Технологическая карта урока по математике «Приближенное вычисление площадей» (УМК Перспектива,4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Титова Вероника Евгеньевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения определять приближенное значение площади фигуры с помощью палетки, повторение алгоритма оценки площади.

Задачи урока

Дидактические:

1.    Создать условия для построения учащимися алгоритма нахождения приближённого значения площади фигуры и зафиксировать его в речи, графической и знаковой форме;

2.    Направлять и следовать алгоритму нахождения приближённого значения площади фигуры;

3.    Научить измерять площадь фигуры с помощью палетки.

Развивающие:

     1. Развивать устную математическую речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

     2. Развивать логическое мышление, внимание через учебные задания.

Воспитательные:

1.    Воспитывать ответственность, положительную учебную мотивацию;

2. Формировать умение работать в паре, в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 12.10.2021 г.

Школа: 104

Класс: 4 «Б»

Урок: 2

Время: 08:55 – 9:35   Кабинет: 203

Студент: Цыс Вероника Евгеньевна

Группа: 41

Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

Методист: Кузнецова Дарья Витальевна

Тема урока: «Приближенное вычисление площадей»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения определять приближенное значение площади фигуры с помощью палетки, повторение алгоритма оценки площади.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Создать условия для построения учащимися алгоритма нахождения приближённого значения площади фигуры и зафиксировать его в речи, графической и знаковой форме;
  2. Направлять и следовать алгоритму нахождения приближённого значения площади фигуры;
  3. Научить измерять площадь фигуры с помощью палетки.

Развивающие:

     1. Развивать устную математическую речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

     2. Развивать логическое мышление, внимание через учебные задания. 

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственность, положительную учебную мотивацию;
  2. Формировать умение работать в паре, в коллективе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная форма.

1. Приветствует класс.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок математики.

-Ребята, улыбнитесь и пожелайте, пожалуйста, друг другу успехов.

-Я тоже хочу вам пожелать успешно поработать сегодня на уроке.
А для этого нам поможет формула успеха, посмотрите на слайд, давайте вместе составим её.

 

Приветствуют учителя.


Желают друг другу успехов и настраиваются на работу.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод: фронтальная беседа;

Практический метод: устный счёт,

2.Проводит устный счёт.
-Прежде чем перейти к повторению пройденного материала, я предлагаю вам игру. Одна парта-1 пример и передаём следующим.
Игра «Передай эстафету».

25*4=     24*3=     5*18=      

153:3=    44:4=      96:6=        

38*2=     2*19=     6*24=      

96:4=      87:3=      72:2=      

17*8=     4*21=     13*7=    

48:8=      105:5=    24:12=    

-Начнём проверку с первого ряда.

-Молодцы вы все хорошо справились с этим заданием.
-На столах у вас лежит карточка (А) с фигурой. Как вы думаете, что вам предстоит сделать?
Что вам поможет выполнить задание?

-Кто желает выйти к доске, собрать алгоритм в правильной последовательности и выполнить задание? Остальные записывают на этом же листочке.


- Молодцы! Справились все!

- Что вы сейчас повторили?

Каждый ряд выполняет задание.

100       72       90

51         11       16
76         38       144
24         29       36
136       84       91
6           21       2


-Выполнить оценку площади фигуры.
-Алгоритм оценки площади.

Ученик собирает алгоритм на доске и выполняет задание, остальные – за партами.

-Алгоритм оценки площади.

 Предметные: повторить уже имеющиеся знания.  

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Практический: выполнение упражнения

Словесный метод. Беседа.

1.Выдвигает проблемое задание.

- Что вас ожидает дальше?

- С какой целью я вам предлагаю такое задание?
Возьмите карточку с фигурой В.


– С помощью алгоритма выполните оценку площади фигуры В и укажите ее приближенное значение. Запишите ответ в виде приближенного равенства:

S ≈ …

- Что нового в задании?
- Выполните задание.
-Кто готов записать решение у доски?
- Уточните еще раз, какое задание надо было выполнить.

- Чем вы пользовались?

- Почему нам не подходит имеющийся алгоритм?

- Значит, в чем причина затруднения?

2. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Сформулируйте цель и тему урока.

Давайте составим с вами план работы:
1. Составить … (алгоритм «Приближенное вычисление площадей»
2. Научиться … (находить приближённое значение площади фигуры)
3. Закрепить … (полученные знания)


Отвечают на вопросы:

-Задание с затруднением.
-Анализируя его мы сможем понять, что нового сегодня будет на уроке, мы сможем понять, что мы ещё не знаем.






- Надо найти приближённое значение площади.
Самостоятельная работа (1-2 минуты)
- Найти приближенное значение площади.


Раньше нам надо было сделать оценку площади, то есть записать двойное неравенство, а здесь требуется выбрать определенное число между ее границами.
-Мы не знаем способа, как определить приближенное значение площади.
- ---Научиться находить приближённое значение площади, тема урока: «Приближённое значение площади».

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: структурирование знаний.

Презентация

Открытие" детьми нового знания
 (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

.Словесный: фронтальная беседа

1. Организует работу с новым материалом.
- Что нам поможет для реализации цели?
- Что вы сможете использовать при построении нового алгоритма?

- По какому плану вы будете действовать?
2. Организует работу в группах.
Оценку фигуры вы будете выполнять в группах, у каждого из вас есть карточка с цветом (1 группа – 1 цвет).


- Сейчас одна из групп объясняет, как они выполнили задание, остальные группы дополняют, корректируют ответ.

3. Продолжает работу с новым материалом
- Назовите самое большое приближенное значение площади.

- Сколько клеток находится между выделенными границами?

- Чем они отличаются от заштрихованных клеток?

- Может быть, принять за приближенное значение сумму 6 и 10?

