«Методика работы с числом на уроках математики»
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Методические приёмы систематизации изученного материала на уроках математики в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_s_chislom_na_urokah_matematiki.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Вязинина Н.А.

Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

Методика работы с числом на уроках математики

На современном этапе развития начального образования происходят существенные изменения. Они связаны, прежде всего, с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Концепция стандарта ориентирует начальную школу не только на усвоение учащимися конкретных учебных предметов, но и на формирование у них коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий.

В соответствии с примерной программой по математике основными целями изучения данного предмета стали:
• математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения,        вариантов        и        др.);
• освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Методика преподавания математики — наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп и способностей;

Основными задачами методики преподавания математики являются:
1. определение конкретных целей изучения математики по классам, темам, урокам;
2. отбор содержания учебного предмета в соответствии с целями и
познавательными возможностями учащихся;
3. разработка наиболее рациональных методов и организационных
форм обучения, направленных на достижение поставленных целей;

Все большее распространение в методике обучения математике
получает деятельностный подход, понимаемый как составляющая
методологической основы методики обучения математике; как обучение
способам деятельности и различным действиям, адекватным содержанию
обучения математике; как учебная деятельность.

На формирование этих результатов направлена и предложенная мною методика.  Она может быть использована на всём протяжении обучения предмету (1 - 4 класс) на организационном этапе урока. В её основу положены принципы системность и концентричность: в каждом следующем
концентре мы возвращаемся к уже изученному материалу, но переносим полученные знания на новые понятия, используем ранее усвоенные приёмы действий на новом, более сложном уровне.

Приёмы работы с однозначными числами с использованием методики

На каждом уроке математики при записи числа в тетради проводится следующая работа:

Записать число

Дать характеристику числа: чётное или нечётное, однозначное или многозначное

Состав числа, случаи умножения и деления с ним, признаки делимости, разрядные слагаемые и т.д

Арифметические действия с числом

 Практическое использование при решении задач

Интересные факты о числе

 Примерное содержание:

 1 класс

Какое сегодня число?  (Например, 2).  Как мы запишем его с помощью арабской цифры. Назовите предшествующее, следующее по счёту, как их получить. Назовите состав числа. Составьте выражение, чтобы 2 было слагаемым, вычитаемым. Чётное или нечётное это число. Присчитаем к нему по 2 до 15. Можно ли это сделать, почему. Как можно назвать 2 предмета (пара). О каких предметах говорят пара?

2 класс

Какое сегодня число?  (2) Как мы запишем его с помощью арабской цифры, римской. Назовите предшествующее, следующее по счёту, как их получить.

Составьте выражение, чтобы 2 было множителем, частным. Назовите все произведения в таблице умножения на 2. Какие это числа (чётные). Какие геометрические фигуры могут образовать 2 отрезка, два луча?  Объясните поговорку «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

3-4 классы

Какое сегодня число?  (2).  Данные числа (записаны на доске) увеличьте на 2, в 2 раза. Сформулируйте признак делимости на 2. Составьте двузначное (трёхзначное) число используя только цифру 2. Какими будут эти числа (чётными или нечётными). Представьте их в виде суммы разрядных слагаемых. Как называется геометрическая фигура, состоящая из 2 отрезков, двух лучей?

Объяснить значение пословицы: «Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.»

Приёмы работы с двузначными числами с использованием методики

Какое сегодня число?  (13). Дайте ему характеристику (нечётное, двузначное, разрядные слагаемые). Какое число получится, если цифры поменять местами. На сколько увеличится число, как это узнать? Составьте выражение, чтобы 13 было разностью (множителем, частным и т.д)

 Важно проводить такую работу регулярно. Количество заданий и их содержание определяет учитель в зависимости от того, какие темы или навыки вычислений необходимо повторить. Такая работа мотивирует обучающихся и   развивает интерес к практическому использованию числа, развивает речь, способствует усвоению терминологии. Развивается быстрота реакции, навыки устного счёта. Можно предложить детям самим составить задания к следующему уроку, найти пословицы и поговорки, интересные факты, связанные с этим числом.

Результаты применения методики

Личностные

Формирование познавательного интереса к математической науке, осознание личной заинтересованности в изучении учебного предмета, создание ситуации успеха

Метапредметные
-готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в
повседневной жизни для исследования математической сущности предмета
(явления,        события,        факта);
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и        учебной        задачи;
-умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков
(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения  учебной задачи

Предметные

закрепление и совершенствование знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
-умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин,
приемы решения задач,
-умения использовать знаково-символические средства, в том числе
модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

-умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения        задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с иконой на уроках ОРКСЭ

Методика работы с иллюстративным материалом в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры», учебник Кураева А. В....

Методика работы с притчей на уроках ОРКСЭ

Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения

Данные рекомендации посвящены методике работы со сказкой, предназначены для оказания помощи в работе учителя начальных классов . В основе рекомендаций опыт работы педагогов. Данный продукт могут...

Методика работы с одаренными детьми по математике.

В предлагаемой методике работы с одаренными детьми по математике главной задачей является  раскрытие принципов действия, решение задачи ради способа получения точного ответа, логических рассужден...

Методические рекомендации "Работа с именованными числами на уроках математики. Единицы длины и площади."

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в развитии учащихся и дальнейшем изучении математики.  Также обучающийся приобретает практ...