Конспект урока математики во 2 классе
план-конспект урока по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики во 2 классе
Тема урока: «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?»
Цели урока:
Предметные:
-Создать условия для формирования представлений о кратном сравнении чисел;
- знакомства с практическими приёмами сравнения чисел;
-закреплять знания табличного умножения и деления в процессе выполнения всевозможных действий;
-развивать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи, речь, логическое мышление, первоначальные навыки самоконтроля, внимание, познавательный интерес, память.
Метапредметные:
регулятивные:
-учить ставить цель на каждом этапе деятельности с помощью учителя,
-планировать свою деятельность, -контролировать её пользуясь эталоном,
-контролировать результат;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ;
познавательные:
-формировать умение формулировать проблему и находить пути её решения, -формировать умение определять и формулировать правила и законы, на основе которых построены высказывания,
-формировать умение осуществлять рефлексию
Ориентироваться в учебных заданиях (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание.
коммуникативные:
-формировать умение формулировать собственное мнение;
- вести диалог;
- задавать вопросы;
- строить доказательства.
Личностные:
-установить взаимосвязь между знанием таблицы умножения и реальными жизненными ситуациями;
-создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться ;
-признавать собственные ошибки;
- сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Планируемые результаты:
Предметные:
- владеть приёмом сравнения «во сколько раз»;
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; Личностные:
-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Методы: словесный, наглядный, самоконтроля, репродуктивный. Формы: индивидуальная , фронтальная , групповая.
Ход урока
I.Организация класса.
У. Ребята, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём их и используем. Давайте улыбнёмся друг другу, откроем этот сундучок и начнём урок.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа.
У. Наступила весна, уже идут дожди, и вот несколько капелек дождя упали к нам в класс. Но капельки эти прихватили с собой числа. Как вы думаете зачем?
Д. Может быть, чтобы мы поиграли или придумали с этими числами задания.
У. Давайте составим план, по которому будем работать.
- Придумай. Придумай задание.
- Спроси . Спроси решение у товарища.
- Проверь. (на доске) Проверь правильность решения.
(Остальные дети показывают верно или неверно выполнено задание знаками)
Если ответ не верен.
У. - Как ты думаешь, почему ты не справился?
- Каких знаний тебе не хватило?
-Зачем мы с вами выполняли эти задания? (учились задавать вопросы , чтобы хорошо уметь считать, повторяли, они нам сегодня пригодятся)
У. Ребята, вы так интересно работали, что мне тоже захотелось поучаствовать в этой работе. Можно? Тогда моё задание:
- У сосны хвоинки живут 2 года, а у ели- 12лет. На сколько больше живут хвоинки у ели, чем у сосны?
(ответы детей) на 10.
- Каким действием выполняли решение? (вычитанием)
- Почему? ( Есть правило, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего вычесть меньшее)
- Можно ли поставить другой вопрос к задаче? (Да. На сколько меньше живут хвоинки у сосны, чем у ели?)
-Каким действием будете отвечать на этот вопрос? (вычитанием)
На доске 3 эталона.
1 2 3
В больше (*) На больше (+) На сколько больше
На сколько меньше Б-М
- Какой эталон вы выберите для решения этих задач? (дети выбирают)
_ Почему именно этот?
- Как называются такие задачи? (Задачи на разностное сравнение)
- Какие знания из сундучка вам пригодились?
(таблица умножения, умение решать задачи на разностное сравнение, умения вычитать, складывать, сравнивать и т.д.)
2.Самооценка.
У детей на листочках шкала самооценки.
У. Оцените свою работу на этом этапе урока по нашей «Волшебной линеечке» Критерии на доске: Умею, сомневаюсь, не умею.
-Кто поставил крестик в верхней части?
-Почему? (справился со всеми заданиями без ошибок)
- В нижней части?
-Почему? (допустил много ошибок)
- Каких знаний не хватило? Какой ты себе дашь совет?
- По середине? Почему?
Ш. Создание проблемной ситуации.
Учитель просит ученика убрать с доски капельки. Из одной капельки падают задания.
_ Что это такое?
Какая активная капелька. О чем же ещё она хочет у нас спросить?
Ученик читает задания.
Ребята, прочитайте задания, подумайте, как на них ответить и решения запишите в тетрадь.
1. Самый первый воздушный шар смог подняться над землей на 8 м, а в следующий раз в 7 раз выше. На сколько метров смог подняться воздушный шар во второй раз?
Ученик записывает решение на обратной стороне доски, остальные записывают решение в тетрадях.
- Лена решила 12 примеров и 4 задачи. Во сколько раз больше Лена решила примеров, чем задач?
