Игра -путешествие
методическая разработка по математике (4 класс)

Конухова Татьяна Олеговна

В ходе деятельности ребёнка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной  стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) – с другой». Ребёнок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие может разрешиться у ребёнка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия – другими предметными условиями, причём содержание самого действия сохраняется.

Игра – наиболее освоенная детьми деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки при изучении предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie.docx96.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие в 4-м классе "Математическая мозаика"

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с великими математиками прошлого и их открытиями;
  • Развивать внимание, мышление, память, сообразительность;
  • Воспитывать интерес к математике.

Оборудование:

Названия станций; листы с текстами биографий математиков, наклеенные на цветные разрезанные фигуры (мозаики); задания для станций; листы с задачами.

Ход игры

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Вы знаете, что в нашей школе проходит неделя математики. Это сложная, но очень интересная наука. Она требует сосредоточенности, размышлений и рассуждений. Поэтому не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку!

Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!

Итак, наши команды готовы?

Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи. Любознательны, живут всегда весело и дружно.

Сегодня встречаются команда “Икс” и команда “Игрек”.

Ребята, послушайте правила игры. Вам нужно выполнить несколько заданий, решая интересные математические задания. После выполнения каждого задания, вы получаете часть геометрической фигуры. После выполнения всех заданий, из полученных частей собираете прямоугольник, на стороне которого будет имя и биография математика.

– Перед тем как отправиться в путешествие, проведем игру и убедимся, что вы готовы отправиться в дальний и трудный путь.

Игра “Закончи предложение”

  • Тонна – это…(единица измерения массы).
  • Если к числу прибавить нуль, то…(получится это число).
  • От перестановки множителей…(произведение не меняется).
  • Если нуль умножить на любое число, то получится…(нуль).
  • Значение суммы не зависит…(от порядка слагаемых и порядка действий).
  • Если число, отличное от нуля, умножить или разделить на единицу, то получится…(то же самое число)

– Видно, что вы в хорошей математической форме и готовы начать путешествие.

Станция “Скажи, поспеши!”

Класс делится на 2 команды. Когда первая команда отвечает на вопросы, вторая считает количество правильных ответов и наоборот. Каждой команде дается по одной минуте.

Вопросы для первой команды:

  1. Как называется результат, полученный при сложении? (сумма)
  2. Сколько килограммов в одной тонне? (1000)
  3. Сколько лет в одном веке? (100)
  4. Наибольшее четырехзначное число. (9999)
  5. Чему равна половина 180? (90)
  6. Делимое 63, делитель 7, назовите частное. (9)
  7. Сколько месяцев в году? (12)
  8. Уменьшите 389 на 29. (360)
  9. У крышки стола отпилили два угла. Сколько углов осталось? (6)
  10. В каком числе 60 десятков? (600)
  11. В каком месяце бывает только 28 или 29 дней? (в феврале)
  12. Число, предшествующее числу 3000? (2999)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько ног у паука? (8)
  2. Сколько центнеров в одной тонне? (10)
  3. Чему равно число, если его половина равна 80? (160)
  4. Сколько всего десятков в числе 936? (93)
  5. Увеличьте 13 в 3 раза? (34)
  6. Сколько вершин у квадрата? (4)
  7. Назовите 7 месяц от начала года? (июль)
  8. Назовите число, следующее за числом 699? (700)
  9. Уменьшаемое 439, вычитаемое 19, назовите разность. (420)
  10. Наименьшее пятизначное число. (10000)
  11. Сколько дней в неделе? (7)
  12. Назовите результат, получаемый при умножении (произведение).

(После того, как учащиеся ответили на все вопросы, они получают первую часть мозаики).

Станция “Затейные задачи”

  1. Собираясь на работу, папа положил в свой портфель бумаги, общей массой 2 кг 700г. Масса самого папиного портфеля 300г. Сколько килограммов принесет папа на работу, если (хотя это ему и не известно) его двухлетняя дочка Маша положила в портфель еще и утюг, масса которого 3кг? (6кг)
  2. Спасаясь от таксы Дуськи,40 бабушек забрались на дерево. У дерева – 18 веток, на каждой ветке сидят по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке? (4 бабушки)
  3. Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причем каждый из них съел по целому яйцу. Как вы это объясните? (Дело объясняется очень просто. Сели за стол не четверо, а только трое: дед, сын и внук. Дед и сын – отцы, а сын и внук – сыновья)
  4. В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Дать четырем девочкам по яблоку, а пятой девочке – оставшееся яблоко вместе с корзиной)

(На этой станции дети получают вторую часть мозаики)

Игра с болельщиками

Я села в автобус. В автобусе кроме меня было 17 пассажиров. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. На второй вошли еще 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. потом на остановке вошли еще 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке вошел гражданин с собакой. Сколько было остановок? (5)

Станция “Верю – не верю”

