаты своего труда.

УУД: регулятивные.

           

Самоанализ

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия Вызова

Регулятивные действия

- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные действия

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Выделение наиболее важной информации

- Построение логической цепочки вопросов

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

-Воспроизведение (актуализация) знаний об уравнениях

-Определение понятий «уравнение», «равенство», «корень уравнения»

- Определение основных направлений

в изучении темы

  1. Ученики не видят, по какому принципу можно сгруппировать записи на доске.
  2. Ученики не могут ответить на вопросы.
  3. Ученики не могут сформулировать цель и задачи урока

1. Предложить рассмотреть каждую запись в отдельности, затем сравнить их, тем самым находя отличия и схожести.

2. Учитель на один из вопросов отвечает сам, показывает на своем примере как можно ответить.

3. Можно подсказать с помощью наводящих вопросов.

Стадия Содержания

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Познавательные действия

- Поиск и выделение необходимой информации

- Выбор способа действия

- Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Коммуникативные действия

- Умение слушать и вступать в диалог

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

- Построение нового знания об уравнениях

- Анализ информации по теме «Решение уравнений»

  1. Ученики не могут привести примеры из жизни, где встречаются равенства
  2. Ученики не умеют делать краткие записи (записывают целые предложения), на что уходит много времени
  3.  Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.

1. Учитель может привести один из примеров, с которым сталкиваемся повседневно.

 2. Потренировать учеников сворачивать информацию на отдельных предложениях

3. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров.

Стадия Рефлексии

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные действия

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

- Выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

- Умение аргументировать свою точку зрения

Личностные действия

- Оценка действий человека

-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

- Предметные действия

- Применение знаний об уравнениях при решении практических заданий

- Способность использовать полученные знания на практике

1. Ученики затрудняются с помощью одного предложения выразить свои мысли и подвести итог своей работы.

2. Ученики не хотят читать получившиеся «телеграммы»

3. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней  работы

1. Привести пример, выслушать тех учеников, которые справились с заданием.

2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме

3. Обратить внимание учеников на параграф №42, подсказать, что


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Составление и решение уравнений по данному условию"

Урок по математике "Составление и решение уравнений по данному условию" (4 класс)...

конспект урока по математике по теме Решение задач способом составления уравнения 4 класс УМК Гармония

Данный урок - урок обобщения и систематизации знаний.  Цель урока: совершенствовать умение  решать  задачи способом составления уравнений. Задачи:Образовательные: совершенствовать ...

Презентация к уроку математики в 4 классе "Составление уравнений по условию, по схеме" Программа "Гармония"

Способствует быстрой  проверке выполненных  заданий в групповых формах работы...

Урок математики по теме "Решение задач способом составления уравнения." 4 класс Гармония

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цель урока: совершенствовать умение  решать  задачи способом составления уравненийЗадачи:  Образовательные: совершенствовать навык...