УРОК Математические представления Тема: «Число и цифра 5»
план-конспект урока по математике (1 класс)

УРОК

Математические представления

Тема: «Число и цифра 5»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_5.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шаховская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

УРОК

Математические представления

Тема: «Число и цифра 5»

«Путешествие Колобка»

1 б класс

Учитель начальных классов

Енина В.И.

9 декабря 2021г.

Цель:

  • Формировать представление  о числе и цифре 5, продолжить работу  по образованию числового ряда.

Задачи:

  • научить распознавать и записывать новую цифру;
  • способствовать коррекции недостатков наглядно-действенного мышления путем совершенствования вычислительных навыков, счета предметов до 5 и обратно;
  • Развивать наглядно-действенное мышление, совершенствовать грамматический строй речи.
  • Воспитывать мотивацию учения.

БУД:

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся через: понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, умение использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд;
  • Формирование учебного поведения через: умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого; умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
  • Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами;
  • Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия.

Личностные и предметные результаты:

  • «Уверенность в себе»: осознание, что может, а что обучающемуся пока не удается;
  • «Социальные навыки»: уметь устанавливать и поддерживать контакты; уметь кооперироваться и сотрудничать, использовать элементарные формы речевого этикета; принимать доброжелательные шутки в свой адрес; охотно участвовать в совместной деятельности;
  • Осознавать себя в следующих социальных ролях: ученик, одноклассник.
  • Развитие мотивов учебной деятельности: проявление мотивации благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослым  и сверстниками, принимать и оказывать помощь.

Форма проведения: урок-путешествие по сказке

Оборудование: геометрический материал, лента чисел 1-5, разрезные цифры, демонстрационная карточка-цифра 5, из картона  морковки  с  примерами, счетные палочки, бусы из теннисных шариков, фигурки лисы, волка, зайца и медведя,  кусочки шерстяных ниток, кисточки и баночка с водой, мультимедийная презентация.

Словарь: первый, второй, третий, четвертый, пятый.

Ход урока

Название

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

Обучающихся

1.

Организационный

момент

а) психологический

настрой

б) речевая

разминка

Слайд 1

Добрый день!

Прозвенел наш дружок-

Голосистый звонок

Всем внимание, ребята,-

Начинается урок.

Сели ровно,

Ноги вместе,

Руки на место,

Локти у края,

Спина прямая.

Слайд 2

- Вы любите сказки? Хотите попасть в сказку?

Приветствие.

Садятся за парты.

Отвечают на вопросы.

2.

Повторение

пройденного

а) работа

с геометрическим материалом

Слайд 3

- Перед нами две дороги – длинная и короткая. Если пойдем по короткой дорожке – останемся в классе, а если по длинной – попадем в сказку!

Какую выберете дорожку?

Какого цвета эта дорожка?

Слайд 4

- Смотрите, кто это?

- На какую фигуру похож?

- Что может сделать круг и шар?

Слайд 5

- Возьмите в руки квадрат и треугольник. - А квадрат может катиться?

- Что ему мешает?  А треугольник может катиться?

Слайд 6

- Посмотрите, это домик бабушки и дедушки.

- Чего не хватает? Крыша появится, если вы дополните ряды чисел на доске.

- Кирилл вставит пропущенные числа

1  2 … 4          1 … 3  4

- Что мы делали?

- Устное оценивание.

(Клик на этом же слайде – появляется крыша домика.)

- Из каких геометрических фигур состоит домик?

- Какого цвета  крыша, окошко, дверь, стены?

- Ребята давайте предложим Колобку путешествовать на транспорте. Слайд 7

- Что это? Вагонов много или мало? На каждом вагоне написан номер.

- Какие цифры знаешь, покажи и назови.

- Давайте посчитаем  от 1 до 4. Это прямой счет. Кто теперь посчитает обратно?

Что мы делали?

Устное оценивание.

Ответы детей

Колобок

Круг, шар

Катиться

Не может.

Мешают углы.