2 ученика на обратной стороне доски решают задачу. Решения разные.
У. Задание одно, а решений несколько.
(Если кто-то решил правильно)
-Докажи с помощью правила .Почему?
Уч. Почему не можете решить задачу? (Не знаем)
Уч. Что нового в этой задаче? (Слова « во сколько раз больше»)
- А какой ещё вопрос можно задать? («во сколько раз меньше)
С Л О В А Н А Д О С К Е: Во сколько раз больше…
Во сколько раз меньше…
Дети затрудняются с ответом.
Если кто-то назвал ответ, то спросить: назовите правило и покажите эталон, по которому вы действовали. ( У нас нет правила и эталона)
Уч. Что же нам делать? (Надо остановиться и подумать)
IV. Постановка учебной задачи.
Уч. Какое задание вы выполняли? (Пробовали решать задачу)
- Чем эта задача отличается от предыдущей? (Есть новые слова «во сколько раз»
-Где возникло затруднение? (Не знаем, каким действием решить)
- Почему возникло затруднение? (У нас нет правила)
С Т А В И М « ?» на доске рядом со словами.
Уч. Какую цель вы поставите на уроке? (Узнать правило, как решать, если надо узнать во сколько раз больше…, во сколько раз меньше…)
Уч. Когда в задаче есть вопрос «во сколько раз больше или меньше» такое сравнение называют кратным сравнением.
- Как будет звучать тема урока?
(Задачи на кратное сравнение) – вывешивается на доске
- Так, что вы должны узнать? ( правило, как узнать во сколько раз больше…, во сколько раз меньше…)
Уч. Я предлагаю вам сейчас поработать в группах и постараться ответить на вопросы, которые у нас возникли.
V. Открытие нового знания.
Р А Б О Т А В Г Р У П П А Х.
Класс делится на 5 групп. Каждой группе раздаются карточки с заданием (задания одинаковые для каждой группы)
Уч. Повторим правила работы в группах.
(Дети по цепочке называют правила)
Вопросы для работы в группах.
- Сколько кругов? Сколько квадратов? (2 круга и 10 квадратов)
- Сколько раз по 2 содержится в 10? Покажите это на рисунке (5 раз)
- Во сколько раз 10 больше, чем 2? ( в 5раз)
- Во сколько раз 2 меньше, чем 10? ( в 5раз)
- Как узнать с помощью вычислений? (10 : 2)
- Как же узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
(Надо большее число разделить на меньшее)
- Составьте эталон.
На работу отводится 5 минут.
Представление результата работы.
Результаты работ вывешиваются на доске.
Одна группа подробно рассказывает о своей работе.
(остальные слушают)
- Если у вас ответы не совпадают, то дайте знак.
1 группа отвечает на 1 вопрос
2 группа отвечает на 2 вопрос
3 группа отвечает на 3 вопрос
4 группа отвечает на 4 вопрос
5 группа отвечает на 5 вопрос
Сравниваются выводы работ в группах.
Уч. Давайте сравним ваш вывод с выводом в учебнике.
Стр.54.
- Как вы думаете мы можем убрать вопрос? (да)
Уч. Составим эталон
Группы представляют свои варианты.
Составляется на доске.
Во сколько раз больше? Б. : М.
Во сколько раз меньше?
Сравнение эталонов
- Что общего? В чём различие? (дети выделяют опорные слова)
Уч. Вернёмся к задаче, которую не смогли решить.
- Прочитаем задачу ещё раз (дети читают)
- А сейчас сможем её решить? (да)
Дети решают задачу самостоятельно.
Проверка.
- Какой вопрос был в задаче?
- Как узнали? (Большее число 12 разделили на меньшее число 4)
- А какой ещё вопрос можно было бы задать к этой задаче?
(на сколько задач Лена решила меньше, чем примеров?)
- Какие задачи теперь умеете решать? (задачи на кратное сравнение)
- Вы смогли преодолеть затруднения? (Да)
Уч. А что теперь будем делать? (Тренироваться в решении задач, применять знания)
VI.Первичное закрепление.
- Учебник стр. 54, №3
Уч. Предлагаю выполнить это задание в парах.
Повторим правила работы в парах.
План работы в парах. (на каждой парте)
- Прочитай задание каждый про себя.
- Обсудите между собой, что нужно сделать в задании.
- Подчеркните ключевые слова в задаче.
- Договоритесь, как вы будете выполнять задание.
- Выполните задание.
- Договоритесь, кто будет отвечать.
- Оцените свою работу. Если отвечают другая пара, оцените её ответ.
Уч. Прочитаем план работы. Дети читают по цепочке.
