Презентация "Развитие логического мышления на уроках математики
презентация к уроку по математике
Задания для логического мышления на уроках математики для учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logich_myshleniya.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новые цели начального образования По новым образовательным стандартам в начальной школе ребёнка должны научить не только читать , считать и писать . Ему должны привить две группы новых умений . Речь идёт : во-первых , об универсальных учебных действиях , составляющих умения учиться : навыках решения творческих задач и навыка поиска , анализа и интерпретации информации ; в о- вторых , речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению , саморазвитию , самопознанию . 12.01.2022 2 http://aida.ucoz.ru
К логическим универсальным действиям относятся: В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные , логические, а также постановку и решение проблемы. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 3
12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 4 Логическое мышление Сравнение Конкретизация Абстракция Обобщение Анализ Синтез
причины, способствующие необходимости развития логического мышления у детей младшего школьного возраста во-первых , появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания, во-вторых , учащиеся начальных классов принимают активное участие в различного уровня интеллектуальных конкурсах, в основе которых необходимо не только знание предмета, но и умение нестандартно мыслить, значит необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов; в-третьих, изменения парадигмы образования, связанные с достижением нового образовательного стандарта: всестороннее развитие личности обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления. 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 5
Основные задачи логического развития у детей воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами; строить простые высказывания о сущности выполненного действия; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения. 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 6
12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 7 Эффективные средства развития логического мышления Дидактические игры Интеллектуальные разминки Логически-поисковые задания Тесты Упражнения занимательного характера 6. Дополнительные сведения
Сравнение В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями: а) выделение признаков; б) установление общих признаков; в) выделение основания для сравнения; г) сопоставление по данному основанию. 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 8
1. Приём сравнения предметов. Сравнение ? “ Что изменилось? “ Найди лишний ряд” “ Какая фигура лишняя?”
Анализ и синтез Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач. 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 10
2. Приём анализа и синтеза 1.Малыш и Карлсон играли в игру: поочерёдно записывали цифры в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш – по одному и тому же принципу. - Подумай, по какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал. Карлсон 9,4,7,11,19,3,8,6… Малыш 2,1,4,3,6,5… 2. Из различных цифр я сделала бусы. Но бусы были порваны. Кто сможет их помочь собрать, Тому поставлю пять ! 3. “ Магический квадрат ”.
Обобщение Умения необходимые для овладения этого приёма: Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения). Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения). 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 12
3. Приём обобщения. “ Назови , одним словом ”. 2, 4, 6, 8 ________ 1, 3, 5, 7, 9 ________ 18, 25, 33 _______ 131, 139, 216 ______ “ Зачеркни лишнее выражение ”. “ Чем похожи числа ?” 6 и 61; 41 и 48; 84 и 14. “Чем различаются?” 5 и 15, 88 и 18; 12 и 31; “Общие признаки?” 1 и 11; 20 и 10; 126 и 345
4. Приём классификации. Разбей на группы по цвету по форме по размеру “Найди числа кратные 8” 15, 18, 24, 36, 42,16, 54, 40, 48, 74, 28, 8, 12, 56, 64, 38,54, 32, 54, 81, 72. * “ Разбей на группы числа ” 2,13,46,6,55,18,79,108,200,132 а) чётные в) однозначные д) круглые б) нечётные г) двузначные е) трёхзначные
Классификация Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 15
Закономерность Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы). 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 16
5. Закономерность. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа: 3, 7, 11, 15, 19, 23, … (27, 31, 35). +4 +4 +4 16 , 12, 15, 11, 14, 10, ... (13, 9, 12). -4 +3 -4 +3 -4 “ Вставь число ”. “Помоги заполнить таблицу”. “Установи правило и впиши знаки + или -”
Нестандартные логические задачи 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 18 ВИДЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Задачи на поиск недостающей фигуры в ряду Обратные и взаимообратные задачи Задачи, связанные с переправой Задачи, связанные с рассмотрением конечных множеств Задачи на установление закономерностей Задачи с недостающими и лишними данными
Задания, направленные на развитие логического мышления: 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 19 Задачи на смекалку Задачи-шутки Числовые фигуры Задачи с геометрическим содержанием Логические упражнения со словами Математические игры Кроссворды и ребусы
12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 20 Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке.
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 21 ПРОВЕРКА
Запишите в строчку только первую букву ответа. 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 22 Полевой цветок народный, для гадания пригодный. Домашний бассейн для рыб. Куколка-неваляшка, по-другому… Зимой и летом одним цветом. У Буратино длинный ….. Все мы ночью видим…. Инструмент дровосека. Синий полевой цветок, имя мальчика. Доктор птичек и зверей, лечит маленьких детей. Р А В Е Н С Т В А
Задачи со спичками 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 23 Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.
Проблемная ситуация 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 24 На доске Маша Витя 13-7+5=11 13-7+5=1 Кто прав? Почему?
Заключение 12.01.2022 http://aida.ucoz.ru 25 В качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике в условиях ФГОС НОО становится не изучение основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности. Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики
В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...
Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников
Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....
КАК развивать логическое мышление на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?
Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному, отвлеченному мышлению...
Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....
формирование начальных приемов логического мышления на уроках математики
Формирование начальных приемов логического мышления на уроках математикиВведение………………………………………….....……………………..…..….31.1 Понятие о мышлении как о психич...
Развитие логического мышления на уроках математики.
Известно, что младший школьный возраст - активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. В своей педагогической деятельности ...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе
Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...