Нет крыши

(запись на доске)

Дети записывают, вставляют недостающее число

Квадрат, треугольник, прямоугольник

Чёрная, синее, красная, зелёные

Выходят к доске, называют и показывают

Индивидуально, хором

Мы считали от 1 до 4 и обратно от 4 до 1.

3.

Изучение нового материала

а) сообщение темы и цели урока

б) Знакомство с цифрой 5

 

в) физминутка

г) пропись цифры

д) Работа с (геометрическим материалом)

прямоугольниками

е) Пальчиковая физминутка

- Сегодня вы познакомитесь с новым числом.  

- Давайте еще раз посчитаем все вагоны.

(Клик  на этом же слайде – появляется пятый вагон)

- Что произошло?

- Сколько было вагонов?

- Сколько добавилось?

- Сколько стало, давайте посчитаем?

- Ребята, за числом 4 следует число 5.  

- Давайте ещё раз посчитаем  хором от 1 до 5.

- Колобку нужно сесть в первый  вагон, покажи, где первый  вагон?  Какое число записано на следующем вагоне? Какое число следует за числом 4?  

Слайд 8

А теперь встаньте.

Пройдемся с Колобком.

Вышел Колобок гулять,

Просит нас шаги считать:

Шаг шагнул он – и запел,

Шаг – немножко посидел,

Шаг – немножко удивился,

Шаг  с друзьями помирился

И ещё один шажок...

Ох, устал же наш   дружок.

Слайд 9

- Число 5 обозначается цифрой 5. Посмотрите, как она пишется.

«Ставим ручку чуть левее верхнего правого угла клеточки, опускаемся через центр клеточки чуть ниже его, возвращаемся до центра и плавно уходим вправо вверх, закругляем, опускаемся по наклонной вниз и в нижней части стороны клетки выписываем «клюшку». Ставим ручку в начальную позицию и уходим по стороне клетки вправо до угла».

- Давайте пропишем эту цифру в воздухе пальчиком, ручкой. Оля пропишет эту цифру на доске

- А теперь пропишем в тетради, сели ровно, спина прямая, тетрадь положили под наклоном.

- Открыли тетради, прописываем через клеточку, строчку цифру 5

У себя на столе разложите 4 зелёных прямоугольника – это вагоны. Постройте из них поезд.

А теперь возьмите еще один красный прямоугольник и  положите его в конце поезда справа. Посчитай, сколько получилось вагонов. Посчитайте от 1, а теперь обратный счет.

- Сколько зелёных прямоугольников, красных . Сколько прямоугольников вместе?

- Как получили число 5?

Давайте запишем в тетради. Нарисуйте четыре зелёных прямоугольника, высота 1 клетка, длина 2 клетки и 1 красный прямоугольник и 1 красный прямоугольник. Сколько зелёных прямоугольников, запишите. Сколько добавили красных прямоугольников, запишите. Сколько стало прямоугольников?

Как получили число 5? Составьте пример?

Слайд 10

Колобок сел в вагон и поехал мимо леса. Посмотрите, какие деревья росли по сторонам дороги?

Сделаем упражнение для пальцев «Ёлочка».

- Ёлка быстро получается,

если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

 Дети считают от 1 до 4

Появился ещё один вагон

4

1

1,2,3,4,5

Повторяют движения за педагогом

Пропись цифры

Работают с геометрическим материалом

4,1

5

К 4 добавили 1  стало 5

Работа в тетрадях

4 + 1 = 5

Елки

Пальчики пропускаются

между собой, ладони под углом друг к другу,

выставляются вперѐд

4.

Закрепление нового материала

а) самостоятельная работа

б) прямой и обратный счёт

в) физминутка

Слайд 11

Ребята, каких животных встречал Колобок в своей сказке?

Какие животные здесь лишние? (на доске фигурки ежа, медведя, зайца, лисы, волка)

Хорошо, уберем ежа.

Сколько животных встретил Колобок? Кого он встретил первого?   Второго?  Третьего? Четвертого?