Дети работают в парах.
У доски. Проверка работы в парах. (Один ученик отвечает на первый вопрос, другой – на второй.)
-Как класс оценит работу пары?
- Кто допустил ошибку?
- В чём ошибка?
- Каких знаний вам не хватило?
Физкультминутка
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
- Исходное положение (далее –и.п.) – сидя на стуле. 1 – 2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 –голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
- И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
- И.П. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п., 3 – 4 – то же правой рукой. Повторить 4 – 6 раз, темп медленный.
- Работа по учебнику. Стр. 54, № 4
Самостоятельная работа.
Уч. Прочитайте задание.
- Что значит похожие? (С вопросом во сколько раз больше? Меньше?)
- Выберите для себя одно выражение и придумайте задачу.
Выполнение самостоятельной работы учащихся.
Проверка.
Уч. Расскажи задачу. Назови ответ. Оцени себя.
- Оценка класса ответов учеников.
- Кто придумал задачу по этому выражению, но с другим вопросом? Каким?
- Кто испытывал затруднения? В чём? Каких знаний вам не хватило?
- Какие знания вам пригодились, чтобы выполнить это задание?
(жизненные ситуации, правило, таблица умножения и деления)
Уч. Как вы думаете нам ещё надо закрепить новое правило? (да)
- На партах карточки с заданием (3 задачи).
Уч. Прочитайте задание.
Задание. Прочитайте задачи. Выбери задачу на кратное
сравнение. Реши её.
1 вариант
- В танцевальную студию ходили14 девочек, а мальчиков в 2 раза меньше. Сколько мальчиков ходили в танцевальную студию?
- Коля нашёл 27 грибов, а Люда 9 грибов. Во сколько раз меньше нашла грибов Люда, чем Коля?
- Рыбак поймал 20 карасей и 2 щуки. На сколько больше рыбак поймал карасей, чем щук?
2 вариант.
- В выставке собак участвовало 5 болонок, а пуделей в 8 раз больше. Сколько пуделей участвовало в выставке?
- В корзине лежало 14 яблок и 7 груш. Во сколько раз больше лежало яблок, чем груш?
- У Серёжи 18 марок, а у Коли 6 марок. На сколько меньше марок у Коли, чем у Серёжи?
Проверка самостоятельной работы.
- Какой номер задачи выбрали? (2)
- Почему? (Во сколько раз… Это задачи на кратное сравнение))
Уч. А теперь проверьте решение.
Учитель не доске показывает решение задачи. Одно неверное.
1 вариант: 27 – 9 = 18(раз)
2 вариант:14 : 7 = 2(раза)
Дети находят ошибку в 1 варианте.
- Какие знания помогли вам найти ошибку?
- А какой вопрос надо было бы поставить к задаче, чтобы у неё было такое решение? (на сколько…)
VII.Самоконтроль и самопроверка.
Уч. Сегодня на уроке мы чему учились? (решать задачи на кратное сравнение)
- Как вы думаете, научились вы решать такие задачи? (да)
- А хотите себя проверить? Тогда послушайте несколько задач и запишите их решение.
На обратной стороне доски дети пишут решение.
1. Маме 32 года, а дочке 8 лет. Во сколько раз мама старше дочери?
2. В саду растёт 18 яблонь и 6 вишен. Во сколько раз вишен меньше, чем яблонь?
Проверка по эталону на доске .
- Проверьте по эталону. Если решили правильно, поставьте «+», если допустили ошибку ?
Самооценка
- У кого все верно?
- У кого знак «?»
- в чём ошибка?
- Где вам было трудно?
- Значит, что вам надо делать? (Тренироваться дома)
VIII.Рефлексия.
- Какую цель вы ставили в начале урока? (Научиться решать задачи на кратное сравнение)
- Достигли вы своей цели? (Да)
- Кому удалось сегодня учиться?
- Какие новые знания вы положили сегодня в сундучок? (чтобы узнать во сколько раз… надо большее число разделить на меньшее)
Уч. Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Оцените себя по «Волшебной линеечке»
- Кто поставил крестик в верхней части? Почему?
- В нижней? Почему?
- Что вам надо делать? (Тренироваться дома)
- По середине? Почему?
- Что вам надо делать?
Уч. Всем спасибо за работу. Молодцы.
IX. Домашнее задание.
- Стр. 55, №6 Отрабатываем вычислительные навыки.
- № 8 по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".
Конспект урока соответствует тебованиям ФГОС. Игровая форма и данные по теме "Космос" способствует активизации познавательной деятельности учащихся....
Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"
Конспект урока по математике выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.
Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...
Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)
Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...
Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"
Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...