  1. Верите ли вы, что синий кит самое большое и тяжелое животное? (Да, его длина достигает 30 метров, а вес до 160 тонн)
  2. Верите ли вы, что бегемот самое большое животное, живущее на суше? (Нет, это слон, высота его до 3,5 метров, вес до 7 тонн)
  3. Верите ли вы, что тигр самое быстрое животное? (нет, это гепард, его скорость достигает 110км\ч)
  4. Верите ли вы, что слоны такие огромные, потому что не перестают расти всю жизнь? (Да)
  5. Верите ли вы, что орел – птица с самым большим размахом крыльев? (Нет, это альбатрос, размах крыльев 3м 70см)
  6. Верите ли вы, что высота самой маленькой обезьянки 12-15 см, а вес 100-125 грамм? (Да, это игрушка)

(На этой станции дети получают третью часть мозаики)

Игра “Будьте внимательны”

Вот жаворонок с нивушки
Взлетел и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Две лодочки по озеру
Широкому плывут.
Гребцы сидят на лодочках
И весело гребут.
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камушкам
Подковы их стучат.

  • Сколько было жаворонков на нивушке?
  • Сколько лодочек плыло по озеру?
  • Сколько зайцев спряталось от охотника?
  • Сколько скакало лошадей?

– А теперь поиграем. Я буду вам повторно читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете прыгать на двух ногах и т. д. Дети выполняют соответствующие движения.

Станция “Загадочная” Разгаданная загадка – 1 балл

1. Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять секунды не могу. (Велосипед)

2. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой;
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Шерстяные варежки)

3. Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце встанет,
Туда он и глянет. (Подсолнух)

4. В красном домике сто братьев живут,
Все друг на друга похожи. (Арбуз)

5. Два брюшка, четыре ушка. Что это? (Подушка)

6. На одной яме – сто ям с ямой. (Наперсток)

(На этой станции дети получают третью часть мозаики)

Станция “Думай, считай, отгадывай”

1. Загадочная цифра. (за правильный ответ 10 баллов)

Приучайтесь думать точно!
Все исследуйте до дна!
Вместо точек на листочке
Цифра верная нужна!
Я предсказывать не буду
Никаких ее примет,
Но одна и та же всюду
Даст вам правильный ответ.

https://urok.1sept.ru/articles/622771/img1.gif

(цифра 1)

2. Игра в стручки. (За каждый разгаданный пример – 1 балл)

Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.

Довольно простые примеры. Эти царь с царицею не очень сильны были в математике. Переложите в каждом примере один стручок – и примеры будут правильные.

Примеры царя:

https://urok.1sept.ru/articles/622771/Image9440.gif

Примеры царицы:

https://urok.1sept.ru/articles/622771/Image9441.gif

Ответ:

I + I = II, II – I = I, I + II = III, III – II = I

(На этой станции дети получают пятую часть мозаики)

Игра с болельщиками

* На березе сидели 2 вороны. Одна смотрела на юг, другая – на север.

– У тебя,– говорит одна ворона,– лапки в грязи.

– А у тебя,– отвечает вторая, – клюв в земле.

Как же так смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга).

* Доску длиной 4м распилили на части по метру. Чтобы сделать один распил доски, нужно 5 минут. За сколько минут распилили доску? (За 15 минут сделали 3 распила).

* Бублик разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (3)

* Когда мы смотрим на 3, а говорим 15? (Когда на часах 3 часа дня).

* Через 2 года Илья будет старше, чем он был 2 года назад. Сколько лет будет Илье? (8 лет)

Итоговая часть игры

Получив 5 частей мозаики, учащиеся выкладывают прямоугольники, на обратной стороне которых написаны имена известных математиков и их биографии.

  • Давайте узнаем, имена каких известных математиков были зашифрованы на элементах мозаики и какие математические открытия они совершили?
  1. Этот математик родился в VI веке до нашей эры на греческом острове Самос. Он является изобретателем собственной теоремы, которой сейчас пользуются все школьники, изучающие геометрию. Он считал, что самой прекрасной фигурой, является круг, а геометрическим телом – шар, хотя ни в одной его теореме о них не говориться. Этим замечательным математиком был Пифагор.
  2. Эта женщина с раннего детства увлекалась математикой. Однажды ее семья переехала в дом, стены которого вместо обоев были оклеены страницами из учебника математики. Девочка каждый день с интересом читала и решала различные математические задания, развивая тем самым свои способности. Уже к 15 годам она освоила материал института! Эту женщину – математика звали Софьей Ковалевской.

Подведение итогов

Я вижу, что вы любите математику и надеюсь, что знания, полученные по этому предмету, вам пригодятся в старших классах, и во взрослой жизни. К тому же математика развивает память, мышление и смекалку.

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...

Путешествие по железной дороге (игра-путешествие)

Осуществлять профессионально-ориентационное воспитание младших школьников.Усвоение моральных и правовых норм поведения через овладение правилами дорожного движения.Формировать у учащихся навыки сотруд...

Классный час "Путешествие на планету Добра" (игра - путешествие с элементами проектной деятельности)

Цель мероприятия: способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, ознакомить с правилами доброты, показать важность добрых поступков в жизни человека, учить доброжелательности, стремлению понимать д...

Путешествие в сказочную страну.Игра-путешествие.

Эту игру можно провести с ребятами начальных классов. Она будет интересна всем....