Слайд 12

Первым Заяц повстречался с Колобком и обещал его пропустить, если он правильно решит примеры на морковках, тогда ему можно будет съесть морковки.  Поможем?

(Каждый из ребят получает свою морковку с индивидуальным заданием)

Слайд 13

Кого встретил потом Колобок? (Волка).

- Сегодня у Лисички  день рождения и Волк несет ей в подарок бусы.  Ему стало интересно, сколько же бусинок.  Рассмотрите бусы.  (5 теннисных шариков  на веревке)

 Сколько оранжевых бусинок?  Сколько белых?

 Сколько всего бусинок?

Давайте посчитаем бусинки.

Как мы получили 5? На доске появляется запись: 4+1=5

- Обрадовался Волк, что  ему помогли.  Побежал  по дорожке и палочкой пишет какие-то  цифры. Что это за цифры?

- Посмотрите все ли цифры одинаковые по размеру. Волк писал цифры разного размера, а вы должны написать цифры одинаковые. Каждая цифра живёт в своём домике-клеточке. Ей нельзя выходить за пределы своего маленького домика. Руслан запишет цифры на доске, а остальные в тетради.

Слайд 14

С Колобком продолжим путь.

В лес густой мы вошли

Появились комары

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем. 

Медведь рассказал Колобку, что он учится в  лесной школе зверей  и просит помочь ему выполнить  последнее задание.  (Появляется на слайде)

Нужно вставить пропущенное число.

1,2,3,…,5            1,2,3,4,….       …,2,3,4,5

Слайд 15

Кто встретился Колобку после Медведя?

Хитрая Лиса сказала, что отпустит Колобка, если он выполнит её задания. А мы ему поможем в этом?

Лиса сказала: Покажи 4 пальца на правой руке. Добавь к ним ещё 1 палец на этой же руке. Сколько стало пальцев?  А теперь покажи 5 пальцев на левой руке.

- А ещё  Лиса просит спеть песенку, которую ей пел в сказке Колобок. (музыка)

Проговаривают

и расставляют

по порядку зверей

Самостоятельно решают примеры на морковках

Волка

4,1,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

Запись прямого счёта в тетрадь и на доску

Маршируют, лѐгкое похлопывание по различным

участкам тела,

раскачивание туловища из стороны в сторон

Дети называют пропущенное число и показывают

Лиса

Дети выполняют задание.

Дети подпевают

5.

Подведение итогов урока

- С какой цифрой и каким числом мы познакомились во время путешествия?

Посчитаем хором от 1 до 5 . А теперь обратно.

 После какого числа следует  число 5?

Молодцы, ребята!

Слайд 16

Наш дружок Колобок  прыгнул на окошко и решил больше никуда не убегать!

 Слайд 17

– А нам на память портреты  свои оставил! (На экране грустный Колобок и веселый)

– Как вы думаете, сейчас у Колобка какое настроение? – А у вас какое?  Вам понравилось наше путешествие по сказке?

 И мне понравилось,  как вы помогали Колобку. (Учитель  дает оценку каждому ученику).

- Путешествие Колобка окончилось, он вас благодарит за оказанную помощь.

Слайд 15

Урок окончен. Спасибо за работу!

5

12345

После 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"

В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

Конспект урока Математические представления ТЕМА: Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.

Цель: Формировать временные представленияЗадачи:Познакомить с временным понятием: быстро, медленноСовершенствовать знания о частях суток: утро, день, вечер, ночь.Учить определять временные отноше...

Конспект урока "Математические представления" Тема: Восприятие формы.Круг.

Задачи:  Образовательные:- познакомить с геометрической фигурами – круг; - формировать навыки конструирования по образцу;- формировать пространственные представления в проце...

Конспект урока "Математические представления". Тема урока: "Круг".

Данный конспект можно использовать для организации урока детям со сложной структорой дефекта (1 класс)....

Открытый урок. Математические представления. Тема: «Счёт в пределах 5»

Открытый урок. Математические представления. Тема: «Счёт в пределах 5»...