- Посмотрите внимательно, какая часть клеток входит в фигуру?

-Договоримся брать половину неполных клеток. Тогда какая площадь из них составится?

- А всего в фигуре сколько целых клеток?

Отвечают на вопросы.

-Алгоритм.

- Алгоритм оценки площади.
- Сначала сделаем оценку площади, а затем найдём способ выбора числа между нижней и верхней границами и составим алгоритм для нахождения приближённого значения площади.

Выполняют работу в группе.
1. Нижняя граница – количество целых клеток внутри фигуры: 6 клеток (указанные клетки штрихуются).

2. Верхняя граница – наименьшее количество клеток, которое содержит фигуру: 16 клеток (указанные клетки обводятся).

- Самое большое приближенное значение площади равно ее верхней границе – 16.

- 10.
- Они входят в фигуру не полностью, частично.
- Нет, ведь 10 клеток нецелых!
- Где-то больше половины, а где-то – меньше.
-10 : 2 = 5 клеток.
-6 клеток полных и 5 – дадут неполные. Всего 6 + 5 = 11 клеток.

П: работать по предложенному плану.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

На доске и в тетрадях ученики записывают: S ≈  6 + 10 : 2 = 11 (ед.)
- Этот способ рассуждений можно применить для любых фигур?
- Давайте для удобства обозначим число полных клеток внутри фигуры –
а, а число клеток, которые входят в нее частично – b. Попробуйте записать буквами (в общем виде) способ вычисления, который у нас получился.

S ≈  a + b : 2 (ед.)

-Посмотрите на доску.

- Сможете вы выполнить задание для фигуры С?


- Что не хватает для выполнения задания?

- В математике есть инструмент, который позволяет найти приближённое значение площади таких фигур, как вы думаете, из чего он состоит?

- Называется такой инструмент – палетка.

- Как вы будете использовать палетку для выполнения задания?
- В группах найдите приближённое значение площади фигуры
С.


-Да.
Группы предлагают варианты формулы, которые корректируются при необходимости.


Согласованная формула вывешивается на доску:




-Нет, т.к. мы не можем подсчитать клетки внутри и вне фигуры.





- Клеточек.



- Из клеточек.

- Надо её наложить на фигуру.

Выполняют задание в группах.

- Каким шагом надо дополнить наш алгоритм?

На доске алгоритм дополняется первым блоком.
Алгоритм приближенного вычисления площади


- Как можно проверить правильно вы составили алгоритм?

- Откройте учебники на стр. 53 и проверьте себя.

- Что вы можете сказать?

- Должен быть первый шаг: наложить палетку на фигуру.



- Можно посмотреть в учебнике.

- Мы правильно построили алгоритм.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: работа в парах;

Словесный: фронтальная беседа

1. Организует первичное закрепление материала в речи.
– Молодцы, вы хорошо поработали! У вас составлен алгоритм. Что дальше нужно выполнить?
Предлагаю вам сделать
 1 (а), стр. 54.

1 (а), стр. 54

- Под буквой б, вы выполняете задание в парах, проговаривая алгоритм, затем проверим по образцу.

 1 (б), стр. 54
б) а = 9,  b = 16,

S = 9 + 16 : 2 = 17 (см2).
3. Проводит динамическую паузу.
- Вы отлично выполнили задание, а теперь давайте разомнёмся.
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)
Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)
Осторожно, горячо (ходьба на месте).

Отвечают на вопросы:

- Отработать его, потренироваться в его использовании.
Задание один из учеников выполняет у доски с комментированием по алгоритму, а остальные работают на печатной основе.





Выполняют динамическую паузу.

П: овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Презентация

Самостоятельная работа
(2-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод, самостоятельная работа

1. Организует самостоятельную работу учащихся.
– Как узнать, правильно ли вы поняли способ нахождения приближенного значения площади?

Для самостоятельной работы предлагается  1 (в, г) стр. 54. – один по выбору. минуты.

2. Организует проверку выполнения заданий.Закончили работу! Что теперь надо сделать?

– Что нам поможет уточнить причину ошибок и их исправить?
– Проверьте себя по эталону (Д-8).




– У кого задание вызвало затруднение? Отметьте для себя его знаком «?».

– В чем причина затруднения?

– Разобрались? Постарайтесь в этом больше не ошибаться!
– Поднимите руки, у кого все верно.

– Молодцы! Поставьте себе «+»!.



Отвечают на вопросы:
-Поработать самостоятельно.

Выполняют задания самостоятельно.




- Надо проверить работу.
- Эталон.

Выполняют взаимопроверку по эталону. 










Оценивают свою работу.

Л: развитие самостоятельности и личной ответственности

П: учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Презентация

Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: выполнение задания

1.Закрепляет знания учащихся.
4 (б), стр. 55







По одному ученику работают у доски, а остальные – на печатной основе.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.
– Какова была тема и цель урока?

– Что вы использовали для построения нового алгоритма?

– Достигли вы своей цели?  Молодцы!

– Что вы успели повторить?

– У кого остались вопросы в конце урока?

2. Проводит анализ деятельности на уроке.
Возьмите изображение мишени и оцените свою деятельность в каждом секторе, поставив «+»

Домашнее задание: 

- Спасибо за урок! Вы большие молодцы, я довольна вашей работой.

Отвечают на вопросы.

- Построить способ приближенного вычисления площадей и научиться его применять.

- Алгоритм оценки площади.

Да.



Оценивают свою деятельность на уроке.


Записывают домашнее задание.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике на тему "Площадь прямоугольника", 3 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта  выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока - открытие новых знаний....

Технологическая карта урока по математике. Запись вычисления в столбик 2 класс

Запись вычитания в строчку и столбик. Способ вычитания столбиком....